Введение
Подготовка фармацевтических кадров является актуальной задачей для Российской Федерации ввиду дефицита квалицированных специалистов, необходимости развития отечественной фармацевтической отрасли и внедрения передовых технологий на всех этапах обращения лекарственных средств. В связи с этим подготовка специалистов по направлению «Фармация» включена в число приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики [1, с. 16].
В условиях сложной демографической ситуации в стране усиливается конкуренция между образовательными учреждениями. Для привлечения студентов вузам приходится доказывать, что качество предоставляемых образовательных услуг соответствует стандартам и ожиданиям потребителей. Получение качественного образования дает молодым специалистам преимущества при адаптации к реальной профессиональной деятельности. Одним из рычагов управления качеством образования является повышение удовлетворенности обучающихся уровнем образовательного процесса как механизма обеспечения профессионального успеха [2-4]. От качества предоставляемых образовательных услуг, которые включают не только организацию учебного процесса, но и научную, воспитательную, методическую, практико-ориентированную деятельность, зависит конкурентоспособность вуза, сохранение его положительной репутации и престижа [5; 6]. Оценка степени удовлетворенности студентов качеством преподавания позволит получить объективную информацию для совершенствования и корректировки учебной работы со студентами [7].
Цель исследования: оценка удовлетворенности студентов фармацевтического факультета качеством организации образовательного процесса.
Материалы и методы исследования
Для проведения исследования сбор данных проводили методом анкетирования студентов с применением онлайн-платформы Google Forms. В опросе приняли участие 198 студентов с 1 по 5 курс фармацевтического факультета ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Томск). Студентам предлагалось оценить: организацию учебного процесса, материально-техническую базу, взаимодействие с преподавателями, отношение студентов к переходу на индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ). Участие в опросе было добровольным и анонимным. Статистическая обработка результатов исследования проведена с помощью пакета прикладных программ Statistica 13.0 (TIBCO Software Inc., 2017). Данные представлены в виде относительных (%) частот. Вариабельность показателей оценивалась величиной 95% доверительного интервала (ДИ). Сравнение частот качественных признаков проведено с использованием критерия χ² Пирсона. Нулевая гипотеза (об отсутствии различия значений между группами) отвергалась при p < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе был составлен «портрет» студента фармацевтического факультета (табл. 1). Среди опрошенных 86% составили девушки и 14% юноши.
Результаты опроса показали, что осознанный выбор получения высшего фармацевтического образования сделали 85% респондентов; 78% остановили свой выбор на СибГМУ, считая его престижным университетом; 72% были мотивированы результатами участия в профориентационных мероприятиях, организованных вузом, что значительно выше, чем по результатам исследований [2, с. 193]. Большинство студентов на этапе поступления связывали свою будущую деятельность с аптекой (82%) или фармацевтическим производством (80%), а также с наукой и разработкой новых лекарственных препаратов (73%). Это подтверждает высокую степень информированности абитуриентов и мотивации получить именно высшее фармацевтическое образование. Результаты анализа успеваемости показывают, что 51% опрошенных студентов учатся на «хорошо» и «отлично», значительная часть (71%) не имеет академической задолженности или устраняет ее в установленные сроки (23%). Одной из причин невысоких качественных показателей в учебе может быть низкий процент посещаемости занятий. Только 25% студентов не пропускают занятий без уважительной причины, остальные в той или иной степени часто отсутствуют на занятиях. Возможной причиной пропусков является совмещение учебы с работой: 43% студентов работают, при этом 24% – по будущей профессии (чаще юноши старших курсов, р = 0,001).
Кроме учебной деятельности, 24% опрошенных студентов занимаются научной работой, причем юноши достоверно чаще (р = 0,05). Также участвуют в предметных олимпиадах и занимаются спортом по 27% студентов, 36% проявляют интерес к культурно-массовым мероприятиям, а 19% являются волонтерами. Возможные причины низкого уровня участия в научной жизни студентов могут быть связаны с нехваткой времени из-за большого объема новой информации, что чаще отмечают девушки (р = 0,002), низкой мотивацией и отсутствием интереса к научной деятельности.
Таблица 1
Портрет студента фармацевтического факультета
Вопрос |
Ответы |
Частота встречаемости, 95% ДИ (%) |
Причины выбора будущей профессии |
осознанный выбор и желание получить фармацевтическое образование |
85 (79-89) |
престиж вуза (профессии) |
78 (71-83) |
|
участие в профориентационных мероприятиях |
72 (66-80) |
|
совет родителей |
50 (43-57) |
|
более низкий проходной балл, чем на другой факультет |
36 (30-43) |
|
Осведомленность о будущей профессии: деятельность будет связана с |
аптекой |
82 (76-87) |
фармацевтическим производством |
80 (74-85) |
|
наукой и разработкой новых ЛП |
73 (67-79) |
|
контролем качества ЛП |
54 (47-61) |
|
Успеваемость |
учатся на отлично |
9 (6-14) |
учатся на хорошо и отлично |
42(35-49) |
|
имеют удовлетворительные результаты |
49 (42-56) |
|
Посещаемость занятий |
никогда не пропускают занятия без уважительной причины |
25 (19-31) |
редко пропускают занятия |
64 (57-70) |
|
часто отсутствуют на занятиях без уважительной причины |
11 (7-16) |
|
Наличие академической задолженности |
отсутствует |
71 (65-77) |
устраняется в установленные сроки |
23 (18-30) |
|
имеется задолженность |
6 (4-10) |
|
Совмещают учебу с работой |
работают по будущей профессии |
24 (19-30) |
работа не связана с будущей профессией |
19 (14-25) |
|
не работают |
57 (50-64) |
|
Внеучебная деятельность |
научно-студенческий кружок, участие в научных конференциях |
24 (19-30) |
предметные олимпиады |
27 (21-33) |
|
культурно-массовые мероприятия |
36 (30-43) |
|
спортивные мероприятия |
27 (21-33) |
|
волонтерская деятельность |
19 (14-25) |
Примечание: составлено авторами.
Для активизации и вовлечения студентов в научный процесс фармацевтический факультет СибГМУ осуществил переход на индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) по основным направлениям профессиональной деятельности провизора: разработчик лекарственных средств, специалист по контролю качества, технолог производства и менеджер фармацевтической организации. В последнее время усилия по развитию системы профессионального фармацевтического образования оправданы динамичным развитием отечественного фармацевтического рынка, особенно в области производства дженериков и биоаналогов, а также разработке оригинальных препаратов. Это требует актуализации образовательных программ с учетом потребностей и прогнозируемых тенденций развития отрасли [8].
С учетом профессиональных интересов и возможностей студенты выбирают свой карьерный путь и специализацию, что повышает вовлеченность в образовательный процесс и уровень самооценки. По результатам исследований выявлено (табл. 2), что в равных долях, по 21%, студенты проявили интерес к разработке лекарственных средств, менеджменту фармацевтической организации и технологии производства. Контроль качества ЛС выбрали 13% опрошенных, а 24% не определились с выбором ИОТ. При этом треть студентов старших (4 и 5) курсов ориентирована на управленческую деятельность (р = 0,004), тогда как студенты младших курсов (1-3) предпочитают технологию производства лекарственных средств (р = 0,03). Следует отметить, что направление «Менеджер фармацевтической организации» чаще выбирали девушки (р = 0,02).
Анализ обоснования выбора ИОТ выявил, что значительная часть студентов (47%) руководствовалась личными интересами, что свидетельствует о стремлении развивать свои навыки и знания в тех областях, которые их интересуют и мотивируют. Многие опрошенные видят прямую связь выбранной траектории с будущей профессиональной деятельностью (23%). Однако часть респондентов сделала выбор формально, демонстрируя низкую осведомленность и недостаточную заинтересованность. Такая картина находит отражение и в восприятии перехода на индивидуальную образовательную траекторию: около половины студентов (43%) выражают неопределенность относительно пользы нововведения, 37% обучающихся позитивно оценивают перспективы роста личной компетентности и продуктивности. Одна пятая часть респондентов выразила опасения, связанные с возможными трудностями и отвлечением от основного образовательного процесса.
Следующий аспект исследований касается приоритетных направлений подготовки будущих специалистов. Среди наиболее значимых учебных дисциплин, формирующих необходимые компетенции будущих провизоров, отмечены фармакология, технология лекарственных средств, фармацевтическая химия, управление и экономика фармации (рисунок).
В качестве основной мотивации обучения указывали на возможность применять полученные знания на практике – 86%, интерес к изучаемым дисциплинам – 74%, желание получать хорошие оценки – 51% (чаще девушки р =0,0008).
Анализ предпочтений студентов в выборе методов обучения показал, что половину опрошенных привлекают практические и лабораторные занятия, кейс-методы. Треть респондентов полагает, что такие формы обучения, как лекции и семинары, остаются наиболее эффективными способами освоения учебного материала, особенно это характерно для старших курсов (р = 0,03). По данным ряда исследований, большинство студентов положительно относятся к дистанционному формату обучения, однако не готовы полностью заменить им традиционное. Среди недостатков дистанционного обучения отмечают: ограниченное взаимодействие с преподавателем, проблемы интернет-соединения, сложные задания для самостоятельного изучения, слабый контроль, большую нагрузку на зрение, отвлекающие факторы [9; 10].
Таблица 2
Выбор индивидуальной образовательной траектории
Вопрос |
Ответы |
Частота встречаемости, 95% ДИ (%) |
Выбор направления ИОТ |
технолог производства |
21 (16-27) |
разработчик лекарственных средств |
21 (16-27) |
|
менеджер фармацевтической организации |
21 (16-27) |
|
специалист по контролю качества |
13 (9-19) |
|
не определились |
24 (19-30) |
|
Обоснование выбора ИОТ |
исходя из своих интересов |
47 (40-54) |
планирую работать по данному направлению |
23 (18-30) |
|
выбор сделан формально |
10 (7-15) |
|
не имею представления, что такое ИОТ |
20 (15-26) |
|
Отношение к переходу на ИОТ |
положительно (считаю, что переход на ИОТ позволит каждому развиваться в соответствии со своими интересами и способностями, что сделает образование более интересным и эффективным) |
37 (30-44) |
отрицательно (это создаст трудности, будет отвлекать от общего образовательного процесса) |
20 (15-26) |
|
затруднились ответить |
43 (36-50) |
Примечание: составлено авторами.
Наиболее значимые профессиональные дисциплины, изучаемые на фармацевтическом факультете, % Источник: составлено авторами
Авторами данного исследования было установлено, что большинство студентов позитивно воспринимают дистанционный формат обучения, однако указывают на ряд ограничений, связанных с недостатком личного общения с преподавателем и возможными затруднениями в восприятии сложных учебных материалов. Четверть опрошенных отдают предпочтение традиционному аудиторному формату и ценят личное взаимодействие с преподавателем. Следует отметить, что студенты старших курсов дистанционную форму обучения в вузе считают недопустимой (р = 0,01). Установлено, что 61,5% обучающихся удовлетворены качеством и количеством предлагаемой учебной литературы, что сопоставимо с результатами других исследований [3; 6; 8].
Одним из показателей деятельности вуза в области обеспечения качества подготовки специалистов является степень удовлетворенности студентов различными аспектами процесса обучения [11, с. 31]. Исследования показали, что 58% обучающихся полностью довольны организацией учебного процесса (р = 0,04), отмечая своевременность занятий, четкую структуру подачи материала и его доступность. Частично удовлетворены организацией образовательного процесса 36%, а 6% выразили свое недовольство. Основной причиной неудовлетворенности, по мнению студентов, являются изменения в учебном расписании. Они отмечают удовлетворенность от учебы в тех случаях, когда достигают поставленных целей или успешно осваивают сложный материал (р = 0,0001). Третья часть респондентов признала, что их ожидания относительно выбранной профессии полностью подтвердились, половина участников опроса отметила частичное совпадение реальности с представлениями (чаще студенты младших курсов, p = 0,001), а 14% выразили разочарование, вероятно, связанное с завышенными ожиданиями или сложностями освоения образовательной программы. Значительная часть студентов (53%) остается верна своему первоначальному выбору специальности и вуза. Кроме того, 71% опрошенных порекомендуют поступление на фармацевтический факультет СибГМУ (р = 0,006). Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности студентов качеством образования и перспективами трудоустройства.
Изучение факторов, влияющих на качество образовательного процесса, показало, что 73% студентов основной проблемой считают большой объем информации, который необходимо освоить за короткий срок, чаще старшекурсники (р = 0,01). Студенты 4 и 5 курсов также чаще выражают недовольство учебным расписанием, когда в течение дня проводится несколько лекций (р = 0,001). Примерно половина опрошенных отмечают необъективность в оценке их знаний и некомфортную психологическую обстановку при общении с преподавателями. На недостаточную техническую оснащенность лабораторных занятий указали 40% респондентов. Анализ социальных проблем студентов показал, что более половины опрошенных испытывают финансовые трудности (57%), не удовлетворены бытовыми условиями и необходимостью совмещения учебы с работой (по 43%), проблемы общения с однокурсниками возникают у студентов младших курсов (17%, р = 0,01).
Выводы
1. Осознанный выбор получения высшего фармацевтического образования сделали 85% студентов, престиж СибГМУ и профориентационные мероприятия привлекли 78% и 72% респондентов соответственно. Большинство студентов имели представление о будущей профессии, связанной с аптечной деятельностью (82%), фармацевтическим производством (80%) и научными исследованиями (73%).
2. Анализ успеваемости показал, что 51% студентов имеют высокую качественную успеваемость, 71% не имеют академической задолженности, 25% не пропускают занятия без уважительной причины. Возможной причиной пропусков занятий является совмещение учебы с работой, так как 43% студентов трудоустроены.
3. Занимаются научной деятельностью 24% студентов, чаще юноши. Значительная часть опрошенных принимает участие в олимпиадах, спортивных и культурных мероприятиях, многие являются волонтерами.
4. Переход на ИОТ воспринят студентами неоднозначно. При этом в равных долях, по 21%, проявили интерес к разработке лекарственных средств, менеджменту фармацевтической организации и технологии производства. Контроль качества ЛС выбрали 13% опрошенных, а 24% не определились с выбором ИОТ.
5. Наиболее предпочтительными методами обучения являются практические и лабораторные занятия, кейс-методы. Дистанционный формат обучения воспринимается положительно для проведения лекций и семинарских занятий, при этом студенты старших курсов считают его недопустимым.
6. Удовлетворены организацией учебного процесса 58% респондентов. Около трети полностью довольны выбором специальности, 57% считают, что их ожидания оправдались частично, а 14% выразили разочарование. Большинство студентов (71%) готовы рекомендовать поступление на фармацевтический факультет СибГМУ.
7. Среди проблем, связанных с учебным процессом, студенты отметили: большой объем информации, недовольство учебным расписанием, необъективность оценки знаний, психологический дискомфорт в общении с преподавателями. Социальные проблемы включают: финансовые трудности, бытовые условия, совмещение учебы с работой, проблемы общения с однокурсниками у студентов младших курсов.