Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

MODEL OF FORMATION OF STUDENTS’ COMMUNICATIVE SKILLS BASED ON TEAM BUILDING IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL

Odintsova S.A. 1 Renkevich V.V. 1 Reybandt О.V. 2
1 Karaganda Buketov University
2 School-Lyceum № 66
The article presents the development and substantiation of the model for the formation of students’ communicative skills based on team-building in the educational process of primary school. The article describes the model which is an integral system including interrelated structural components – regulatory, value-oriented, operational-activity and effective which are closely related. Special attention in the presented model is paid to the goal, methodological approaches and pedagogical principles. The authors emphasize that team-building in the educational process of primary school can be organized in various forms such as a workshop, game, quest, relay, performance, training, action. The article specifies the stages of formation of students’ communication skills on the basis of team-building and the need for their successful formation to comply with a number of pedagogical conditions (motivational readiness of subjects of the educational process, creation of a safe and benevolent atmosphere in the class team, realization of the educational potential of curricular and extracurricular activities, education of the students’ value attitude to themselves and to each other). The criterion-evaluation apparatus makes it possible to confirm the effectiveness of the developed model as well as to identify the formation of students’ communication skills on the basis of team-building in the educational process of primary school.
model
communicative skills
team-building (team-formation)
primary school
primary schoolchildren

В современной реальности постоянно возрастающие требования общества к личности создают необходимость своевременного преобразования системы образования. В связи с этим в Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023–2029 гг. отмечена важность соответствия современной педагогической теории и практики уровню требований, предъявляемых сфере образования процессами экономического, социально-политического, научно-технологического развития [1]. Исходя из этого, становится понятно, почему образовательная политика государства ориентирована на формирование всесторонне гармонично развитой и конкурентоспособной личности, владеющей необходимыми компетенциями XXI в. Одной из ведущих компетенций является коммуникативная, которая отражена в Государственном общеобязательном стандарте начального образования Республики Казахстан в виде базовой ценности содержания образования – сотрудничества [2]. Формирование данной компетенции представляет собой работу по овладению умениями слушать и слышать, задавать вопросы, ясно выражать свои мысли, работать в команде, разрешать конфликты и развивать культуру общения.

Цель исследования – разработка и обоснование модели формирования коммуникативных умений обучающихся на основе тимбилдинга в образовательном процессе начальной школы.

Материалы и методы исследования

Нормативно-правовые документы в области образования, научные статьи, авторефераты диссертаций, учебная литература, электронные ресурсы. В работе были использованы такие теоретические методы исследования, как анализ, синтез, обобщение и моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный авторами анализ научно-педагогической литературы способствовал разработке модели формирования коммуникативных умений обучающихся на основе тимбилдинга в образовательном процессе начальной школы, отраженной на рисунке.

Данная модель представляет собой целостную систему, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и реализуются только при соблюдении ряда педагогических условий. Рассмотрим каждый из компонентов.

Нормативно-правовой компонент является обоснованием необходимости формирования коммуникативных умений обучающихся в образовательном процессе начальной школы как социального заказа общества, отраженного в Государственном общеобязательном стандарте начального образования в качестве базовой ценности – сотрудничества. Соответственно, деятельность учителя по формированию коммуникативных умений обучающихся на основе тимбилдинга в образовательном процессе начальной школы является целесообразной и отвечает требованиям образовательной политики государства.

Основополагающий ценностно-ориентационный компонент включает в себя такие элементы представленной модели, как цель, методологические подходы и педагогические принципы. Цель – важнейшая составляющая педагогической деятельности, направленная на улучшение текущего состояния какого-либо явления или процесса, от правильности постановки которой зависит успешность всего процесса преобразования действительности. Так, целью модели выступает формирование коммуникативных умений обучающихся на основе тимбилдинга в образовательном процессе начальной школы.

Представленные в модели подходы к организации образовательного процесса являются ее методологической основой, поскольку подход – методология решения проблемы, раскрывающая основную идею, социально-экономические, философские, психолого-педагогические предпосылки, цели, принципы, этапы достижения целей [3].

Системный подход отражает взаимообусловленность явлений, процессов и этапов формирования коммуникативных умений обучающихся на основе тимбилдинга в образовательном процессе начальной школы. Таким образом, самостоятельные компоненты модели рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении [4]. Реализация деятельностного подхода предусматривает специальную работу по организации деятельности обучающихся, ее активизации и перевода младших школьников в позицию субъектов деятельности и общения. Личностно-ориентированный подход предполагает претворение в жизнь внутренних ресурсов обучающихся в процессе совместной деятельности в рамках тимбилдинга. Компетентностный подход направлен на создание условий для формирования компетенций обучающихся, в которых предполагается развитие их способностей самостоятельно решать различные проблемы на основе использования социального и личного опыта.

Так, в представленной модели реализуется содержание коммуникативной компетенции, посредством организации условий для формирования у обучающихся опыта решения коммуникативных проблем. Полисубъектный подход раскрывает условия, принципы и особенности взаимодействия субъектов образовательной среды, а его реализация предусматривает создание нравственно-психологического единства обучающихся, способствующего взаиморазвитию и взаимовоспитанию в процессе совместного решения общей задачи.

Следующий элемент ценностно-ориентационного компонента теоретической модели – дидактические принципы.

missing image file

Модель формирования коммуникативных умений обучающихся на основе тимбилдинга в образовательном процессе начальной школы

На основе анализа педагогической литературы авторами были выделены следующие принципы формирования коммуникативных умений обучающихся: гуманистической направленности, системности и последовательности, активности, связи воспитания с жизнью, воспитания в коллективе и через коллектив, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

В основе принципа гуманистической направленности лежит понятие ценности человека и его личности. Реализация данного принципа осуществляется в процессе всей деятельности по формированию коммуникативных умений обучающихся на основе тимбилдинга в образовательном процессе начальной школы, которая в том числе способствует гармонизации и совершенствованию личности. Принцип системности и последовательности заключается в формировании коммуникативных умений обучающихся в определенном порядке, когда каждое организованное мероприятие по командообразованию логически опирается на предыдущее и связывается с последующим. Реализация принципа происходит непосредственно в педагогическом планировании и позволяет упорядочить весь процесс построения команды. Сущность принципа активности состоит в том, что качественные изменения в личности обучающихся могут происходить только в процессе собственной деятельности и познавательной активности. Таким образом, активность в деятельности и ее осмысление являются предпосылкой и одним из важнейших условий формирования коммуникативных умений обучающихся на основе тимбилдинга в образовательном процессе начальной школы. Основная идея принципа связи воспитания с жизнью заключается в формировании у обучающихся тех умений и навыков, которые они смогут применять в реальных жизненных условиях. В этой связи процесс формирования коммуникативных умений должен иметь реальную жизненную направленность, а его результаты должны быть применимы обучающимися как в личных взаимоотношениях, так и в будущей профессиональной деятельности. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив основан на положении о воспитательной силе данного объединения. Так, коллектив младших школьников, являясь объектом воспитательных воздействий, в то же время осуществляет функции субъекта воспитания в отношении его участников. Иными словами, коллектив обучающихся, преобразованный в сплоченную команду, сам по себе становится движущей силой, стимулирующей младших школьников к осуществлению коммуникации и формированию соответствующих умений. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся заключается в том, что при организации мероприятий по командообразованию необходимо отбирать доступные и посильные для младших школьников игры, упражнения и задачи. Это связано с тем, что предъявляемые требования и возможность обучающихся им соответствовать оказывают прямое влияние на эффективность всей деятельности по формированию коммуникативных умений младших школьников.

Операционно-деятельностный компонент модели включает в себя формы, методы, средства, а также этапы формирования коммуникативных умений обучающихся. Отбор форм, методов и средств зависит от текущего уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников, личных предпочтений обучающихся и учителя, а также от материально-технической базы школы и/или классного кабинета. Эффективность форм, методов и средств определяется тем, насколько они целесообразны и соответствуют сложившейся педагогической ситуации и взаимоотношениям в классном коллективе.

Тимбилдинг в образовательном процессе начальной школы может быть организован в различных формах (практикум, игра, квест, эстафета, спектакль, тренинг, акция) по сложности организации деятельности обучающихся, в групповых и коллективных формах по количеству обучающихся и по месту организации педагогического процесса.

В рамках организации тимбилдинга в образовательном процессе начальной школы возможно использование словесных (объяснение, беседа), практических (упражнения, решение проблемных ситуаций) и активных (игры, тренинги) методов обучения. При этом тренинги, упомянутые ранее как формы организации педагогического процесса, также могут быть представлены в качестве самостоятельного метода. В данном случае тренинг, по Н.В. Самоукиной, представляет собой комплексный метод развивающего обучения, направленный на достижение трех целей-результатов: предоставление информации, организация эффективных коммуникаций и формирование навыков работы [5]. Умелая комбинация и частая смена представленных методов позволит сделать процесс формирования коммуникативных умений обучающихся эффективнее и плодотворнее.

Такой элемент операционно-деятельностного компонента, как средства, является предметной поддержкой всего педагогического процесса по формированию коммуникативных умений обучающихся, включающей учебные, методические пособия и программы, в том числе компьютерные, классное и нестандартное оборудование (сделанное своими руками, например макеты, муляжи и т.п.). Помимо этого, операционно-деятельностный компонент отражает выстроенные согласно логике этапы формирования коммуникативных умений обучающихся:

I этап реализуется в первый год обучения младших школьников, и его суть емко выражается одним словом – icebreaker («ледокол»). Направлен на помощь обучающимся адаптироваться в новой учебной среде, содействие знакомству, создание дополнительных условий для построения взаимоотношений между младшими школьниками, а также на формирование у них первичных коммуникативных умений.

II этап характеризуется достаточной длительностью, поскольку реализуется на протяжении двух учебных годов (2–3 классы). На этом этапе происходит сплочение классного коллектива, формирование его ценностей как команды и создание мотивации на совместную деятельность.

III этап осуществляется на четвертом году обучения младших школьников. Направлен на формирование эффективной команды обучающихся, каждый из участников которой владеет умениями командной работы, в том числе умениями самостоятельно организовать и регулировать совместную деятельность.

Так, формирование коммуникативных умений обучающихся на основе тимбилдинга осуществляется при систематической работе по реализации представленных этапов и соблюдении их преемственности. Однако не стоит забывать о педагогических условиях, без которых не может быть успешным процесс формирования коммуникативных умений младших школьников:

1) мотивационная готовность субъектов образовательного процесса. Формирование коммуникативных умений обучающихся посредством тимбилдинга – достаточно трудоемкий процесс, вести который без наличия стойких внутренних мотивов довольно сложно. Наличие устойчивой мотивации необходимо учителю для осуществления продуктивной деятельности по выполнению намеченных задач. Между тем мотивационная готовность обучающихся способствует появлению у них позитивного отношения к деятельности, осуществляемой в рамках тимбилдинга, что оказывает существенное влияние на его эффективность;

2) создание безопасной и доброжелательной атмосферы в классном коллективе. Предполагаемое раскрытие личности обучающихся в рамках проведения различных видов тимбилдинга, в частности тех, которые предусматривают то, что младшие школьники будут делиться своими мыслями, чувствами и эмоциями, возможно только в благоприятной, располагающей атмосфере. В противном случае организация подобного рода упражнений может привести к обратному эффекту – созданию условий для буллинга;

3) реализация воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности. Образовательный процесс в единстве своих компонентов предоставляет учителю множество возможностей по организации командообразования, которые следует выявлять и умело использовать. Важную роль в этом играет педагогическое мастерство учителя и его педагогическое предвидение;

4) воспитание ценностного отношения обучающихся к себе и друг к другу. Тимбилдинг предполагает организацию тесного общения детского коллектива, и, для того, чтобы это общение складывалось наилучшим образом, у обучающихся должно быть сформировано ценностное отношение к себе и окружающим. Так, младшим школьникам необходимо в первую очередь осознать свое «Я»: научиться понимать себя, свои мысли и чувства, иными словами овладеть умением самовалидации. Только при таком условии обучающиеся смогут развить свой эмоциональный интеллект, способствующий пониманию ими своих сверстников, их чувств и эмоций;

5) креативность и творческий потенциал личности учителя. Реализация тимбилдинга требует от учителя быть в постоянном поиске новых способов и подходов к его организации, творить, преобразовывать существующее, а также действовать оригинально и нестандартно для того, чтобы поддерживать интерес обучающихся к командной работе.

Оценка эффективности формирования коммуникативных умений младших школьников посредством разработанной модели происходит в рамках контрольно-оценочного компонента. Контроль в данном случае представляет собой некоторую систему оценочных мер, в основе которых лежат мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты, включающие в себя объективные критерии и должные показатели.

1 критерий – сформированность мотивационного компонента – интерес обучающихся к овладению коммуникативными умениями, показатели: понимание значимости коммуникативных умений; стремление совершенствовать способы и формы взаимодействия с окружающими; интерес к сотрудничеству и умению его осуществлять.

2 критерий – сформированность когнитивного компонента – коммуникативная грамотность младших школьников, показатели: знание правил и норм общения; понимание сущности сотрудничества; знание правил командной работы.

3 критерий – сформированность деятельностного компонента – социально-коммуникативное воспитание обучающихся, показатели: умение ориентироваться в ситуациях общения; умение решать коммуникативные задачи; умение работать в команде.

Последний компонент модели – результативный. Он отражает эффективность процесса формирования коммуникативных умений обучающихся, характеризует достигнутый прогресс в соответствии с поставленными целями.

Заключение

Таким образом, результатом деятельности по реализации разработанной модели должна стать сформированность коммуникативных умений обучающихся. Подводя итог, следует отметить, что все вышеизложенные компоненты модели находятся в тесной взаимосвязи, которая носит как содержательный, так и функциональный характер. При этом важно понимать, что представленная модель динамична и может быть адаптирована к различным условиям педагогической реальности.