Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА

Мустафин М.Р. 1 Прошлецов А.А. 1 Селютин К.А. 1 Черненко А.В. 1 Шартдинов А.Ш. 1 Иванова А.Д. 1
1 Уфимский государственный авиационный технический университет
В 2008 г. по распоряжению Правительства Российской Федерации при некоторых гражданских вузах технического профиля открылись учебные военные центры. УВЦ – это военный факультет учреждения высшего профессионального образования, где проводят профильную подготовку будущих военнослужащих-офицеров. В данной статье обозначены и рассмотрены вопросы обучения, психологической подготовки и формирования военно-прикладных навыков у курсантов учебного военного центра Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ), обоснованы условия для их эффективного решения. Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в военно-образовательных учреждениях для создания условий для успешной подготовки будущих офицеров Вооруженных сил Российской Федерации. Необходимо реализовать комплексный подход в обучении – интеграцию специальной, нравственной, физической и психолого-педагогической подготовки студентов. Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности курсантов включает сглаживание проблем, возникающих в процессе учебной деятельности и военно-профессиональной подготовки курсантов. Также в статье дан анализ системы и порядка физической подготовки курсантов учебного военного центра на кафедре физического воспитания УГАТУ. Уделено внимание нормативно-правовой базе как основополагающей составляющей в формировании военно-прикладных навыков у обучающихся курсантов учебного военного центра.
университет
учебный военный центр
подготовка офицеров
курсанты
военно-прикладные навыки
психологическая устойчивость
физическая подготовка
1. Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2008 г. № 275-р «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92899/ (дата обращения: 10.02.2018).
2. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Проблемы психолого-педагогической адаптации первокурсников // Оптимизация процесса социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – М.: ООО «РС Дизайн», 2013. – С. 87–90.
3. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Психолого-педагогическое исследование гендерных различий агрессивности подростков // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 109–112. – URL: http://pedagogy.science-review.ru/ru/article/view?id=1551 (дата обращения: 10.02.2018).
4. Приказ Минобороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации». – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95845/ (дата обращения: 10.02.2018).
5. Гончаренко Ю.В. Практические рекомендации по повышению уровня физической подготовки курсантов / Ю.В. Гончаренко, Е.А. Ефанов, С.А. Елин // Проблемы теории и методики физической культуры, спорта и валеологии. – 2012. – Выпуск 6. – С. 59–61.
6. Гончаренко Ю.В. Психолого-педагогические аспекты физкультурного воспитания курсантов военных вузов // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Современное мировое образовательное пространство». – Воронеж: ВГИФК, 2011. – С. 28–29.

Подготовка и обучение специалистов в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования делится на гражданскую и военную сферы. Реформы, происходящие в настоящее время в Российской Федерации, затронули многие сферы жизни, общественные институты, государственные структуры и подразделения. Подверглись реформированию и Вооруженные силы РФ – в первую очередь эти преобразования затронули систему профессионального военного образования – сократилось количество специализированных военных вузов. Для пополнения офицерского корпуса России в 2008 г. по распоряжению Правительства Российской Федерации [1] на базах некоторых гражданских вузов были открыты учебные военные центры (УВЦ). Они стали важным звеном, соединяющим гражданскую и военную сферы обучения. Учебные военные центры открыты в гражданских вузах технической направленности, обладающих большой наукоёмкой учебно-материальной базой и квалифицированным профессорско-преподавательским составом.

Учебный военный центр – это военный факультет учреждения высшего профессионального образования, где проводится профильная подготовка офицеров. Студенты, успешно закончившие обучение в УВЦ и в учебном заведении, заключают контракт о прохождении военной службы на офицерской должности сроком на три года и в дальнейшем убывают в воинские части согласно своему профессиональному предназначению. В подразделения Министерства обороны должны прибыть психически и физически здоровые молодые офицеры-лейтенанты, соответствующие требованиям, предъявляемым к личному составу ВС.

Отличия между обычными студентами, курсантами УВЦ и студентами военных кафедр заключаются, прежде всего, в особенностях их системы образования и распределения учебного времени. Помимо обязательного посещения «гражданских» предметов, будущие офицеры параллельно должны изучать военные дисциплины, необходимые для их будущей специальности, цикл психолого-педагогических наук и проходить усиленную физическую подготовку. Также курсанты УВЦ и студенты военных кафедр обязаны носить специальную форму в соответствии с установленными правилами.

Программы обучения военной подготовке предусматривают приоритетное развитие у обучаемых практических навыков. Во время летних полевых сборов, проводимых на базе воинских частей, студенты упрочняют и приумножают свои познания в военной сфере, в работе с оборудованием и личным составом, что в конечном итоге сказывается на их будущей работоспособности.

Безусловными плюсами образования в УВЦ являются:

• получение дополнительного образования, предоставляющего студенту более полные и глубокие знания по своей специальности – поскольку гражданская и военная профессия по обучаемой специальности тесно связаны между собой, то это благотворно сказывается на продуктивности и результативности выпускника;

• выработка важных морально-психологических качеств личности, таких как патриотизм, дисциплинированность, ответственность, пунктуальность, организованность, целеустремленность, активная жизненная позиция, умение достигать поставленных целей, способность работать в команде;

• приобретение опыта работы выпускниками УВЦ, так как после обучения они проходят трехлетнюю обязательную службу в Вооруженных силах Российской Федерации по контракту.

Требования, предъявляемые сегодня к выпускнику учебного военного центра, включают хорошую теоретическую и практическую подготовку, психологическую устойчивость, сформированные профессиональные военно-прикладные навыки, прочные знания в предметной области, умения научно обосновать, преподнести и донести свои знания до других, а также государственно-ориентированные смысложизненные ориентации. Поэтому важна реализация комплексного подхода в обучении – интеграция специальной, нравственной, физической и психолого-педагогической подготовки. Повышенные требования к обучению будущих офицеров возникают из особенностей и специфики военной службы и подготовки военных специалистов, готовых к службе в условиях ведения боевых действий.

Цель данного исследования – выявить и обозначить проблемы психологической подготовки и формирования военно-прикладных навыков у курсантов учебного военного центра Уфимского государственного авиационного технического университета (УВЦ УГАТУ), обосновать важнейшие условия их эффективного решения.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в военно-образовательных учреждениях для создания условий для успешной подготовки будущих офицеров Вооруженных сил РФ.

Курсанты учебных военных центров не являются военнослужащими в прямом смысле, их обучение не проходит в специальных условиях, принятых в классических военных учебных заведениях. Поэтому необходим нестандартный подход к организации военно-учебной деятельности.

«Получение высшего образования приходится на период становления личности – перехода от подросткового возраста в мир взрослых. Студенты (и особенно первокурсники) – это люди с меняющимся социальным статусом и неустойчивым гормональным фоном» [2, с. 87]. Изменение привычной домашней обстановки и условий проживания (в студенческом общежитии), строгий жесткий подход к военно-учебной воспитательной деятельности в УВЦ может вызвать у курсантов первого года обучения психосоциальный стресс – социальную и психофизиологическую дезадаптивную реакцию, которая «характеризуется ярким проявлением самосознания, лабильностью эмоциональной сферы, обостренным чувством самостоятельности. По сути, подросток находится в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями – детства и взрослости. У него уже нет преимуществ ребенка, но ему еще не позволяют возможности взрослого» [3, с. 109]. Это связано с тем, что в последнее время увеличивается число поступивших абитуриентов со слабой нервно-психической устойчивостью. Они испытывают трудности с построением адекватного и эффективного взаимопонимания с другими людьми, и, как следствие, им сложно адаптироваться в коллективе. У них зачастую наблюдается низкий уровень морально-нравственных норм – немотивированная агрессивность, употребление нецензурной лексики, безответственность, половая распущенность и др. Все это негативно влияет на развитие у будущих офицеров профессиональных навыков и снижает эффективность их обучения.

Таким образом, возникает потребность проведения профессионально-психологической коррекции курсантов непосредственно во время обучения. Но мероприятия по выявлению особенностей адаптации к обучению в УВЦ не всегда выполняются в полном объеме, что обусловлено отсутствием в вузах специально подготовленных штатных специалистов. Необходимо в учебных военных центрах создавать условия психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности курсантов младших курсов и вводить должности офицеров-воспитателей и военных психологов с соответствующим образованием и опытом работы.

Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности курсантов младших курсов включает организационные мероприятия, предназначенные для сглаживания проблем, возникающих в процессе учебной деятельности и военно-профессиональной подготовки курсантов:

  • психологическая оценка адаптации курсантов младших курсов к условиям обучения в УВЦ и к военной службе;
  • изучение межличностных отношений в учебных взводах и степени сплоченности коллектива;
  • разработка практических рекомендаций по комплектованию взводов с учетом психологической совместимости;
  • оценка уровня коммуникабельности, организаторских и командирских навыков курсантов;
  • изучение мотивации курсантов на учебу, анализ ее изменения по семестрам обучения;
  • проведение психологического консультирования курсантов;
  • разработка рекомендаций по проведению индивидуально-воспитательной работы с курсантами, находящимися в зоне риска.

Главные трудности у курсантов первого года обучения связаны с переходом от привычной школьной системы преподавания к новым условиям, отличающимся организационно, методически и по содержанию, а также по своим целям и направлениям методам обучения в вузе [2]. Этот переход требует определенных затрат времени и навыков быстрого конспектирования, самостоятельного поиска нужной информации, работы с дополнительной литературой, выступлений с докладом на семинарских занятиях и т.д.

Основная роль в психологической адаптации курсантов отводится офицерам, ответственным за учебные взводы. Но сложность в том, что ответственные офицеры одновременно являются преподавателями и должны решать свои профессиональные задачи. Организация кураторского сопровождения первокурсников курсантами старших курсов решает сразу три задачи: помощь старшим офицерам-наставникам, обучение старшекурсников работе с личным составом; первокурсникам проще найти общий язык с ровесниками и задать интересующие их вопросы.

В УВЦ УГАТУ учатся более 400 курсантов из Башкортостана и других регионов страны: Оренбуржья, Астраханской, Челябинской и Тюменской областей, Дагестана и Ханты-Мансийского автономного округа. И все они привносят в коллектив обычаи и культуру своих народов и местности. Но всех курсантов объединяет русский язык и общая история. Но, как бы ни похожи были строчки биографии курсантов, за плечами каждого из них – совершенно неповторимые жизненные пути и судьбы их родителей, родовые истории предков. В часы воспитательной работы, в неформальном общении подчас неожиданно открываются новые семейные предания, события, тесно связанные с судьбой страны и родного края. Среди курсантов и офицеров-наставников учебного военного центра есть династии военнослужащих во втором и третьем поколениях. Некоторые же традиции зарождаются только сейчас, когда отец-офицер приходит с сыном или старший брат приводит младшего, есть братья-близнецы, осознанно выбирающие военный жизненный путь и не догадывающиеся, что этим, возможно, закладывают судьбу будущих поколений. Патриотическое воспитание – важнейшая часть работы с курсантами учебного военного центра Уфимского государственного авиационного технического университета.

Работа по психологическому сопровождению учебно-профессиональной деятельности курсантов обеспечивает повышение эффективности подготовки специалистов в УВЦ, направлена на совершенствование организации учебного процесса, снижение вероятности стрессовых ситуаций и на решение основных задач в области военной подготовки.

Физическая подготовка является основным элементом боевой подготовки, проводимой в воинских частях, ключевым фактором готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач, как в мирное, так и в военное время. Приказом министра обороны Российской Федерации № 200 от 21 апреля 2009 г. [4] введено в действие «Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации» (НФП-2009). Наставление определяет ряд требований к физической подготовке военнослужащих ВС РФ, к которым относятся и курсанты УВЦ, проходящие военную подготовку в стенах Уфимского государственного авиационного технического университета и готовящиеся в будущем стать офицерами.

Офицеры-выпускники УВЦ УГАТУ, также как и все военнослужащие, по прибытию в свои подразделения обязаны систематически заниматься физическими упражнениями, военно-прикладными видами спорта, проводить занятия по физической подготовке, лично выполнять нормативы по физической подготовке, согласно установленной инструкции и требованиям приказа министра обороны.

Кроме того, военнослужащим по контракту, не выполнившим установленные требования по уровню физической подготовленности (не выполнившим контрольные нормативы по физической подготовке) на контрольной проверке, предоставляется пятимесячный срок для подготовки и повторной сдачи проверки по физической подготовленности. В случае повторного признания военнослужащего по контракту не соответствующим требованиям физической подготовки, его дело направляют на аттестационную комиссию органа военного управления, воинской части Вооруженных сил для рассмотрения на предмет соответствия занимаемой должности. Эти нормативные требования говорят о жестком и серьезном подходе командования воинских частей к вопросам физической подготовленности военнослужащих.

Анализируя требования к категориям военнослужащих по контракту, зная и руководствуясь содержимым приказа НФП-2009, а также других нормативно-правовых актов Министерства обороны, относящихся к физической подготовке, необходимо выделить и подробно рассмотреть следующие проблемы, существующие на данный момент в системе физической подготовки студентов УВЦ УГАТУ.

В целях реализации военной подготовки студентов в УВЦ разработаны «Квалификационные требования по подготовке военно-учетных специальностей». «Физическая культура» – важный раздел, определяющий ряд требований к обучаемым по отношению к их физической подготовленности:

• уметь проводить основные формы физической подготовки с подразделением;

• выполнять основные и специальные упражнения по физической подготовке;

• применять на практике приемы рукопашного боя и преодоления препятствий;

• самостоятельно заниматься физической тренировкой;

• владеть методикой организации и проведения физической подготовки в подразделении (части);

• обладать навыками выполнения физических упражнений в соответствии с Наставлением по физической подготовке в ВС РФ.

Количество времени, выделяемого на изучение данной дисциплины рабочими учебными программами – 400 ч. Из них: лекции –18 ч; практические занятия – 360 ч; самостоятельная работа – 22 ч. За изучение дисциплины отвечают преподаватели кафедры физического воспитания УГАТУ.

На первый взгляд, все правильно: есть нормативные требования и цели, которых необходимо достичь при обучении, есть преподаватели кафедры физвоспитания, которые занимаются организацией обучения. Но в то же время существует проблема, которая изначально заложена в процесс обучения студентов учебного военного центра: в систему подготовки курсантов не входят основные средства, методы и формы физической подготовки, изложенные в Наставлении, что делает сам процесс обучения несовершенным. Более того, все физические упражнения, выполняемые курсантами УВЦ на занятиях по физической культуре, не направлены на развитие и совершенствование специальных физических качеств, на формирование военно-прикладных навыков. В этой связи на данный момент наши курсанты, как и все остальные студенты УГАТУ, ходят на обычные университетские занятия по физподготовке и, в соответствии с расписанием занятий, занимаются в секциях различными игровыми видами спорта (мини-футбол; волейбол; гандбол и т.д.). Но именно учебные занятия по физкультуре должны быть основной формой физической подготовки, обязаны проводиться в строгом соответствии с требованиями приказа министра обороны и направляться именно на формирование военно-прикладных навыков у студентов.

Преподавательский состав кафедры физического воспитания, в свою очередь, не являясь специалистами по физической подготовке Министерства обороны Российской Федерации и не зная требований «Наставления по физической подготовке в ВС РФ», не могут правильно организовать и провести занятия с курсантами УВЦ.

«Наставления по физической подготовке в ВС РФ» определяют также ряд требований к материально-техническому обеспечению и к объектам учебно-материальной базы, задействованным для качественного проведения занятий по физической подготовке военнослужащих.

Поскольку занятия по физической культуре с курсантами УВЦ проводятся на материальной базе УГАТУ, то необходимо отметить ряд недостатков, не дающих качественно проводить занятия. Это отсутствие таких наиболее важных объектов, как:

  • полоса препятствий;
  • площадки для рукопашного боя;
  • гимнастическая площадка с гимнастическим городком и многопролетными гимнастическими снарядами [5].

Вышеперечисленные объекты являются основными площадками, без которых невозможно качественно проводить занятия по физической подготовке и где формируются именно военно-прикладные навыки у военнослужащих, коими являются студенты УВЦ.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем следующие пути решения проблем в развитии и формировании военно-прикладных навыков студентов учебного военного центра:

1) провести профессиональную переподготовку преподавательского состава кафедры физического воспитания УГАТУ с изучением руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации, «Наставлений по физической подготовке в ВС РФ» – это поможет общему пониманию существующей проблемы;

2) внести изменения в рабочие учебные программы кафедры физического воспитания, корректируя их соответственно требованиям к физической подготовленности военнослужащих по контракту;

3) приобрести соответствующее оборудование и объекты учебно-материальной базы для занятий по физической подготовке курсантов, исходя из потребностей учебного военного центра;

4) включить в итоговую аттестацию курсантов УВЦ обязательную сдачу экзамена по физической подготовке, как окончательную форму контроля процесса обучения.

Таким образом, анализ особенностей проведения занятий по физической подготовке курсантов учебного военного центра Уфимского государственного авиационного технического университета дает основание заключить, что существующие проблемы формирования военно-прикладных навыков у курсантов вполне решаемы. Решение зависит от четкого понимания руководством и преподавателями кафедры физического воспитания необходимости подготовки и проведения занятий по физической подготовке в полном соответствии с требованиями руководящих документов Министерства обороны [6]. Это приведет к улучшению формирования военно-прикладных навыков у курсантов учебного военного центра УГАТУ.

На основании изложенного можно сделать выводы о требованиях к процессу обучения в УВЦ. Современное общество диктует новые правила и выдвигает новые, более серьезные и обширные, требования к будущим военным специалистам. Разделение высшего профессионального образования на гражданское и военное привлекает внимание как гражданских, так и военных структур. Объективная необходимость совершенствования сложившейся системы образования определяет востребованность и практическую значимость разработки целостной совокупности действий по преобразованию и дальнейшему совершенствованию всех элементов данной системы и в первую очередь научно-методических, организационных и материально-технических компонентов нового многоуровневого учебного процесса.

Обучение военным специальностям в гражданских вузах сегодня не только актуально, но и является оптимальным решением проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для оборонно-промышленного комплекса и других государственных структур. И не забываем, что это – отличная подготовка инженерных кадров для работы на гражданских объектах.


Библиографическая ссылка

Мустафин М.Р., Прошлецов А.А., Селютин К.А., Черненко А.В., Шартдинов А.Ш., Иванова А.Д. ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 2. – С. 20-25;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1747 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674