Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

DETERMINING THE CRITERIA FOR EVALUATING THE RELIABILITY OF RESEARCH RESULTS IN WRITING GRADUATION THESES IN RUSSIAN UNIVERSITIES

Anduganova M.Yu. 1 Lukinykh A.A. 1 Somikova T.Yu. 1 Stepina S.D. 1
1 Yugra State University
The article addresses the problem of evaluating the reliability of research results in writing graduation theses in Russian universities. The aim of the study is to develop criteria for assessing the reliability of graduation theses, which will help improve the quality of graduate training and unify the requirements for scientific works in Russian universities. The study included an analysis of regulatory documents, methodological guidelines, successfully defended graduation theses, as well as surveys of teachers and students. The results of the conducted research show that the process of unifying the criteria for assessing graduation theses is important for the respondents and requires additional theoretical comprehension. The research proposes a set of universal criteria by which graduation theses can be assessed. The identified criteria include the correctness of setting goals and objectives, the justification for the choice of methods, the quality of data collection and analysis, the accuracy and reproducibility of results, the use and interpretation of theoretical foundations, the soundness of conclusions, the novelty and originality of the research, the correctness of the presentation, and the check for plagiarism and ethics. Implementing the recommendations proposed in the article will improve the quality of graduation theses, ensure an objective assessment of results, and strengthen confidence in students’ academic achievements.
graduation thesis
reliability of research results
criteria for assessing the reliability of scientific research
research methodology
quality of higher education
scientific training
standardization of quality assessment in education

Согласно современным подходам к определению содержания высшего образования в России в XXI в., одним из наиболее важных направлений является возрождение образовательного и исследовательского единства вузовского пространства, причем центральной задачей является переход от деклараций к реальным действиям [1]. Связующим звеном между образовательной и научно-исследовательской деятельностью в вузе выступает выполнение студентами выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это обязательная часть учебного плана для всех студентов вузов, завершающая обучение в учебном заведении.

В последнее время нередко отмечается, что образование в России развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определяются как новая гуманистическая парадигма. Отдельная методология рассматривается как система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности человека в определенной области [2]. Применительно к системе высшего образования базовыми принципами нового подхода являются свобода и творческий поиск, что означает, что в пространстве образования необходимо создавать такие условия, чтобы человек мог сформировать потребность, готовность и способность к продуктивному созиданию [3]. Студенты – это одна из наиболее активных категорий современного общества, на идеи и предложения которых опирается и будет опираться государство, а вузы должны быть центрами формирования активной гражданской позиции и социальной активности [4]. ВКР, как завершающий этап обучения в вузе, показывает, насколько сформированы ключевые компетенции будущих специалистов, и позволяет оценить способность студента к самостоятельной работе, анализу и обработке информации, а также критическому мышлению. ВКР также является важным инструментом для улучшения качества образования в вузах. Она помогает выявлять проблемы в образовательном процессе и улучшать его качество в будущем. Результаты выпускных квалификационных работ анализируются университетами и используются для разработки новых программ обучения и повышения квалификации преподавателей.

Вуз как хозяйственный субъект функционирует на высококонкурентных рынках. Управление процессом создания конкурентоспособных образовательных услуг требует определения показателей и критериев их оценки. Потребительские оценки вуза и его образовательных программ имеют во многом субъективный характер, качество образовательных продуктов и выпускаемых специалистов, хотя и регламентируется многочисленными стандартами, не всегда поддается точной верификации [5].

Качество ВКР напрямую зависит от достоверности результатов исследования, представленных в работе. Достоверность и обоснованность научных результатов зачастую вызывает трудности как у самих исследователей, так и у экспертов, оценивающих эти параметры [6]. Проблема заключается в отсутствии четко определенных и общепринятых критериев, позволяющих объективно оценивать достоверность этих научных исследований. Это приводит к неоднородности требований и подходов в различных вузах и даже среди отдельных преподавателей.

Цель данного исследования заключается в определении критериев оценки достоверности результатов исследования при написании выпускных квалификационных работ в российских вузах. Рассматриваются методологические аспекты, требования к сбору и анализу данных, а также методы верификации и валидации полученных результатов.

Определение четких критериев оценки достоверности результатов исследований поможет повысить качество подготовки выпускников и обеспечить единообразие требований к ВКР в российских вузах. Это, в свою очередь, поспособствует укреплению доверия к академическим достижениям студентов и их готовности к профессиональной деятельности в выбранной сфере.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели был проведен анализ научных статей и публикаций по теме исследования, а также проведен опрос студентов, написавших выпускные квалификационные работы, и преподавателей – руководителей ВКР.

Для проведения исследования по определению критериев оценки достоверности результатов исследований в выпускных квалификационных работах в российских вузах были использованы следующие материалы: действующие нормативные документы (ФГОС), внутренние регламенты и методические указания российских вузов по написанию ВКР, успешно защищенные выпускные квалификационные работы студентов Югорского государственного университета направления подготовки 45.03.02 «Лингвистика» за 2020–2023 гг. в количестве 56 работ, результаты опроса преподавателей – научных руководителей ВКР (15 чел.) и выпускников (37 чел.), методические пособия и рекомендации, научная литература и публикации, затрагивающие указанную проблему.

В ходе исследования применялись как качественные, так и количественные методы анализа данных. Это позволило разработать обоснованные критерии, которые могут быть применены в вузах для оценки достоверности результатов исследования ВКР.

Результаты исследования и их обсуждение

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования и квалификации [7].

Инновационное образование должно быть основано на интеграции наиболее современных и эффективных технологий образования с научно-исследовательской деятельностью, однако весьма важной проблемой представляется тот факт, что обучающиеся вузов испытывают сложности из-за отсутствия системной подготовки для ведения научной деятельности [7]. Результаты такой деятельности, представленные в ВКР, могут быть оценены весьма неоднозначно и неоднородно в связи с отсутствием единых четких критериев оценки достоверности работ такого рода.

Процесс получения достоверных результатов исследования связан со многими факторами, среди которых можно отметить методологию и методы исследования, характер избранной проблемы, контекст исследования и многие другие [6].

По мнению М. Ранко, базовые когнитивные процессы, относящиеся к креативности научного познания, являются номотетическими, то есть носят общий для всего человечества характер [8]. Это позволяет предположить, что критерии оценки научной деятельности также могут иметь достаточно универсальный характер, позволяющий их унифицировать применительно к различным областям знаний.

В рамках проведенного исследования были проведены опросы среди преподавателей – научных руководителей ВКР (15 чел.), студентов-выпускников (37 чел.) на тему критериев оценки достоверности результатов исследования, что позволило собрать важные данные для анализа текущего состояния и проблем в оценке достоверности результатов исследований.

Среди преподавателей – научных руководителей, участвовавших в опросе, большинство (65 %) сообщили, что они используют четкие критерии для оценки достоверности результатов исследований в ВКР. Тем не менее значительная часть преподавателей (35 %) признала отсутствие таких четких критериев, что подчеркивает неоднородность подходов к оценке. Примечательно, что 85 % преподавателей считают необходимым внедрение единых критериев оценки, что указывает на высокий уровень осознания проблемы и готовности к ее решению.

Опрос студентов-выпускников показал, что 75 % из них получили положительные отзывы за методологию своих исследований, что свидетельствует о том, что большая часть студентов способны выполнять качественные исследования. Однако 55 % студентов заявили, что испытывали трудности с оценкой достоверности своих результатов, что указывает на недостаток методологической подготовки и поддержки со стороны вузов.

Корреляционный анализ выявил взаимосвязь между стажем работы преподавателей и их мнением о необходимости единых критериев: преподаватели с более длительным стажем чаще поддерживают эту инициативу. Это может быть связано с их большим опытом и осознанием важности методологической строгости.

Анализ открытых ответов участников опросов показал, что многие преподаватели и студенты видят необходимость в дополнительных методических пособиях и тренингах по методологии научных исследований. Также было предложено активнее внедрять современные методы анализа данных и программное обеспечение для повышения достоверности результатов исследований.

По мнению С.Д. Резника и О.А. Вдовиной, «высшая школа в России – наиболее динамично развивающееся звено системы образования» [7]. Успешная работа образовательного учреждения невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества предоставляемых образовательных услуг. Одним из ключевых показателей, который вуз может отслеживать на постоянной основе, является качество выполняемых выпускных квалификационных работ. Для оценки достоверности студенческих научных работ авторами статьи предложены следующие наиболее общие критерии.

1. Корректность постановки целей и задач исследования. Оценивая работу по данному критерию, преподаватель должен учитывать четкость формулировки целей и задач, соответствие целей и задач содержанию и методам исследования, актуальность поставленных задач в контексте современной науки.

2. Обоснованность выбора методов исследования. Необходимо понимать, обоснован ли выбор методов, конкретных методик и подходов, являются ли они общепризнанными и современными.

3. Полнота и репрезентативность выборки исследуемого материала. Материал может включать статистические данные, тексты, устные данные, корпусные данные и т.д. Важно оценить, насколько надежен метод сбора данных, насколько обоснован и корректен метод анализа данных.

4. Точность и воспроизводимость результатов. Представление результатов, которые могут быть проверены и воспроизведены другими исследователями, прозрачность и подробность.

5. Использование и интерпретация теоретических основ. Необходимо добиваться соответствия теоретической базы исследования современным научным стандартам и достижениям, критически осмыслять и интерпретировать результаты исследования в контексте существующих научных теорий.

6. Обоснованность выводов. Исследование должно содержать логические связи между результатами и выводами исследования, выводы следует поддержать конкретными данными и примерами, а также выводы должны отражать поставленные цели и задачи.

7. Новизна и оригинальность исследования. Качественное исследование должно содержать элементы новизны в подходах, методах или результатах исследования, вносить вклад в развитие соответствующей отрасли науки.

8. Корректность оформления и представления работы. Важно также соблюдать формальные требования к оформлению ВКР, структурированность и логичность изложения материала, ясные и точные формулировки научного языка.

9. Проверка на плагиат и этичность. Отсутствие плагиата и заимствований без соответствующих ссылок, соблюдение этических норм и принципов в ходе исследования и представления результатов, наличие соответствующих разрешений на использование данных.

О достоверности результатов научного исследования можно судить на основе оценки качества сложной системы взаимосвязанных функциональных компонентов, объединенных логикой и структурой исследования. Границы данной системы могут быть очерчены понятиями «цель – средство – результат» [9]. Представленные авторами критерии оценки достоверности максимально полно описывают совокупность аспектов данных базовых представлений о достоверности научного исследования, в связи с чем предложены для апробации в 2024 г. в процессе защиты выпускных квалификационных работ студентов Югорского государственного университета направления подготовки 45.03.02 «Лингвистика».

Заключение

Определение критериев оценки достоверности результатов исследования при написании выпускных квалификационных работ в российских вузах является важной задачей, требующей профессионального подхода и особого внимания со стороны всего научного сообщества.

В ходе исследования были выявлены ключевые критерии оценки достоверности результатов выпускных квалификационных работ в российских вузах. Эти критерии включают корректность постановки целей и задач исследования, обоснованность выбора методов, качество сбора и анализа данных, точность и воспроизводимость результатов, использование и интерпретацию теоретических основ, обоснованность выводов, новизну и оригинальность исследования, корректность оформления и представления работы, а также проверку на плагиат и соблюдение этических норм.

Проанализировав существующую ситуацию, сложившуюся в системе высшего образования, авторы статьи предлагают следующие практические рекомендации.

1. Необходимо вырабатывать единые критерии оценки. Существуют значительные различия в подходах к оценке достоверности результатов исследований среди преподавателей. Введение единых критериев позволит унифицировать требования и повысить качество ВКР.

2. Важна поддержка со стороны преподавателей и экспертов. Следует отметить, что большое количество преподавателей и экспертов готовы поддержать идею введения единых критериев и считают текущие методики оценки недостаточными.

3. Следует учитывать трудности студентов. Значительная часть студентов испытывает трудности с оценкой достоверности своих результатов, что подчеркивает необходимость улучшения методологической подготовки и поддержки.

Исследование показало, что разработка и внедрение единых критериев оценки достоверности результатов выпускных квалификационных работ является актуальной и востребованной задачей. Эти критерии должны учитывать как методологические аспекты, так и специфику лингвистических исследований.

Рекомендации по внедрению предложенных критериев включают:

1. Разработка методических пособий. Создание и распространение унифицированных методических пособий, описывающих критерии оценки и примеры их применения.

2. Обучение и тренинги. Проведение тренингов и семинаров для преподавателей и студентов по методологии научных исследований и оценке достоверности результатов.

3. Унификация требований. Введение единых стандартов и требований к оценке ВКР на уровне всех российских вузов.

4. Поддержка научной деятельности. Обеспечение студентов и преподавателей необходимыми ресурсами для проведения качественных исследований, включая доступ к научным базам данных, программному обеспечению и т.д.

Реализация этих рекомендаций позволит повысить качество выпускных квалификационных работ, обеспечить объективную и прозрачную оценку результатов исследований, а также укрепить доверие к академическим достижениям студентов. В долгосрочной перспективе это поспособствует развитию научного потенциала в сфере лингвистики и повышению конкурентоспособности российских вузов на международной арене.