С 1 сентября 2022 г. в силу вступил с изменениями федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования (далее – ФГОС). «Физическая культура» – преподавание учебного предмета, осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286), в соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 16, ст. 1942).
Изменения в ФГОС максимально возможно подводят Стандарты в соответствие ФЗ «Об образовании Российской Федерации», определяют потенциал вариаций сроками реализации программ, детально уточняют основные условия реализации образовательных программ, а также вносят конкретику в достижение результатов и целиком систематизируют образовательный процесс.
Цель исследования – теоретическое обоснование построения рабочей программы предметной подготовки в соответствии с изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Материалы и методы исследования
Основными методами исследования являются: изучение с последующим анализом документов нормирования педагогической деятельности в области образования, теоретический разбор проблемных вопросов развития начального общего образования, анализ программного материала по уровням образования и предмету «Физическая культура», интроспективность личного опыта работы с детьми.
Физическая культура как предмет несет в себе огромный потенциал формирования гармоничной личности ребенка. Методическая возможность предмета огромна, содержание предмета располагает значительным спектром в использовании средств и методов, организационных форм взаимодействия, инновационными технологиями в обучении и воспитании, оздоровительными технологиями. Содержание учебного предмета направлено на формирование двигательных умений и навыков, развитие всех физических качеств ребенка. Особое внимание уделяется формированию здорового отношения к жизни через все виды физкультурной и спортивной деятельности. Значимо и сохранение культурных ценностей и традиций посредством национально-региональных особенностей физической культуры народов России, и тем самым формируя личные мотивы и потребности к занятиям физическими упражнениями [1].
Понимая содержание обновленного Стандарта, которое сформулировано очень точно, теперь мы четко можем выделить тех, кто является пользователями Стандарта – это не только педагоги, но и родители и руководители образовательных организаций. Ключевой педагогической задачей обновленного ФГОС является создание инициирующих действий обучающегося.
Результаты исследования и их обсуждение
Приступая к разработке рабочих учебных программ предметной подготовки, необходимо учитывать социальные запросы нашего государства в формировании здорового подрастающего поколения, способного использовать освоенные знания, умения и компетенции. Необходимо помнить и учитывать, что они будут востребованы в повседневной жизни и труде, военной службе, а также и для дальнейшего освоения программ обучения следующих уровней образования [2].
Для удобства работы педагогов было доработано научно-методическое сопровождение «Конструктор рабочих программ» – это универсальный сервис конструирования программного сопровождения учебного процесса, а именно по созданию рабочих программ по школьным предметам для начальных и средних классов.
Потенциальными пользователями данного сервиса являются учителя, заведующие учебными частями (отделами), администрация, а также родители учеников.
На сегодняшний день на сервисе расположены методические материалы («примерные рабочие материалы (программы), прошедшие проверку и получившие одобрение федерального УМО по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.»).
Рассматривая структуру учебной программы предметной подготовки по физической культуре с учетом новых требований, отмечаем, что фундаментальными структурными частями, как и в свое время, остаются разделы:
1) «Пояснительная записка», включает краткую характеристику предметной подготовки по физической культуре, тут же обозначена целевая установка и специфика освоения учебного предмета «Физическая культура», указывается расположение учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане школы.
2) «Содержание образования», прописывается содержательная часть, которая охватывает весь программный материал по предмету, прописывается по учебным годам.
3) «Планируемые результаты освоения учебного предмета “Физическая культура”», в данном разделе на уровне начального общего образования описываются личностные результаты обучающихся, метапредметные и предметные результаты по годам обучения на уровне начальной школы.
4) «Тематическое планирование» – в разделе прописываются тематика занятий и объемы в количестве часов, что отводится на освоение основного содержания учебного материала. Здесь же для обучающихся прописываются основные виды деятельности.
1. «Пояснительная записка». Как отмечалось ранее, сама формулировка должна быть достаточно простой, чтобы была доступна каждому, в частности родителям школьника, чтобы они могли уточнить соответствие своих ожиданий от реализации программы по предмету – а тому ли учат его ребенка на данном уровне обучения.
В этом разделе описывается основное содержание, которое необходимо освоить обучающимся на данном уровне обучения, информация представляется в поблочной форме. Указываются формы организации взаимодействия при реализации содержания предмета. Важной в этом разделе остается пропись требований к показателям физической подготовки обучающихся, прописываются уровни. Весьма важным остается и указание вида спорта, на котором базируется составленная учебная программа. Отображаются основные требования к реализации учебной программы предмета.
Целевая установка с прописью задач предмета «Физическая культура» указывается в разделе более детализированно, а именно: учебная задача должна затрагивать интересы учащихся, иметь эмоциональную окраску, обеспечивать должное взаимодействие обучающихся, учитывать индивидуальные возможности и располагаться в зоне благоприятного развития ребенка. Задачи, решаемые в учебных заданиях, и есть средства освоения содержания предмета, и база для всех видов деятельности учащихся.
Затрагивая результаты освоения образовательной деятельности по отдельному предмету, нужно отметить, что высокая результативность напрямую зависит от достижений теории и практики в области педагогики начального образования, педагогики физического воспитания детей. Однозначно можно говорить о высоком результате освоения программы обучения, если в учебном процессе применяются экспериментально обоснованные инновационные технологии обучения. Подбираются наиболее адекватные средства и методы развития физической культуры ребенка, находятся оптимальные формы взаимодействия в образовательном процессе. Немалую роль в повышении результативности изучения учебного материала играет и использование информационно-коммуникационных технологий, и теперь немалый опыт их применения и в нашей стране.
Что касается объемов, выраженных в академических часах, они следующие: «Сумма часов, прописанных в нормативных документах на прохождение всех разделов содержания предмета “Физическая культура” на ступени НОО в школе, суммарно равна 402 ч (это 3 ч в неделю на каждый класс): 1 класс – 96 ч; 2 класс – 102 ч; 3 класс – 102 ч; 4 класс – 102 ч».
2. «Физическая культура» – по годам прохождения учебного предмета, содержание. Важно обозначить значение знаний о физической культуре в соответствии с возрастом занимающихся и связью их с повседневной деятельностью школьника.
Стоит упомянуть способы самостоятельной деятельности с целью самоорганизации учащихся. Например: для первых классов рекомендовано на протяжении учебного года ознакомиться и разбираться в распорядке своего дня, особенностях его составления, грамотного соблюдения его. Для вторых классов важно понимание физического развития и измерение его показателей с учетом возраста.
Особо важным является содержание раздела о физических качествах и их развитии: силовых способностях, скоростных способностях, понятия выносливости, подвижности в суставах, координационных способностях, а также способах измерения и оценивания их. Актуальным остается и умение обучающимися составлять дневник наблюдений по физической культуре, данные умения помогают эффективнее достичь планируемых результатов.
Третьем в данном разделе выделяют «Физическое совершенствование», которое в свою очередь подразделяется на оздоровительную, спортивно-оздоровительную физическую культуру и направленную на формирование профессиональных и прикладных навыков в будущей трудовой и военной деятельности.
3. «Физическая культура» – уровень начального общего образования, планируемые результаты освоения содержания предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты прописываются в содержании раздела. Распределение достижений планируемых результатов выглядит следующим образом: на весь период обучения в начальной школе ребенка – личностные результаты, а вот метапредметные результаты и результаты предметные прописаны за каждый год обучения обучающегося.
Стоит отметить, что детализации и конкретизации подверглись все три группы результатов. Что касается требований, напоминаем их 36 в обновленном документе, они распределяются по всем направлениям воспитательной работы, а также 30–33 конкретных метапредметных результатов и 15–20 конкретизированных формулировок, привязанных к части (году) изучения предметного материала.
Проявление личностных результатов в таких видах воспитания, как «патриотическое воспитание»; «трудовое воспитание»; «духовно-нравственное воспитание»; «гражданское воспитание»; «эстетическое воспитание»; «экологическое воспитание», а также таких сферах, как «ценность научного познания»; «ценностное отношение к жизни и здоровью»; «адаптация к меняющимся условиям социальной и природной среды». Отметим, что процесс формирования физической культуры личности в своем фундаментальном понимании отражает все перечисленные виды воспитания.
Достижение личностных результатов должно находить отражение в содержании предмета, учебной программе, где процесс обучения неразрывен с процессом воспитания, учитывая правила и нормы общественного поведения и содействуя процессу познания, развития себя и общества. Мы понимаем, что процесс воспитания личности сложен и многогранен, однако необходимо учесть в организации воспитательной деятельности обучающихся социально-культурные традиции населения, а также и нравственное богатство многонационального народа России.
Формирование физической культуры личности в начальной школе должно быть направлено на приобретение воспитанниками базовой готовности следовать приобретенному начальному опыту в дальнейшей своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты в сферах: познавательных универсальных учебных действий (УУД): основные действия, связанные с демонстрацией логического мышления; действия, которые демонстрируют базовые исследовательские навыки; умения работать с определенными видами информации; действия, направленные на создание социальных коммуникаций: «общение», «совместная деятельность»; регулятивных УУД: «самоорганизация учебной деятельности», «самоконтроль»).
Важно, что каждый учебный год мы осуществляем оценку сформированных метапредметных результатов.
Обозначим, что актуальными для формирования собственного мировоззрения в арсенале метапредметных результатов определены некоторые формы научного изучения, такие как парирование объективных свойств вещей и процессов; предположение; утверждение; обоснованная система взглядов и другие научные категории. Многие результаты учебной деятельности формируются на естественнонаучных учебных предметах.
Например, изучение процессов, протекающих в нашем организме при выполнении физических упражнений. Интересным результатом может быть то, что позволяет на базе теоретических знаний, полученных на других предметах, выработать представление о строении и функционировании организма при выполнении физических упражнений, тем самым создавая предпосылки к пониманию единой научной картины мира.
На этом примере мы можем говорить и о выработке универсальных учебных действий, они же предназначены обеспечить регулируемую, познавательную, коммуникативную способность планировать самостоятельную деятельность.
Результатом формирования УУД у ребят при освоении образовательной программы являются показатели оценки результатов сформированности непредметной сути полученных знаний во всем образовательном процессе.
Результаты освоения предмета прописываются к каждому году обучения, показывают успехи обучающихся по изучению всех разделов и тем предмета, а именно: знания о физической культуре; умения находить пути самостоятельного физического воспитания; умения определять методы овладения техникой физического упражнения; знания в понимании основ двигательных действий из определенного вида спорта.
Опыт, полученный обучающимися в процессе освоения учебной дисциплины «Физическая культура», имеет прямое отношение к формированию предметных результатов и находит свое отражение у обучающихся в их непосредственной деятельности в области физической культуры, то есть в физкультурной деятельности.
Если говорить о структуре и обязательном содержании предметных результатов, оно четко прописано программой. Обязательное содержание включает: формирование предметных знаний, знания, полученные учениками; двигательные умения и пути выбора действий, с учетом специфики постановки задач предмета «Физическая культура» и благоприятных периодов роста и развития детского организма; инновационные формы и виды деятельности по формированию собственных знаний о движениях, толкованию их, трансформации в целях удовлетворения собственных двигательных потребностей в разнообразных учебных ситуациях.
Физические упражнения являются средством по освоению содержания образования и включены в состав предметных результатов, т.е., осваивая новое двигательное действие, обучающийся демонстрирует предметный результат.
4. Тематическое планирование. Тематическое планирование расписывается по единой схеме для всех предметов, в том числе и по физической культуре. Оно представляет собой таблицу со столбцами следующего содержания:
− необходимую к освоению тематику или группу тем;
− пропись содержания или содержательная часть;
− распределение деятельности по видам.
Особо необходимо уделять внимание разработчикам программ при прописи тематик занятий, создавая методическую документацию, ориентироваться на применение информационно-коммуникационных технологий, использовать электронно-цифровые образовательные ресурсы. Включать в учебно-методическую деятельность огромный потенциал электронных библиотек, удаленно-виртуальных лабораторий, игровых компьютерных технологий, а также возможности российских цифровых образовательных ресурсов. При этом используя инновационные технологии для обучения и воспитания в строгом соответствии с законом об образовании.
Для удобства педагогов был разработан общедоступный информационный ресурс с размещением учебно-методических материалов с возможностью конструировать программы предметной подготовки, ресурс находится по адресу: https://edsoo.ru/.
Обновленный ФГОС подверг изменению и механизмы обеспечения вариативности образовательных программ. Появляется пункт, относящийся к инновационным школам, в котором идет речь о произвольном характере выполнения некоторых требований к предметным результатам.
Образовательный стандарт в последней редакции предъявляет значительные требования к вариативному содержанию ООП НОО. Интерпретируя данные требования, можно сказать, что образовательная организация, реализующая ФГОС НОО, не должна пренебрегать интересами и потребностями учеников. Обеспечивая удовлетворение образовательных потребностей населения посредством разработки различных вариантов программ на уровне начальной школы.
Безусловно, вся вариативность программ должна быть включена во всю систему непрерывного многоуровневого процесса образования и не нарушать основных принципов педагогики и принципов физического воспитания детей младших классов.
Отметим, что нормативная возможность выбора маршрута обучения обеспечивает образовательную организацию правом по формированию образовательных программ с учетом способностей, интересов и потребностей ребят [3–5].
Изменения учебной и методической части обеспеченности образовательного процесса, а также средств материального и технического сопровождения процесса физического воспитания обучающихся 1–4 классов стали опираться на учебно-методический комплект, предназначенный к урокам физической культуры («Школа России»), основным является учебник, изданный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и получивший огромное распространение по предмету «Физическая культура», разработанный для детей начальных школ (1–4 классы, учебники предметной линии: учебное пособие, предназначенное для общеобразовательных организаций / В.И. Лях) [6].
Заключение
Обозначим все основные содержательные единицы приблизительной программы, которые необходимые в процессе физического воспитания детей 1–4 классов:
1. Основные понятийные знания о формировании физической культуры личности в соответствии с возрастом.
2. Основы физкультурной деятельности (элементарные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями, умения мониторить основные параметры физического развития, формирование способности самоорганизовываться в играх и активном досуге).
3. Образование в области физического воспитания или личное физическое совершенствование:
3.1. Улучшение физического состояния и укрепление здоровья напрямую зависит от деятельности, а именно от физкультурно-оздоровительной. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности реализуется в крупных и малых формах занятий физическими упражнениями, с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания (например: профилактика плоскостопия и нарушений осанки, повышение функциональных возможностей, посредством развития физических способностей, дыхательных упражнений, различных видов гимнастик).
3.2. Гимнастика с элементами акробатики, легкоатлетические беговые упражнения, передвижения на лыжах, занятия в бассейне, упрощенные виды спортивных игр, подвижные игры – все это составляет основу спортивно-оздоровительной деятельности учащихся начальной школы.
Таким образом определяется структура учебной программы предмета «Физическая культура» в соответствии с изменившимися требованиями ФГОС НОО [7]. Отметим основные структурные разделы программы по предмету, целеполагание и характеристика образовательного предмета, расположение в учебном плане описывается в пояснительной записке.
Результативность освоения предмета, которые включают в себя интегративные качества личности, приобретаемые в процессе освоения предмета, имеют описание в разделе планируемых результатов.
Собственное содержание предмета включает опись и название разделов, тематику предмета, прописывается объемы и интенсивность изучения тем, разделов по годам.
Название разделов и тем, расчет часов по количеству, формы организации взаимодействия, виды учебной деятельности и даты проведения (план-факт) имеют описание в календарно-тематическом планировании.