Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА В КАЗАХСТАНСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Билялов Д.Н. 1 Мовкебаева З.А. 1 Дюсенбаева Б.А. 2 Дузелбаева А.Б. 3 Хамитова Д.С. 3 Оразаева Г.С. 4
1 Казахский национальный педагогический университет имени Абая
2 Северо-Казахстанский университет имени М. Козыбаева
3 Павлодарский педагогический университет имени Элкена Маргулана
4 Казахский национальный женский педагогический университет
В статье исследуется проблема соответствия подготовки специальных педагогов требованиям инклюзивных организаций для эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Обосновывается, что происходящие изменения в требованиях к обеспечению общеобразовательных организаций специальными педагогами обуславливают актуальность модернизации их подготовки и нацеливания ее на будущую профессиональную деятельность в общеобразовательных организациях. Целью исследования является изучение проблемы подготовки и обеспечения специальными педагогами процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных (инклюзивных) организациях образования в Республике Казахстан. Авторами выделены существующие проблемы в данном процессе, приведены статистические данные, доказывающие наличие серьезного дефицита профессионально подготовленных специалистов в инклюзивном образовании, проведен анализ основного содержания образовательных программ по специальной педагогике в казахстанских вузах, исследована сущность понятия «инклюзивно ориентированная подготовка специального педагога (дефектолога)», определены некоторые профессиональные компетенции, необходимые для эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. В результате авторами доказывается наличие определенных трудностей в обеспечении специальными педагогами инклюзивных организаций, связанных с традиционной нацеленностью их подготовки на специальные школы, а также с отсутствием целостной и научно обоснованной модели универсального специалиста, обладающего полным набором совершенно новых профессиональных компетенций: умение конструировать инклюзивную образовательную среду; адаптировать учебно-методические комплексы под особые образовательные возможности детей, имеющих разнообразные нарушения психофизического развития; организовывать продуктивное взаимодействие со специалистами, родителями нормотипичных и «особых» детей, оказывать им необходимую консультативную и методическую помощь и др. Данная статья выполнена в рамках программно-целевого финансирования Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан по теме BR18574162 «Инклюзивно ориентированная подготовка специальных педагогов».
подготовка
специальный педагог
психолого-педагогическое сопровождение
инклюзивное образование
дети с ограниченными возможностями
1. Всемирный доклад по мониторингу образования. Центральная и Восточная Европа, Кавказ и Средняя Азия. Инклюзивность и образование: Для всех значит для всех. 2021. С. 110–114. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/ (дата обращения: 20.08.2021).
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие. М.: НПО «МОДЭК», 2013. 480 с.
3. Мовкебаева З.А. Вопросы подготовки педагогических кадров в Республике Казахстан к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогика и психология. 2013. № 2. С. 6–11.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2002. 576 с.
5. Зимняя И.А. Иерархически-компонентная структура воспитательной деятельности. М., 2013. 175 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 2016. 256 с.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 2015.186 с.
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2014. 192 с.
9. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. …докт. пед. наук. Челябинск, 2014. 383 с.
10. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2015. 312 с.
11. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. М.: Учреждение Российской академии образования «Психологический институт», МГППУ, 2014. 386 с.
12. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2010. 22 с.
13. Сергеева А.И. Инклюзивно ориентированная подготовка учителей-логопедов в вузе // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2. (16). С. 21–22.
14. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 21–22.
15. Zulfiya A. Movkebaeva, Indira A. Oralkanova, Bagdat M. Mazhinov, Aitolkyn B. Beisenova, Oksana G. Belenko Model of Formation for Readiness to Work within Inclusive Education in Teachers. International journal of environmental & science education. 2016. Vol. 11. No. 11. P. 4680–4689.
16. Дюсенбаева Б.А. Сущность понятия «подготовка специального педагога» в психолого-педагогических исследованиях Казахского национального педагогического университета имени Абая «Педагогика и психология». 2019. № 1 (38). С. 36–41.
17. Справочник. РГУ Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования. Алматы, 2022. 115 с.

Активное распространение в казахстанском образовании инклюзивных процессов, основная суть которых заключается в обеспечении возможностей для совместного обучения детей с ограниченными возможностями со своими сверстниками, определяет необходимость совершенствования инклюзивно ориентированной подготовки всех педагогов и специалистов. Необходимость внедрения и совершенствования такой подготовки обусловлена значительным количеством трудностей, с которыми стали сталкиваться педагоги, в том числе и специальные (дефектологи), в процессе обучения и развития детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: при организации режима учебных уроков и коррекционно-развивающих занятий, в процессе установления междисциплинарного взаимодействия, а также коллективной и индивидуальной ответственности в команде психолого-педагогического сопровождения детей, во время оценки их учебных достижений и мониторинга всего психофизического развития, адаптации учебно-методических комплексов к образовательным возможностям детей и др. Указанные трудности, в свою очередь, в значительной степени снижают эффективность процесса включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс и не способствуют полному удовлетворению их особых образовательных потребностей. Соответственно, задача подготовки специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования, ключевым из которых является специальный педагог (дефектолог), приобретает важный социальный характер.

Вместе с тем, согласно Всемирному докладу по мониторингу образования «Центральная и Восточная Европа, Кавказ и Средняя Азия. Инклюзивность и образование: Для всех значит для всех», опубликованному в 2021 г., современные специалисты (специальные педагоги) недостаточно вооружены знаниями и навыками для работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования [1], что обуславливает актуальность модернизации их подготовки и ориентации ее на будущую профессиональную деятельность в общеобразовательных организациях. Необходимость такой модернизации обусловлена возникновением новых требований к профессиональным компетенциям специальных педагогов в условиях инклюзивного образования, которые зачастую вынуждены работать в общеобразовательных дошкольных и школьных организациях с детьми разного возраста (начальное, среднее и старшее звено) и к тому же с разными категориями детей с ограниченными возможностями (с нарушением слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра и др.), в то время как традиционная подготовка специальных педагогов (дефектологов) в высших учебных заведениях предполагает формирование квалифицированных компетенций для работы с одной категорией детей в зависимости от выбранной специальности (логопедия, олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и др.). В инклюзивных организациях образования становятся актуальными профессиональные компетенции, которые определяются новыми тенденциями инклюзивного общества, предполагающие организацию продуктивного межличностного общения со всеми субъектами инклюзивного образовательного процесса. В новых обстоятельствах от учителей-дефектологов требуется, помимо исполнения традиционных обязанностей по коррекции различных проблем и активному развитию детей с ограниченными возможностями, организация и проведение деятельности по руководству, координации, регуляции всего инклюзивного процесса, включая и учебную деятельность детей.

В целях эффективной подготовки специальных педагогов (дефектологов) к указанной выше деятельности, а также для преодоления различных трудностей и проблем в процессе инклюзивного образования, целесообразно изучить опыт разных стран, накопивших определенный положительный опыт по реализации различных моделей и систем подготовки специалистов (специальных педагогов) к работе в условиях инклюзивного образования.

Проведенный предварительный анализ ряда современных исследований по данной проблеме свидетельствует о том, что в мире уже сформировались серьезные подходы и разнообразные системы подготовки специальных педагогов для системы специального и инклюзивного образования, общей основной тенденцией и базисом подготовки которых является понимание наличия и ценности разнообразия потребностей всех учащихся. Соответственно, такая подготовка предполагает не акцентирование имеющихся у детей нарушений и, соответственно, их преодоление и «выравнивание развития», а признание уникальности каждого ребенка, его образовательных возможностей и потребностей.

Анализ научно-педагогических исследований для выявления сущности понятия «инклюзивно ориентированная подготовка специального педагога (дефектолога)», свидетельствует о том, что профессиональная подготовка рассматривается в качестве главного фактора успешности педагога в своей педагогической деятельности (Э. Зеер [2], В. Сластенин [4], И. Зимняя [5], Г. Селевко [6], И. Лернер [7], А. Маркова [8] и др.). При этом исследователи (Н. Ипполитова, А. Маркова, Л. Митина и др.) рассматривают профессиональную готовность педагогов в качестве совокупного комплекса профессиональных и личностно значимых качеств, условно выделенных в виде трех основных компонентов – деятельностного, коммуникативного и личностного [9–11].

Относительно вопроса инклюзивно ориентированной подготовки специальных педагогов многие исследователи (И. Хафизуллина, А. Сергеева, Е. Кутепова) сходятся во мнении, что инклюзивная компетентность будущих специальных педагогов представляет собой комплексное образование, включающее в себя ценностно-личностное отношение к каждому ребенку с нарушениями в развитии, умение активно внедрять инклюзивную культуру и транслировать ее в обществе, высокие интеллектуальные, моральные, духовные и технологические умения и навыки разноуровневого обучения, позволяющие организовать эффективное сотрудничество всех специалистов, педагогов, родителей и др., направленные на максимальную реализацию образовательных возможностей детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного обучения [12–14]. Исследователи З. Мовкебаева, А. Дузелбаева, Б. Дюсенбаева безусловно доказывают, что в современных условиях специальному педагогу следует дифференцированно осуществлять подбор коррекционно-развивающих подходов к детям с различными нарушениями развития в общеобразовательных организациях, гибко реагировать на происходящие изменения в индивидуальном развитии ребенка, организовывать и брать на себя ведущую и ключевую роль в междисциплинарном взаимодействии и многое другое [15, 16].

Подготовка специальных педагогов в новых, инклюзивных условиях предполагает формирование новых профессиональных компетенций, которые включают в себя умение перестраивать, адаптировать и видоизменять свою профессиональную деятельность в зависимости от вида и характера нарушений развития у детей (речи, интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, поведения и др.), возраста и типа образовательной, медицинской или социальной организации, в которой находятся дети. Поэтому возникает необходимость анализа современного состояния подготовки специальных педагогов и обеспечения ими инклюзивных организаций, который позволит в последующем разработать современную, инклюзивно ориентированную модель выпускника и неизбежно повлечет за собой изменения образовательных программ по специальной педагогике в казахстанских вузах.

Целью исследования является изучение проблемы подготовки и обеспечения специальными педагогами процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных (инклюзивных) организациях образования Республики Казахстан.

Материалы и методы исследования

Материалы и методы, которые использовались в исследовании, заключаются в теоретическом анализе зарубежных и казахстанских научных исследований в целях уточнения сущности содержания понятия «инклюзивно ориентированная подготовка специального педагога (дефектолога)», изучении социологических и статистических источников для определения потребности инклюзивных организаций в профессионально подготовленных специалистах для психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, анализе представленных в Реестре образовательных программ по подготовке специальных педагогов (дефектологов).

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно официальным статистическим данным [17] за 2021–2022 учебный год в организациях специального образования (специальные школы, специальные детские сады, психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры и кабинеты психолого-педагогической коррекции) в Республике Казахстан трудились 2592 специальных педагога. Значительно большее количество учителей-дефектологов (специальных педагогов) осуществляли профессиональную деятельность в детских садах общего типа / инклюзивных дошкольных организациях – 3219 чел. и в общеобразовательных/инклюзивных школах – 4111 чел. При этом в специальных классах в общеобразовательных школах работало 637 специальных педагогов, из которых: логопедов – 305, олигофренопедагогов – 324, сурдопедагогов – 3 и тифлопедагогов – 5. При этом администрация указанных школ указывает на нехватку 268 специальных педагогов для работы в специальных классах.

Еще более высокий уровень дефицита специальных педагогов для реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями отмечается в общеобразовательных организациях, реализующих обучение детей в условиях полной интеграции, то есть совместного обучения. Данный дефицит составляет 1196 чел. При этом по данным за 2021–2022 учебный год в инклюзивных организациях образования общее количество специальных педагогов составляло 3474 чел., из которых преимущественное количество специалистов составляли логопеды (1739 чел.) и олигофренопедагоги (1707 чел.), в значительно меньшем количестве представлены в этих организациях сурдопедагоги (17 чел.) и тифлопедагоги (1 чел.).

Проведенный анализ статистических данных о количестве работающих в специальных и инклюзивных организациях, а также о наличии потребности инклюзивных детских садов и школ в подготовленных специалистах с инклюзивно ориентированными профессиональными компетенциями свидетельствует о необходимости модернизации их подготовки и формирования у будущих специальных педагогов необходимых компетенций.

С целью определения уровня ориентированности образовательных программ подготовки специальных педагогов (дефектологов) на будущую профессиональную деятельность в инклюзивных (общеобразовательных) организациях, авторами был организован анализ всех представленных в Реестре образовательных программ по данному направлению подготовки. В результате было определено, что в настоящее время в Республике Казахстан подготовка специалистов по образовательной программе 6В01910 «Специальная педагогика»/«Дефектология» осуществляется в четырнадцати вузах. При этом только в одном вузе – Казахском национальном педагогическом университете имени Абая – подготовка специальных педагогов реализуется на всех трех этапах (бакалавриат, магистратура и докторантура). В девяти вузах осуществляется подготовка специалистов на бакалавриате и магистратуре.

Для решения проблемы дефицита педагогических кадров на педагогическую специальность «Специальная педагогика» ежегодно выделяется достаточно большое количество государственных грантов. Так, в 2022–2023 учебном году было выделено 350 грантов на бакалавриате, 150 грантов на магистратуре, 20 грантов для обучения в докторантуре, 60 грантов – на обучение по очной сокращенной форме и на обучение студентов в рамках проекта «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!» – 43 государственных гранта.

Проведение качественного анализа содержания подготовки специальных педагогов свидетельствует о недостаточном количестве в модульных образовательных программах учебных дисциплин, подготавливающих будущих специалистов к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Наряду с этим было обнаружено, что в условиях академической самостоятельности вузов некоторые вузы при разработке образовательных программ по специальной педагогике делают определенный крен в сторону педагогической, психологической, филологической либо медицинской подготовки, зачастую не соблюдая разумный баланс между всеми этими составляющими. Так, в образовательной программе одного из вузов были обнаружены филологические дисциплины, не имеющие прямого отношения к специальной педагогике («Интегрированное обучение предмета и языка», «Культура речи и коммуникация» и др.). При этом в образовательных программах отмечается недостаточность по-настоящему актуальных учебных дисциплин, подготавливающих будущих специальных педагогов к работе с детьми с часто встречающимися нарушениями (поведенческими, сложными/сочетанными, отсутствием речи у детей и др.). Стоит отметить, что в последние десятилетия наблюдается усложнение различных нарушений у детей. Часто стали встречаться комплексные сочетанные нарушения. Например, у детей с детским церебральным параличом могут наблюдаться дополнительно и серьезные нарушения зрения и слуха. Значительно увеличилось также количество детей с аутизмом.

В связи с определенным изменением видов нарушений у детей с ограниченными возможностями отмечается факт недостаточной готовности специальных педагогов к работе с этими категориями детей. Только часть специальных педагогов, обладающая хорошим практическим опытом и высоким уровнем дефектологических, психологических, медицинских и филологических знаний, может качественно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с разнообразными видами нарушений в инклюзивной организации образования. Вместе с тем специально организованный анализ образовательных программ по направлению подготовки «Специальная педагогика» демонстрирует малое количество или почти полное отсутствие учебных дисциплин, практически подготавливающих будущих учителей-дефектологов к консультативной, методической, адаптационной, коррекционно-развивающей и другой сопровождающей деятельности со всеми субъектами инклюзивного образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами, специалистами и др.). Безусловно настораживающим фактом являлась подготовка специальных педагогов во всех казахстанских вузах до настоящего времени преимущественно по традиционным специализациям (олигофренопедагогика, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика и др.). Однако в 2022 г. Назарбаев университет в сотрудничестве с Университетом прикладных наук Хаме (НАМК) и Университетом прикладных наук JAMK (Финляндия) приняли участие в реализации Проекта Всемирного банка по модернизации образования «Программы профессионального развития педагогов». В рамках новой модели начального педагогического образования были разработаны педагогические программы по подготовке эрготерапевтов и специалистов по раннему развитию детей с особыми образовательными потребностями.

Выводы

На основании анализа зарубежных и казахстанских исследований, статистических данных и анализа образовательных программ по специальной педагогике определяются некоторые изменения и увеличение требований к деятельности специальных педагогов в условиях активного распространения инклюзивного образования. Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Современные статистические данные убедительно доказывают наличие серьезного дефицита профессионально подготовленных специалистов – специальных педагогов в инклюзивном образовании.

2. Проведенный анализ основного содержания образовательных программ по специальной педагогике в казахстанских вузах свидетельствует о преимущественной традиционной нацеленности подготовки специалистов на специальные организации образования, что не соответствует новым условиям: активного распространения инклюзивного образования и резкого увеличения количества инклюзивных организаций.

3. Для преодоления существующего дефицита в обеспечении специальными педагогами инклюзивных организаций целесообразно не только увеличивать количество государственных грантов на обучение по данной специальности, но и качественно менять содержание подготовки, обеспечивая соответствие образовательных программ по специальной педагогике современным требованиям республиканского и регионального рынка труда относительно предоставляемых образовательных услуг.

4. Становится необходимой разработка целостной и научно обоснованной модели специалиста в области специальной педагогики, обладающего полным набором совершенно новых профессиональных компетенций: умением конструировать инклюзивную образовательную среду; адаптировать учебно-методические комплексы под особые образовательные возможности детей, имеющих разнообразные нарушения психофизического развития; организовывать продуктивное взаимодействие со специалистами, родителями нормотипичных и «особых» детей, оказывать им необходимую консультативную и методическую помощь и др.

5. Подготовка специального педагога к работе в условиях инклюзивного образования должна носить системный характер, обеспечивающий согласованную деятельность по развитию всех ее компонентов (когнитивного, личностного, операционального и др.) при решении профессионально-педагогических задач.


Библиографическая ссылка

Билялов Д.Н., Мовкебаева З.А., Дюсенбаева Б.А., Дузелбаева А.Б., Хамитова Д.С., Оразаева Г.С. СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА В КАЗАХСТАНСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 1. – С. 30-35;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2467 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674