Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

METODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF CRIME PREVENTION AMONG STUDENTS IN AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Lopaeva N.S. 1 Rezer T.M. 1
1 Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin
The relevance of the topic is explained by the facts. First an increase in student offending, violation of the internal regulation. Secondly, the fact a significant number of officially detected crimes at student environment. Third, the concluded analysis of scientific literature and normative legal sources indicates a formal solution to the organization of crime prevention among university students. Fourth, modern realities show that a scientific substantiation of methodological approaches to the organization of the prevention of student delinquency in the educational environment is required. The article is aimed at theoretical substation of the possibility of applying methodological approaches: activity, legal and regulatory, environmental, axiological, culturological in the prevention of student offenses in the education environment of the university. Research objective: 1) denote basic methodological approaches to the prevention of offences committed by students in the educational environment of the university; 2) highlight the main principles and values that determine the essence of methodological approaches. Research methods. The study applied a method of theoretical analysis, which allowed to substantiate the application of methodological approaches in the prevention of student offenses in the educational environment of the university. The study concluded that that the principles and values of activity, regulatory, environmental, axiological and cultural approaches in the prevention of student offending are highlighted.
methodological approach
activity approach
legal and regulatory approach
environmental approach
axiological approach
culturological approach
student offence
student delinquency prevention
educational environment of the university

Актуальность темы исследования обусловлена следующими причинами. Во-первых, в университетах России фиксируется среди студентов рост числа правонарушений, выражающихся в нарушении правил внутреннего распорядка, что требует реакции и внимательного изучения проблемы. Например, в Уральском федеральном университете в 2022 г. сотрудниками Управления безопасности было зафиксировано 523 правонарушения среди студентов, а в 2023 г. зарегистрировано уже 632 случая. Типовые нарушения связаны в основном с нарушением Правил внутреннего распорядка обучающихся и выражаются в курении на территории студенческих корпусов, повреждении датчиков пожарной безопасности, проносе и употреблении спиртных напитков, переселении из комнаты в комнату без согласования с жилищно-бытовой комиссией института, допуске посторонних лиц на территорию студенческих и учебных корпусов без согласования с администрацией корпуса и др.

Во-вторых, обращает на себя внимание следующий факт. По официальным данным МВД РФ в 2023 г. в студенческой среде выявлено 24747 преступлений [1]. Категория «преступление» относится в большей степени к юрисдикции правоохранительных органов. Однако данным понятием администрация вуза оперирует при поступлении в адрес руководства вуза материалов, подтверждающих, что студент совершил какое-либо преступление, в частности постановления суда, которым доказана его виновность. На основании подтверждающих виновность материалов к студенту автоматически будут применены меры дисциплинарной ответственности, вплоть до отчисления из университета в соответствии с Положением о дисциплинарной ответственности обучающихся.

В-третьих, проведенный анализ научной литературы и нормативных правовых источников указывает на формальное решение вопросов организации профилактики правонарушений студентов вузов.

В-четвертых, современные реалии показывают, что требуется научное обоснование методологических подходов к организации профилактики правонарушений студентов в образовательной среде. Авторы убеждены, что деятельность по профилактике правонарушений в университете представляется как целостная система, для функционирования которой необходимо теоретическое обоснование. Однако системное представление о сущности, структуре, технологиях и научных подходах к профилактике правонарушений студентов на сегодняшний день не разработано.

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании возможности применения методологических подходов: деятельностного, нормативно-правового, средового, аксиологического и культурологического в профилактике правонарушений студентов в образовательной среде вуза.

Материалы и методы исследования

В исследовании применялся метод теоретического анализа, позволивший обосновать применение методологических подходов в профилактике правонарушений студентов в образовательной среде вуза. Результаты исследования заключаются в том, что выделены принципы и ценности деятельностного, нормативно-правового, средового, аксиологического и культурологического подходов в профилактике правонарушений студентов.

Под профилактикой правонарушений следует понимать: 1) определенный вид социальной практики, нацеленной на недопущение конкретных преступлений, предостережение отдельных членов общества от совершения ими противоправных деяний; 2) вид деятельности, направленной на выявление и устранение причин правонарушений и условий их совершения; 3) направление деятельности государственно-властных субъектов и общественных объединений, реализующих комплекс мер воздействия в пределах своей компетенции по недопущению в обществе противоправных деяний; 4) систему общих предохранительных мер, реализуемых соответствующими государственными субъектами и субъектами профессиональной деятельности в пределах своей компетенции, в том числе педагогами в образовательной среде [2].

В настоящее время в педагогической науке существуют различные трактовки понятия «методологический подход». Авторы статьи вслед за Н.В. Ипполитовой понимают «принципиальную методологическую ориентацию исследования, основанную на совокупности принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности» [3].

Анализ научной литературы позволил особо выделить деятельностный, аксиологический, культурологический, нормативно-правовой и средовой методологические подходы, на которых, на наш взгляд, должна строиться современная Концепция профилактики правонарушений, совершаемых студентами в образовательной среде современного вуза.

Деятельностный подход позволяет определить систему принципов построения профилактической работы, выделить совокупность объектов профилактики, а также обозначить механизмы координации деятельности и показатели мониторинга в сфере профилактики правонарушений. Так, В.И. Загвязинский под деятельностью понимал «систему действий и операций, объединенных внутренней мотивацией и направленных на достижение определенных целей» [4, с. 36]. Деятельность является источником для социально-психологического развития человека и познания им окружающей действительности. Основными видами деятельности студентов, кроме учебной деятельности, являются научно-исследовательская, общественная, внеучебная, спортивная, досуговая. Любая деятельность организована на мотиве, цели, совершении конкретных действий, на наличии условий и средств, а также предполагает получение конкретного результата. Деятельность может состоять как из правомерных поступков, которые соответствуют предписаниям, обозначенным в правовых нормах, так и из неправомерных действий, противоречащих нормам и правилам.

Профилактика правонарушений студентов – многоаспектный процесс, требующий постоянной активности, ежедневной кропотливой работы как со стороны субъекта, так и объекта воздействия, поэтому ее эффективность возможна только во взаимодействии всех заинтересованных структур университета, включающих Управление безопасности, Юридическое управление, Центр адаптации иностранных обучающихся, дирекции институтов, структур, занимающихся воспитательной работой, а также Профсоюзную организацию студентов (Союз студентов) и другие студенческие организации.

Так как профилактика правонарушений представляет собой вид управленческой деятельности, то ее организация должна быть обеспечена специальными нормативными правовыми актами. Отрасли права регулируют поведение людей, определяют механизмы привлечения их к ответственности в случае отклонений в поведении, а также закрепляют задачи государственно-властных структур и общественных объединений в отдельных видах деятельности. Нормативно-правовой подход определяется как совокупность правовых принципов, позволяющих систематизировать действующее законодательство в сфере профилактики правонарушений студентов в образовательной среде, что позволяет выделить объективно существующие требования к поведению человека в процессе обучения, которые он обязан соблюдать, и предполагает наличие механизмов контроля их соблюдения. Во-вторых, нормативно-правовой подход позволяет сформировать структуру организации профилактики правонарушений студентов в образовательной среде, выделить особенности правонарушений, совершаемых студентами, а также создать локальную нормативно-правовую базу, закрепляющую меры дисциплинарного воздействия.

Основными документами, регулирующими задачи в сфере профилактики правонарушений, для системы образования являются ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ», приказ Минобрнауки России № 185 от 15 марта 2013 г. «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного воздействия», на основании которых вузы разрабатывают и утверждают внутренние нормативные правовые акты, включающие Положение о привлечении обучающихся к дисциплинарной ответственности, Правила внутреннего распорядка обучающихся, Правила проживания в студенческих корпусах и др.

Под средовым подходом понимается учет и целенаправленное использование возможностей среды в педагогическом процессе, а также обращение среды одновременно и в ресурс, и в средство педагогического воздействия на субъектов студенческой среды [5]. Согласно данному подходу профилактика рассматривается как процесс создания в вузе специфической образовательной среды, которая будет одновременно и средством, и условием развития личности студента, не допускающего нарушения.

Авторы настоящей статьи выделяют некоторые формы средового подхода, возможные для применения их в профилактической деятельности университета по предотвращению правонарушений студентов в образовательной среде вуза:

1. Средовой подход как принцип педагогического исследования, способствующего реализации мероприятий в сфере профилактики правонарушений в студенческой среде.

2. Средовой подход как профилактическая функция воспитательной деятельности вуза по разным видам и направлениям деятельности университета.

3. Средовой подход как один из подходов системы управления в вузе.

4. Средовой подход в качестве механизма профилактики правонарушений [6].

Проведенное авторами в 2023 г. социологическое исследование среди 411 студентов университета показывает, что отсутствие морально-нравственных ориентиров является одной из причин отклонений в их поведении. Студенты действуют исходя из собственных систем ценностей, а задача воспитательной работы вуза и профилактической работы в частности – сформировать у них такие установки, когда их поведение будет последовательно, а не ситуативно. Аксиологический подход предполагает рассмотрение механизмов превращения культурных норм и ценностей общества в мировоззренческую систему личности студента. Базовыми понятиями подхода являются понятия «ценность» и «ценностные ориентации». Ценность признается подвижной социально-исторической категорией, поэтому продолжаются споры по поводу ее понимания и структуры. Особо отметим следующий факт: укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России сегодня обозначено в Стратегии национальной безопасности в качестве одного из национальных интересов России, утвержденной Указом Президента России от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности РФ», а также в Указе от 09.11. 2022 г. № 809 Президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [7, 8].

Культурологический подход позволяет проанализировать и выявить культурные факторы, лежащие в основе причин и особенностей противоправных поступков студентов, и определить совокупность принципов, необходимых для анализа процесса профилактики правонарушений и создания в университете условий по освоению обучающимися культурных ценностей общества.

Основные принципы и ценности, формирующие методологические подходы

Основные принципы подходов

Ключевые ценности подходов

Деятельностный подход

1. Принцип единства сознания и деятельности

2. Принцип субъектности

3. Принцип системности

4. Принцип учета ведущих видов деятельности

5. Принцип закономерности смены видов деятельности

6. Принцип целенаправленности учебно-воспитательного процесса и др.

1. Ценность коллективной деятельности

2. Ценность созидательного труда

3. Ценность личного развития человека

4. Ценность обучающего воздействия

5. Ценность воспитывающего воздействия

6. Ценность профессиональной самореализации и др.

Нормативно-правовой

1. Принцип законности

2. Принцип объективности

3. Принцип системности

4. Принцип верховенства закона над другими нормативными актами

5. Принцип запрета удвоения ответственности за одно и то же правонарушение и др.

1. Ценность права и свободы человека

2. Ценность достоинства человека

3. Ценность патриотизма и гражданственности

4. Ценность справедливости

5. Ценность равенства всех перед законом и др.

Средовой подход

1. Принцип научности

2. Принцип функциональности среды

3. Принцип динамичности среды

4. Принцип благополучности среды

5. Принцип уважительного отношения в среде

6. Принцип непрерывности воспитательного процесса и др.

1. Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг

2. Ценность взаимопомощи и взаимоподдержки

3. Ценность гуманизма

4. Ценность межличностных отношений и др.

Аксиологический подход

1. Принцип учета индивидуальных ценностей и потребностей студентов

2. Принцип опоры на мировоззренческие установки студентов

3. Принцип создания условий для самореализации и саморазвития студентов

4. Принцип исторической и социальной изменчивости ценностей

5. Принцип сохранения традиционных ценностей

6. Принцип развития этических и моральных ценностей и др.

1. Ценность традиции взаимопомощи и дисциплинированности

2. Моральные нормы

3. Ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость и др.)

4. Альтруистические ценности

5. Традиционные ценности

6. Ценность высоких нравственных идеалов и др.

Культурологический подход

1. Принцип культуросообразности

2. Принцип природосообразности

3. Принцип антропоцентризма образования и др.

1. Ценность сохранения культурного и исторического наследия многонационального народа России

2. Ценность уважительного отношения к особенностям и менталитету студентов разных культур

3. Ценность принятия других и др.

Образование сегодня становится обязательным условием освоения ценностей и образцов культуры, в соответствии с ФГОС помимо профессиональных компетенций вузы обязаны формировать у студентов общекультурные (универсальные) компетенции, включая общую культуру и профессиональную культуру. В рамках данного подхода определяется, что одним из основных результатов профилактической деятельности является высокий уровень сформированности общекультурных компетенций. Принципы культурологического подхода заложены, например, в Правилах внутреннего распорядка обучающихся, где, в частности, отмечается, что обучающие в университете должны уважать и поддерживать традиции университета, оправдывая высокое звание обучающегося как в учебное, так и во внеучебное время в университете и за его пределами. Студенты и преподаватели университета априори люди высокой культуры, следовательно, в их мировоззрении недопустимо нарушение законодательных актов РФ и локальных нормативных правовых актов университета и совершение правонарушений в образовательной среде.

Значимость данного подхода сложно переоценить при анализе различий и особенностей причин совершения правонарушений представителями разных культурных общностей в поликультурной среде УрФУ, в котором обучается свыше 4000 иностранных студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Как уже отмечалось выше, каждый научный подход несет систему ценностей, а также содержит характерные принципы, которые мы выделили в таблице.

Заключение

В исследовании обоснована возможность применения комплекса методологических подходов: деятельностного, нормативно-правового, средового, аксиологического и культурологического подходов в профилактике правонарушений студентов в образовательной среде вуза.

Выделены основные принципы и ценности, формирующие методологические подходы, сочетание принципов каждого из обозначенных подходов, их интеграция в учебно-воспитательный процесс позволит повысить результативность работы по профилактике правонарушений.