В МКБ-10 нервная булимия (НБ) определяется так: «Синдром, характеризующийся повторными приступами переедания и выраженным беспокойством по поводу контроля массы тела. Это приводит к выработке стиля переедания, сопровождаемого вызовом рвоты и использованием слабительных средств» [1]. Это расстройство имеет много общего с нервной анорексией, включая сверхозабоченность своей фигурой и массой тела. Повторные рвоты чреваты нарушениями электролитного баланса и соматическими осложнениями. Часто (но не всегда) в анамнезе пациента отмечается ранее имевший место эпизод нервной анорексии с колебаниями его давности от нескольких месяцев до нескольких лет.
А.С. Гафурянова, А.Д. Шагитова в своих работах отмечали, что человек, страдающий НБ, уделяет чрезмерное внимание своему весу, испытывает непрекращающееся чувство голода и переедания чередуются компенсаторными действиями. В эти действия могут входить: прием диуретиков и слабительных, изматывающие тренировки, а также рвота. В свою очередь, все компенсаторные проявления связаны с чувством вины за съеденное и желанием «очистить» организм, сделать его легче [2, 3].
Булимия часто начинается в позднем детстве или в раннем взрослом возрасте. Причины НБ неизвестны, но ученые полагают, что это сочетание личностных особенностей, эмоций, мыслей, а также биологических и окружающих факторов. Низкая самооценка и страх набрать лишний вес могут стать толчком к развитию этого нарушения пищевого поведения. Депрессия, тревожные расстройства, травмы, стресс и частые диеты также могут увеличить риск булимии.
В своей работе А.И. Захаров [4] акцентирует внимание на основных показателях семейных взаимоотношений, которые важны для определения стилей семейного воспитания. В качестве первого показателя выделяется интенсивность эмоционального взаимодействия между родителями и детьми. Этот фактор оказывает влияние на разнообразные стили воспитания, такие как излишняя опека, недостаток внимания, признание и непринятие. Второй показатель – уровень контроля, который определяет стили семейного воспитания: разрешительный, допускающий, ситуативный и ограничительный. Третий показатель – последовательность воздействия на воспитание, который играет важную роль в родительских отношениях с детьми любого возраста. Четвертый показатель – эмоциональная насыщенность, отражающая стабильность и эмоциональную атмосферу в семье. С использованием этого показателя можно определить, является ли семейное воспитание эмоционально стабильным или нестабильным. Пятый показатель указывает на тревожность в детско-родительских отношениях, особенности семейной атмосферы, факторы, влияющие на тревожность детей и стойкость семьи перед стрессовыми ситуациями.
Анализ исследования особенностей адаптации и сплоченности у подростков с психосоматическими расстройствами Т.Д. Василенко и Е.В. Тиняковой показал, что у подростков с соматическими заболеваниями при принятии решений значимое влияние оказывает мнение родителей. Их семьи в целом отличаются консерватизмом, чрезмерной опекой больного, непостоянством лидера семьи и потребностью в упрочнении его позиций [5]. В исследовании детско-родительских отношений в семьях подростков, страдающих ожирением, было выявлено, что матери более директивны, а отцы более враждебны. При недостатке эмоциональной близости в этих семьях подросткам присуща симбиотическая привязанность к матери или бабушке [6]. В исследовании О.Р. Харитоновой также подтверждалось, что юноши и девушки с нарушением пищевого поведения испытывают на себе повышенную авторитарность и требовательность родителя [7].
Актуальность исследования нарушения пищевого поведения определяется как его высокой распространенностью среди лиц юношеского возраста, так и недостаточной изученностью психологических факторов возникновения, в частности факторов взаимосвязи нарушения пищевого поведения и восприятия стиля родительского воспитания.
Цель исследования – изучить семейную структуру и детско-родительские отношения у лиц юношеского возраста с диагнозом НБ. Объект: семейная структура, детско-родительские отношения. Предмет: семейная структура и детско-родительские отношения у лиц юношеского возраста с диагнозом НБ.
Гипотезы исследования: 1. Семейная структура у лиц юношеского возраста характеризуется разобщенностью и хаотичностью. 2. Лица юношеского возраста воспринимают отношение матери более контролирующим, чем отношение отца.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели исследования использовался метод описательной статистики, а также психодиагностические методики: «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Олсон Д.X., Портнер Дж., И. Лави, FACES-3) в адаптации Э.Г. Эйдемиллер; Методика «Детско-родительские отношения подростков» (П.В. Трояновская; ДРОП).
База исследования: исследование проводилось на базе ГБУЗ РКПЦ Минздрава РБ, МЗ РБ ГБУЗ РБ РКПБ г. Уфы с марта 2023 г. по апрель 2024 г. В исследовании приняли участие 70 респондентов с диагнозом НБ (F50.2) и атипичная НБ (F50.3), 31 и 39 респондентов соответственно. В полных семьях 51 чел., в семьях без отца – 15 чел., в приемных семьях – 2 респондента. Средний возраст выборки 16,9±1,9.
Результаты исследования и их обсуждение
При рассмотрении методики «Шкала семейной сплоченности и адаптации» средние показатели по шкале «Семейная сплоченность» (рис. 1) 32±9 и данные показатели у 70 %, что составляет 49 чел. У 10 испытуемых показатели ниже средних, у 11 выше нормы. Для определения типа семейной сплоченности были выявлены нормы рангов, соответствующие семьям с подростками (рис. 2). Показатели распределились следующим образом у 47 % испытуемых степень эмоциональной связи разобщенная, у 23 % раздельная, у 20 % связанная и у 10 % сцепленная.
Рис. 1. Распределение показателей по уровням в методике «Шкала семейной сплоченности и адаптации», сплоченность в %
Рис. 2. Распределение показателей по рангам в методике «Шкала семейной сплоченности и адаптации», сплоченность в %
При рассмотрении шкалы «Семейная адаптация» (рис. 3) у 49 чел. средние значения, находящиеся в диапазоне 29±7 баллов, у 13 % респондентов показатели ниже средних, у 17 % – выше средних. При определении типа семейной системы семьи с подростком (рис. 4) было выявлено, что у 8 % испытуемых ригидная семейная система, структурная у 9 %, гибкая у 33 %, а хаотичная у 50 % молодых людей.
При рассмотрении методики «Детско-родительские отношения подростков» шкалы были распределены по блокам, согласно интерпретации. Первый блок описывает особенности эмоциональных отношений подростков и родителя (рис. 5). По шкале «Принятие» у матери среднее 23,35±6,42 при максимальном значении в 30 баллов. В пределахсредних баллов у 81 % выборки, что показывает высокий уровень демонстрации любви и внимания матерью в восприятии респондентов. Низкие показатели у 13 чел. При рассмотрении шкалы «Принятия» отца средние баллы составляют 20,18±7,05, и в этом диапазоне баллы у 36 испытуемых, низкие значения у 16 % респондентов, высокие у 10 чел. Отцы в меньшей степени проявляют внимание и любовь в отношении респондентов.
Рис. 3. Распределение показателей по уровням в методике «Шкала семейной сплоченности и адаптации», адаптация в %
Рис. 4. Распределение показателей по рангам в методике «Шкала семейной сплоченности и адаптации», адаптация в %
По шкале «Эмпатия» у матери средние баллы в пределах 20,35±6,02. В пределах данных значений результаты у 65 % выборки, у 19 % баллы выше среднего, у оставшихся 10 ниже. Предположиельно данные результаты свидетельствуют о том, что молодые люди воспринимают мать как сопереживающую и понимающую их эмоции.
Рис. 5. Распределение показателей по уровням в методике «Детско-родительские отношения подростков», блок шкал особенностей эмоциональных отношений, в %
Рис. 6. Распределение показателей по уровням в методике «Детско-родительские отношения подростков», блок шкал особенностей общений и взаимодействий, в %
При рассмотрении восприятия отца в данной шкале среднее составило 17,18±6,42, и в его пределах баллы у 37 респондентов, что составляет 67 % выборки. У 11 чел. показатели ниже, у 7 – показатели выше среднего. Это свидетельствует о том, что лица юношеского возраста воспринимают отца как менее чуткого и понимающего, в сравнении с матерью. Максимально набранное значение и у матери, и у отца составило 30 баллов.
Средние значения в шкале «Эмоциональная дистанция» у матери составили 18,6±4,3. Значения выше среднего у 12 % респондентов, ниже у 13 % респондентов. Остальные 75 % находятся в пределах среднего. Максимум составил 29 баллов. У отца среднее 15,49±4,74, и этих значений придерживается 71 % выборки. Более высокие у 11 %. Максимум составил 26 баллов. Данные свидетельствуют, что респонденты воспринимают мать как более эмоционально доступную, их связь близка к сцепленной. Отец меньше влияет на аффективную сферу юношей и девушек, но воспринимается эмоционально доступным.
Второй блок шкал описывает особенности общения родителя и подростка (рис. 6). Рассматривая шкалу «Сотрудничество», у матерей отмечаются средние значения на уровне 21,29±5,68, это свойственно 47 испытуемым. У 8 испытуемых баллы ниже, у 9 выше среднего, что соответствует 8 % и 9 % от выборки. Максимум составил 30 баллов. Мать воспринимается респондентами как родитель, с которым совместно выполняются и реализуются решения задач. У отца по этой шкале средние значения составляют 18,45±6,33 и присуще 71 % выборки, у 18 % балл ниже среднего и у 11 % выше. Максимум составляет 29 баллов. Отец воспринимается как родитель, с которым в меньшей степени, относительно матери, можно совместно решать поставленные задачи.
По шкале «Принятие решений» у матери среднее значение составляет 20,24±5,21, это присуще 65 % молодых людей. Значения выше среднего у 21 % выборки, а ниже – у 15 %. У отцов средние значения 18,95±5,33 у 73 % респондентов. У 7 чел. выше и у 8 ниже среднего. Максимум составляет 29 баллов. Молодые люди воспринимают отца как принимающего решения по большей части единолично. Мать представляется респондентам как более демократичная и принимающая решение совместно с девушками юношами.
У матери по шкале «Конфликтность» средние баллы находятся в диапазоне 7,68±3,27, у отца 7,78±3,44. Это позволяет предположить, что респонденты воспринимают и мать, и отца как умеренно конфронтирующих. Средние значения по данной шкале есть у 79 % респондентов, оценивающих мать, и у 71 %, оценивающих отца, низкие значения у 4 и 13 % соответственно. Максимум по шкале – 15 баллов.
По шкале «Поощрение автономности» среднее значение у матери составляет 23,06±4,7. В пределах среднего баллы у 51 чел., что составляет 75 % выборки, выше у 7 чел. – 10 %, ниже у 10 чел. – 15 % от выборки. Максимум составил 30 баллов. Респонденты считают, что мать в достаточной мере предоставляет им возможность самостоятельно принимать решения. Среднее значение у отца составляет 20,18±5,5. В пределах среднего баллы у 39 чел., что составляет 71 % выборки, выше у 5 чел. – 9 %, ниже 11 чел. – 20 % от выборки. Максимум составил 29 баллов. Респонденты воспринимают отца как более контролирующего, не дающего такой же самостоятельности и автономности.
Третий блок шкал описывает особенности контроля (рис. 7). По шкале «Требовательность» средние баллы у 76 % респондентов, оценивающих мать, составляют 19,13±4,04. Баллы ниже среднего у 10 % выборки, выше – 13 %. Максимум составляет 28 баллов. Респонденты воспринимают мать как предъявляющую определенные требования. У отца по данной шкале средние значения составляют 17,84±4,91. В пределах этих значений баллы у 42 чел., что составляет 76 % выборки. Выше среднего у 13 % респондентов, ниже среднего у 11 %. Максимально было набрано 29 баллов. В восприятии молодых людей отец выражает меньше требований, нежели мать.
У матери по шкале «Мониторинг» средний балл составляет 21,94±5,46, и они есть у 68 % выборки. Выше средних значений у 14 чел., ниже – у 8. Максимально набрано 30 баллов. Мать воспринимается респондентами как человек, который в курсе их интересов и увлечений. У отца среднее 16,38±5,32, и они присущи 80 % выборки. Выше средних баллов у 6 чел., что соответствует 11 % от выборки, ниже у 9 % респондентов. Максимум составил 30 баллов. Отцы, по мнению молодых людей, в меньшей степени знают об их делах и хобби.
В шкале «Контроль» у матери средние значения составляют 17,94±5,15, и присущи 66 % респондентов. Баллы выше у 16 %, ниже у 18 % выборки. У отца в этой шкале среднее составляет 14,93±4,97, и в рамках этих значений баллы у 82 % респондентов. Значения ниже средних у 11 % молодых людей, выше – у 7 %. Максимум составил 30 баллов. Исходя из диапазона средних значений, респонденты воспринимают мать в большей степени контролирующей их, нежели отца.
Рис. 7. Распределение показателей по уровням в методике «Детско-родительские отношения подростков», блок шкал контроля, в %
Рис. 8. Распределение показателей по уровням в методике «Детско-родительские отношения подростков», блок шкал противоречивости или непротиворечивости отношений, в %
Рис. 9. Распределение показателей по уровням в методике «Детско-родительские отношения подростков», блок дополнительных шкал, в %
Четвертый блок шкал описывает противоречивость или непротиворечивость отношений родителей с подростком (рис. 8). Средние значения у матери, по шкале «Непоследовательность» составляет 15,99±4,65, и в рамках этого диапазона баллы у 53 молодых людей, что составляет 78 % выборки. Значения выше средних у 13 чел., ниже у 7, что составляет 19 и 10 % выборки соответственно. Испытуемые воспринимают воспитание матери по большей мере как последовательное. У отца в шкале «Непоследовательность» среднее составляет 15,05±4,04 балла, в этих пределах значения у 71 % респондентов, ниже у 11 %, выше у 18 % выборки. Исходя из этих показателей, лица юношеского возраста воспринимают воспитание матери по большей части как последовательное.
В шкале «Неуверенность» у матери средние значения составляют 15,82±4,1, в этом диапазоне баллы у 65 %, ниже среднего 18 %, выше среднего 18 %. Максимум составляет 25 баллов. У отца средние значения составляют 15,05±4,04, в этом диапазоне баллы у 71 %, ниже среднего 11 %, выше среднего 18 %. Максимум составляет 26 баллов. Испытуемые не наблюдают у матери и отца сомнений в верности их воспитательных усилий.
Пятый блок – это дополнительные шкалы. По шкале «Удовлетворение потребностей» у матери средние баллы 20,44±5,38, и в этом диапазоне баллы у 69 %, ниже средних у 16 %, выше у 15 % выборки. Респонденты воспринимают мать как человека, который в достаточной мере удовлетворяет потребности молодых людей. У отца по данной шкале средний балл составляет 18,67±5,82, и в этих пределах баллы у 67 %, ниже у 18 %, выше 15 % выборки. Респонденты воспринимают отца как человека, который в достаточной мере удовлетворяет потребности молодых людей, но в меньшей мере, чем это делает мать.
Средний балл по шкале «Неадекватность образа ребенка» у матери составляет 16,74±5,24. В пределах данного диапазона баллы у 76 % выборки, выше у 8 чел., ниже также у 8 чел. Максимум составляет 29 баллов. Респонденты считают, что матери воспринимают их несколько старше и младше их настоящего возраста. У отца по данной шкале средний балл составляет 17,29±5,46, и в этих пределах баллы у 73 %, ниже у 13 %, выше 15 % выборки. Максимум составляет 30 баллов. В представлении молодых людей отцы не сильно искажают их реальный возраст, завышая или занижая его, но делают это больше, нежели матери.
При рассмотрении шкалы «Враждебность с супругом» у матери среднее значение составляет 7,85±3,08, и в этом диапазоне баллы 74 %, выше у 12 %, ниже у 15 % выборки. А по шкале «Доброжелательность с супругом» 10,49±3,54 в этом диапазоне баллы 72 %, выше у 6 %, ниже у 13 % выборки. Респонденты наблюдают преимущественно благожелательные отношения матери с супругом.
При рассмотрении шкалы «Враждебность с супругом» отца среднее значение составляет 8,05±3,24, и в пределах этого диапазона 71 %, ниже 15 %, выше у 15 % выборки. По шкале «Доброжелательность с супругом» средний балл составляет 9,53±3,58, и в этих пределах баллы у 67 %, ниже у 15 %, выше 18 % выборки. Таким образом молодые люди воспринимают отца в большей степени как пренебрежительное.
По шкале «Общая удовлетворенность отношениями» у матери 20,65±6,99, в этом диапазоне баллы у 45 респондентов, что соответствует 66 % респондентов, у 13 респондентов баллы ниже средних, у 10 – выше. Респонденты в большей степени удовлетворены отношениями с матерью. У отца в данной шкале средние составляют 16,91±6,74. В пределах этих значений баллы у 67 % респондентов, у 18 % ниже, у 15 % выше данных значений. Респонденты удовлетворены отношениями с отцом, но меньше, чем с матерью.
Структура семьи воспринимается респондентами преимущественно как разобщенная, а семейная система – как хаотичная. Это означает, что в целом респонденты воспринимают отношения в семье как отчужденные и холодные. При этом нет четкости и ясности в ролях членов семьи, их решения принимаются импульсивно.
Средние значения по всем шкалам «Детско-родительские отношения подростков» выше среднего. Крайне высокие значения относительно набранных баллов у матери наблюдаются по шкале «Принятие», «Поощрение автономности», «Особенности поощрений» и «Доброжелательность с супругом». У отца высокие значения выявлены в шкалах «Принятие», «Эмоциональная дистанция», «Поощрение автономности» и «Доброжелательность с супругом». Значения ниже средних относительно набранных баллов, наблюдаются у матери в шкалах «Авторитарность» и «Особенности наказаний»; у отца в шкале «Контроль».
Лица юношеского возраста с НБ воспринимают матерей как более понимающих и сочувствующих, в то время как отцы кажутся менее восприимчивыми и понимающими. Матери, по их мнению, проявляют больше любви и более внимательны, нежели отцы, которые проявляют меньше заботы и эмоциональной поддержки. У юношей и девушек более тесная связь с матерями, в то время как отцы оказывают меньшее влияние на их эмоциональную сферу.
Молодым людям легче сотрудничать с матерью для решения задач, в то время как отец воспринимается ими как родитель, с которым совместное принятие решений происходит реже. Также они считают, что отец принимает решения главным образом самостоятельно, в то время как мать более демократична и склонна принимать решения совместно с детьми. Лица юношеского возраста воспринимают родителей как в меру конфликтных. Они считают, что мать предоставляет им достаточную автономию в принятии решений, тогда как отец более контролирующий и ограничивающий.
Подростки видят мать в основном как поощряющую, в то время как отцы реже проявляют похвалу. Мать наказывает подростков в меньшей степени, чем отец. Подростки воспринимают воспитание матери как более последовательное. Они не замечают сомнений у родителей относительно их воспитательных усилий. Подростки считают, что отцы склонны к искажению их реального возраста и делают это чаще, чем матери. Они наблюдают, что мать в отношениях с супругом в основном выступает благожелательно. Отец же проявляет себя в отношениях с супругой белее пренебрежительно. Респонденты в большей степени удовлетворены отношениями с матерью, несколько меньше они удовлетворены отношениями с отцами.
Заключение
Полученные результаты позволяют подвести итог в соответствии с сформулированными гипотезами. В контексте первой гипотезы доказано, что семейная структура у лиц юношеского возраста характеризуется разобщенностью и хаотичностью. В контексте второй гипотезы доказано, что лица юношеского возраста воспринимают отношение матери более контролирующим, чем отношение отца.