В последние годы в нашей стране произошли крупнейшие социально-экономические реформации, которые повлекли за собой изменения, в которых старшеклассникам приходится профессионально самоопределяться в сложных изменяющихся условиях. Современному человеку общество предоставляет возможность самостоятельно выбирать себе профессию, пробовать свои силы в различных направлениях, планировать свое будущее. Успешность будущей жизни и карьеры в большинстве случаев зависит от правильного выбора профессии.
Данная статья посвящена описанию организации профориентационной работы в технопарке педагогических компетенций на базе высшего образовательного учреждения ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».
Материалы и методы исследования
Изучение интересующего нас вопроса осуществлялось посредством анализа уже имеющегося опыта в мире науки и практики, а также в эмпирических и социологических исследованиях [1, с. 275].
Результаты исследования и их обсуждение
Когда старшеклассники задумываются о своей будущей профессии, происходит их профессиональное становление. Они пытаются очертить свои интересы и диапазон имеющихся у них знаний, необходимых для получения требуемого результата.
Следует обратить внимание на то, что становление старшеклассников в социальном плане проходит в ситуации, когда внутреннее желание к самоутверждению, успешности тесно соприкасается с возрастным соперничеством, высокими требованиями к личности на рынке труда [2, с. 437].
Выпускаясь со школьной скамьи, обучающиеся не в состоянии собственными силами оценить перспективность той или иной профессии. Они не обладают необходимой информацией о нужных на данный момент стране профессиях [3, с. 4].
В этом вопросе поддержку им оказывают профессорско-преподавательский состав вузов, мастера и работодатели, которые организуют комплексы мер по развитию у школьников знаний о востребованных профессиях, уверенности в своих силах в постановке целей в жизни, определении путей их достижения, уверенности в своих внутренних резервах и возможностях.
В нашем исследовании под профориентационной работой будем понимать практические мероприятия рекомендательного характера по выбору будущей профессиональной деятельности на основе информации о профессиях, особенностей и способностей выбирающего и прогноза его успешности в предпочитаемом виде деятельности [4, с. 11]. Подобные мероприятия, проводимые для учащихся общеобразовательных школ, помогут им в выборе профессии, а впоследствии повысят конкурентоспособность молодых людей на рынке труда.
В настоящее время в нашей стране наблюдается нехватка педагогических кадров. Ликвидация кадрового дефицита является одной из приоритетных задач профориентационной работы педагогического вуза. Однако данный вид деятельности вуза будет более продуктивным, если организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений разного уровня образования [5, с. 125].
В данной статье рассмотрим понятие «профориентация», определим его цель и основные функции.
Под профориентацией в рамках нашего исследования будем понимать комплекс мер, направленных на профессиональное самоопределение школьника. Она осуществляется как через образовательно-воспитательные мероприятия в школе, так и через комплекс действий вне ее.
Целью профориентационной работы является поддержка школьников в выборе профиля обучения, а также выработка у них сознательного профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы [6, с. 32] деятельности в соответствии со своими возможностями и учетом требований рынка труда [4, с. 15].
Для продуктивной реализации рассматриваемой деятельности профессиональная ориентация [7, с. 49] должна реализовать несколько функций:
– социальная функция ориентирована на приобретение знаний, норм, принципов, которые в дальнейшем помогут школьнику стать полноценным и равноправным членом сегодняшнего общества;
− экономическая функция ориентирована на увеличение показателей качества работников, увеличение профессиональной инициативности, мастерства и продуктивности производства;
− психолого-педагогическая функция способствует выявлению и учету характерных, неординарных возможностей молодого поколения;
− медико-физиологическая функция фиксирует требования к здоровью и некоторым физиологическим особенностям, требующимся для осуществления некоторых профессиональных действий.
В ходе сетевого взаимодействия образовательных заведений и организаций иных сфер работы с подрастающим поколением, профессиональная ориентация опирается на следующие принципы:
− принцип обусловленности в профессиональной ориентации: просвещение и образование в согласии должны содействовать профессиональной самоидентификации школьников;
− принцип связи профориентационной работы с жизнью: оказание помощи школьнику в выборе его будущей профессии в единстве с требованиями общества в квалифицированных кадрах, спроса, предложений и конкурентоспособности на рынке труда;
− принцип доступности и сознательности: осознанное ознакомление учащихся с миром профессий, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, путями овладения профессией;
− принцип систематичности и преемственности: потребность проводить профориентационные действия по периодам обучения; работу необходимо вести еще с начальных классов, организуя преемственность и углубление из класса в класс;
− принцип учета возрастных способностей: по мере своего взросления школьники постепенно начинают задумываться о своей профессиональной деятельности, направления которой могут меняться;
− принцип сетевого взаимодействия вуза как профессионального учебного заведения, среднего образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи, а также работодателей: организует цикл мероприятий, осуществляющих помощь молодому поколению в подборе профессий; при этом каждое учреждение за счет использования своих ресурсов и возможностей вносит свой вклад и повышает вариативный потенциал профориентационной деятельности;
− принцип учета личных запросов, стремлений, тенденций и способностей учащихся, а также потребностей региона и страны в целом в высококвалифицированных специалистах [2, с. 438];
− принцип самостоятельности социально-профессионального самоопределения: после предварительного выявления потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся следует совместными усилиями образовательных учреждений рекомендовать соответствующую профессию, но при этом окончательное право выбора остается за школьниками [8, с. 220].
Организуя и осуществляя комплекс мероприятий по профориентационной работе в учебном учреждении, важно принимать во внимание разные направления, использовать всевозможные формы, средства и методы.
В Шадринском государственном педагогическом университете профориентационная деятельность захватывает несколько направлений:
– профпросвещение, когда школьникам сообщается информация о различных профессиях, которые они могут освоить в вузе;
– профпропаганда, направленная на формирование положительной мотивации к тем профессиям, которые не особенно востребованы в современном обществе, но очень необходимы;
1) профдиагностика, мероприятия, которые направлены на психологическое изучение индивидуальных особенностей подрастающего поколения;
2) профориентационная игра, при которой происходит моделирование какой-либо профессии в условиях активного обучения.
В качестве форм профориентационной работы, проводимой в ШГПУ, можно назвать следующие:
– знакомство с высококвалифицированными специалистами в своей области, профессорско-преподавательским составом вузов и предприятий-работодателей;
– экскурсии в вуз и на предприятия города/региона;
– занятия, проводимые в рамках дополнительного, углубленного изучения некоторых предметов, необходимых для поступления в вуз по выбранному направлению подготовки;
– анкетирование учащихся;
– встречи с родителями (проведение общих собраний, выставок);
– выездные профориентационные собрания с родителями и школьниками, экскурсии, мастер-классы.
В качестве инструментария для организации профессиональной ориентации можно отметить:
– информационно-справочные, просветительские методы: выставки с тезисным обзором профессий, информационными листовками; посещение школьниками предприятий и учебных заведений; фестивали профессий; познавательные и просветительские лекции; использование средств массовой информации; ярмарки профессий и пр.;
– методы профессиональной психодиагностики: опросники мотивации профессиональных способностей, личностные опросники, тесты; профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций и т.д. [9, с. 28].
Большое значение для профориентационной работы имеет среда и технопарк универсальных педагогических компетенций, созданный при ШГПУ по проекту «Учитель будущего поколения России» под содействием Министерства просвещения РФ, большое просветительское пространство с высокотехнологическим оборудованием. Основная деятельность технопарка носит профориентационную направленность. В нем реализуются междисциплинарные и метапредметные проекты, школьниками и студентами проводятся исследования, развиваются и совершенствуются знания и умения по функциональной грамотности. Такое инновационное просветительское пространство привлекает в педвузы обучающихся общеобразовательных организаций в рамках программ профориентации.
Технопарк содержит два кластера: естественнонаучный и робототехники и IT-технологий. Естественнонаучный кластер, в свою очередь, состоит из нескольких лабораторий: биоинженерии и генетики; физики. В кластер робототехники и IT-технологий входит лаборатория виртуальной и дополненной реальности и лаборатория для изучения программирования робототехнических комплексов [10, с. 3].
Для популяризации профессии учителя в вузе периодически проводятся мероприятия профориентационной и просветительской направленности. Так, на базе технопарка универсальных педагогических компетенций был проведен ряд мероприятий под названием «Точка верификации», который включал в себя экскурсии, просветительские лекции, лабораторные работы исследовательского характера и мастер-классы по информатике, математике, физике и биологии. Данные мероприятия охватили обучающихся средних образовательных учреждений и средних профессиональных учреждений г. Шадринска и Шадринского района (более 150 чел.).
Преподавателями и студентами вуза были проведены следующие мероприятия:
– экскурсии по ознакомлению с новым оборудованием. Для школьников были проведены экскурсии по кластерам и лабораториям технопарка [10, с. 4];
– просветительские лекции были проведены по направлениям обучения в вузе по информатике, физике, биологии:
• для будущих учителей информатики: «Знакомство с VR-технологиями», «Разновидности нейронных сетей и их применение в реальной жизни»;
• для будущих учителей физики: «Исследование зависимости выходной мощности от количества лопастей ветровой турбины и скорости ветра», «Знакомство с набором для изучения альтернативных источников энергии», «Энергия Солнца. Изучение особенностей использования солнечной батареи»;
• для будущих учителей биологии: «Знакомство с программным обеспечением электронного микроскопа», «Знакомство с программным обеспечением электронного 3D-атласа по анатомии»;
– лабораторные работы исследовательского характера:
• для будущих учителей биологии: «Работа с цифровым микроскопом в программе Levenhuklife», «Работа с электронным анатомическим 3D-атласом “Стол Пирогова”»;
• для будущих учителей физики: «Использование набора для изучения альтернативных источников энергии при изучении темы «Виды теплопередачи. Конвекция», «Определение частоты и периода колебания грудной клетки в спокойном состоянии и после физической нагрузки», «Измерение мощности электрического тока, получаемого от солнечной батареи и ветряной установки», «Исследование зависимости выходной мощности от количества лопастей ветровой турбины и скорости ветра»;
– мастер-классы по работе с оборудованием – непосредственное знакомство с «полем» деятельности будущих инженеров-программистов и учителей информатики. Школьникам предлагали принять участие в сборке робототехнических моделей кластера IT-технологии и составлении для них небольшого фрагмента программ; программировании роботов VEX IQ, а также провели мастер-класс по созданию 3D-модели в приложении Blender и переносу ее в виртуальную реальность.
Следует отметить, что некоторые формы профориентационной работы, а именно лабораторные работы исследовательского характера и мастер-классы по работе с оборудованием, вызывают у школьников наибольший интерес, так как не все учебные заведения оснащены высокотехнологическим оборудованием, и обучающиеся могут поработать с ним только в технопарке ШГПУ.
Так, на лабораторной работе по физике школьники познакомились с набором BITRONICS LAB, который предназначен, в частности, для изучения колебаний грудной клетки человека. На лабораторной работе учащиеся рассмотрели физические основы колебания грудной клетки, поработали со специальным программным комплексом BiTronics Studio, который предназначен для визуализации полученных данных.
На лабораторной работе по измерению мощности электрического тока, получаемого от солнечной батареи, школьники поработали со следующим оборудованием: с инфракрасным осветителем, солнечным коллектором для сбора тепловой энергии Солнца, способным нагревать материал-теплоноситель, шланговыми трубками, электронасосом, пробиркой, лабораторным термометром, проводами, водой, теплообменником водяным, выступающим в роли батареи, которую нагревали цифровым мультиметром – прибором для измерения изменения температуры от батареи, секундомером, преобразователем постоянного тока. Был использован набор eXsolar-SmartGrid Ready-to-go 1605. В ходе эксперимента школьники поняли принцип работы инфракрасного и конвекторного обогревателя с точки зрения физики.
Подобные мероприятия направлены на получение школьниками интересной и важной информации об интересующей их профессии, появление веры в свои силы и способности, выработку необходимого пути достижения поставленных целей, адекватной самооценки своих возможностей.
Заключение
Таким образом, готовность к выбору профессии определяется соответствием требованиям, предъявляемым к профессии, и разумной оценкой молодежи необходимых для этого качеств у себя. Профориентация – это комплекс мер по выявлению у школьников склонностей к тому или иному виду профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к трудовой деятельности по выбранной профессии.