Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE ROLE OF CORE COMPETENCIES IN STUDENT EDUCATION

Tynyctanova N.A. 1
1 Kygys National University named after Zhusup Balasagyn
This article is devoted to a comprehensive analysis of the role of core (key) competencies in the process of school education within the context of modern educational systems. The paper addresses one of the most pressing issues in pedagogical science – the transition from a knowledge-oriented model of education to a competence-based approach. It emphasizes the necessity of developing not only academic knowledge among students but also skills, abilities, and personal and behavioral qualities that contribute to successful socialization and integration into society. The article explores the specifics of competency formation in school practice, including linguistic, mathematical, scientific, socio-communicative, and informational competencies. Particular attention is given to the role of the teacher as a central figure in the development of these competencies. It is emphasized that the professional competence of the teacher, their ability for pedagogical creativity, reflection, and lifelong learning, directly influences the successful implementation of the competence-based approach. The article provides a rationale for the need to revise curricula, subject content, teaching methods, and assessment forms, focusing on outcomes measured in terms of the formation of key competencies. The results of the theoretical analysis can be applied in the development of educational standards, curricula, teaching materials, and systems for evaluating the quality of education.
competence
competency
competent attitude
knowledge
skills
abilities
pedagogical activity
student
teacher

Введение

Парадигма обучения, основанная на компетентности, восходит к 1960-м годам. Компетентность в переводе с латыни означает «соответствие, пригодность». Термин «компетенция» впервые был введен в науку в 1960–1970-х годах американским лингвистом Деллом Хаймсом (1927–2009) как научный аппарат для подтверждения языкового обучения, а затем Делл Хаймс предложил использовать его как категорию для оценки способностей обучающихся. Сегодня формирование основных компетенций обучающихся в школьном образовании становится одной из актуальных задач.

Цели исследования – анализ роли основных компетенций в процессе обучения школьников и определение их практического значения.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу статьи составляют материалы образовательных учреждений, в том числе систематический анализ педагогической литературы, научные публикации, затрагивающие рассматриваемую тему исследования. В процессе применялись следующие методы исследования: индукция, дедукция, синтез, сравнение, конкретизация и системный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Углубляясь, лингвист Делл Хаймс доказал, что для того, чтобы люди были компетентными, одного теоретического знания языка недостаточно, и определил, что для профессионального уровня необходимо практическое овладение языком. Он показывает, что независимо от сферы деятельности специалисту необходимо владеть рядом категорий, чтобы использовать изученный язык на практике. В 1970–1990-е годы «компетенция» стала рассматриваться как категория, определяющая профессиональную квалификацию специалиста в любой области, а обучение, основанное на ней, стало основной концепцией в сфере профессионального образования [1, с. 22].

В настоящее время формирование компетентности школьников является одним из важных аспектов образовательного процесса. Реализация этого процесса должна рассматриваться в контексте следующих вопросов.

Внедрение интегрированных предметов – это возможность для обучающихся применять знания в различных предметных областях, что объединяет их теоретические и практические знания.

Обучение решению проблем – это подготовка обучающихся к решению реальных жизненных проблем, для этого необходимо давать задания, заставляющие задуматься и использовать в этом процессе интерактивные методы.

Развитие коммуникативной компетенции – здесь важны формирование речевой деятельности обучающихся, культуры общения, использование информационных технологий в этом процессе.

Обеспечение индивидуальной компетентности – обеспечение активного участия обучающихся в процессе обучения путем убеждения их в творчестве и индивидуальной работе.

Деятельность преподавателя – это его самодисциплина и постоянный профессиональный рост в обучении, обмен знаниями и опытом в различных областях, наличие у учителя качеств, обеспечивающих выполнение поставленных задач. В результате компетентность учителя, проведение интересных и творческих уроков помогают повысить интерес обучающихся к занятиям.

Компетентностное образование является определяющим понятием, направленным на результат в педагогике. Переход к нему обусловливает изменения содержания и формы образовательной деятельности. Компетентное образование требует от учителя понимания того, что нужно развивать у детей, и размышления о том, как формировать у них самостоятельность. Самостоятельно сформировавшийся человек – это человек, удовлетворенный в своей безопасности, социальной принадлежности, достоинстве, любви, уважении и оценке. Помимо этого, такие люди способны объективно относиться к обществу, оценивать его слабые и сильные стороны, а также преодолевать различные трудности.

Формирование ключевых компетенций, предусмотренных государственными общеобразовательными стандартами, в условиях личностно-ориентированного обучения является обязанностью каждого педагога [2]. Поэтому в настоящее время учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты и другие специалисты уделяют внимание компетенциям, а не только предметным знаниям и навыкам.

Психолого-педагогические исследования в настоящее время не имеют единого подхода к определению понятий «компетенция» и «компетентность». Чаще всего под компетенцией понимается «совокупность вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен», а компетентность – это способность интегрировать знания, навыки и личные качества [3].

Сейчас в сфере образования особое внимание уделяется понятию компетенции. Изменения и развитие в образовательной и научной среде проявляются обновлением и внедрением стандартов, выходящих за рамки школьной парты [4]. Особенность этих стандартов заключается в их ориентации на результаты образования, а эти результаты рассматриваются в рамках компетентностного подхода. Обучение делает акцент не только на знаниях, но и на формировании компетенций. Поэтому в средней школе наряду с термином «компетенция» используется термин «компетентность».

Компетенция является многозначным термином в терминологических словарях, то есть это означает, что специалист хорошо знает информацию, относящуюся к его профессиональной сфере, обладает качественными знаниями и навыками в этой области. В современной методологии науки это совокупность знаний, умений и навыков по данному предмету.

Однако на сегодняшний день компетентность определяются по-разному. Например: «Компетентность – это уровень достижений человека в определенном виде деятельности». Кроме того, компетентность – это, с одной стороны, сфера полномочий руководящего органа, должностного лица, а с другой стороны, это знания и опыт, относящиеся к той или иной области. В труде известного ученого-методиста А. Муратова «Преподавание кыргызской литературы: теория и практика»: «Компетентность – это модель поведения, алгоритм, способы реализации действий, которые ведут к эффективным результатам» [ 5, с. 61]. В труде профессора Б. Акматова «Теория и практика обучения кыргызской литературе в высших учебных заведениях на основе компетентностного подхода»: «Компетентность – это новое направление, которое предлагается как содержательное и формальное обновление образования» [6, с. 71]. А в учебнике профессора Б.Оторбаева «Методика преподавания кыргызской литературы»: «Компетентность – это наличие у личности сформированных компетенций, необходимых для выполнения какой-либо деятельности, то есть знаний, умений, возможностей и соответствующих навыков» [7, с. 156]. Рассмотрев вышеперечисленные определения понятия «компетентность», можно сделать следующие выводы.

Познание – это набор информации, необходимой для выполнения задачи.

Практические умения – это способность использовать ресурсы и инструменты для достижения цели.

Адаптивность – это наличие внутреннего потенциала для выполнения очевидного действия. Такая черта этимологически параллельна идее исключительной способности.

Поведенческая модель включает проявления конкретной деятельности, нацеленность на выполнение заданий.

Действие – целенаправленное употребление умственных и материальных способностей для достижения конкретной цели.

Таким образом, перечисленные компоненты формируют структуру понятия «компетенция», которая представляет собой совокупность знаний, способностей и направленного, перспективного мышления. В свою очередь, компетентность следует рассматривать как интегративное образование, включающее в себя не только знания и умения, но и накопленный опыт, обеспечивающий успешную реализацию деятельности в различных контекстах. При дальнейшей интерпретации его значение можно рассматривать в следующих смыслах.

1. Теоретические знание, практические навыки и накопленный опыт, объединенные в единую систему, составляют основу компетентности в образовательном процессе.

2. Компетентность, будучи связанной с действиями, может быть наблюдаема, демонстрируема и поддается оценке.

3. Компетентность можно передавать другим.

Учителя должны рассматривать основные компетенции как единство многопрофильных знаний, навыков и отношений. Их изучение возможно, поскольку это необходимо для всех заинтересованных сторон, которые нуждаются в саморазвитии, активном участии в общественной жизни, а также в поиске работы. Компетенции, формируемые в процессе обучения, должны быть обязательно сформированы к концу школьного обучения или другого образовательного процесса, поскольку они рассматриваются как основа для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни. Сейчас важно, чтобы дети были компетентны в основных предметах школьной программы, таких как языки (кыргызский, русский, иностранные), математика, естественные науки и технические предметы. Наряду с обучением они должны использовать без страха полученные знания для решения реальных жизненных проблем, чтобы добиться успехов в будущей карьере и личной жизни. В предметах, составляющих сущность указанных здесь основных знаний, дети должны обладать определенными навыками.

В языковом направлении каждый ребенок может свободно выражать свои мысли, чувства как в устной, так и в письменной форме, аргументируя их в социальном и культурном контекстах. Здесь необходимо, чтобы обучащийся практически овладел языковыми предпосылками, требующимися для творческого отношения к различным сферам общественной жизни и активного участия в них. Помимо родного языка, на котором он говорит с рождения, он может мыслить и общаться еще на двух-трех языках.

В области науки (математической) каждый ребенок должен не только освоить простые методы получения, сложения, умножения или деления, но и развить навык прагматического мышления в математическом контексте при решении проблем, возникающих в его собственной жизни.

Изучение естественных наук должно быть направлено на то, чтобы каждый ребенок любил окружающий его мир, природу, относился к ним с научной точки зрения и формировал навыки бережного отношения к экологии.

Школа, являющаяся современным социальным институтом, должна способствовать формированию системы широкого спектра знаний, разносторонних способностей, задач, накопленных обучающимися в ходе самостоятельных действий, как целостной системы и важнейших факторов, определяющих качество современного образования [8]. Компетентностно ориентированная особенность обучения заключается, во-первых, в том, что обучащийся умеет адаптироваться к изменениям общества, ориентироваться в развитии, постоянно продуктивно, эффективно осваивать новые знания, умения и навыки, а во-вторых, в том, что обучающиеся способны применять на практике знания, приобретенные в месте своего обитания. Основное ядро подхода, в котором упор делается на компетентность, заключается не в том, насколько ученик усваивает информацию; успешность индивида определятся тем, насколько хорошо человек умеет применять изученные способы действий. Компетентность – это способность решать проблемы на разных уровнях на основе полученных знаний, связанных с личностным отношением и уровнем образования. Компетентностный подход не игнорирует важность знаний, но уделяет глубокое внимание способности применять полученные знания. Практика развития навыков здесь – это деятельность, предназначенная для привлечения внимания к интересам обучаемого, подготовки к индивидуальной деятельности и формирования разносторонних навыков. Работа по подготовке ученика к различным видам деятельности измеряется следующими аспектами: способность мыслить и действовать самостоятельно, способность искать и усваивать знания, способность разрабатывать новые проекты.

Все действия в различных сферах образования направлены на формирование основных навыков обучающихся и развитие их компетенций. Стадия получения знаний, практических умений и опыта, принимающая во внимание возрастные особенности каждого ученика.

В связи с этим нужно обратить внимание, что каждый обучающийся растет и развивается индивидуально с помощью образовательных мероприятий как признак успешности обучения. При реализации образовательной стратегии, при которой ориентирами являются полученные результаты, учебная деятельность гарантирует достижение поставленных целей в форме эмпиризма.

Компетентностный подход в образовании рассматривается как результат творческой деятельности, в ходе которой формируются основные компетенции.

Основная компетентность – это способность обучающихся самостоятельно решать проблемы, которые они считают необходимыми для себя.

Формирование ключевых способностей в учебной деятельности возможно при наличии определенных педагогических условий, способствующих активному и осмысленному участию обучающегося в образовательном процессе. К таким условиям относятся:

• включение обучающихся в деятельность, направленную на реализацию конкретных видов активности, таких как познание и планирование;

• организация учебного процесса, способствующая развитию самостоятельности, структурированности действий и достижению положительных результатов;

• обеспечение возможностей для освоения методики постановки целей и механизмов их достижения;

• наличие эффективной координации и взаимодействия в рамках образовательного сообщества.

Согласно этому требованию, каждый обучающийся должен обладать:

− информационной компетентностью, которая позволяет применять полученные знания в жизни;

− искусством социального общения, которое включает в себя ключевые подходы к применению полученных знаний в повседневной практике;

− опытом самостоятельного изучения информации, организации своей деятельности и решения проблем.

Компетентность подтверждается практической необходимостью каждого усвоенного знания в информационном разделе. Другими словами, главным является то, насколько обучающийся может применять полученную из изучаемых предметов информацию в своей жизни. Освоение информационных технологий наряду с получением знаний требует от обучающихся умения последовательно передавать полученные знания другим людям в процессе информатизации, умения слушать и понимать произносимую речь, грамотно и логично писать, правильно читать и понимать художественные литературные тексты, самостоятельно излагать и записывать понятое, в целом вести дискуссию. Поиск необходимой информации, сравнение, анализ, прогнозирование, развитие своих интеллектуальных возможностей на очень высоком уровне, аналитическое и синтетическое восприятие информации, принятие самостоятельных решений на основе восприятия, а также способность оценивать информацию связаны с информационной компетентностью.

Основные принципы использования обучащимися социально-коммуникативной компетенции в жизни определяются, и им преподаются методы передачи полученной в социальной среде информации другим. Умение работать в команде, стремление понять себя и других, выбор значений слов для донесения своих мыслей до аудитории, использование теории литературы, применение текстов, способность использовать литературные знания в социальной среде и т.д.

Компетентность в организации собственной деятельности и решении проблем занимает важное место в структуре образовательного процесса. Формирование данной компетентности обеспечивается через целенаправленное приобщение обучающихся к самостоятельной работе, включающей выполнение практических заданий, подготовку презентационных материалов и освоение учебного контента. Особую роль в этом играет передача культурных ценностей, трудового наследия и традиций кыргызского народа, что способствует развитию познавательных способностей, навыков самоуправления, способности к преодолению затруднений и эффективной организации собственной учебной деятельности.

Выводы

Таким образом, суть компетентности в обучении характеризуется в том, что любой школьник, изучая учебную дисциплину, учится самостоятельно применять полученные знания в различных жизненных ситуациях, принимать решения индивидуально или в группе, организовывать свою работу. В школе преподавание предметов на высоком уровне и вовлечение обучающихся в общественную жизнь (социализация) для внесения определенного вклада в развитие общества и государства могут дать положительные результаты, если начинать с детского сада и школьной скамьи.

Можно заключить, что формирование компетентности обучающихся – это важный шаг для повышения качества образования и подготовки обучающихся к успешной жизни в обществе. Одной из методологических основ компетентностно ориентированного обучения является то, что содержание и технология обучения должны быть адаптированы к современным принципам, а все компоненты – от учебного плана до образовательных стандартов – должны быть приведены в соответствие с идеями компетентности.