Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ABOUT THE EXPERIENCE OF STUDENT SELF-GOVERNMENT AT THE INSTITUTE OF PEDAGOGY

Khrushchevа E.A. 1 Karpechenko A.S. 1 Nechaeva O.A. 1
1 Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski
The article considers the importance of developing universal competencies among students, namely the ability to carry out social interaction and realize their role in a team. The authors present the experience of student self-government at the Institute of Pedagogy of Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky. A theoretical analysis of the literature on the concretization of the concept of “student self-government”, the history of its development in the system of higher education is carried out. The structure of student self-government at the Institute of Pedagogy is described, the main tasks are formulated, among which, the authors of the article highlight: to become a means of forming the ability to carry out social interaction and realize their role in the team. To implement the tasks set, the authors of the article describe some educational events implemented at the Institute of Pedagogy, including: information sessions, a pedagogical lounge, a multicultural ring and others that are of a team nature. The accumulated experience allowed the authors to evaluate the effectiveness of organized work by the student government of the Institute of Pedagogy and its impact on the ability of students to work together. In the course of the study, the authors concluded that student self-government has a positive impact on the ability of students to carry out social interaction and realize their role in the team.
student self-government
social interaction
team

Современное общество неоднократно заявляло о возросшей потребности в специалистах, не только владеющих навыками профессиональной деятельности, но и демонстрирующих способности к работе в команде (в том числе в качестве руководителя) и навыки эффективной коммуникации. Указанная потребность закреплена в федеральном государственном стандарте по педагогическому образованию, который обязывает реализующие его образовательные организации формировать у обучающихся 8 универсальных компетенций, среди которых в рамках данной работы авторы особо выделяют следующую: «способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» [1].

При обращении к проблеме формирования указанных универсальных компетенций становится очевидно, что процесс их формирования осуществляется не только в ходе образовательного процесса, но и в процессе участия во внеучебной жизни института и университета. В рамках данной работы авторы особо выделяют студенческое самоуправление как неотъемлемый атрибут внеучебной жизни студентов.

В качестве цели исследования определено описание опыта работы студенческого самоуправления Института педагогики, оказывающего влияние на формирование универсальных компетенций, направленных на взаимодействие и работу в команде.

Материалы и методы исследования

В качестве первичных материалов настоящего исследования выступили теоретические и практические труды, рассматривающие различные аспекты студенческого самоуправления, в том числе его влияние на развитие навыков командной работы, лидерских качеств и навыков коммуникации у студентов.

Методы исследования, используемые в рамках данной работы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы; концептуальный анализ диссертационных работ, посвященных проблеме исследования; обобщение опыта, анкетирование студентов института.

Результаты исследования и их обсуждение

В отечественной и зарубежной педагогической науке отмечается возросший интерес к органам студенческого самоуправления высшей школы. Анализ трудов теоретиков и практиков, посвятивших свои работы органам студенческого самоуправления, позволяет сделать вывод об отсутствии единого определения понятия «студенческое самоуправление». Указанное явление рассматривают с разных точек зрения: как механизм выявления и поддержки инициатив обучающихся (М.С. Петрова, А.А. Корсакова, П.А. Смирнов [2]), как возможный вариант профориентации в университете (А.Р. Дадаева [3]); изучается роль студенческого самоуправления в профилактике экстремистской деятельности (Е.В. Шитикова [4]), в развитии внеучебной деятельности вуза (А.С. Варданян [5]), в формировании социальной креативности будущих педагогов (Н.В. Калинина [6]); его полагают фактором профессионально-мотивационной подготовки студентов к будущей профессии (В.В. Крапивина [7]); рассматривается роль студенческого самоуправления в адаптации студентов (Д.А. Лазарева, А.В. Богомолова [8]).

Авторы разделяют точку зрения И.Б. Бичевой, А.В. Хижной, И.М. Козловой, А.А. Мазуновой, Н.В. Макаровой, которые полагают, что студенческое самоуправление – это «общественная, инициативная, ответственная деятельность студентов, заключающаяся в самостоятельном управлении разными направлениями своей жизнедеятельности в период обучения в вузе» [9].

Обращаясь к истории развития студенческого самоуправления в университетах, необходимо отметить более чем 275-летнюю историю его существования в отечественном образовании. В результате анализа работ, изучающих историю развития этого явления в высшей школе, авторы выделили следующие периоды его развития.

1-й этап – с 1757 г. по 13 марта 1781 г. – возникновение на основе опыта германских сообществ студентов первых прообразов студенческих сообществ на базе Московского и Санкт-Петербургского университетов.

2-й этап – с 1781 г. до конца XIX в. – дальнейшее развитие органов студенческого самоуправления на базе университетов царской России. 13 марта 1781 г. – официальная дата создания студенческого научно-просветительского общества Собрания университетских питомцев на базе Московского государственного университета. Первоначально в университетах создавались студенческие объединения, в дальнейшем – конвенты, которые отличались от студенческих объединений тем, что в их состав входил профессорско-преподавательский состав университетов.

3-й этап – конец XIX в. до настоящего времени – активное развитие студенческого самоуправления. Для этого периода характерно дальнейшее действие «студенческих корпораций, землячеств, ассоциаций студенчества, различных организаций, пропагандировавших духовное, нравственное, физическое воспитание молодежи. В высших школах действовали научно-просветительские общества, центры, во многих были созданы организации быта и досуга студентов, студенческие театры» [10]. В 1990-х гг. на фоне общего снижения интереса к науке в связи с распадом государства можно отметить снижение интереса к вопросам функционирования студенческого самоуправления. Для настоящего же времени характерен всплеск интереса к указанному сообществу. Авторы разделяют точку зрения А.В. Хижной, Н.В. Быстровой, Д.С. Ивановой, которые в качестве основных причин, резко актуализирующих проблему создания и развития студенческого самоуправления в вузе, выделяют следующие:

«– смена парадигмы воспитания молодежи, которая характеризуется такими понятиями, как стремление к личному и общему успеху, воля к победе, ответственность за результаты своей деятельности;

– обострение воспитательных проблем в вузах, ибо среди студентов возросла мировоззренческая индифферентность, пассивность и анархические настроения, нежелание принимать участие в общественной работе, организованных формах студенческой самодеятельности;

– изолированность студенческих сообществ различных форм обучения: очной и заочной, послевузовской (аспиранты, докторанты)» [11].

missing image file

Рис. 1. Структура студенческого совета Института педагогики

В Институте педагогики функционирует Студенческий совет института, председатель, заместители председателя которого входят в Объединенный совет обучающихся Университета. Структура студенческого совета Института педагогики представлена на рисунке 1.

Студенческий совет института формируется с целью обеспечения учета мнения обучающихся Института, а также осуществления взаимодействия со студенческим активом в академических группах.

Подвергая анализу студенческое самоуправление, исследователи этого явления выделяют теоретические основания его конструирования (Н.Г. Баженова [12]), педагогические условия его развития (О.А. Бурякова [13]), предлагают подходы к его оценке (О.А. Колмогорова, Т.Ф. Орехова, Л.Я. Доцоева [14], формулируют его функции (Е.А. Белова, С.В. Горячева [15]).

Необходимо отметить, что научное сообщество также изучает влияние студенческого самоуправления на развитие лидерских качеств. Вместе с тем, исследования, посвященные способности осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, практически отсутствуют. Особый интерес в рамках данного исследования вызывают задачи, решаемые студенческим самоуправлением (Н.Ю. Абраменко, М.Х. Фишбейн [16]), к числу которых относят:

«1. Стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях.

2. Стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.

3. Стать средством социально-правовой самозащиты».

Авторы полагают, что деятельность студенческих объединений также направлена на формирование способности осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.

С.Д. Липатова, Е.А. Хохолева пишут, что «команда – это небольшая группа людей, обладающих навыками взаимозаменяемости, совместно работающих для выполнения общей цели и несущих ответственность друг перед другом за ее выполнение» [17]. Наиболее значимыми признаками команды для нас являются, прежде всего, развитое чувство сопричастности к конкретной общности и наличие устойчивых мотивов совместной результативной деятельности, а также взаимозаменяемость членов команды.

В контексте заявленной командной работы и социального взаимодействия значительная часть событий и мероприятий, организуемых и проводимых студенческим советом института, носит командный характер и включает в себя следующие мероприятия.

1. Информационные сессии. В рамках указанного мероприятия несколько раз в течение учебного года проводятся встречи со студентами, в ходе которых обучающимся разъясняются их права и обязанности, виды стипендий, правила составления портфолио достижений студента для перевода на бюджетную форму обучения с внебюджетной, портфолио для получения повышенной академической стипендии.

2. Педагогическая гостиная. Это ежегодное мероприятие о великих педагогах. В 2022/2023 учебном году гостиная была посвящена К.Д. Ушинскому. Подготовка данного мероприятия начинается с подбора трудов великого педагога, сбора информации о его жизни. Студенческий совет разрабатывает сценарий проведения мероприятия, осуществляет подбор интересных фактов из биографии педагога, составляет список литературы для детей, которая может быть использована в будущей педагогической деятельности студентов как дополнительный материал в работе. Студенты готовят научные сообщения для обсуждения на мероприятии.

3. Поликультурный ринг «С чего начинается Родина...». Указанное мероприятие чрезвычайно актуально для института и университета, среди студентов которого есть иностранные студенты. Целью мероприятия является знакомство с культурой иностранных студентов, которые обучаются в одном образовательном пространстве университета. В подготовке к мероприятию участвуют студенты из России, Белоруссии, Китая, Армении, Кот-д’Ивуара и Африканского континента. Творческая группа каждой станы готовит художественные номера для представления своей Родины: визитные карточки, рассказ о традициях своей культуры, показ национальных костюмов. Завершается мероприятие дегустацией блюд национальной кухни, приготовленных участниками ринга.

4. Онлайн-фотовыставка «Война и моя семья». При подготовке мероприятия осуществляется сбор информации студентами о своей семье в годы Великой Отечественной войны. Собранный материал размещается в группе Института педагогики ВКонтакте. Мероприятие направлено на укрепление чувства любви к Родине и гордости за героическое прошлое, развитие активной гражданской позиции населения.

5. Литературно-музыкальная композиция «Дорогами памяти», посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне. В рамках организации и проведения данного мероприятия студенческим советом института осуществляются поиск ребят, желающих принять участие, и координация их взаимодействия; сбор материала и написание сценария; подготовка и просмотр творческих выступлений. Мероприятие направлено на расширение представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге. В 2022/2023 учебном году к подготовке мероприятия присоединились студенческие советы других институтов университета.

6. Квест-игра «День детской книги». Подготовка мероприятия начинается с поиска локаций проведения квеста, написания сценария и сбора студенческих команд. В рамках этого квеста студенты расширяют знания о книгах, закрепляют знания о содержании прочитанных произведений, которые могут быть использованы в будущей педагогической деятельности, формируют навыки работы в команде.

7. Благотворительная акция «Подари праздник». Данное мероприятие направлено на поддержку волонтерства как важного ресурса в оказании помощи детям-сиротам, нуждающимся в защите и поддержке государства, оставшимся без попечения родителей. Подготовка к этому мероприятию состоит из двух частей: сбор новогодних подарков и подготовка и проведение новогоднего праздника.

8. Праздник ко Дню защиты детей. Праздник организуется для воспитанников близлежащих детских садов. Студенты самостоятельно составляют сценарий для предстоящего праздника, проводят игровую программу, показывают интерактивный кукольный спектакль.

С 2023/2024 учебного года планируется начать волонтерскую акцию, в ходе которой студенты, овладевающие компетенциями учителей начальных классов, планируют проводить занятия с младшими школьниками, находящимися на длительном лечении в больницах. При оценивании эффективности организованной работы было проведено анкетирование студентов на предмет сформированности навыков командной работы и влияния студенческого самоуправления на этот процесс. В анкетировании приняли участие 2 группы. В первую группу вошли члены студенческого совета института педагогики. Вторая группа представляла собой произвольную выборку студентов института, желающих принять участие в исследовании. Эмпирическое исследование осуществлялось с использование методики «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (Е.М. Никиреев).

Анкетирование проводилось два раза: в сентябре 2022 г. и июне 2023 г. Результаты представлены на рисунках 2 и 3.

Полученные результаты анкетирования позволяют сделать следующий вывод: число студентов, имеющих высокий и очень высокий уровень проявления коммуникабельности и организаторских склонностей, входящих в студенческий совет, увеличилось, а в произвольной выборке осталось без изменений.

missing image file

Рис. 2. Результаты, полученные с использованием методики «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (Е.М. Никиреев) (сентябрь 2022 г.)

missing image file

Рис. 3. Результаты, полученные с использованием методики «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (Е.М. Никиреев) (июнь 2023 г.)

Заключение

Таким образом, деятельность обучающихся в студенческом самоуправлении в лице студенческого совета института может положительно влиять на развитие их способностей осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.