Туризм, как одно из доступных направлений организации свободного времени у взрослого населения страны, получает в последнее время все большее развитие и популярность.
Существует несколько определений туризма, в зависимости от специфики и практического применения. Остановимся на классическом, которое предлагает Е.Л. Писаревский в своей работе «Основы туризма»: «...туризм понимается как временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или на другую территорию в пределах своей страны в свободное время в целях отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте» [1, с. 17].
Актуальность предлагаемой темы определяется возрастающим желанием людей заниматься культурно-познавательным туризмом как внутри страны, так и за ее пределами.
Из всех разновидностей туризма культурно-познавательный туризм занимает сегодня одно из первых мест как самый активно развивающийся вид [1, с. 31]. В его основе лежит потребность человека в духовном освоении культуры. Культурно-познавательный туризм – это замечательный вид отдыха, позволяющий сменить обстановку, освободиться от повседневной рутины, получить эстетическое наслаждение и обогатить себя новыми знаниями в области истории и культуры как своей страны, так и других стран. Е.В. Фролова, Е.Е. Кабанова, М.В. Костина в своей работе «Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации» пишут: «Культурно-познавательный туризм – это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с культурным потенциалом территории, расширяя его кругозор» [2].
Можно выделить следующие виды культурно-познавательного туризма: исторический, событийный, религиозный, этнический [1, с. 26, 27]. Если придерживаться данной классификации культурно-познавательного туризма, то проанализированную в этой статье поездку в Албанию можно отнести к историческому виду культурно-познавательного туризма.
В современном мире культурно-познавательный туризм играет большую роль, так как затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику и социальную жизнь [3].
По мнению многих исследователей, все стороны общественной жизни испытывают значительное влияние существующего в стране политического режима. Так, Т.А. Корниенко и Е.Н. Ярмонова в своей работе пишут о неразрывной связи политического строя и таких категорий, как объем прав и свобод личности, отношения к тем или иным формам собственности, положение средств массовой информации, свобода вероисповедания и т.д. [4].
Цель исследования – выявить влияние социалистического строя на развитие Албании и провести сравнительный анализ с другой страной с подобным режимом – бывшим Советским Союзом.
Материалы и методы исследования
Материал исследования: бывшая социалистическая страна Албания.
Методы исследования: наблюдение и сравнительный анализ.
Автору, как человеку, прожившему более 20 лет в Советском Союзе и наблюдавшему особенности страны при социализме, всегда было интересно побывать в другой стране с подобным режимом. При этом хотелось сравнить и сделать выводы о том, как политическое устройство страны влияет на все сферы ее жизни: экономику, политику, культуру, архитектуру и образ жизни людей. Ранее, в 1980–1990-е гг., такой возможности путешествовать в Европу не возникало.
В качестве объекта культурно-познавательного туризма была выбрана страна с социалистическим прошлым – Албания. Итак, поездка в Албанию состоялась в августе 2020 г. Во время нее были посещены города Шкодер, Тирану, Берат и Корчу.
Цель путешествия заключалась в том, чтобы посмотреть Албанию, составить представление о стране, жившей при социализме, и сравнить ее с другой социалистической страной того времени – Советским Союзом.
Гипотезой исследования было то, что обнаружится больше сходств, чем различий.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе путешествия по стране, наблюдая за ее достопримечательностями, автор выделил несколько критериев для сравнительной оценки.
1. Бункеры
Одной из визитных карточек и отличительной особенностью Албании является наличие многочисленных бункеров [5, с. 333]. В ходе Второй мировой войны власть в стране оказалась в руках коммунистов, среди которых особенно выделялся их харизматичный лидер Энвер Ходжа – пламенный коммунист и сталинист [5, с. 216]. Он бессменно руководил этой небольшой страной с 1945 года до своей смерти в 1985 году. За четыре десятилетия своего правления он полностью искоренил любую организованную оппозицию внутри страны, но в то же время он не переставал опасаться угрозы своей власти извне и иностранного вторжения. Именно этим объясняется наличие огромного количества бункеров – бетонных дотов. Эти бункеры можно встретить везде: в горах, на обочинах дорог, у подъездов домов, на пляжах и т.д. Предполагалось, что в случае нападения весь народ от мала до велика возьмет в руки оружие и займет позицию в ближайшем доте. Существовало два основных типа бункеров – «огневая точка», предназначенная для одного-двух бойцов, и «огневая позиция» – более крупный дот, рассчитанный на десять и более человек. В настоящее время в наиболее популярных туристических местах власти стараются избавиться от наследия прошлого, демонтируя «бункеры», однако менее людные места по-прежнему изобилуют ими. Ныне албанцы в сельской местности используют их в качестве кладовых или загонов для скота.
Но помимо «огневых точек» и «огневых позиций» в стране также строились массивные подземные убежища для высшего руководства страны. Недалеко от столицы Албании, Тираны, находится одно из таких многоуровневых убежищ, превращенное в музей, который удалось посетить. В нем около трех километров туннелей и более ста комнат, от жилых помещений, кладовых, душевых до актового зала и рабочих кабинетов, где высшее политическое руководство страны могло бы укрыться в случае войны. В части помещений бункера были тщательно воссозданы типичные интерьеры времен социализма – от школьного кабинета до квартиры простого труженика – с поразительной дотошностью, вплоть до оригинальных предметов мебели, обоев и бытовой техники. Это напомнило музей «Ельцин-центр» в Екатеринбурге, где экспозиция с такой же тщательностью передает атмосферу советской жизни на сломе эпох в промежутке между 1980-ми и 1990-ми гг.
2. Жилая застройка
В основном города Албании, не имеющие статуса объектов культурного наследия, застроены типовыми многоквартирными пятиэтажными домами. Хотя такая застройка напоминает советскую застройку, в то же время можно отметить, что албанские многоквартирные дома имеют ряд отличий от своих аналогов, построенных в Советском Союзе. Например, подъезды зачастую не имеют входных дверей и окон. Это обусловлено не столько общей бедностью страны, сколько более теплым климатом, когда обычно температура не опускается ниже нуля. В то же время большинство домов либо были покрыты штукатуркой низкого качества, либо вообще не штукатурились, что привело к тому, что стены значительной части домов представляют собой голый кирпич. Помимо этого албанская застройка в целом более малоэтажная, чем советская, так как население страны значительно меньше – около трех миллионов жителей, и высотных зданий просто не требовалось. Также это можно объяснить трудностями с производством или импортом лифтов в небольшой стране. В частном секторе отличительной особенностью является отсутствие деревянных домов, что может быть обусловлено гористым ландшафтом страны, где камня было в избытке, а древесины – недостаточно.
3. Памятники
Албания во время Второй мировой войны пережила оккупацию сначала итальянскими, а затем и немецкими войсками. Значительная часть населения страны участвовала в партизанском движении. В партизанских отрядах сражались даже дети и подростки. Более ста юношей и девушек были награждены медалями и орденами, зачастую посмертно. Например, в Тиране установлен бюст Народному Герою Войо Куши, который подорвал вместе с собой итальянский танк в 1942 году. Можно провести параллель с памятниками пионерам-героям и другим героям Советского Союза, например Александру Матросову, который закрыл своим телом вражеский пулемет. Помимо памятников героям войны в албанских городах при социализме имелись памятники деятелям коммунистического движения. Как уже говорилось, правитель Албании Энвер Ходжа почитал Иосифа Сталина. По его распоряжениям в стране было установлено несколько десятков памятников советскому вождю. Именем Сталина был даже назван город Кучова на юге страны. В отличие от Советского Союза, в Албании не проводилась десталинизация, и памятники Сталину простояли вплоть до самого падения социализма в 1991 году [5, с. 383].
4. Транспортное сообщение
Путешествуя по Европе, обращаешь внимание на то, что железнодорожным транспортом въехать в Албанию и выехать из нее невозможно. Поскольку страна более 40 лет пребывала в изоляции даже от своих соседей, это привело к тому, что ее железнодорожная сеть не была соединена с железнодорожной магистралью соседних стран. Также страна до сих пор плохо интегрирована в международную автобусную сеть. Практически выяснилось, что автобусное сообщение с Албанией малочисленное, например из соседней Черногории в страну ходит один официальный автобусный рейс в день. Несмотря на это, можно сказать, что авиасообщение за годы рыночной экономики проделало значительное развитие, и теперь в стране функционируют два международных аэропорта, из которых осуществляются рейсы в десятках направлений.
5. Религия
С момента установления коммунистической власти в стране проводилась борьба с религией. Правительство рассматривало все три основные религиозные течения страны, как враждебные и разобщающие албанский народ: католики считались агентами влияния Ватикана, православные – Греции, а мусульмане – Турции и арабских стран. Права религиозных организаций постепенно ограничивались. Однако в 1967 г. было принято решение о полном запрете любой религии. Религиозная атрибутика также оказывалась под запретом, а проведение любых таинств строжайше каралось. Известен случай, когда в 1971 г. католический священник был расстрелян за крещение ребенка [5, с. 331]. Все культовые сооружения были закрыты. В дальнейшем они были либо снесены, либо им было найдено другое хозяйственное применение. Посещая различные города страны, обращаешь внимание на то, что нетронутыми остались лишь считанные культовые сооружения, такие как мечеть Этхем-бея в Тиране или Свинцовая мечеть в Шкодере, в то время как большинство религиозных сооружений являются «новоделами», возведенными уже после начала 1990-х гг. Существующий кафедральный собор в городе Шкодер в годы социализма выполнял функции гимнастического зала. Можно провести аналогию с ситуацией в СССР, когда многие церкви были либо снесены, как храм Христа Спасителя в Москве, либо приспособлены под склады, мастерские, планетарии и иные хозяйственные объекты. С падением социалистического строя отношение государства и общества к религии изменилось. Теперь в Албании спокойно сосуществуют христиане и мусульмане. В городе Шкодер можно услышать вечером звон колоколов кафедрального собора одновременно с пением муэдзина на минарете мечети.
Борьба с религиозностью касалась не только обрядов и культовых мест. Вместо традиционных имен семитского, тюркского, иранского, греческого, римского происхождения, которые ассоциировались с враждебными религиями, в годы социализма предлагалось называть детей именами, лишенными религиозной коннотации, например, Пранвера – весна, Звезда, Свет, Счастье, [5, с. 364, 336], Арбен – в честь древнего самоназвания албанцев и так далее, либо в честь коммунистических деятелей и идеалов. В принципе, по именам, популярным среди албанцев, можно проследить бурную и извилистую политическую историю этой страны в XX в. После 1945 г. в период дружбы с Советским Союзом и популярности русской и советской культуры, были распространены такие удивительные собственные имена, как Молотов, Пушкин, Тимошенко, Марэнглен (Маркс, Энгельс, Ленин) и т.д.
Можно вспомнить похожую ситуацию в Советском Союзе, где в свое время встречались такие имена, как Вилен, Владлен, Вилор, Жорес, Мэлс и др. На волне перемен, среди поколения, рожденного в 1990-е и 2000-е гг., зачастую встречаются типично американские имена, такие как Клайв (Clive), Клайд (Clyde), Уэнди (Wendy), хотя в албанском языке, как и в русском, отсутствует звук «W». Это обусловлено популярностью американской культуры, музыки, кинематографа, образа жизни в 1990-е гг., в момент крушения старого строя. Таким образом, можно провести параллель, что все западное также пользовалось огромной популярностью в конце 1980-х гг. и начале 1990-х гг., хотя все же можно сказать, что в Советском Союзе придерживались более традиционных русских и европейских имен, не прибегая к прямым заимствованиям американских.
6. Уровень владения иностранными языками
Старшее поколение в Албании зачастую не знает иностранных языков. Это объясняется тем, что страна была изолирована от внешнего мира, а за границу могли выехать считанные единицы. Это привело к тому, что к моменту падения социализма большинство населения страны не говорило ни на одном из иностранных языков, кроме местного на должном уровне, поскольку не имело необходимости в этом и, более того, соответствующей практики. Албанский занимает обособленное положение среди языков: он не похож ни на русский, ни на английский, ни на немецкий, ни на французский. Поэтому для общения с албанцами, в особенности с представителями старшего поколения, может помочь лишь разговорник албанского или язык жестов.
Результаты сравнительного анализа исследуемых стран
№ п/п |
Критерии оценки |
Страны |
|
СССР |
Албания |
||
1 |
Бункеры |
Подземные убежища для руководства страны, бомбоубежища |
Более 700 тысяч бункеров на 1991 г., подземные убежища для руководства страны |
2 |
Жилая застройка |
Однотипное многоквартирное жилье |
|
3 |
Памятники |
Памятники героям Второй мировой войны и деятелям коммунистического движения |
|
4 |
Транспортное сообщение |
Развитое железнодорожное, автобусное и авиасообщение |
Неразвитая или слаборазвитая железнодорожная и автобусная инфраструктура |
5 |
Религия |
Государство вело борьбу с религией, однако официально никогда ее не запрещало |
Религия была полностью запрещена, любые религиозные проявления жестоко карались |
6 |
Уровень владения иностранными языками |
Низкий уровень владения иностранными языками, особенно среди старшего поколения |
Итак, гипотеза исследования о сходстве двух стран – Албании и СССР – подтвердилась, и эти черты сходства автор представил в виде таблицы.
Заключение
В результате проведенного исследования автор убедился в том, что политический режим оказывает решающее значение на все сферы жизни общества: две страны, существовавшие при похожих политических режимах, имеют много общих черт. В данной работе Албания рассматривалась только с одной стороны – с точки зрения отражения в ней социалистического прошлого, но это еще не вся Албания. Сторонники культурно-исторического, культурно-этнического, культурно-археологического туризма не останутся равнодушными к античным городам, византийским крепостям, природным памятникам, которыми способна удивить эта многоликая страна. Несомненно и то, что культурно-познавательный туризм оказывает благотворное влияние на человека, позволяет получить позитивные эмоции и впечатления от поездки по разным городам и странам, а также повышает общий уровень культуры и образования.