Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

STUDENT SCIENTIFIC ASSOCIATION AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF A UNIVERSITY STUDENT

Terenteva I.A. 1
1 Orenburg State University
The article actualizes the problem of the development of cognitive activity of a university student within the framework of the student scientific association of the faculty. According to the author, the involvement of a student in research activities is a priority task in the development strategy of the faculty as a structural unit of a higher educational institution. The purpose of the study is to clarify the complex of conditions conducive to the development of cognitive activity of a student in the student scientific association of the faculty. The development of cognitive activity of a student of a higher educational institution will be effective in the implementation of a set of pedagogical conditions: a coordinated educational environment has been created that promotes the student’s involvement in research activities; the motivational sphere of the student has been actualized through active inclusion in cientific and research activities within the framework of the scientific direction of the department of the faculty; scientific and pedagogical, organizational, technical, financial support of the student’s research activities in the educational space of the faculty of the university is provided. The authors conclude that the specified set of conditions has shown that the student scientific association performs a multifaceted role: they contribute to stimulating scientific activity among students, help them develop research skills, conduct scientific experiments and data analysis; provide an opportunity to gain experience in participating in scientific conferences, seminars, round tables and other events where students present their research and share their experiences with colleagues; provide an opportunity for first-time teamwork with young scientists in publishing scientific articles, seeking funding for research, as well as participation in academic competitions and exchange programs; provide an opportunity communicate and collaborate with like-minded people, as well as establish contacts with professionals in their field.
student scientific association
research activities
student science
student laboratory
student scientific circle
student design bureau
cognitive activity

Формирование познавательной активности у студентов высших учебных заведений остается важной задачей на теоретическом и практическом уровнях [1–3].

В современной образовательной среде высшего учебного заведения актуальность поиска механизмов, способов, инноваций в формировании познавательной активности студента связана со следующими причинами:

1. Познавательная активность способствует развитию критического мышления у студентов, что помогает им критически оценивать информацию, принимать обоснованные решения и развивать навыки анализа.

2. Познавательная активность активизирует студентов, побуждая их самостоятельно искать информацию, исследовать новые темы и развивать уникальные способности.

3. Познавательная активность служит фундаментом мобильности личности в изменяющемся мире, формирует умение самостоятельно учиться и адаптироваться к новым знаниям и технологиям и является важной компетенцией в быстро меняющемся информационном обществе.

4. Познавательная активность студента способствует углубленному пониманию учебного материала, так как студенты тщательнее анализируют и осмысливают информацию, когда они сами активно участвуют в учебном процессе.

5. Познавательная активность развивает творческое мышление, студенты учатся находить нестандартные решения задач и применять знания в новых контекстах.

На наш взгляд, с позиции исследователей, актуальность формирования познавательной активности у студентов подчеркивает необходимость интегрирования методов и технологий, способствующих стимулированию активного обучения и развитию критического мышления в современной образовательной практике высшего учебного заведения [4–6].

Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность – одна из приоритетных задач Оренбургского государственного университета, а также важная задача в реализации стратегии развития факультета как структурного подразделения высшего учебного заведения.

Оренбургский государственный университет видит свою миссию в развитии системы образования, фундаментальной и прикладной науки как источников новых знаний и технологий, укрепления международных связей [7]. Основными задачами Университета в области научно-исследовательской деятельности являются:

− приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научных коллективов на важнейших направлениях развития науки и техники;

− обеспечение подготовки в Университете квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса;

− исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;

− эффективное использование научно-технического потенциала Университета для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований;

− развитие в Университете новых, прогрессивных форм научно-технического сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования научных разработок в производстве;

− развитие инновационной деятельности Университета с целью создания наукоемкой научно-технической продукции и конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;

− создание в Университете условий для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков как основы укрепления и развития науки и выхода Университета на мировой рынок высокотехнологичной продукции;

− расширение международного научно-технического сотрудничества Университета с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции;

− создание в Университете качественно новой экспериментально-производственной базы;

− развитие финансовой основы исследований и разработок за счет использования внебюджетных средств и инновационной деятельности [8].

Научно-исследовательская и инновационная деятельность студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и ученого. Привлечение к научно-исследовательской работе обучающихся позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники, как региона, так и страны в целом. Научная деятельность студента играет важную роль в его подготовке к профессиональной деятельности.

Цель исследования – уточнение комплекса условий, способствующих развитию познавательной активности студента в студенческом научном объединении факультета.

Материалы и методы исследования

Анализ научной, методической литературы, нормативно-правовых источников по проблеме исследования, требования работодателей к подготовке специалистов направлений подготовки в рамках факультета, анализ деятельности студенческого научного объединения института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа ОГУ.

Результаты исследования и их обсуждение

Деятельность института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа как структурного подразделения ФГБОУ ВО ОГУ осуществлялась с марта 2019 г. по апрель 2023 г. В структуре института функционировало 8 кафедр: кафедра истории, кафедра общей психологии и психологии личности, кафедра дизайна, кафедра журналистики, кафедра общей и профессиональной педагогики, кафедра философии, социологии и культурологии, кафедра рекламы, связей с общественностью и прикладной политологии.

Студенческое научное объединение Института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа объединило (с 2019 по 2023 г.) на добровольных началах студентов факультета, активно участвующих в научно-исследовательской работе, членов студенческих научных кружков кафедр, а также молодых ученых и аспирантов.

Основные цели и задачи студенческого научного объединения:

− создание условий для развития научного потенциала и формирования исследовательских компетенций обучающихся студенческого научного объединения Института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа;

− вовлечение обучающихся института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа в научно-исследовательскую, инновационную и (или) научно-просветительскую деятельность;

− содействие организации процесса научно-исследовательской, инновационной и научно-просветительской деятельности обучающихся в ФГБОУ ВО ОГУ;

− повышение качества подготовки по основным образовательным программам обучающихся.

Развитие познавательной активности студента высшего учебного заведения будет эффективным при реализации комплекса педагогических условий:

− создана скоординированная образовательная среда, способствующая вовлечению студента в научно-исследовательскую деятельность;

− актуализирована мотивационная сфера студента посредством активного включения его в научно-исследовательскую деятельность в рамках научных направлений кафедр факультета;

− обеспечено научно-педагогическое, организационное, техническое, финансовое сопровождение научно-исследовательской деятельности студента в образовательном пространстве факультета вуза.

Результаты научно-исследовательской деятельности студенческого научного объединения института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа (2019–2022 гг.)

Наименование мероприятия

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Победители конкурсов на лучшую студенческую научную работу

7

14

20

28

Участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах, конкурсах

147

172

552

753

Публикации студентов в соавторстве с преподавателями

68

55

54

104

Публикация студентов без соавторства преподавателей

58

69

51

84

Студенты, принимающие участие в выставках

0

20

182

21

Студенческие научные проекты, поданные на конкурсы грантов

3

2

4

5

Студенты, участвующие в хоздоговорных работах, получившие гранты за научно-исследовательские проекты

1

0

1

1

Студенты, участвующие в выполнении госбюджетных НИР без оплаты труда

26

12

75

19

Для реализации поставленных задач в структурных подразделениях факультета (на кафедрах) были созданы студенческие научные кружки, лаборатории, студенческие конструкторские бюро, работающие по научным направлениям факультета.

Научно-исследовательская деятельность студента включала в себя участие в исследовательских проектах под руководством преподавателей (высококвалифицированных, с учеными степенями, званиями), написание научных статей, участие в конференциях, семинарах и научных форумах, а также проведение собственных исследований под руководством научных руководителей. Важным аспектом в научно-исследовательской деятельности студента стало умение формулировать гипотезы, проводить анализ данных, делать выводы и аргументировать свои исследовательские предположения. Научная деятельность также включала в себя участие в научно-исследовательских группах, лабораториях и проектах, знакомство с технологиями и методологиями научных исследований. Кроме того, студенты занимались сбором, обработкой и анализом данных, а также использованием современных научных методов и инструментов в своей работе. Результатами научно-исследовательской деятельности студентов за обозначенный период стали победы в конкурсах международного, регионального и местного уровней, представленных в таблице.

Заключение

Студенческое научное объединение на факультете имеет неоценимое значение для академического сообщества и развития студенческой научной деятельности. Студенческие научные объединения консолидируют студентов, заинтересованных в научной работе, обеспечивают им площадку для обмена идеями, проведения совместных исследовательских проектов. Уточненный комплекс условий показал, что студенческое научное объединение выполняет многогранную роль:

− способствует стимулированию научной активности среди студентов, помогает им развивать навыки исследования, проведения научных экспериментов и анализа данных;

− предоставляет возможность приобрести опыт участия в научных конференциях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях, на которых студенты представляют свои исследования и обмениваются опытом с коллегами;

− предоставляет возможность первого опыта командной работы с молодыми учеными в публикации научных статей, поиске финансирования для исследований, а также участия в академических конкурсах и программах обмена;

− предоставляет возможность общения и сотрудничества с единомышленниками, а также контактов с профессионалами в своей области.

Таким образом, студенческие научные объединения играют важную роль в формировании познавательной активности, интеграции студентов в научное сообщество, обеспечивая им возможности для научного роста, развития и профессионального успеха.