Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Бозшатаева Г.Т. 1 Оспанова Г.С. 1 Адилбекова Г.О. 1 Турабаева Г.К. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
В статье приведены результаты апробирования проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» в рамках секции «Энтомолог» биологического кружка учащимися 7 – 9 классов. Данный проект направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, в частности зоологии, применению полученных знаний в повседневной жизни. В результате проведения проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» участники проекта научились распознавать клопов-вредителей томатов в огороде, на даче. Познакомились с мерами борьбы с ними, научились применять умения и навыки для решения задач практического характера.
метод проектов
внеурочное время
клопы-вредители томата
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. – 2010. – № 9. – С.177–180.
2. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования // Школьные технологии. – 2014. – №5. – С.17–19.
3. Бозшатаева Г.Т., Узахова А.С., Киясова К.К., Байбатшаева А.Е., Оспанова Г.С., Турабаева Г.К. Организация проектной деятельности учащихся во внеурочное время // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №3 (часть 1). – С.15–17.

В настоящее время в образовательной деятельности школ используют такие активные методы обучения как метод проектов. В современной школе созданы условия для школьников, где они могут проявить свои способности и индивидуальность; для формирования у них навыков и умений научно-практической деятельности [1].

Проектную деятельность обычно проводиться как во время урока, так и во внеурочное. Из за специфики исследовательской работой наш проект проводился вне школы.

Поэтому предлагаем для рассмотрения организацию проектной деятельности учащихся во внеурочное время.

Исследования и практика многих ученых показывает, что наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера. Школьникам нравится работать с тем биологическим материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни [2,3].

Рассмотрим методику организации проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» на занятиях кружка.

Проектная деятельность учащимися выполнялась поэтапно. На первом этапе была организована подготовительная работа: школьники ознакомились с целью и задачами проекта, методами исследования.

На втором этапе проводилась непосредственная работа над школьным проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

На заключительном этапе были представлены результаты выполненного проекта.

Цели проекта:

Образовательная: формировать умения применять биологические знания в решении практических задач.

Развивающая: развивать способности к анализу и синтезу.

Воспитательная: способствовать поддержанию интереса к биологическим наукам, формированию умения работать в группе.

Материалы и методы исследования

Для выполнения проектной деятельности использовались методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию биологического кружка и стандартные методы отлова, учета и определения насекомых.

Результаты исследования и их обсуждение

Организации проектной деятельности школьников во внеурочное время осуществлялось на базе биологического кружка в №15 школе-лицей им. Д.И. Менделеева г. Шымкента.

Разработанная программа проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» была апробирована на занятиях секции «Энтомолог» биологического кружка и рассчитана на учащихся 7 – 9 классов. Секцию посещало 12 учеников. Занятия проводились один раз в неделю.

Данная программа предусматривала формирование у школьников интереса к зоологии и применение биологических знаний в повседневной жизни.

Планируемый результат: научить учащихся распознавать клопов, в том числе среди них вредителей, обитающих на посадках томатов в огороде, на даче, познакомиться с мерами борьбы с ними, применять биологические знания для решения задач практического характера.

Актуальность темы. Овощеводство является одними из ведущих отраслей сельского хозяйства Южно-Казахстанской области. Среди овощных культур большое народно-хозяйственное значение имеют томаты. Ни одна из овощных культур не используется так широко и многообразно, как томаты. Кроме потребления в свежем виде, они служат высококачественным сырьем для консервной промышленности.

Почвенно-климатические условия Южно-Казахстанской области благоприятны для выращивания этой ценной по своим качественным и вкусовым показателям культуры томатов. Однако, существенным фактором, снижавшим урожайность и качество плодов томатов является вредная деятельность многих видов насекомых.

Целью работы поставили изучение видового состава фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях Южно-Казахстанской области.

Определили следующие задачи исследования:

• изучение видового состава полужесткокрылых;

• выявление клопов-вредителей томатов;

• изучение сезонной динамики популяций наиболее вредоносных видов клопов.

Школьники ознакомились с методами исследования: стандартные методы отлова, учета и определения насекомых.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследований по изучению фауны вредителей томатов окажут помощь в разработке рекомендаций «Системы защиты культуры томатов, картофеля от вредителей и болезней в условиях Южно-Казахстанской области».

Аналитический этап. Школьники, выполняющие проект были разделены на две группы, которые провели обзор литературы по теме исследования. Первая группа сделала анализ литературы по исследованиям фауны полужесткокрылых, обитающих в агробиоценозах пасленовых. Вторая группа сделала анализ литературы по биоэкологическим особенностям основных клопов-вредителей томата.

Анализируя информацию, ребята отметили, основными вредителями томата являются переносчики вирусных болезней – разные виды тлей, клопов, а также гусеницы хлопковой совки, которые повреждают растения томата.

Этап обобщения информации. После того, как все учеты насекомых проведены, определена их видовая принадлежность, настает самый ответственный момент – обработка полученных данных.

Заключительный этап показал, что у учащихся сформированы умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, групповой коммуникации, умение вести себя в публичном выступлении.

Участники проектной деятельности представили свои работы членам кружка и учителям, которые сопровождались комментариями и описанием фауны полужесткокрылых, обитающих на плантациях томата. Ученики рассказали о проведенной работе, о трудностях, с которыми встретились на пути создания проекта. Остальные участники высказали свое отношение к проделанной работе. По окончанию выступления задавались вопросы по ходу организации, проведению работы, по теоретическому разделу курса.

Были предложены варианты продолжения работы над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».

Результаты оценки проектной деятельности показали, что учащиеся смогли использовать знания зоологии в работе над проектом. А также показали ответственное отношение к выполнению поставленных задач.

Участники самостоятельно провели все этапы работы над предложенным проектом, оформили свои мысли в письменном виде, представили результат своей работы остальным участникам.

В ходе обсуждения, школьники высказали свою заинтересованность в выполнений подобных проектов.

Анализ деятельности каждого участника проекта показал, что поставленные цели и задачи были полностью выполнены.

Выводы

1. Организация проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» во внеурочное время в рамках биологического кружка дала положительные результаты. В ходе проектной деятельности учащиеся приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта, тем самым составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли), осуществлять работу по поиску и обобщению информации, по предоставлению результата своей деятельности.

2. Результаты школьного научного проекта по изучению видового состава фауны полужесткокрылых агроценоза томатах показали, что растения заселяются 6 видами насекомых, относящихся к 3 отрядам.

3. Основными вредителями томата в условиях ЮКО являются свекловичный, полынный, люцерновый клопы.


Библиографическая ссылка

Бозшатаева Г.Т., Оспанова Г.С., Адилбекова Г.О., Турабаева Г.К. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 29-31;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1539 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674