Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

DESIGN ACTIVITY OF PUPILS AFTER HOURS

Bozshataeva G.Т. 1 Оspanova G.S. 1 Adilbekova G.O. 1 Тurabaeva G.К. 1
1 M. Auezov South Kazakhstan State University
Results of approbation of the «Studying of Fauna of Semi-coleoptera on Tomato Plantations in the conditions of YuKO» project within the section «Entomologist» of a biological circle by pupils of 7 – 9 classes are given in article. This project is directed to formation at pupils of interest in biology, in particular to zoology, use of the gained knowledge in everyday life. As a result of carrying out the «Studying of fauna of semi-coleoptera on tomato plantations in the conditions of YuKO» project participants of the project have learned to distinguish bugs wreckers of tomatoes in a kitchen garden, at the dacha. Have got acquainted with measures of fight against them, have learned to apply skills to the solution of problems of practical character.
method of projects
after hours
tomato bugs wreckers

В настоящее время в образовательной деятельности школ используют такие активные методы обучения как метод проектов. В современной школе созданы условия для школьников, где они могут проявить свои способности и индивидуальность; для формирования у них навыков и умений научно-практической деятельности [1].

Проектную деятельность обычно проводиться как во время урока, так и во внеурочное. Из за специфики исследовательской работой наш проект проводился вне школы.

Поэтому предлагаем для рассмотрения организацию проектной деятельности учащихся во внеурочное время.

Исследования и практика многих ученых показывает, что наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера. Школьникам нравится работать с тем биологическим материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни [2,3].

Рассмотрим методику организации проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» на занятиях кружка.

Проектная деятельность учащимися выполнялась поэтапно. На первом этапе была организована подготовительная работа: школьники ознакомились с целью и задачами проекта, методами исследования.

На втором этапе проводилась непосредственная работа над школьным проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

На заключительном этапе были представлены результаты выполненного проекта.

Цели проекта:

Образовательная: формировать умения применять биологические знания в решении практических задач.

Развивающая: развивать способности к анализу и синтезу.

Воспитательная: способствовать поддержанию интереса к биологическим наукам, формированию умения работать в группе.

Материалы и методы исследования

Для выполнения проектной деятельности использовались методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию биологического кружка и стандартные методы отлова, учета и определения насекомых.

Результаты исследования и их обсуждение

Организации проектной деятельности школьников во внеурочное время осуществлялось на базе биологического кружка в №15 школе-лицей им. Д.И. Менделеева г. Шымкента.

Разработанная программа проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» была апробирована на занятиях секции «Энтомолог» биологического кружка и рассчитана на учащихся 7 – 9 классов. Секцию посещало 12 учеников. Занятия проводились один раз в неделю.

Данная программа предусматривала формирование у школьников интереса к зоологии и применение биологических знаний в повседневной жизни.

Планируемый результат: научить учащихся распознавать клопов, в том числе среди них вредителей, обитающих на посадках томатов в огороде, на даче, познакомиться с мерами борьбы с ними, применять биологические знания для решения задач практического характера.

Актуальность темы. Овощеводство является одними из ведущих отраслей сельского хозяйства Южно-Казахстанской области. Среди овощных культур большое народно-хозяйственное значение имеют томаты. Ни одна из овощных культур не используется так широко и многообразно, как томаты. Кроме потребления в свежем виде, они служат высококачественным сырьем для консервной промышленности.

Почвенно-климатические условия Южно-Казахстанской области благоприятны для выращивания этой ценной по своим качественным и вкусовым показателям культуры томатов. Однако, существенным фактором, снижавшим урожайность и качество плодов томатов является вредная деятельность многих видов насекомых.

Целью работы поставили изучение видового состава фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях Южно-Казахстанской области.

Определили следующие задачи исследования:

• изучение видового состава полужесткокрылых;

• выявление клопов-вредителей томатов;

• изучение сезонной динамики популяций наиболее вредоносных видов клопов.

Школьники ознакомились с методами исследования: стандартные методы отлова, учета и определения насекомых.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследований по изучению фауны вредителей томатов окажут помощь в разработке рекомендаций «Системы защиты культуры томатов, картофеля от вредителей и болезней в условиях Южно-Казахстанской области».

Аналитический этап. Школьники, выполняющие проект были разделены на две группы, которые провели обзор литературы по теме исследования. Первая группа сделала анализ литературы по исследованиям фауны полужесткокрылых, обитающих в агробиоценозах пасленовых. Вторая группа сделала анализ литературы по биоэкологическим особенностям основных клопов-вредителей томата.

Анализируя информацию, ребята отметили, основными вредителями томата являются переносчики вирусных болезней – разные виды тлей, клопов, а также гусеницы хлопковой совки, которые повреждают растения томата.

Этап обобщения информации. После того, как все учеты насекомых проведены, определена их видовая принадлежность, настает самый ответственный момент – обработка полученных данных.

Заключительный этап показал, что у учащихся сформированы умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, групповой коммуникации, умение вести себя в публичном выступлении.

Участники проектной деятельности представили свои работы членам кружка и учителям, которые сопровождались комментариями и описанием фауны полужесткокрылых, обитающих на плантациях томата. Ученики рассказали о проведенной работе, о трудностях, с которыми встретились на пути создания проекта. Остальные участники высказали свое отношение к проделанной работе. По окончанию выступления задавались вопросы по ходу организации, проведению работы, по теоретическому разделу курса.

Были предложены варианты продолжения работы над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

Результаты оценки проектной деятельности показали, что учащиеся смогли использовать знания зоологии в работе над проектом. А также показали ответственное отношение к выполнению поставленных задач.

Участники самостоятельно провели все этапы работы над предложенным проектом, оформили свои мысли в письменном виде, представили результат своей работы остальным участникам.

В ходе обсуждения, школьники высказали свою заинтересованность в выполнений подобных проектов.

Анализ деятельности каждого участника проекта показал, что поставленные цели и задачи были полностью выполнены.

Выводы

1. Организация проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» во внеурочное время в рамках биологического кружка дала положительные результаты. В ходе проектной деятельности учащиеся приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта, тем самым составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли), осуществлять работу по поиску и обобщению информации, по предоставлению результата своей деятельности.

2. Результаты школьного научного проекта по изучению видового состава фауны полужесткокрылых агроценоза томатах показали, что растения заселяются 6 видами насекомых, относящихся к 3 отрядам.

3. Основными вредителями томата в условиях ЮКО являются свекловичный, полынный, люцерновый клопы.