Современные требования к результатам освоения программы начального общего образования предполагают овладение обучающимися начальной школы первичными навыками проектной деятельности. Для достижения указанного результата учитель начальных классов должен владеть компетенциями организации проектной деятельности своих учеников. Однако история внедрения метода проектов в отечественных общеобразовательных организациях после революции имеет негативный опыт, связанный с широким внедрением данного метода в практику массовой школы, несмотря на отсутствие готовности учителей к его реализации. Осмысление этого опыта позволяет сделать вывод о необходимости организации подготовки будущего учителя начальных классов к организации проектной деятельности младших школьников.
В этой связи в настоящей работе в качестве цели исследования выступает процесс подготовки будущего учителя начальных классов к организации проектной деятельности младших школьников.
Материалы и методы исследования
В качестве исходного материала исследования выступили теоретические и практические работы, посвященные подготовке будущих учителей к организации проектной деятельности школьников.
Методы исследования, используемые в рамках данной работы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы; анализ основных образовательных программ и программ учебных дисциплин; обобщение педагогического опыта.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках данной работы был проведен анализ учебных планов и рабочих программ педагогических направлений подготовки, реализуемых как педагогическими, так и классическими университетами, который позволяет сделать следующие выводы:
1) в значительной части проанализированных учебных планов присутствуют дисциплины, содержание которых связано с проектной деятельностью. В ходе изучения таких дисциплин студенты изучают основы данного вида деятельности;
2) весомая часть учебных планов содержит дисциплины, в которых бакалавры изучают проектирование в профессиональной деятельности с точки зрения подготовки и написания педагогического проекта;
3) различные аспекты организации проектной деятельности школьников рассматриваются в профессиональных дисциплинах, таких как методика преподавания;
4) в незначительной части учебных планов имеются дисциплины, направленные на подготовку будущего учителя к организации проектной деятельности школьников.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о неполном понимании академическим сообществом в лице руководителей основных образовательных программ необходимости разделения процессов подготовки будущих педагогов к осуществлению собственной проектной деятельности и организации проектной деятельности школьников. Таким образом, в рамках данной работы мы разделяем точку зрения И.В. Фарафоновой о необходимости внесения учебных дисциплин, формирующих представления студентов – будущих учителей начальных классов об организации проектной деятельности в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Изучение научной литературы, посвященной реализации метода проектов в образовательных организациях, позволяет сделать вывод о более чем 100-летней истории его использования в практике образования. Часть исследователей этого вопроса отмечают, что идеи проектного обучения возникли практически одновременно в отечественном (С.Т. Шацкий, А.Г. Автухов, П.П. Блонский, Б.В. Всесвятский, Ш.И. Ганелин, В.Ф. Натали, Б.Е. Райков, И.Ф. Сладковский и др.) и зарубежном образовании (Дж. Дьюи, Н.Ю. Сахарчук, Е.А. Кагакина, С.Л. Лесникова, Н.А. Русакова, Е.А. Богуш и др.) [1]. Другая часть полагает, что первоначально он возник в Америке и лишь затем распространился на территории советского государства (М.М. Морозова и др.) [2].
За свою историю метод проектов был рассмотрен в разных аспектах и с разных точек зрения:
1) в рамках его использования при преподавании различных дисциплин и во внеурочной деятельности: спецдисциплин (Е.П. Перминова [3]), иностранного языка (Г.А. Краснощекова [4], И.С. Николаенко, А.А. Прибыткова, О.В. Пустовалова [5] и др.), информатики (Г.М. Гафурова [6], Л.П. Ледак, Л.А. Бояркина [7] и др.), математического анализа (О.В. Задорожная [8]), изобразительного искусства (Т.А. Канунникова [9] и др.), биологии (В.В. Евтеева, О.В. Хотулева, Ю.А. Ющенко [10] и др.), химии (Т.И. Сульдина [11], И.В. Дружинина, Якимович [12], В.В. Шакирова, О.С. Садомцева, И.А. Шакиров [13] и др.), истории (Т.В. Гудкова [14], Е.Ф. Бехтенова [15], О.Ю. Стрелова, М.Г. Цыренова [16] и др.), русского языка и литературы (С.В. Тимофеева [17], Е.Ю. Насонова [18] и др.), во внеурочной деятельности (Л.И. Магомедова, М.Х. Гайтукиев, Р.Я. Юсупова [19] и др.);
2) в контексте особенностей его реализации на разных уровнях образования: в дошкольном образовании (С.М. Платонова [20], Е.В. Шакирова [21] и др.); в начальной школе (Г.М. Первова, М.М. Гутарин [22], О.Н. Кострова [23] и др.); в основной школе (О.В. Губницкая [24], А.В. Теплинская [25], М.В. Артемьева, О.Л. Безумова [26] и др.); в старшей школе (Л.Ф. Зиангирова [27], О.А. Ивашедкина [28], О.А. Ус, В.М. Гребенникова, Е.А. Русинова [29] и др.); в среднем профессиональном образовании (И.В. Корякина [30] и др.), в высшем образовании (Г.В. Рыбакова, Т.В. Шилова [31], М.А. Исаева, А.О. Плиева [32] и др.), в системе дополнительного образования (Е.А. Костылева, Ж.В. Смирнова, Л.И. Кутепова [33] и др.), в системе повышения квалификации (Т.В. Уткина, Е.Г. Коликова [34] и др.).
Также в научной литературе рассмотрены проблемы реализации метода проектов в развитии самостоятельности (С.В. Соколова, Л.Б. Гиль [35]) и креативности (Р.М. Эхаева, П.К. Магомедова, Л.И. Джегистаева [36]) студентов, как инструмент профориентации (А.В. Бобина [37]), в научно-исследовательской работе студентов (Г.Н. Зайнашева, С.Г. Мингазова [38]), в контексте компетентностного обучения (М.А. Гончарова, Г.А. Демина, Н.В. Решетникова [39]), в условиях дистанционного обучения (М.Л. Субочева, О.Р. Рахматуллина [40]). Вопросам подготовки будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся посвящены работы Н.Ю. Сахарчук, Е.А. Кагакиной, С.Л. Лесниковой, Н.А. Русаковой [41], О.В. Шакировой, Н.В. Булдаковой [42] и др.
В рамках данной работы особый интерес вызывают труды исследователей, занимающихся процессами подготовки будущих учителей к организации проектной деятельности младших школьников, среди которых Л.Г. Махмутова, Е.В. Григорьева [43], П.В. Смирнова, Ю.А. Серебренникова [44] и др.
Пройдя значительный путь своего становления, теоретического и методологического обоснования, на современном этапе развития организация проектной деятельности в начальной школе является вопросом дискуссионным. Ряд исследователей (И.Г. Калинина, Н.М. Толкова, И.В. Енова) считают, что существует реальная возможность осуществления данного вида деятельности. Другие же полагают, что говорить о полноценной проектной деятельности в начальной школе и особенно в 1–2 классах не представляется возможным (Е.В. Бурмистрова, Н.В. Шагеева и др.).
Мы придерживаемся второго мнения и в этой связи полагаем, что проектная деятельность младших школьников должна начинаться с умений решать проектные задачи, а процесс подготовки будущих учителей начальных классов к организации проектной деятельности младших школьников необходимо начинать с формирования навыков разработки и реализации проектных задач.
Н.В. Шагеева полагает, что «І1) в урочной деятельности – на уроках русского языка (Г.А. Леденева, Ф.Н. Хабибуллина, Р.Р. Кадырова, И.А. Чиликова), на уроках окружающего мира (М.В. Шептуховский), на уроках литературного чтения (Д.О. Иваненко, Т.В. Калайджян, А.В. Шевцова, Н.П. Жигулина), на уроках математики (Н.З. Журавлева, Е.С. Казько, Е.А. Порожская, А.Г. Рычкова), на уроках английского языка (А.Г. Канцур, А.П. Ракина);
2) во внеурочной деятельности – Ю.Ю. Скрипова, А.Ю. Штейнер, Ю.А. Пестова, Г.К. Габдулинова, Н.А. Новикова и др.
Кроме того, нравственно-ориентированные проектные задачи рассматривала А.Ш. Оджа, как способ формирования УУД (Е.А. Кисть, Е.А. Изюмская. Е.Н. Изюмская), как средство развития способностей (О.В. Бажина), для развития интеллектуальных способностей (С.А. Аксючиц, Е.А. Васина), как инструмент формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий (И.А. Докучаева, Е.Г. Дьяконова, Н.В. Пономарева), как средство формирования читательской компетенции Ю.А. Хлынова) и др.
Мы разделяем точку зрения А.Б. Воронцова и понимаем под проектной задачей такую «задачу, в которой через определенный набор заданий деятельность детей направляется на создание результата (продукта)» [47, с. 47]. Проектные задачи могут использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
С.А. Аксюц выделяет следующие характерные особенности проектной задачи: «в основе проектной задачи лежит реальная жизненная проблемная ситуация; учащиеся, решая проектную задачу, находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения задачи и конечного результата; проектная задача содержит избыточный объем материала описания самой ситуации; проектная задача не предполагает жестко определенного ответа» [48, с. 7].
В научных источниках приведено несколько различных вариантов классификации проектных задач. Так, например, классификация проектных задач, предложенная Ю.Ю. Скриповой, включает в себя: предметные (тематические) и межпредметные, одновозрастные и разновозрастные, краткосрочные и долгосрочные задачи [49].
С.В. Самыкина предлагает следующую структуру проектных задач: проблемный, информационный, критериально-оценочный (рефлексивный) компоненты [50].
Несмотря на наличие ряда исследований, анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о недостаточном числе учебных пособий, содержащих проектные задачи для младших школьников. Таким образом, очевидно, что будущие учителя начальных классов должны обладать навыками разработки проектных задач.
В рамках учебной дисциплины «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников» студенты разрабатывают проектные задачи для начальной школы. Приведем описание некоторых их задач.
Проектные задачи для внеурочной деятельности:
1. Проектная задача «День космонавтики» для 3 класса. Одновозрастная межпредметная проектная задача (математика, русский язык, технология, ИЗО, окружающий мир). Проводится на классных часах, посвященных Дню космонавтики. Задача состоит из семи заданий, выполнив которые все группы объединяются и вместе создают стенгазету. Они составляют космическую станцию из кораблей, которые сделали в первом задании, пишут информационную страничку на основании тех данных, которые они получили, выполняя задания проектной задачи, и украшают стенгазету.
2. Проектная задача «Космическое приключение» для 3 класса. Одновозрастная межпредметная проектная задача (русский язык, математика, изобразительное искусство). Проводится на классных часах, посвященных Дню космонавтики. Проектная задача состоит из 10 заданий. Выполнять задания можно в любой последовательности. Класс делится на группы численностью не более пяти человек, каждая группа самостоятельно выполняет задания. Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить до трех уроков учебного времени. Итоговым продуктом является создание плаката с планетами Солнечной системы и информацией, полученной при выполнении заданий.
Проектные задачи, применяемые в урочной деятельности:
1. Проектная задача «Времена года» для 2 класса. Одновозрастная межпредметная проектная задача (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство). Задача может использоваться в качестве обобщения и закрепления знаний учащихся по темам «Времена года». Рекомендуемое время проведения – до двух уроков. Проектная задача состоит из пяти заданий. Класс делится на группы численностью не более 4–5 чел., каждая группа самостоятельно выполняет задания. Каждая команда детей оформляет страницу журнала в соответствии с инструкцией. Учащимся предлагается оформить журнал «Времена года», который смогут напечатать в издательстве «Природа». В конце группы объединяются и на основе материалов, которые они наработали за урок, выпускают журнал. Выполнять задания необходимо в задуманной последовательности.
2. Проектная задача «Живой уголок» для 2 класса. Одновозрастная межпредметная проектная задача (математика, технология, окружающий мир). Проводится в конце учебного года во 2 классе, рекомендуемое время проведения – до двух уроков. Проектная задача состоит из шести заданий, которые необходимо выполнять в заданной последовательности. В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы по 2 чел., каждая из которых независимо от других участвует в изготовлении аппликации. Итоговое задание – синтез результатов, составление «Живого уголка», сопровождаемый рассказами детей о своих животных. Продуктом станет готовая аппликация животного из гербария. После выполнения всех заданий проектной задачи происходит выбор наиболее удачной аппликации и рефлексия. Дети сами должны выбрать наиболее точную аппликацию, т.е. ту, которая больше всего совпадает с фото животного и наиболее аргументированно представлена, наглядно и красочно оформлена.
3. Проектная задача «Главный праздник весны!» для 3 класса. Одновозрастная межпредметная проектная задача (математика, русский язык, окружающий мир, технология, ИЗО). Проводится в конце учебного года, рекомендуемое время проведения – до трех уроков. Проектная задача состоит из пяти заданий, которые необходимо выполнять в заданной последовательности. В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы по 4–5 чел., каждая из которых независимо от других участвует в создании буклета-приглашения на праздник. Итоговое задание – демонстрация выполненных работ. Продуктом станет готовый буклет-приглашение на праздник в честь 8 марта.
4. Проектная задача «Животный мир» для 3 класса. Одновозрастная межпредметная проектная задача (математика, русский язык, окружающий мир). Проводится на уроке окружающего мира. Рекомендуемое время проведения – два урока. В ходе решения проектной задачи создают стенгазету зонирования животных для зоопарка. Проектная задача состоит из пяти заданий, которые необходимо выполнить в представленной последовательности, чтобы создать продукт, необходимо выполнить задания, чтобы узнать, какие животные «обитают» в зоопарке, и найти информацию о них и их детенышах.
Заключение
Таким образом, мы полагаем, что проектная задача является первоначальным этапом освоения навыков проектной деятельности младшими школьниками, а следовательно, процесс подготовки будущих учителей начальных классов к организации проектной деятельности младших школьников необходимо начинать с формирования навыков разработки и реализации проектных задач.