Атомная отрасль является одной из ведущих отраслей современной промышленности. Наряду с быстрым развитием данной отрасли на первый план выходит проблема ее кадрового обеспечения. Кадровому персоналу в атомной отрасли приходится осуществлять профессиональную деятельность в особых, непростых условиях, что требует сформированности определенных профессионально-личностных качеств. Следовательно, в атомной отрасли выявляется особая специфика профессиональной деятельности инженерных кадров, которая существенным образом отражается и на их профессиональной подготовке в технических вузах для атомной отрасли в соответствии с требованиями работодателей и ФГОС.
Внедрение современных технологий в сферу профессионального образования позволяет существенно повысить качество подготовки специалистов для атомной отрасли [1]. Эффективное построение образовательного процесса необходимо осуществлять с учетом комплекса педагогических условий, направленных на формирование экономического мышления будущих специалистов. Данное обстоятельство подтверждает актуальность исследуемого вопроса.
Цель исследования – выявление педагогических условий, направленных на эффективный образовательный процесс, конечным результатом которого является повышение качества подготовки специалистов для атомной отрасли.
Материалы и методы исследования
Применялись такие методы, как анализ научной и методической литературы по проблеме исследования и применения проектных технологий в образовательном процессе высших учебных заведений. Учитывались требования работодателей к подготовке специалистов технической направленности.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью повышения качества подготовки будущих специалистов атомной отрасли следует создавать в рамках образовательной модели необходимые педагогические условия (рисунок).
К педагогическим условиям формирования экономического мышления специалистов атомной отрасли относятся:
1) дидактические условия;
2) организационно-педагогические условия;
3) психолого-педагогические условия;
4) социально-педагогические условия;
5) учебно-методическое обеспечение;
6) квалификационные условия;
7) междисциплинарные условия.
Дидактические условия предполагают построение содержания обучения, включающее определенные образовательные формы, приемы и средства.
Обучаемые должны иметь представление об алгоритме и программе действий по решению поставленных задач. Особо актуализируются в современных условиях проекты, предполагающие сбор, хранение и качественную обработку имеющейся информации по изучаемой дисциплине посредством модульной технологии реализации проекта.
Включение в содержание экономических дисциплин заданий, упражнений проблемного характера, ориентированных на развитие экономического мышления, использование интерактивных форм учебной деятельности в образовательном комплексе технологий формирования мышления. Если содержание учебного материала носит сугубо информативный характер, то в этом случае использование проектного метода весьма сомнительно.
Одним из важнейших дидактических условий является последовательная и оптимальная структурированность содержания обучения экономическим дисциплинам с учетом сложности, объема, доступности и междисциплинарных связей.
Организационно-педагогические условия включают в себя непосредственно процесс организации педагогической деятельности, а также выявление влияния внешних факторов на процесс педагогической деятельности [2, с. 32–38].
Педагогические условия формирования экономического мышления специалистов атомной отрасли
На первоначальном этапе определяются:
– продолжительность обучения;
– количество участников;
– условия выполнения задания;
– сложность и трудоемкость проведения;
– критерии оценивания результата.
Следующим ключевым этапом являются проектирование и разработка образовательных ресурсов.
Психолого-педагогические условия направлены на учет индивидуальных особенностей обучающихся, что способствует благоприятному усвоению учебного материала. Метод проектов призван помочь студентам преодолевать специфические трудности, связанные с особенностями выполнения заданий методом проектов.
Посредством анкетирования, наблюдений, выполнения студентами небольших заданий исследовательского характера выявляются индивидуально-психологические особенности студентов.
В процессе организации и проведения проектной деятельности со студентами следует, в первую очередь, принимать во внимание их психологические особенности, в частности такие личностные качества, как темперамент, особенности мышления, работа в команде, инициативность, самостоятельность, лидерские качества, гибкость мышления, способности к дивергентному мышлению и т.д. Для этого посредством тестирования выявляются такие личностные качества, как гибкость мышления, способность к дивергентному мышлению. Использовали потенциальные возможности реализации уровневой дифференциации проектной деятельности, что представляет важный фактор в достижении проектной цели: студентам предлагались проектные задания различной сложности, по результатам их выполнения вырисовывается четкая картина ряда личностных качеств студентов: самостоятельность, гибкость мышления, оперативность, особенности мышления, организованность и иные; определяются их лидерские качества, инициативность, самостоятельность посредством организации всевозможных мероприятий исследовательского характера. Так, например, с участием студентов проведено мероприятие «Образование, наука, профессиональное самоопределение учащихся». По их участию выявлялись многие интересующие нас личностные качества студентов. В частности, принятие во внимание всевозможных достижений студентов в процессе обучения (успеваемость, посещение занятий, своевременное выполнение различных заданий, поведение в группе и т.д.) позволило выявить у них многие личностные качества и зафиксировать преподавателю в своем дневнике.
Создание комфортной среды для обучения способствует благоприятному настрою обучающихся на учебный процесс, что является непосредственным результатом учета социально-педагогических условий в образовательном процессе. В условиях формирования у студентов экономического мышления, прежде всего, следует создавать в группе через кураторов групп, студенческие организации благоприятную среду общения, поведения, организовывать со студентами с участием преподавателей различные мероприятия (диспуты, походы, откровенные беседы, различные экскурсии, посещение театра, поздравления студентов с днем рождения), помогать по возможности студентам, оказавшимся по тем или иным причинам в тяжелых жизненных ситуациях, и т.д. Принятые меры, прежде всего, позитивно повлияют на социализацию студентов и на создание в группе благоприятной среды обучения.
Учебно-методическое обеспечение является необходимым условием формирования экономического мышления студентов. Прежде всего, требуется учебно-методическое обеспечение процесса обучения экономическим дисциплинам, так как только непосредственное педагогическое воздействие является недостаточным для его продуктивного формирования у студентов. Безусловно, данное условие предусматривает наличие учебников, учебных пособий, различной учебно-методической литературы и учебно-методических разработок, прежде всего в области организации и проведения проектной деятельности.
Однако обозначенное учебно-методическое обеспечение по формированию данного мышления может оказаться в целом недостаточным, так как некоторые программные вопросы могут быть изложены сокращенно, что создает серьезные трудности для понимания студентами предметного материала, или представлено только поверхностное информационное изложение, отсутствуют учебно-методические рекомендации и наглядно-иллюстративные картины по материалу, изложение учебного материала чрезмерно абстрактно и т.д. В этих условиях требуется создание собственными усилиями учебных пособий, учебно-методических разработок, конспектов лекционных занятий, различных тестовых заданий, дидактических материалов, методических рекомендаций.
Квалификационные условия: обращается пристальное внимание на обеспечение опережающей переподготовки педагогических кадров экономического профиля и стимулирование их к использованию в обучении будущих специалистов атомной отрасли инновационных образовательных технологий.
Повышение квалификации педагогических кадров – первостепенное условие в эффективном формировании экономического мышления студентов, поскольку позволяет педагогам продуктивно использовать технологию проектной деятельности в организации и выполнении исследовательских работ. Кроме того, придается ключевое значение самообразованию педагогических кадров.
При этом преподавательские кадры в области экономических дисциплин, занятые профессиональной подготовкой специалистов для атомной отрасли, нуждаются в своевременной переподготовке. Экономические знания достаточно быстро устаревают, и вслед за ними ускоренными темпами рождаются совершенно новые, в корне меняющие наши представления и понимания о данном объекте исследования.
Существенное значение имеют участие преподавателей в научно-практических конференциях различного уровня, их публикационная активность, повышение квалификации через факультеты повышения при различных вузах, через соискательство и т.д.
Качеством педагогического коллектива во многом определяется образовательная среда вуза, что, в свою очередь, обусловливает творческую атмосферу как среди преподавателей, так и среди студенческой молодежи.
Обращается серьезное внимание на повышение квалификации преподавателей в сфере информационных технологий. В связи с этим от преподавателей требуется непрерывное образование в этой области знаний. В рамках повышения квалификации немаловажное значение приобретают вопросы, связанные с владением компьютерной грамотностью преподавателей экономических дисциплин в условиях широкого развития дистанционного обучения в вузах.
Междисциплинарные условия: преподавание экономических дисциплин для будущих специалистов атомной отрасли необходимо выстраивать, учитывая правовые основы в области ядерных технологий и междисциплинарные связи математики, информатики и других общенаучных дисциплин. Экономические дисциплины основываются на математических методах. У будущего специалиста должны быть сформированы определенные компетенции в области анализа экономических процессов и явлений, в построении экономических моделей и анализа статистических данных. А для идентификации полученных знаний применяются информационные технологии. И в целом данные знания должны быть применимы в области ядерных технологий [2, с. 247–259; 3, с. 349–359].
На успешность профессиональной подготовки инженерных кадров существенное влияние оказывают математические дисциплины и дисциплины в области информационных технологий [4].
В сложившихся условиях к качеству подготовки специалистов атомной отрасли в области владения информационными технологиями предъявляются высокие требования. В свою очередь, информация нами понимается как содержание сообщения о чем-либо, рассматриваемое в контексте его передачи в пространстве и во времени. Тем самым содержание образования оптимизируется в ходе подготовки специалистов атомной отрасли с учетом вышеизложенных обстоятельств. Прежде всего, содержание образования обновляется в соответствии с научными достижениями и разработками в сфере ИТ, требованиями бизнеса, а также национальной политикой РФ в образовании.
Математика призвана сыграть важнейшую роль в развитии алгоритмического мышления студентов в сочетании с развитием дивергентного мышления. В процессе обучения студентов экономическим дисциплинам широко используются математические методы, поэтому математическая подготовка представляет непрерывный характер и призвана учитывать новшества, происходящие в сфере компьютерных технологий.
Внедрение современных информационных технологий в сферу профессионального образования позволяет существенно повысить качество подготовки специалистов атомной отрасли. Решение многих задач производится с использованием программных средств на ЭВМ. При формировании экономического мышления студенты, помимо стандартного набора базовых программных пакетов, знакомятся также с профессиональными информационными системами [5].
Дисциплины кафедр высшей математики и информационных технологий тесно взаимосвязаны междисциплинарными связями [6]. В свою очередь, прикладные математические знания пронизывают глубинно экономические дисциплины, то есть обозначенные дисциплины взаимообусловлены междисциплинарными связями. В итоге имеется целый комплекс междисциплинарных и интеграционных связей между дисциплинами. Безусловно, следует обратить внимание на это и выявлять все существующие междисциплинарные связи; принятие их во внимание создает благоприятные условия, в данном случае для формирования экономического мышления будущих специалистов атомной отрасли. Подобные существующие связи образуют междисциплинарные условия. Выявление и учет междисциплинарных связей позволяют оптимизировать содержание образования, сэкономить время на обучение. В этом состоит, прежде всего, весь смысл обнаружения и реализации междисциплинарных условий.
Заключение
Выявленные педагогические условия следует рассматривать комплексно, в единстве, поскольку они взаимосвязаны и взаимообусловлены, попытки изучать их в отрыве друг от друга не приведут к желаемому результату. Дидактические условия определяют содержание образования. Психолого-педагогические условия способствуют благоприятному усвоению учебного материала. Учебно-методическое обеспечение предусматривает наличие учебных пособий, различной учебно-методической литературы и учебно-методических разработок в изучаемой области знаний.
Реализацию образовательного процесса осуществляют преподаватели, знания которых в данной области должны быть на высоком уровне, преподаватели должны учитывать современные технологии обучения. Квалификационные условия направлены на соблюдение данных требований и необходимы для реализации образовательного процесса.
Преподавание дисциплин для будущих специалистов атомной отрасли следует выстраивать, учитывая правовые основы в области ядерных технологий и междисциплинарные связи общенаучных дисциплин, что обусловливает необходимость построения образования с учетом междисциплинарных условий.
Представленные педагогические условия позволят создать благоприятную атмосферу для эффективного обучения студентов.