Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF «PEDAGOGICAL MULTI-SPECIALIST» IN THE CONTEXT OF MODERN CONDITIONS IN THE FIELD OF EDUCATION

Kuznetsova L.E. 1 Fominykh M.V. 1
1 Russian state vocational pedagogical University
The relevance of this article is due to the fact that education stands in the way of innovation, the conceptual foundations of updating approaches to teaching students of pedagogical universities in the context of problematization of modern educational processes and strengthening convergent trends in the educational sphere are priority areas in these fields of science. Future teachers are specialists who are able to quickly and effectively adapt to the new conditions of the educational environment and work in a multitasking environment. In view of this, it is necessary to develop new approaches to training and methods that will take into account possible scenarios for the development of the professional career of future specialists. Modern conditions of the educational environment dictate the reorientation of the summative-discrete practice of fragmentary assimilation of the phenomena of reality to the development of it as a whole, convergent-holistic education. This study identifies the problem of lack of control over the vector of development of each individual teacher. The authors of the article consider the idea of rethinking the profession of a teacher regarding the creative development of the professional individuality of each subject of teaching activity. The article highlights the current requirements for a modern pedagogical specialist. The concept of a «pedagogical multi-specialist» is revealed, a number of advantages of the approach to revising the functional content of the teacher’s professions are identified.
education
training
innovation
teacher
pedagogical multi-specialist
university

Образование является динамично меняющейся средой, позволяющей всем участникам образовательного процесса не только развиваться с точки зрения изучения отдельных предметов, но и улучшать собственные качества, расти как личность. В 2023 году особенно прослеживается тенденция развития индивидуального подхода в образовании, а именно: индивидуального подхода к обучению будущих учителей. Российское педагогическое образование имеет определенную специфику.

Материалы и методы исследования

Как показывают современные зарубежные исследования [1, 2], образование в мире находится на пути неизбежных инноваций. В педагогическом образовании зарубежных стран прослеживается тенденция применения концепции формирования надпрофессиональной готовности студента к профессиональной деятельности. Pазвитие системы педагогического образования в России продолжается путем реализации принципов и подходов современной профессиональной педагогики. Проведенный авторами сравнительный анализ тенденций современной подготовки педагогических кадров в России и за рубежом показывает общность и различие некоторых подходов к данной проблеме.

Будущие педагоги – это специалисты, способные быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям образовательной среды и работать в условиях многозадачности [3]. Ввиду этого требуется разработка новых подходов к обучению и методик, которые будут учитывать возможные сценарии развития профессиональной карьеры будущих специалистов. Разработка подходов и методик видится невозможной без определения понятия «педагогический мультиспециалист».

Приходится констатировать, что современная педагогическая практика опирается на традиционные системы обучения. Наблюдается дефицит целостных методических систем, ориентированных на перспективный кадровый потенциал будущих педагогов, нет определенной трактовки понятия «педагогический мультиспециалист».

Цель исследования заключается в трактовке понятия «педагогический мультиспециалист» в контексте современной педагогической науки и практики.

Согласно цели исследования, авторы поставили перед собой задачи:

− провести мониторинг рынка современных образовательных профессий с использованием утвержденного министерством «Атласа профессий» на текущий период;

− исследовать направления обучения педагогов иностранного языка на предмет наукообразности и современного подхода;

− определить новый методический инструментарий для воспитания «учителя будущего»;

− разработать и экспериментально исследовать цифровой образовательный инструментарий с учетом формирования компетенции по построению образовательных траекторий.

В предлагаемой статье авторы приводят лишь часть исследования, а именно трактуют понятие «педагогический мультиспециалист».

Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является обобщение методического и педагогического опыта отечественных и зарубежных ученых. Принцип целостного изучения педагогического процесса позволил комплексно проанализировать понятие «педагогический мультиспециалист». Метод проблемного моделирования применялся с целью изучения отдельных компонентов понятия [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Вопрос, каким должен быть современный учитель, не является спорным, так как преподаватели следуют четким образовательным стандартам на государственном уровне, но в то же время к учителям сейчас предъявляются различные требования в зависимости от формы и направления образования, а также уровня и запросов учеников. По теории А.Н. Леонтьева: «своеобразие педагогической деятельности в ее предмете, объекте труда – развивающейся личности воспитанника, ученика, находящегося в постоянных изменениях, характер которых определяется позицией педагога» [5, с. 20].

Сейчас не удивительно, что современный педагог должен обладать как твердыми (hard) навыками, так и гибкими (soft-skills) навыками, быть способным собирать, аккумулировать и транслировать учебную информацию разными способами, находить индивидуальный подход: «мир вокруг нас стремительно меняется – во многом благодаря тому, что экономика и общество все больше зависят от прорывных технологий. Образование не исключение» [6, с. 3].

По итогам анализа зарубежных и отечественных разработок в исследуемой области авторы сформулировали положения, лежащие в основе профессионально направленной подготовки специалистов педагогических вузов.

1. Обеспечение непрерывности педагогического образования на основе уточненных принципов мобильности образования, опережения учебной действительности, открытости и непрерывности образования; преемственность в изучении дисциплин базового, общепрофессионального циклов и дисциплин профильного цикла на основе принципов системности, доступности, прочности, активности.

2. Усиление профессиональной направленности подготовки на основе решения профессионально ориентированных задач.

3. Подготовка студентов педагогических специальностей в контексте опережающего профессионального образования на основе целенаправленного профессионального становления индивида как свободного субъекта рынка труда, способного к конвергенции своей профессиональной компетентности.

Работа педагога многоплановая и включает в себя не только основные общие, но и специфические функции:

‒ объяснение нового материала доступными для понимания обучающихся средствами;

‒ контроль усвоения материала: опрос и оценка знаний обучающихся;

‒ проверка аудиторных и домашних работ;

‒ консультирование обучающихся (а в некоторых случаях и их родителей) по подбору необходимых для обучения книг, пособий, рабочих тетрадей и др.;

‒ классное руководство учебным коллективом;

‒ раскрытие творческого потенциала;

‒ формирование личности обучающегося;

‒ развитие у обучающихся стремления к освоению новых знаний.

Таким образом, к новым, актуальным требованиям к педагогическому специалисту на сегодняшний день можно отнести следующие:

− формирование собственного педагогического имиджа, нахождение педагогической индивидуальности;

− умение разрабатывать как микро-, так и макрообразовательные траектории в соответствии с вектором преподавания предмета и требованиями ученической аудитории;

− умение разрабатывать и продюсировать образовательные курсы, создавать собственные методические инструменты для их продвижения;

− навыки управления проектной деятельностью;

− обладание компетенциями тьютора, наставника.

Э.Э. Сыманюк, А.А. Печеркина, Е.Л. Умникова подчеркивают, что «труд педагога внутренне противоречив, в нем сочетаются специализированные знания, умения, навыки (по отдельным дисциплинам отраслям науки и производства) и общепрофессиональные – психолого-педагогические знания, умения, навыки. Кроме того, такая внутренняя разнородность педагогической профессии существенно затрудняет сопоставление уровня профессиональной компетентности для разных групп педагогов, особенно требуя дифференцированного подхода» [7, с. 73].

Все указанное выше ставит перед научной парадигмой вопрос переосмысления термина «педагог» на основании его большей философской принадлежностью и его замены на термин «педагогический мультиспециалист», так как данное определение специальности яснее отражает сущность профессии на данном этапе.

В исследовании дано следующее определение термина «педагогический мультиспециалист»: это специалист, способный осуществлять педагогическую и воспитательную деятельность в соответствии с общеметодическими требованиями, а также обладающий компетенциями в области нео-педагогики; способный быть одновременно: диджитал-специалистом, менеджером, продюсером и креатором собственного педагогического проекта.

С точки зрения социологических исследований, человек, который хочет стать гибридным специалистом (в данном случае это педагогический мультиспециалист), должен обладать определенными качествами:

− этот специалист должен постоянно самообучаться;

− у него должны быть задатки как технические, так и гуманитарные, что особенно актуально в свете последних трансформаций в сфере образования, а именно при переходе на цифровую педагогику образовательного процесса;

− будущий мультиспециалист должен уметь быстро усваивать новую информацию;

− этот специалист должен уметь подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства (что, несомненно, также актуально в сфере последних геополитических изменений и изменений, вызванных пандемией COVID-19).

Следует отметить, что сама идея переосмысления профессии педагога относительно творческого развития профессиональной индивидуальности каждого субъекта преподавательской деятельности не является принципиально новой. Так, А.А. Реан подчеркивал важность индивидуального стиля педагога и определял его как «обусловленную типологическими особенностями систему способов, складывающуюся у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, индивидуально-своеобразная система психологических средств, с которыми сознательно или стихийно он прибегает в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с условиями педагогической деятельности» [8].

В последние годы идеи А.А. Реана нашли свое развитие в новом цифровом направлении «педагогический дизайн» (англ. instructural desighn), направленном на развитие навыков педагогов в области цифровой креативности и нахождение актуального решения образовательных задач средствами онлайн-обучения.

Таким образом, современный педагогический мультиспециалист должен объединять в себе и развитую педагогическую «Я-концепцию», и наличие умений в области педагогического дизайна в сфере смешанного обучения.

Данный подход к пересмотру функционального наполнения профессии педагога имеет ряд преимуществ, а именно:

− возрождение привлекательности профессии педагога, превращение педагога в «мотивационного оратора», «лидера»;

− пересмотр концепции практически невыполнимого в нынешних образовательных реалиях «индивидуального подхода» и развитие «индивидуального подхода» относительно учебной группы;

− раскрытие творческой и профессиональной свободы каждого отдельного образовательного специалиста без потери ориентации на ФГОС;

− развитие понимания педагогом собственных профессиональных целей и умения воплощать их посредством методических средств различной направленности.

Также следует отметить, что пересмотр концепции профессии педагога теоретически может устранить проблему избыточности образовательных средств и подходов к пониманию самой профессии, так как исчезнет необходимость отдельно систематизировать элементы образовательной действительности для каждого конкретного учебного заведения, поскольку педагоги будут иметь возможность самостоятельно комбинировать данные элементы, составлять из них траектории, отвечающие их представлениям о ведении образовательного процесса.

Предвосхищая возникновение проблемы отсутствия контроля над вектором развития каждого отдельного педагога и, как следствие, снижение качества образовательного процесса, мы предлагаем полагаться на требования к развитию подрастающей личности, принципы и предписания относительно результатов освоения учебной программы учащимися. Это позволит проводить мониторинг деятельности педагога по конкретным стандартам, не навредит подрастающей личности и не ограничит уникальность создаваемой педагогом образовательной траектории.

В.А. Сластёнин, рассматривая инновационные процессы в педагогике, указывает на противоречие, которое вызвано развитием профессионализма [9]. С одной стороны, дифференциальные признаки, отличающие профессию учителя от других, ведут к системе требований, несоблюдение которых лишает его имиджа профессиональности. С другой стороны, чем выше уровень сложности задач, тем чаще становится инновационное проявление, стремление к преодолению норм, созданию продуктов и способов работы, не совпадающих с «общепринятыми». Инновационная устремленность влечет за собой творческое самовыражение, не умещающееся в привычных рамках. Чем более близка вершина достижений, которую превосходит творец-новатор, тем большее количество «несоблюдений» нормы он демонстрирует и вовлекает в это «игнорирование» большее количество других учителей.

Заключение

Тенденция последних лет в сфере профессиональной деятельности – это мультипрофессии или гибридные специальности.

В качестве заключения отметим, что современная педагогика требует не только развития педагогического инструментария, создания новых подходов и способов преподавания, но и развития понимания самой сути педагогической профессии. Игнорирование этого факта может привести к деконсолидации педагога с современной образовательной парадигмой, возникновению проблемы принципиальных различий между требуемыми компетенциями специалиста и условиями его работы. Предполагается, что создание термина «образовательный мультиспециалист» позволит пересмотреть сущностное наполнение понимания профессионального развития педагога и создавать новую матрицу педагогических компетенций, обладающую гибкостью и актуальностью относительно развивающейся действительности.

Также стоит отметить, что если педагогические компетенции и навыки педагога, обучающего будущих специалистов, будут соответствовать реалиям текущей образовательной действительности и определят его возможность предугадывать и реализовывать потребности рынка образовательных услуг, то выпускники педагогических специальностей будут способны не только аккумулировать знания более опытных коллег, но и преобразовывать образовательную траекторию под актуальные запросы и изменения социума.

Внедрение результатов исследования в систему профессионального образования станет важным фактором обогащения кадрового потенциала инновационной экономики России и популяризации педагогической профессии.

Результаты данной разработки используются при написании методических материалов, учебных пособий, на лекциях, практикумах, при привлечении студентов к учебно-методической и научной работе. Элементы научного исследования включены в учебный процесс в виде курсовых работ, диссертаций, проектов, семинаров, конференций. Результаты исследования внедрены в систему дополнительного образования, школы и колледжи города Екатеринбурга и Свердловской области.