Как уже отмечалось ранее [3, 6, 7], в Южно-Уральском государственном медицинском университете (ЮУГМУ) успешно реализуется системный подход в формировании и развитии компетенций провизоров – специалистов в области фармации – научно-практической отрасли, занимающейся вопросами получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются лекарственные средства; совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для разработки, производства, контроля качества, обращения лекарственных средств и контроля в сфере обращения лекарственных средств в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения, а также физические и юридические лица и население. Соответственно выпускники должны быть готовы к следующим видам профессиональной деятельности: фармацевтической, медицинской, организационно-управленческой, научно-исследовательской.
Механизм формирования соответствующих компетенций при обучении включает следующие составляющие [2]: 1) высокий уровень преподаваемых дисциплин и их соответствие требованиям современных образовательных стандартов; 2) наличие мотивации к обучению у студентов, что обеспечивает их готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала [12]; 3) наличие мотивации у профессорско-преподавательского состава.
В связи с этим целью данного исследования являлся анализ структуры обучения и способов актуализации обучения специалистов – фармацевтов по химическим дисциплинам в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 – Фармация (уровень специалитета) на примере одной из базовых химических дисциплин.
Основная часть
Профессиональная компетентность специалиста-фармацевта оценивается уровнем сформированности профессиональных умений и навыков. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 – Фармация (уровень специалитета) (ФГОС ВО) предусматривает целый ряд компетенций, которые должны быть сформированы в процессе обучения, причем эти компетенции четко структурированы (рис. 1).
Четкая структура компетенций требует четкой структуры образовательного процесса. Известно, что одна из определяющих ролей в рамках реализации программы специалитета принадлежит химическим дисциплинам, которые входят в первый блок программы обучения [12]. Серьезное сокращение аудиторных часов заставило подойти комплексно к вариативной части программы обучения специалистов с учетом научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Так одна из базовых химических дисциплин физическая и коллоидная химия в соответствии с рабочей программой дисциплины, утвержденной в ФГБОУ ВО ЮУГМУ, включает следующие обязательные разделы: химическая термодинамика, химическое и фазовое равновесие, формальная и молекулярная кинетика, электрохимия, поверхностные явления, дисперсные системы, растворы высокомолекулярных соединений. При этом из курса физической и коллоидной химии в вариативную обязательную дисциплину «Коллоидное растворение и его применение в фармации» выделено изучение мицеллярных коллоидных систем и механизмов солюбилизации различных веществ мицеллярными коллоидными системами, а в вариативную дисциплину по выбору «Фазовый анализ в фармации» выделено изучение сущности фазового анализа и его применения как физико-химического метода анализа для исследований (экспертизы) лекарственных средств в медицине и фармации.
Такой подход позволил, во-первых, избежать трудностей, связанных с резким сокращением часов на изучение фундаментальной дисциплины «Физическая и коллоидная химия», во-вторых, сохранить четкую структуру образовательного процесса по данной дисциплине. Вариативные дисциплины по сущности являются разделами физической и коллоидной химии и ставят более конкретные цели и задачи при обучении студентов. Так целью освоения учебной дисциплины «Фазовый анализ в фармации» является формирование системных знаний по сущности и применению фазового анализа, как физико-химического метода анализа для исследований (экспертизы) лекарственных средств, в медицине и фармации, что является базой для изучения фармацевтической химии, фармацевтической технологии и других дисциплин, а также овладение методами, используемыми в анализе лекарственных форм. Задачи дисциплины:
- формирование у обучающихся понимания целей и задач фазового анализа, как физико-химического метода анализа для исследований (экспертизы) лекарственных средств, и его значения в медицинской и фармацевтической практике;
- формирование у обучающихся системных знаний по сущности фазового анализа, по термодинамике и механизмам фазовых переходов, по особенностям построения и использования диаграмм состояния бинарных систем для анализа лекарственных форм.
Рис. 1. Структура компетенций, предусмотренная ФГОС ВО по специальности 33.05.01 – Фармация (уровень специалитета)
Вариативная дисциплина «Коллоидное растворение и его применение в фармации» нацелена на формирование системных знаний по анализу дисперсных (коллоидных, мицеллярных) систем с помощью физико-химических и химических методов, по сущности механизма солюбилизации веществ мицеллярными коллоидными системами и применению механизма солюбилизации в медицине и фармации, что является базой для изучения фармацевтической химии, фармацевтической технологии и других дисциплин в соответствии с ФГОС ВО. Задачи дисциплины:
- формирование у обучающихся понимания сущности механизма коллоидного растворения (солюбилизации) и его значения в медицинской и фармацевтической практике;
- формирование у обучающихся системных знаний по закономерностям мицеллообразования в растворах поверхностно-активных веществ;
- формирование у обучающихся практических навыков по анализу дисперсных (коллоидных, мицеллярных) систем с помощью физико-химических и химических методов.
И та и другая вариативные дисциплины нацелены на формирование у обучающихся навыков использования основных приемов и методов физико-химических измерений, навыков работы с основными типами приборов, используемыми для физико-химического анализа, навыков обработки, анализа и обобщения результатов физико-химических наблюдений и измерений.
Обе вариативные дисциплины направлены на формирование у обучающихся профессиональной компетенции ПК-10 в соответствии с фармацевтической деятельностью, т.е. на формирование способности к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов. Формирование данной компетенции в рамках дисциплины «Фазовый анализ в фармации» предусматривает, что обучающийся должен:
Знать:
- основные теоретические положения фазового анализа как физико-химического метода анализа в системах с различной комбинацией фаз; правило фаз Гиббса, законы Коновалова, правило Алексеева, правило Трутона, уравнения Клапейрона и Клапейрона-Клаузиуса;
- виды диаграмм состояния различных систем в координатах «состав – давление», «состав - температура»; классификацию бинарных систем по виду диаграмм состояния;
- правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и с физической аппаратурой.
Уметь:
- применять методики фазового анализа, как физико-химического метода анализа, для исследований (экспертизы) лекарственных средств; собирать установки для проведения лабораторных исследований; пользоваться физическим и химическим оборудованием, компьютеризованными приборами;
- осуществлять построение и анализ диаграмм состояния; табулировать экспериментальные данные, графически представлять их, интерполировать и экстраполировать для нахождения искомых величин;
- проводить статистическую обработку данных в лабораторных экспериментах.
Владеть:
- навыками работы с реактивами и оборудованием, используемыми для проведения фазового анализа, как физико-химического метода анализа лекарственных форм;
- техникой получения диаграмм состояния бинарных систем Ж-Ж и Т-Ж в лабораторных условиях;
- навыками интерпретации полученных результатов при построении диаграмм состояния;
- навыками расчетов термодинамических характеристик процесса по уравнению Клапейрона и Клапейрона-Клаузиуса.
Формирование компетенции ПК-10 в рамках дисциплины «Коллоидное растворение и его применение в фармации» предусматривает, что обучающийся должен:
Знать:
- теоретические основы анализа дисперсных (коллоидных) систем с помощью физико-химических и химических методов; структурные особенности и свойства поверхностно-активных веществ;
- возможности использования поверхностных явлений и поверхностно-активных веществ для изготовления лекарственных форм;
- теоретические основы механизма солюбилизации в коллоидных системах;
- правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и с физической аппаратурой.
Уметь:
- готовить истинные, буферные и коллоидные растворы;
- анализировать дисперсные (коллоидные) системы химическими и физико-химическими методами; собирать установки для проведения лабораторных исследований; пользоваться физическим и химическим оборудованием, компьютеризованными приборами;
- табулировать экспериментальные данные, графически представлять их, интерполировать и экстраполировать для нахождения искомых величин; проводить статистическую обработку данных в лабораторных экспериментах.
Владеть:
- техникой химических экспериментов, навыками работы с химической посудой и приборами для проведения физико-химических исследований, т.е. приборами для качественного и количественного анализа (фотоколориметр, спектрофотометр, рН-метр, рефрактометр, центрифуга и т.д.);
- физико-химическими методиками анализа веществ, образующих истинные и дисперсные системы; навыками приготовления, оценкой качества, способами повышения стабильности дисперсных систем.
Таким образом, вариативные дисциплины «Коллоидное растворение и его применение в фармации» и «Фазовый анализ в фармации» отвечают требованию соответствия программе специалитета, как это предусмотрено ФГОС ВО [12].
Если вернуться к анализу структуры такой дисциплины, как физическая и коллоидная химия, то при необходимости в вариативную часть может быть выделен раздел по электрохимическим методам анализа. Дело в том, что данный раздел является достаточно объемным. Кроме теоретических основ электрохимии в него обязательно должны входить потенциометрия и потенциометрическое титрование, кондуктометрия и кондуктометрическое титрование, вольтамперометрия, кулонометрия, и т.д. В этом случае логично в рамках дисциплины «Физическая и коллоидная химия» рассматривать именно теоретические основы электрохимии – теорию Дебая-Гюккеля, электропроводность растворов, формирование и строение двойного электрического слоя на границе раздела «металл – раствор», классификацию электродов и расчет потенциалов электродов по уравнению Нернста, электролиз, законы Фарадея, химические источники тока. А в рамках вариативного раздела по электрохимическим методам анализа можно запланировать выполнение лабораторных работ именно с использованием конкретных методик, включающих электрохимический метод либо для получения, либо для очистки веществ, используемых в технологиях изготовления лекарств. Методики, включающие потенциометрию, потенциометрическое титрование, кондуктометрию и кондуктометрическое титрование, не требуют дорогостоящего оборудования и большого расхода реактивов, а поэтому могут быть поставлены практически в любой химической лаборатории. Известно [3], что для специалиста-провизора практические занятия являются ведущей организационной формой обучения на химических дисциплинах, где ведущее место занимает химический эксперимент. Выполнение самого химического эксперимента требует владения определенными практическими приемами, умениями и навыками. А прежде чем приступить к эксперименту, обучаемый должен осмыслить, что и как он будет делать, т.е. спланировать для себя этот эксперимент. После окончания эксперимента предусматривается оформление отчета, в котором обучаемый самостоятельно производит перерасчет и табуляцию экспериментальных данных, представляет графическую интерпретацию результатов, при необходимости определяет какие-либо величины по построенным графическим зависимостям, формулирует выводы. Таким образом, происходит конкретизация ключевых образовательных компетенций на каждой ступени обучения при освоении конкретных учебных дисциплин [2, 3, 6, 7, 11, 13].
В условиях постоянного изменения образовательных стандартов высшего образования, нормативной документации и т.д. необходима постоянная актуализация изучаемого материала. Требование актуализации достигается ежегодным переутверждением рабочих программ по дисциплинам с пересмотром списка рекомендуемой литературы, изданием учебно-методических пособий, а также выполнением в рамках преподаваемых дисциплин научно-исследовательских работ. Так в рамках дисциплины «Фазовый анализ в фармации» предусмотрено выполнение лабораторных работ по построению диаграмм состояния бинарных систем, включающих компоненты основ мягких лекарственных форм (стеариновая кислота, вазелин, ланолин). До недавнего времени в литературе отсутствовали данные по фазовому состоянию компонентов основы мягких лекарственных форм. На кафедре Фармации и химии фармацевтического факультета под руководством доцента Миняевой О.А. были проведены системные исследования и получены диаграммы состояния систем «масло какао – пчелиный воск», «масло какао – парафин», «парафин – стеарин», «низкомолекулярный полиэтилен - парафин», гидрофильных основ на полиэтиленгликолях различной молекулярной массы и т.д. Кроме того, было экспериментально оценено влияние ряда эмульгаторов, консервантов и витаминов на интервалы температур плавления/затвердевания основ мягких лекарственных форм. По результатам проделанной работы в соавторстве со студентами было опубликовано 10 научных работ [1, 4, 5, 8-10], а результаты исследований внедрены в образовательный процесс в виде лабораторных работ и представлены в списке рекомендуемой литературы в виде научных статей в рабочей программе по дисциплине. В ходе проводимых исследований и их опубликования студенты – соавторы работ – вырабатывают, совершенствуют и реализуют свои профессиональные компетенции, как этого требует образовательный процесс, а также видят реальный выход своих знаний, умений и навыков. Кроме того, наличие научных публикаций позволяет иметь дополнительные преимущества при поступлении в ординатуру на бюджетной основе.
Выводы
1. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании при подготовке специалистов в области фармации в условиях изменяющихся образовательных стандартов требует постоянной актуализации обучения на всех уровнях образовательной деятельности. При этом следует соблюдать принцип сохранения образовательного пространства, чтобы результатом образовательной деятельности были специалисты с широкой базой знаний и высоким уровнем профессиональных умений и навыков.
2. Актуализация изучаемого материала в рамках преподавания конкретных дисциплин может происходить при выполнении студентами практических и научно-исследовательских работ, что способствует выработке и совершенствованию профессиональных компетенций и росту самооценки обучающихся, когда они видят результаты своей профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Миняева О.А. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФАРМАЦИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 139-143;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1677 (дата обращения: 03.12.2024).