Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

GAME SITUATIONS IN THE FORMATION OF THE CONCEPTS OF NATURE AND NATURAL OBJECTS IN YOUNGER PRESCHOOL CHILDREN

Bicheva I.B. 1 Kaznacheeva S.N. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
In the article there are some features of the formation of ideas about nature and natural objects in younger preschoolers. The authors emphasize that this process has its own specifics, since the possibilities of cognition and perception of children of this age are limited by psychophysiological characteristics. The authors consider the role of the developing object-spatial environment that meets the requirements and principles of its construction in solving the problem under study. The authors underline the importance of ways of interacting with an adult in the ecological development of a child, the importance of demonstrating a positive attitude towards nature. Taking into account the features and capabilities of the younger preschooler for ecological and cognitive development, the authors propose and present options for game situations as a form of familiarization with the phenomena and objects of the natural environment. The results of the experimental work testify to the effectiveness of their approbation, since the level of formation of ideas about natural objects and phenomena in children in the experimental group is higher than in the control group. In the conclusions the authors emphasize the role of environmental competence and responsibility of teachers and parents. A key condition for organizing work in the system of preschool environmental education is continuous self-education of educating adults when familiarizing younger preschoolers with nature.
junior preschooler
formation of ideas about the phenomena and objects of the natural environment
environment
game situations
environmental competence and responsibility

Современный педагог должен в полной мере соответствовать меняющимся условиям, которые происходят в профессиональной деятельности [1; 2]. Поскольку дошкольный период в личностном развитии ребенка имеет особое значение, роль педагога в достижении качественных образовательных результатов повышается.

Экологическая составляющая в современном дошкольном образовании признается одной из приоритетных, что требует от педагогов соответствующей подготовки. Сформированность высокого уровня экологической компетентности и ответственного отношения к решению задач экологического дошкольного образования характеризует педагога как созидательную и активную личность, выполняющую «нравственно-правовые нормы природосообразной профессиональной деятельности». Экологически ответственный педагог «обеспечивает содержательную, эмоционально насыщенную экологическую деятельность с детьми, формирование у них необходимых представлений о природе, навыков бережливого природопользования, осознанного и ценностного отношения к природе» [3, с. 39–40]. Владение компетенциями в сфере экологического дошкольного образования свидетельствует об экологически-целесообразной мотивации педагога. Это позволяет ему осознанно применять знания в эколого-профессиональной деятельности, решать практико-ориентированные задачи, стремиться к постоянному совершенствованию своего опыта [4, с. 71].

Экологическое развитие и формирование экологических представлений у дошкольников осуществляется как взаимообусловленный процесс умственного, экологического, нравственного и эстетического воспитания [5; 6]. С этой целью в дошкольном образовании применяются различные технологии, методы и приемы, обеспечивающие решение задач в области экологического развития и воспитания в зависимости от возраста детей [7]. Для младших дошкольников рекомендуются, прежде всего, игровые формы и методы, которые являются для детей данного возраста наиболее комфортными. Именно разные виды игр (сюжетные, дидактические и др.) обеспечивают большую эффективность в достижении образовательных результатов [6; 8]. Одной из современных форм рассматриваются игровые ситуации.

Цель исследования – обосновать значение использования игровых ситуаций в повышении уровня сформированности представлений о природных объектах и явлениях у младших дошкольников.

Материалы и методы исследования

При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, экспериментальная работа. Это позволило разработать различные игровые ситуации для младших дошкольников для формирования представлений о природных объектах и явлениях. Апробация игровых ситуаций осуществлялась в дошкольных образовательных организациях г. Нижнего Новгорода. В эксперименте участвовали дети младших групп в количестве 76 чел. (по 38 чел. в экспериментальной и контрольной группах). Разработанные игровые ситуации использовались в общей системе работы с детьми экспериментальной группы во время прогулок, занятий, индивидуальной работы.

Результаты исследования и их обсуждение

На этапе младшего дошкольного возраста у ребенка лишь начинают формироваться представления о природных явлениях, поскольку возможности познания и восприятия ограничены психофизиологическими особенностями [9]. Например, наглядно-образный характер мышления обуславливает применение разных видов игр в качестве ведущих. Выраженная эмоциональная, двигательная и познавательная активность приводит к таким проявлениям, как стремление исследовать все, что находится в поле зрения. Результаты эмпирических данных показывают, что чем младше ребенок, тем больший потенциал имеет эмоционально-личностный компонент психики на всестороннее развитие личности, поэтому процесс ознакомления с природным окружением строится на понятных и ярких явлениях. Существует ряд условий организации процесса экологического воспитания, которые отражены в публикациях и методических материалах к образовательным программам [10; 11].

Применительно к теме нашего исследования педагогу необходимо учитывать, что получение ребенком первых впечатлений о природе становится одним из условий развития, накопления и расширения чувственного и познавательного опыта. Например, в процессе наблюдения у детей развивается умение различать, сравнивать те или иные явления природы, выделять их свойства, характеристики, устанавливать взаимосвязи. Рассматривая цветок, дети не просто узнают его название, но и обогащают свой природоведческий словарь (красивый, красный, разноцветный, пахнет, растет, «радуется» солнышку, «хочет пить», поэтому надо полить и сделать это аккуратно, др.). Любое наблюдение в природе приучает детей, начиная с младшего возраста, к ответственному поведению, воспитывает чувство красоты, уважения, создает условия для позитивных эмоциональных проявлений, др. [12].

Важным условием становления и развития личности ребенка в целостном экологически обоснованном процессе является создание развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей требованиям и принципам ее построения. Как часть общей культурной среды, она оказывает влияние на эмоциональное, познавательное, эстетическое, творческое, нравственное, физическое развитие ребенка. Поэтому в практике педагогов дошкольных образовательных организаций создаются различные центры активности. Экологическое содержание для младших дошкольников может быть представлено:

− натуральными объектами природы (камушки, листочки, др.);

− реалистичными игрушками домашних и диких животных, посредством которых можно организовать игры «Зоопарк», «Ферма»;

− наборами парных и разрезных картинок с изображениями животных, растений, явлений природы, сюжетными иллюстрациями, фотоальбомами;

− разными видами дидактических игр и др.

Важно, чтобы предлагаемый детям материал был понятен, доступен, менялся с точки зрения целесообразности и решаемых задач, учитывал индивидуальные интересы. Тогда дети им активно пользуются, включают в содержание самостоятельных игр. В данном аспекте среда отвечает организационным и развивающим требованиям ее проектирования и создания.

Чтобы среда обеспечивала воспитательный эффект, необходимо правильно подбирать игрушки с учетом их безопасности, комфортности для ребенка, направленности на доброжелательные проявления. Поэтому в младших группах должно быть много одинаковых игрушек, так как дети часто предпочитают «такую же игрушку, как у Тани». Наличие достаточного и разнообразного содержания становится основой для совместных видов деятельности, воспитания положительных взаимоотношений, бережного обращения с материалами и игрушками.

Процесс ознакомления с природными объектами и явлениями осуществляется как в непосредственной образовательной деятельности, так и в индивидуальных формах работы с детьми. Поэтому в экологическом становлении ребенка младшего дошкольного возраста важны способы взаимодействия с взрослым, в которых он демонстрирует свое положительное отношение к объектам и явлениям природы.

Учитывая особенности младших дошкольников, мы предположили, что большими возможностями для этого обладают игровые ситуации обучающего характера, позволяющие с высокой степенью эффективности обучать, развивать и воспитывать детей в процессе ознакомления с явлениями и объектами природы. С.Н. Николаева и И.А. Комарова отмечают, что в игровом обучении ребенок может в большей степени «почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе» [6, с. 12].

В исследованиях описываются три группы подобных ситуаций с учетом их дидактических возможностей:

− ситуации с игрушками-аналогами (игрушки, изображающие животных, растения), использование которых основано на сопоставлении живого (реалистичного) объекта и неживого (игрушечного) аналога;

− ситуации с литературными персонажами (куклами, героями сказок), посредством которых активизируется познавательная деятельность детей (например, детям предлагается помочь герою, и для этого они их учат, исправляют ошибки, уточняя или систематизируя свои знания);

− ситуации-путешествия, во время которых дети отправляются на экскурсии (в парк, к морю и т.д.) и приобретают новые знания о природе, закрепляют имеющиеся.

Важной особенностью игровых ситуаций является практическое освоение детьми игровых действий в воображаемой ситуации (например, упражняются в применении правил поведения в природе, обращения с животными, растениями). В рамках экспериментальной работы нами были разработаны различные ситуации игрового характера по формированию у младших дошкольников представлений о животных, растениях, некоторых явлениях природы. Некоторые варианты представлены ниже.

1. Действия с игрушкой «Кошка»

1) Показать игрушку и назвать, кто это.

Предложить детям обследовать игрушку и показать, где ушки, какие они (маленькие, длинные и т.д.). Где хвостик, какой он (маленький, короткий, длинный, пушистый и т.д.). Покажите спинку, какая она (пушистая, мягкая). Где животик? Какой он? (Пушистый, мягкий.) А какие лапки? Где они? А как двигается? Как кричит?

Это игрушечная кошка. С ней можно поиграть (покатать на машине, уложить спать, покормить и др.).

Чтение потешки «Идет котик по лавочке». Подвижная (или имитационная) игра («Покажи, как двигается кошка»). Можно прочитать стихотворение о животном.

2) У большой кошки есть маленький ребенок (детеныш). Это котенок. Мама-кошка заботится о своем котенке, облизывает его, кормит, играет с ним.

Музыкально-дидактическая игра «Кошка-мама позвала котенка, котенок зовет маму». Скажи «мяу», как взрослая кошка (кошка-мама). А теперь как маленький котенок.

Дидактическая игра на узнавание «Кто как кричит» с использованием аудиозаписи голосов домашних животных.

2. Внесение картинки с изображением животного

Предложить детям определить, как называется это животное, и рассказать, что они о нем знают.

Сравнить, чем отличается животное и человек. У нас с вами руки, а у животных они называются лапы. У нас на руках пальцы, а у кошки (собаки) на лапах когти.

Это корова. Она большая. У нее на голове есть рога (может бодаться). Животных нельзя обижать. Нужно их беречь и заботиться о них.

3. Рассматривание картинки с изображением места обитания животного

Это животное живет рядом с человеком. О нем надо заботиться: кормить, ухаживать. Кошка любит молоко. Игра «Угости кошку».

Где будет спать кошка (собака)? Предложить построить домик для кошки (будку для собаки, др.).

В заключение: дидактическая игра «Чей домик?».

4. Игровая ситуация «Котенок потерялся»

Это котенок, его зовут Мур. Он любит играть с мячиком. Как он играет с мячиком (дети показывают)? Котенок катал-катал мячик, мячик покатился, и котенок побежал его догонять. Далеко убежал от мамы-кошки и потерял маму. Котенок стал звать свою маму «Мяу-мяу». Как котенок зовет свою маму? Кошка-мама услышала его и нашла своего котенка. Котенок Мур обрадовался и стал весело прыгать. Покажите, как обрадовался котенок? Как он стал весело мяукать?

Примеры игровых ситуаций «Помоги вылечить животное»

«Собачка обожгла лапу»

Наша собачка Жучка случайно обожгла себе лапу, и теперь ей больно. Ей трудно ходить, она не может быстро бегать и играть. Как можно помочь Жучке (полечить, помазать лапу специальной мазью, забинтовать лапу, др.). Дети вместе с педагогом выполняют конкретные действия из заранее подготовленных материалов.

«Я – доктор Айболит»

В группе организуется больница для животных с необходимыми атрибутами.

Сначала роль доктора Айболита выполняет воспитатель: «Я доктор и лечу животных. Я уже полечила собачку, перевязала ей лапку.

Посмотри на наших животных. Не заболел ли кто из них? Я полечу».

В дальнейшем дети могут самостоятельно брать на себя роль доктора.

Анализ сформированности представлений о природных объектах и явлениях на констатирующем и контрольном этапах у младших дошкольников представлен на рис. 1 и 2.

missing image file

Рис. 1. Динамика изменений сформированности представлений о природных объектах и явлениях у детей экспериментальной группы, %

missing image file

Рис. 2. Динамика изменений сформированности представлений о природных объектах и явлениях у детей контрольной группы, %

Как видно из рис. 1, количество детей с высоким уровнем в экспериментальной группе увеличилось 3 раза. Количество детей с низким уровнем уменьшилось в 2,8 раз.

У детей контрольной группы (рис. 2) динамика изменений незначительна. Отметим лишь, что количество детей, демонстрирующих высокий уровень, увеличилось в 1,8 раза, а уменьшение низкого уровня произошло в 1,3 раза.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности включения игровых ситуаций в общую систему воспитательно-образовательной работы по формированию у младших дошкольников представлений о природных объектах и явлениях, поскольку у детей экспериментальной группы отмечается большая динамика их сформированности, чем у детей контрольной группы.

Заключение

Следует особо подчеркнуть, что ознакомление младших дошкольников с природой должно основываться на высоком уровне сформированности экологической компетентности и ответственности педагогов и родителей. Поэтому непрерывное самообразование в области экологического воспитания и развития должно стать ключевым условием в процессе данной работы как направления дошкольного экологического образования.

Игровую ситуацию мы рассматриваем в качестве приоритетной формы ознакомления младших дошкольников с явлениями и объектами природного окружения. Ее применение учитывает возрастные особенности и возможности детей данного возраста, обеспечивает эколого-познавательное развитие ребенка в комфортной для него игровой деятельности. Кроме того, содержание игровых ситуаций может охватывать все направления, реализуемые в области экологического воспитания, что позволит успешнее решать его задачи в интерактивном формате.