Введение
Парадигма обучения, основанная на компетентности, восходит к 1960-м годам. Компетентность в переводе с латыни означает «соответствие, пригодность». Термин «компетенция» впервые был введен в науку в 1960–1970-х годах американским лингвистом Деллом Хаймсом (1927–2009) как научный аппарат для подтверждения языкового обучения, а затем Делл Хаймс предложил использовать его как категорию для оценки способностей обучающихся. Сегодня формирование основных компетенций обучающихся в школьном образовании становится одной из актуальных задач.
Цели исследования – анализ роли основных компетенций в процессе обучения школьников и определение их практического значения.
Материалы и методы исследования
Методологическую основу статьи составляют материалы образовательных учреждений, в том числе систематический анализ педагогической литературы, научные публикации, затрагивающие рассматриваемую тему исследования. В процессе применялись следующие методы исследования: индукция, дедукция, синтез, сравнение, конкретизация и системный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Углубляясь, лингвист Делл Хаймс доказал, что для того, чтобы люди были компетентными, одного теоретического знания языка недостаточно, и определил, что для профессионального уровня необходимо практическое овладение языком. Он показывает, что независимо от сферы деятельности специалисту необходимо владеть рядом категорий, чтобы использовать изученный язык на практике. В 1970–1990-е годы «компетенция» стала рассматриваться как категория, определяющая профессиональную квалификацию специалиста в любой области, а обучение, основанное на ней, стало основной концепцией в сфере профессионального образования [1, с. 22].
В настоящее время формирование компетентности школьников является одним из важных аспектов образовательного процесса. Реализация этого процесса должна рассматриваться в контексте следующих вопросов.
Внедрение интегрированных предметов – это возможность для обучающихся применять знания в различных предметных областях, что объединяет их теоретические и практические знания.
Обучение решению проблем – это подготовка обучающихся к решению реальных жизненных проблем, для этого необходимо давать задания, заставляющие задуматься и использовать в этом процессе интерактивные методы.
Развитие коммуникативной компетенции – здесь важны формирование речевой деятельности обучающихся, культуры общения, использование информационных технологий в этом процессе.
Обеспечение индивидуальной компетентности – обеспечение активного участия обучающихся в процессе обучения путем убеждения их в творчестве и индивидуальной работе.
Деятельность преподавателя – это его самодисциплина и постоянный профессиональный рост в обучении, обмен знаниями и опытом в различных областях, наличие у учителя качеств, обеспечивающих выполнение поставленных задач. В результате компетентность учителя, проведение интересных и творческих уроков помогают повысить интерес обучающихся к занятиям.
Компетентностное образование является определяющим понятием, направленным на результат в педагогике. Переход к нему обусловливает изменения содержания и формы образовательной деятельности. Компетентное образование требует от учителя понимания того, что нужно развивать у детей, и размышления о том, как формировать у них самостоятельность. Самостоятельно сформировавшийся человек – это человек, удовлетворенный в своей безопасности, социальной принадлежности, достоинстве, любви, уважении и оценке. Помимо этого, такие люди способны объективно относиться к обществу, оценивать его слабые и сильные стороны, а также преодолевать различные трудности.
Формирование ключевых компетенций, предусмотренных государственными общеобразовательными стандартами, в условиях личностно-ориентированного обучения является обязанностью каждого педагога [2]. Поэтому в настоящее время учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты и другие специалисты уделяют внимание компетенциям, а не только предметным знаниям и навыкам.
Психолого-педагогические исследования в настоящее время не имеют единого подхода к определению понятий «компетенция» и «компетентность». Чаще всего под компетенцией понимается «совокупность вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен», а компетентность – это способность интегрировать знания, навыки и личные качества [3].
Сейчас в сфере образования особое внимание уделяется понятию компетенции. Изменения и развитие в образовательной и научной среде проявляются обновлением и внедрением стандартов, выходящих за рамки школьной парты [4]. Особенность этих стандартов заключается в их ориентации на результаты образования, а эти результаты рассматриваются в рамках компетентностного подхода. Обучение делает акцент не только на знаниях, но и на формировании компетенций. Поэтому в средней школе наряду с термином «компетенция» используется термин «компетентность».
Компетенция является многозначным термином в терминологических словарях, то есть это означает, что специалист хорошо знает информацию, относящуюся к его профессиональной сфере, обладает качественными знаниями и навыками в этой области. В современной методологии науки это совокупность знаний, умений и навыков по данному предмету.
Однако на сегодняшний день компетентность определяются по-разному. Например: «Компетентность – это уровень достижений человека в определенном виде деятельности». Кроме того, компетентность – это, с одной стороны, сфера полномочий руководящего органа, должностного лица, а с другой стороны, это знания и опыт, относящиеся к той или иной области. В труде известного ученого-методиста А. Муратова «Преподавание кыргызской литературы: теория и практика»: «Компетентность – это модель поведения, алгоритм, способы реализации действий, которые ведут к эффективным результатам» [ 5, с. 61]. В труде профессора Б. Акматова «Теория и практика обучения кыргызской литературе в высших учебных заведениях на основе компетентностного подхода»: «Компетентность – это новое направление, которое предлагается как содержательное и формальное обновление образования» [6, с. 71]. А в учебнике профессора Б.Оторбаева «Методика преподавания кыргызской литературы»: «Компетентность – это наличие у личности сформированных компетенций, необходимых для выполнения какой-либо деятельности, то есть знаний, умений, возможностей и соответствующих навыков» [7, с. 156]. Рассмотрев вышеперечисленные определения понятия «компетентность», можно сделать следующие выводы.
Познание – это набор информации, необходимой для выполнения задачи.
Практические умения – это способность использовать ресурсы и инструменты для достижения цели.
Адаптивность – это наличие внутреннего потенциала для выполнения очевидного действия. Такая черта этимологически параллельна идее исключительной способности.
Поведенческая модель включает проявления конкретной деятельности, нацеленность на выполнение заданий.
Действие – целенаправленное употребление умственных и материальных способностей для достижения конкретной цели.
Таким образом, перечисленные компоненты формируют структуру понятия «компетенция», которая представляет собой совокупность знаний, способностей и направленного, перспективного мышления. В свою очередь, компетентность следует рассматривать как интегративное образование, включающее в себя не только знания и умения, но и накопленный опыт, обеспечивающий успешную реализацию деятельности в различных контекстах. При дальнейшей интерпретации его значение можно рассматривать в следующих смыслах.
1. Теоретические знание, практические навыки и накопленный опыт, объединенные в единую систему, составляют основу компетентности в образовательном процессе.
2. Компетентность, будучи связанной с действиями, может быть наблюдаема, демонстрируема и поддается оценке.
3. Компетентность можно передавать другим.
Учителя должны рассматривать основные компетенции как единство многопрофильных знаний, навыков и отношений. Их изучение возможно, поскольку это необходимо для всех заинтересованных сторон, которые нуждаются в саморазвитии, активном участии в общественной жизни, а также в поиске работы. Компетенции, формируемые в процессе обучения, должны быть обязательно сформированы к концу школьного обучения или другого образовательного процесса, поскольку они рассматриваются как основа для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни. Сейчас важно, чтобы дети были компетентны в основных предметах школьной программы, таких как языки (кыргызский, русский, иностранные), математика, естественные науки и технические предметы. Наряду с обучением они должны использовать без страха полученные знания для решения реальных жизненных проблем, чтобы добиться успехов в будущей карьере и личной жизни. В предметах, составляющих сущность указанных здесь основных знаний, дети должны обладать определенными навыками.
В языковом направлении каждый ребенок может свободно выражать свои мысли, чувства как в устной, так и в письменной форме, аргументируя их в социальном и культурном контекстах. Здесь необходимо, чтобы обучащийся практически овладел языковыми предпосылками, требующимися для творческого отношения к различным сферам общественной жизни и активного участия в них. Помимо родного языка, на котором он говорит с рождения, он может мыслить и общаться еще на двух-трех языках.
В области науки (математической) каждый ребенок должен не только освоить простые методы получения, сложения, умножения или деления, но и развить навык прагматического мышления в математическом контексте при решении проблем, возникающих в его собственной жизни.
Изучение естественных наук должно быть направлено на то, чтобы каждый ребенок любил окружающий его мир, природу, относился к ним с научной точки зрения и формировал навыки бережного отношения к экологии.
Школа, являющаяся современным социальным институтом, должна способствовать формированию системы широкого спектра знаний, разносторонних способностей, задач, накопленных обучающимися в ходе самостоятельных действий, как целостной системы и важнейших факторов, определяющих качество современного образования [8]. Компетентностно ориентированная особенность обучения заключается, во-первых, в том, что обучащийся умеет адаптироваться к изменениям общества, ориентироваться в развитии, постоянно продуктивно, эффективно осваивать новые знания, умения и навыки, а во-вторых, в том, что обучающиеся способны применять на практике знания, приобретенные в месте своего обитания. Основное ядро подхода, в котором упор делается на компетентность, заключается не в том, насколько ученик усваивает информацию; успешность индивида определятся тем, насколько хорошо человек умеет применять изученные способы действий. Компетентность – это способность решать проблемы на разных уровнях на основе полученных знаний, связанных с личностным отношением и уровнем образования. Компетентностный подход не игнорирует важность знаний, но уделяет глубокое внимание способности применять полученные знания. Практика развития навыков здесь – это деятельность, предназначенная для привлечения внимания к интересам обучаемого, подготовки к индивидуальной деятельности и формирования разносторонних навыков. Работа по подготовке ученика к различным видам деятельности измеряется следующими аспектами: способность мыслить и действовать самостоятельно, способность искать и усваивать знания, способность разрабатывать новые проекты.
Все действия в различных сферах образования направлены на формирование основных навыков обучающихся и развитие их компетенций. Стадия получения знаний, практических умений и опыта, принимающая во внимание возрастные особенности каждого ученика.
В связи с этим нужно обратить внимание, что каждый обучающийся растет и развивается индивидуально с помощью образовательных мероприятий как признак успешности обучения. При реализации образовательной стратегии, при которой ориентирами являются полученные результаты, учебная деятельность гарантирует достижение поставленных целей в форме эмпиризма.
Компетентностный подход в образовании рассматривается как результат творческой деятельности, в ходе которой формируются основные компетенции.
Основная компетентность – это способность обучающихся самостоятельно решать проблемы, которые они считают необходимыми для себя.
Формирование ключевых способностей в учебной деятельности возможно при наличии определенных педагогических условий, способствующих активному и осмысленному участию обучающегося в образовательном процессе. К таким условиям относятся:
• включение обучающихся в деятельность, направленную на реализацию конкретных видов активности, таких как познание и планирование;
• организация учебного процесса, способствующая развитию самостоятельности, структурированности действий и достижению положительных результатов;
• обеспечение возможностей для освоения методики постановки целей и механизмов их достижения;
• наличие эффективной координации и взаимодействия в рамках образовательного сообщества.
Согласно этому требованию, каждый обучающийся должен обладать:
− информационной компетентностью, которая позволяет применять полученные знания в жизни;
− искусством социального общения, которое включает в себя ключевые подходы к применению полученных знаний в повседневной практике;
− опытом самостоятельного изучения информации, организации своей деятельности и решения проблем.
Компетентность подтверждается практической необходимостью каждого усвоенного знания в информационном разделе. Другими словами, главным является то, насколько обучающийся может применять полученную из изучаемых предметов информацию в своей жизни. Освоение информационных технологий наряду с получением знаний требует от обучающихся умения последовательно передавать полученные знания другим людям в процессе информатизации, умения слушать и понимать произносимую речь, грамотно и логично писать, правильно читать и понимать художественные литературные тексты, самостоятельно излагать и записывать понятое, в целом вести дискуссию. Поиск необходимой информации, сравнение, анализ, прогнозирование, развитие своих интеллектуальных возможностей на очень высоком уровне, аналитическое и синтетическое восприятие информации, принятие самостоятельных решений на основе восприятия, а также способность оценивать информацию связаны с информационной компетентностью.
Основные принципы использования обучащимися социально-коммуникативной компетенции в жизни определяются, и им преподаются методы передачи полученной в социальной среде информации другим. Умение работать в команде, стремление понять себя и других, выбор значений слов для донесения своих мыслей до аудитории, использование теории литературы, применение текстов, способность использовать литературные знания в социальной среде и т.д.
Компетентность в организации собственной деятельности и решении проблем занимает важное место в структуре образовательного процесса. Формирование данной компетентности обеспечивается через целенаправленное приобщение обучающихся к самостоятельной работе, включающей выполнение практических заданий, подготовку презентационных материалов и освоение учебного контента. Особую роль в этом играет передача культурных ценностей, трудового наследия и традиций кыргызского народа, что способствует развитию познавательных способностей, навыков самоуправления, способности к преодолению затруднений и эффективной организации собственной учебной деятельности.
Выводы
Таким образом, суть компетентности в обучении характеризуется в том, что любой школьник, изучая учебную дисциплину, учится самостоятельно применять полученные знания в различных жизненных ситуациях, принимать решения индивидуально или в группе, организовывать свою работу. В школе преподавание предметов на высоком уровне и вовлечение обучающихся в общественную жизнь (социализация) для внесения определенного вклада в развитие общества и государства могут дать положительные результаты, если начинать с детского сада и школьной скамьи.
Можно заключить, что формирование компетентности обучающихся – это важный шаг для повышения качества образования и подготовки обучающихся к успешной жизни в обществе. Одной из методологических основ компетентностно ориентированного обучения является то, что содержание и технология обучения должны быть адаптированы к современным принципам, а все компоненты – от учебного плана до образовательных стандартов – должны быть приведены в соответствие с идеями компетентности.