Введение
Формирование компонентов здорового образа жизни (ЗОЖ) у школьников является одной из ключевых задач современного общества [1, с. 23; 2, 3].
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это комплексная система, создающая максимально благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития физического, психического, эмоционального, интеллектуального и личностного здоровья всех участников образовательного процесса [4, 5, 6]. Взаимодействие учеников с учителями и общей средой образовательного учреждения – забота о здоровье обучающихся должна быть совместной задачей не только врачей и психологов, но и педагогов [7, 8, 9]. Этот вопрос рассматривается в ряде исследований, посвященных актуальной теме современности – здоровью подрастающего поколения и формированию навыков ЗОЖ [10, 11, 12].
В своей работе А.С. Касымалиева (2023) рассматривает вопрос сохранения здоровья школьников и повышения их мотивации к занятиям физической культурой и спортом в условиях формирующей здоровье школьной среды. Автор подчеркивает, что детский возраст является важным периодом для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, развития личностных качеств, нравственных основ, социальных установок и осознанного отношения к собственному здоровью. В исследовании обоснована необходимость овладения школьниками ключевыми компетенциями в сфере здоровья, а также разработки и внедрения системы мониторинга их физического развития, здоровья и физической подготовленности [13].
По мнению Н.О. Казаковой и Ч.С. Давлетовой (2020), школьный предмет «Биология», курс «Человек и его здоровье», обладает широкими возможностями для формирования познавательного интереса к обучению и формированию здорового образа жизни. Авторы рекомендуют использовать в повседневном обучении передовые технологии, создающие среду виртуальной реальности, позволяющую воспринимать новую информацию через все органы ощущения и самостоятельно ее переосмысливать [14].
По результатам исследования было выявлено, что 72,7% обучающихся, принявших участие в социологическом исследовании, обладают познавательным интересом к изучению предмета биологии, однако только 43,9% учеников используют полученную информацию для сохранения и укрепления здоровья. Как констатируют авторы работы, познавательная мотивация обучающихся обусловлена в большей степени внешними социальными стимулами [14].
В научной работе Ж.А. Жекшеналиевой (2018) представлены результаты урока химии на тему «Окислительно-восстановительные реакции», проведенного с использованием интерактивной доски и методов здоровьесбережения. В современном образовании особую актуальность приобретают мультимедийные, интерактивные и мобильные формы обучения. Применение таких методов в образовательном процессе побуждает учителей к переработке учебных материалов с использованием инновационных подходов. На основе полученных положительных результатов Ж.А. Жекшеналиева рекомендует чаще применять ЗОТ в образовательном процессе [15].
В своих исследованиях Г.Т. Асипова, Г.Т. Карабалаева утверждают, что формирование ценностного отношения к здоровью – это процесс приобретения и развития такой мотивации, системы знаний, умений, которые обеспечивают ей возможность в течение всей дальнейшей жизни быть здоровой. Для совершенствования и формирования здоровья надо подходить к собственному здоровью как к ценности и формировать потребность в здоровом образе жизни [16].
Как известно, устойчивый познавательный интерес школьников, их учебная мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса [17]. Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов [18].
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности [19].
Биология – предмет, играющий важную роль в достижении этих целей, и в его рамках здоровьесберегающие технологии могут быть органично введены в темы уроков и различные задания. Преподавание биологии предоставляет возможность не только для изучения научных основ ЗОЖ, но и для интеграции здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Эти технологии могут быть включены в различные аспекты уроков биологии, что позволяет обучающимся не только лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме человека, но и научиться заботиться о своем здоровье [20].
Знания, получаемые на уроках биологии, составляют научную основу для формирования правильных представлений о здоровом образе жизни, о функциях органов и систем, о том, как факторы окружающей среды, питание, физическая активность и психоэмоциональное состояние влияют на здоровье человека. Кроме того, учебный процесс на уроках биологии может быть использован для более активного вовлечения школьников в осознание ценности ЗОЖ. Например, задания и проекты, связанные с сохранением здоровья, могут повысить мотивацию учеников к учебной деятельности, а также способствовать развитию навыков здорового поведения, таких как правильное питание, физическая активность, уход за телом и разумом [21].
Включение оздоровительных технологий в образовательный процесс может быть полезным и с точки зрения психоэмоционального состояния школьников, поскольку это помогает создать более здоровую и доброжелательную атмосферу в классе, когда обучающиеся осознают важность заботы о своем организме и психическом здоровье.
Итак, использование здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательном процессе играет ключевую роль в формировании у школьников осознанного отношения к своему здоровью. В ходе исследования в учебный процесс автор данной работы интегрировал различные методы ЗОТ, такие как личностно-ориентированное обучение, двигательная активность, дыхательная гимнастика, моделирование ситуаций и интерактивные технологии. Конкретные примеры внедрения данных технологий по различным темам уроков представлены в таблице.
Цель исследования – оценить уровень учебной мотивации обучающихся 8-го класса на уроках биологии (курс «Человек и его здоровье») в средней школе имени М. Орозбекова Айтматовского района Таласской области (Кыргызская Республика). Исследование направлено на анализ влияния здоровьесберегающих образовательных технологий на мотивацию обучающихся. Полученные результаты позволят определить эффективность данных технологий в учебном процессе.
Материалы и методы исследования
Для выявления уровней учебной мотивации был проведен опрос учеников 8-го класса средней школы имени М. Орозбекова Айтматовского района Таласской области Кыргызской Республики. Целевую возрастную группу составила респонденты в возрасте 14–15 лет. Всего были опрошены 128 обучающихся, из них 62 юноши и 66 девушек. В контрольной группе было всего 60 респондентов, из них 29 юношей и 31 девушка, а в экспериментальной группе – 68 школьников, из них 33 юноши и 35 девушек. Исследования были осуществлены в начале и по завершении учебного года. Статистическая обработка полученных результатов проведена по программе SPSS 19.
Здоровьесберегающие компоненты урока биологии и технологии
Тема урока |
Здоровьесберегающие компоненты |
Здоровьесберегающие технологии |
1. Значение здоровья для жизни, трудовой деятельности человека и развития общества |
Раскрытие значения знаний о человеке в современной жизни |
Личностно-ориентированное обучение, интерактивные лекции, обсуждения |
2. Органы чувств. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор |
Гигиена зрения: предупреждение глазных инфекций, близорукости и дальнозоркости. Гигиена органов слуха [22] |
Гимнастика для глаз, выполнение специальных упражнений, использование цифровых технологий для наглядности |
3. Влияние физической культуры и физического труда на опорно-двигательную систему и здоровье |
Определение гармоничности физического развития, формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия |
Практические упражнения для коррекции осанки, двигательная активность на уроках, визуализация правильного положения тела |
4. Иммунитет. Борьба организма с инфекцией |
Профилактика инфекционных заболеваний. Значение вакцинации |
Игровые технологии (сценарные игры по распространению инфекций), работа в группах, просмотр научных видеоматериалов |
5. Гигиена сердечно-сосудистой системы |
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Правила тренировки сердечно-сосудистой системы [22]. Последствия гиподинамии. Влияние курения |
Интерактивные беседы, проведение экспериментов по влиянию физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему (рефлекс Данини–Ашнера, проба Мартине и др.) |
6. Гигиена дыхания |
Профилактика болезней дыхательной системы |
Дыхательная гимнастика, практические занятия, работа с кейсами по загрязнению воздуха |
7. Гигиена органов пищеварения и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Обмен веществ и энергии. Витамины |
Правила приема пищи, предупреждение кишечных инфекций. Энергозатраты человека и пищевой рацион, нормы и режим питания. Значение витаминов для организма [22] |
Метод кейсов, моделирование ситуаций по составлению здорового питания |
8. Выделение. Строение и функции кожи. Постоянство температуры тела и способы ее регуляции |
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Профилактика болезней кожи. Закаливание организма. Предупреждение почечных заболеваний |
Практикумы по уходу за кожей, методы наглядного моделирования влияния внешней среды на организм [22] |
Показатели школьной мотивации в контрольной и экспериментальной группах в начале и конце учебного года (* – различия между показателями групп статистически значимы, р<0,05)
Автор статьи для определения уровня школьной мотивации обучающихся проводил анкетирование по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у обучающихся такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования продемонстрировали значительное влияние здоровьесберегающих технологий на учебную мотивацию обучающихся (рисунок). Основные выводы можно разделить на несколько аспектов.
Рост учебной мотивации в экспериментальной группе
• В начале исследования уровень мотивации в контрольной и экспериментальной группах был примерно одинаковым.
• К концу учебного года количество обучающихся с высокой мотивацией увеличилось на 84,6%, а число школьников с низкой мотивацией уменьшилось на 50%.
• В контрольной группе существенных изменений не зафиксировано, что подчеркивает эффективность внедрения ЗОТ.
Снижение негативного отношения к школе
• В экспериментальной группе наблюдалось уменьшение негативного отношения к школе на 57,9%, что указывает на положительное влияние ЗОТ на образовательную среду и эмоциональное восприятие учебного процесса. Это может быть связано с уменьшением учебного стресса, улучшением психологического комфорта и ростом вовлеченности обучающихся.
Снижение интереса к внеклассным мероприятиям
• Зафиксировано снижение интереса к внеклассным активностям на 28,6% среди обучающихся экспериментальной группы.
• Возможное объяснение – перераспределение внимания и энергии школьников в пользу учебной деятельности.
Это требует дальнейшего анализа и, возможно, адаптации учебного процесса с учетом баланса между основной и внеклассной деятельностью.
Развитие осознанного отношения к здоровью
В ходе исследования использовались такие методики, как личностно-ориентированное обучение, двигательная активность, дыхательная гимнастика и интерактивные технологии.
Эти методы способствовали формированию осознанного отношения школьников к своему здоровью и пониманию его значимости для учебной деятельности.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности здоровьесберегающих технологий для формирования учебной мотивации. Их дальнейшее применение и развитие могут стать важным инструментом в образовательной практике, способствующим не только повышению интереса к учебе, но и улучшению общего самочувствия школьников.
Итак, использование здоровьесберегающих технологий (активное применение на уроках биологии, использование методов повышения интереса к обучению, снижение учебного стресса) существенно повлияло на мотивацию школьников в экспериментальной группе.
Единственный аспект, требующий дополнительного внимания, – это снижение интереса к внеклассным мероприятиям (на 28,6%) в экспериментальной группе, что может быть связано с перераспределением внимания обучающихся на учебную деятельность. В дальнейшем целесообразно рассмотреть возможность интеграции здоровьесберегающих технологий не только в учебный процесс, но и в систему внеклассных мероприятий для поддержания общего уровня вовлеченности школьников.
Выводы
1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс способствует формированию осознанного отношения школьников к своему здоровью и повышению учебной мотивации.
2. Применение интерактивных и игровых методов, двигательной активности и личностно-ориентированного обучения на уроках биологии положительно влияет на мотивацию обучающихся.
3. Использование здоровьесберегающих технологий привело к значительному увеличению числа обучающихся с высокой и нормальной учебной мотивацией, а также к снижению уровня учебного стресса.
4. Для успешного внедрения здоровьесберегающих технологий необходимо взаимодействие между учителями, медицинскими работниками, родителями и самими обучающимися.
Проведенное исследование показало, что использование здоровьесберегающих технологий в преподавании биологии положительно влияет на учебную мотивацию школьников. В экспериментальной группе наблюдались значительное увеличение числа обучающихся с высокой мотивацией и снижение количества учеников с низкой мотивацией по сравнению с контрольной группой. Это подтверждает эффективность таких методов, как активное вовлечение учеников, снижение учебного стресса и создание комфортной образовательной среды.