Современное общество неоднократно заявляло о возросшей потребности в специалистах, не только владеющих навыками профессиональной деятельности, но и демонстрирующих способности к работе в команде (в том числе в качестве руководителя) и навыки эффективной коммуникации. Указанная потребность закреплена в федеральном государственном стандарте по педагогическому образованию, который обязывает реализующие его образовательные организации формировать у обучающихся 8 универсальных компетенций, среди которых в рамках данной работы авторы особо выделяют следующую: «способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» [1].
При обращении к проблеме формирования указанных универсальных компетенций становится очевидно, что процесс их формирования осуществляется не только в ходе образовательного процесса, но и в процессе участия во внеучебной жизни института и университета. В рамках данной работы авторы особо выделяют студенческое самоуправление как неотъемлемый атрибут внеучебной жизни студентов.
В качестве цели исследования определено описание опыта работы студенческого самоуправления Института педагогики, оказывающего влияние на формирование универсальных компетенций, направленных на взаимодействие и работу в команде.
Материалы и методы исследования
В качестве первичных материалов настоящего исследования выступили теоретические и практические труды, рассматривающие различные аспекты студенческого самоуправления, в том числе его влияние на развитие навыков командной работы, лидерских качеств и навыков коммуникации у студентов.
Методы исследования, используемые в рамках данной работы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы; концептуальный анализ диссертационных работ, посвященных проблеме исследования; обобщение опыта, анкетирование студентов института.
Результаты исследования и их обсуждение
В отечественной и зарубежной педагогической науке отмечается возросший интерес к органам студенческого самоуправления высшей школы. Анализ трудов теоретиков и практиков, посвятивших свои работы органам студенческого самоуправления, позволяет сделать вывод об отсутствии единого определения понятия «студенческое самоуправление». Указанное явление рассматривают с разных точек зрения: как механизм выявления и поддержки инициатив обучающихся (М.С. Петрова, А.А. Корсакова, П.А. Смирнов [2]), как возможный вариант профориентации в университете (А.Р. Дадаева [3]); изучается роль студенческого самоуправления в профилактике экстремистской деятельности (Е.В. Шитикова [4]), в развитии внеучебной деятельности вуза (А.С. Варданян [5]), в формировании социальной креативности будущих педагогов (Н.В. Калинина [6]); его полагают фактором профессионально-мотивационной подготовки студентов к будущей профессии (В.В. Крапивина [7]); рассматривается роль студенческого самоуправления в адаптации студентов (Д.А. Лазарева, А.В. Богомолова [8]).
Авторы разделяют точку зрения И.Б. Бичевой, А.В. Хижной, И.М. Козловой, А.А. Мазуновой, Н.В. Макаровой, которые полагают, что студенческое самоуправление – это «общественная, инициативная, ответственная деятельность студентов, заключающаяся в самостоятельном управлении разными направлениями своей жизнедеятельности в период обучения в вузе» [9].
Обращаясь к истории развития студенческого самоуправления в университетах, необходимо отметить более чем 275-летнюю историю его существования в отечественном образовании. В результате анализа работ, изучающих историю развития этого явления в высшей школе, авторы выделили следующие периоды его развития.
1-й этап – с 1757 г. по 13 марта 1781 г. – возникновение на основе опыта германских сообществ студентов первых прообразов студенческих сообществ на базе Московского и Санкт-Петербургского университетов.
2-й этап – с 1781 г. до конца XIX в. – дальнейшее развитие органов студенческого самоуправления на базе университетов царской России. 13 марта 1781 г. – официальная дата создания студенческого научно-просветительского общества Собрания университетских питомцев на базе Московского государственного университета. Первоначально в университетах создавались студенческие объединения, в дальнейшем – конвенты, которые отличались от студенческих объединений тем, что в их состав входил профессорско-преподавательский состав университетов.
3-й этап – конец XIX в. до настоящего времени – активное развитие студенческого самоуправления. Для этого периода характерно дальнейшее действие «студенческих корпораций, землячеств, ассоциаций студенчества, различных организаций, пропагандировавших духовное, нравственное, физическое воспитание молодежи. В высших школах действовали научно-просветительские общества, центры, во многих были созданы организации быта и досуга студентов, студенческие театры» [10]. В 1990-х гг. на фоне общего снижения интереса к науке в связи с распадом государства можно отметить снижение интереса к вопросам функционирования студенческого самоуправления. Для настоящего же времени характерен всплеск интереса к указанному сообществу. Авторы разделяют точку зрения А.В. Хижной, Н.В. Быстровой, Д.С. Ивановой, которые в качестве основных причин, резко актуализирующих проблему создания и развития студенческого самоуправления в вузе, выделяют следующие:
«– смена парадигмы воспитания молодежи, которая характеризуется такими понятиями, как стремление к личному и общему успеху, воля к победе, ответственность за результаты своей деятельности;
– обострение воспитательных проблем в вузах, ибо среди студентов возросла мировоззренческая индифферентность, пассивность и анархические настроения, нежелание принимать участие в общественной работе, организованных формах студенческой самодеятельности;
– изолированность студенческих сообществ различных форм обучения: очной и заочной, послевузовской (аспиранты, докторанты)» [11].
Рис. 1. Структура студенческого совета Института педагогики
В Институте педагогики функционирует Студенческий совет института, председатель, заместители председателя которого входят в Объединенный совет обучающихся Университета. Структура студенческого совета Института педагогики представлена на рисунке 1.
Студенческий совет института формируется с целью обеспечения учета мнения обучающихся Института, а также осуществления взаимодействия со студенческим активом в академических группах.
Подвергая анализу студенческое самоуправление, исследователи этого явления выделяют теоретические основания его конструирования (Н.Г. Баженова [12]), педагогические условия его развития (О.А. Бурякова [13]), предлагают подходы к его оценке (О.А. Колмогорова, Т.Ф. Орехова, Л.Я. Доцоева [14], формулируют его функции (Е.А. Белова, С.В. Горячева [15]).
Необходимо отметить, что научное сообщество также изучает влияние студенческого самоуправления на развитие лидерских качеств. Вместе с тем, исследования, посвященные способности осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, практически отсутствуют. Особый интерес в рамках данного исследования вызывают задачи, решаемые студенческим самоуправлением (Н.Ю. Абраменко, М.Х. Фишбейн [16]), к числу которых относят:
«1. Стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях.
2. Стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.
3. Стать средством социально-правовой самозащиты».
Авторы полагают, что деятельность студенческих объединений также направлена на формирование способности осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
С.Д. Липатова, Е.А. Хохолева пишут, что «команда – это небольшая группа людей, обладающих навыками взаимозаменяемости, совместно работающих для выполнения общей цели и несущих ответственность друг перед другом за ее выполнение» [17]. Наиболее значимыми признаками команды для нас являются, прежде всего, развитое чувство сопричастности к конкретной общности и наличие устойчивых мотивов совместной результативной деятельности, а также взаимозаменяемость членов команды.
В контексте заявленной командной работы и социального взаимодействия значительная часть событий и мероприятий, организуемых и проводимых студенческим советом института, носит командный характер и включает в себя следующие мероприятия.
1. Информационные сессии. В рамках указанного мероприятия несколько раз в течение учебного года проводятся встречи со студентами, в ходе которых обучающимся разъясняются их права и обязанности, виды стипендий, правила составления портфолио достижений студента для перевода на бюджетную форму обучения с внебюджетной, портфолио для получения повышенной академической стипендии.
2. Педагогическая гостиная. Это ежегодное мероприятие о великих педагогах. В 2022/2023 учебном году гостиная была посвящена К.Д. Ушинскому. Подготовка данного мероприятия начинается с подбора трудов великого педагога, сбора информации о его жизни. Студенческий совет разрабатывает сценарий проведения мероприятия, осуществляет подбор интересных фактов из биографии педагога, составляет список литературы для детей, которая может быть использована в будущей педагогической деятельности студентов как дополнительный материал в работе. Студенты готовят научные сообщения для обсуждения на мероприятии.
3. Поликультурный ринг «С чего начинается Родина...». Указанное мероприятие чрезвычайно актуально для института и университета, среди студентов которого есть иностранные студенты. Целью мероприятия является знакомство с культурой иностранных студентов, которые обучаются в одном образовательном пространстве университета. В подготовке к мероприятию участвуют студенты из России, Белоруссии, Китая, Армении, Кот-д’Ивуара и Африканского континента. Творческая группа каждой станы готовит художественные номера для представления своей Родины: визитные карточки, рассказ о традициях своей культуры, показ национальных костюмов. Завершается мероприятие дегустацией блюд национальной кухни, приготовленных участниками ринга.
4. Онлайн-фотовыставка «Война и моя семья». При подготовке мероприятия осуществляется сбор информации студентами о своей семье в годы Великой Отечественной войны. Собранный материал размещается в группе Института педагогики ВКонтакте. Мероприятие направлено на укрепление чувства любви к Родине и гордости за героическое прошлое, развитие активной гражданской позиции населения.
5. Литературно-музыкальная композиция «Дорогами памяти», посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне. В рамках организации и проведения данного мероприятия студенческим советом института осуществляются поиск ребят, желающих принять участие, и координация их взаимодействия; сбор материала и написание сценария; подготовка и просмотр творческих выступлений. Мероприятие направлено на расширение представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге. В 2022/2023 учебном году к подготовке мероприятия присоединились студенческие советы других институтов университета.
6. Квест-игра «День детской книги». Подготовка мероприятия начинается с поиска локаций проведения квеста, написания сценария и сбора студенческих команд. В рамках этого квеста студенты расширяют знания о книгах, закрепляют знания о содержании прочитанных произведений, которые могут быть использованы в будущей педагогической деятельности, формируют навыки работы в команде.
7. Благотворительная акция «Подари праздник». Данное мероприятие направлено на поддержку волонтерства как важного ресурса в оказании помощи детям-сиротам, нуждающимся в защите и поддержке государства, оставшимся без попечения родителей. Подготовка к этому мероприятию состоит из двух частей: сбор новогодних подарков и подготовка и проведение новогоднего праздника.
8. Праздник ко Дню защиты детей. Праздник организуется для воспитанников близлежащих детских садов. Студенты самостоятельно составляют сценарий для предстоящего праздника, проводят игровую программу, показывают интерактивный кукольный спектакль.
С 2023/2024 учебного года планируется начать волонтерскую акцию, в ходе которой студенты, овладевающие компетенциями учителей начальных классов, планируют проводить занятия с младшими школьниками, находящимися на длительном лечении в больницах. При оценивании эффективности организованной работы было проведено анкетирование студентов на предмет сформированности навыков командной работы и влияния студенческого самоуправления на этот процесс. В анкетировании приняли участие 2 группы. В первую группу вошли члены студенческого совета института педагогики. Вторая группа представляла собой произвольную выборку студентов института, желающих принять участие в исследовании. Эмпирическое исследование осуществлялось с использование методики «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (Е.М. Никиреев).
Анкетирование проводилось два раза: в сентябре 2022 г. и июне 2023 г. Результаты представлены на рисунках 2 и 3.
Полученные результаты анкетирования позволяют сделать следующий вывод: число студентов, имеющих высокий и очень высокий уровень проявления коммуникабельности и организаторских склонностей, входящих в студенческий совет, увеличилось, а в произвольной выборке осталось без изменений.
Рис. 2. Результаты, полученные с использованием методики «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (Е.М. Никиреев) (сентябрь 2022 г.)
Рис. 3. Результаты, полученные с использованием методики «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (Е.М. Никиреев) (июнь 2023 г.)
Заключение
Таким образом, деятельность обучающихся в студенческом самоуправлении в лице студенческого совета института может положительно влиять на развитие их способностей осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.