Современный педагог должен в полной мере соответствовать меняющимся условиям, которые происходят в профессиональной деятельности [1; 2]. Поскольку дошкольный период в личностном развитии ребенка имеет особое значение, роль педагога в достижении качественных образовательных результатов повышается.
Экологическая составляющая в современном дошкольном образовании признается одной из приоритетных, что требует от педагогов соответствующей подготовки. Сформированность высокого уровня экологической компетентности и ответственного отношения к решению задач экологического дошкольного образования характеризует педагога как созидательную и активную личность, выполняющую «нравственно-правовые нормы природосообразной профессиональной деятельности». Экологически ответственный педагог «обеспечивает содержательную, эмоционально насыщенную экологическую деятельность с детьми, формирование у них необходимых представлений о природе, навыков бережливого природопользования, осознанного и ценностного отношения к природе» [3, с. 39–40]. Владение компетенциями в сфере экологического дошкольного образования свидетельствует об экологически-целесообразной мотивации педагога. Это позволяет ему осознанно применять знания в эколого-профессиональной деятельности, решать практико-ориентированные задачи, стремиться к постоянному совершенствованию своего опыта [4, с. 71].
Экологическое развитие и формирование экологических представлений у дошкольников осуществляется как взаимообусловленный процесс умственного, экологического, нравственного и эстетического воспитания [5; 6]. С этой целью в дошкольном образовании применяются различные технологии, методы и приемы, обеспечивающие решение задач в области экологического развития и воспитания в зависимости от возраста детей [7]. Для младших дошкольников рекомендуются, прежде всего, игровые формы и методы, которые являются для детей данного возраста наиболее комфортными. Именно разные виды игр (сюжетные, дидактические и др.) обеспечивают большую эффективность в достижении образовательных результатов [6; 8]. Одной из современных форм рассматриваются игровые ситуации.
Цель исследования – обосновать значение использования игровых ситуаций в повышении уровня сформированности представлений о природных объектах и явлениях у младших дошкольников.
Материалы и методы исследования
При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, экспериментальная работа. Это позволило разработать различные игровые ситуации для младших дошкольников для формирования представлений о природных объектах и явлениях. Апробация игровых ситуаций осуществлялась в дошкольных образовательных организациях г. Нижнего Новгорода. В эксперименте участвовали дети младших групп в количестве 76 чел. (по 38 чел. в экспериментальной и контрольной группах). Разработанные игровые ситуации использовались в общей системе работы с детьми экспериментальной группы во время прогулок, занятий, индивидуальной работы.
Результаты исследования и их обсуждение
На этапе младшего дошкольного возраста у ребенка лишь начинают формироваться представления о природных явлениях, поскольку возможности познания и восприятия ограничены психофизиологическими особенностями [9]. Например, наглядно-образный характер мышления обуславливает применение разных видов игр в качестве ведущих. Выраженная эмоциональная, двигательная и познавательная активность приводит к таким проявлениям, как стремление исследовать все, что находится в поле зрения. Результаты эмпирических данных показывают, что чем младше ребенок, тем больший потенциал имеет эмоционально-личностный компонент психики на всестороннее развитие личности, поэтому процесс ознакомления с природным окружением строится на понятных и ярких явлениях. Существует ряд условий организации процесса экологического воспитания, которые отражены в публикациях и методических материалах к образовательным программам [10; 11].
Применительно к теме нашего исследования педагогу необходимо учитывать, что получение ребенком первых впечатлений о природе становится одним из условий развития, накопления и расширения чувственного и познавательного опыта. Например, в процессе наблюдения у детей развивается умение различать, сравнивать те или иные явления природы, выделять их свойства, характеристики, устанавливать взаимосвязи. Рассматривая цветок, дети не просто узнают его название, но и обогащают свой природоведческий словарь (красивый, красный, разноцветный, пахнет, растет, «радуется» солнышку, «хочет пить», поэтому надо полить и сделать это аккуратно, др.). Любое наблюдение в природе приучает детей, начиная с младшего возраста, к ответственному поведению, воспитывает чувство красоты, уважения, создает условия для позитивных эмоциональных проявлений, др. [12].
Важным условием становления и развития личности ребенка в целостном экологически обоснованном процессе является создание развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей требованиям и принципам ее построения. Как часть общей культурной среды, она оказывает влияние на эмоциональное, познавательное, эстетическое, творческое, нравственное, физическое развитие ребенка. Поэтому в практике педагогов дошкольных образовательных организаций создаются различные центры активности. Экологическое содержание для младших дошкольников может быть представлено:
− натуральными объектами природы (камушки, листочки, др.);
− реалистичными игрушками домашних и диких животных, посредством которых можно организовать игры «Зоопарк», «Ферма»;
− наборами парных и разрезных картинок с изображениями животных, растений, явлений природы, сюжетными иллюстрациями, фотоальбомами;
− разными видами дидактических игр и др.
Важно, чтобы предлагаемый детям материал был понятен, доступен, менялся с точки зрения целесообразности и решаемых задач, учитывал индивидуальные интересы. Тогда дети им активно пользуются, включают в содержание самостоятельных игр. В данном аспекте среда отвечает организационным и развивающим требованиям ее проектирования и создания.
Чтобы среда обеспечивала воспитательный эффект, необходимо правильно подбирать игрушки с учетом их безопасности, комфортности для ребенка, направленности на доброжелательные проявления. Поэтому в младших группах должно быть много одинаковых игрушек, так как дети часто предпочитают «такую же игрушку, как у Тани». Наличие достаточного и разнообразного содержания становится основой для совместных видов деятельности, воспитания положительных взаимоотношений, бережного обращения с материалами и игрушками.
Процесс ознакомления с природными объектами и явлениями осуществляется как в непосредственной образовательной деятельности, так и в индивидуальных формах работы с детьми. Поэтому в экологическом становлении ребенка младшего дошкольного возраста важны способы взаимодействия с взрослым, в которых он демонстрирует свое положительное отношение к объектам и явлениям природы.
Учитывая особенности младших дошкольников, мы предположили, что большими возможностями для этого обладают игровые ситуации обучающего характера, позволяющие с высокой степенью эффективности обучать, развивать и воспитывать детей в процессе ознакомления с явлениями и объектами природы. С.Н. Николаева и И.А. Комарова отмечают, что в игровом обучении ребенок может в большей степени «почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе» [6, с. 12].
В исследованиях описываются три группы подобных ситуаций с учетом их дидактических возможностей:
− ситуации с игрушками-аналогами (игрушки, изображающие животных, растения), использование которых основано на сопоставлении живого (реалистичного) объекта и неживого (игрушечного) аналога;
− ситуации с литературными персонажами (куклами, героями сказок), посредством которых активизируется познавательная деятельность детей (например, детям предлагается помочь герою, и для этого они их учат, исправляют ошибки, уточняя или систематизируя свои знания);
− ситуации-путешествия, во время которых дети отправляются на экскурсии (в парк, к морю и т.д.) и приобретают новые знания о природе, закрепляют имеющиеся.
Важной особенностью игровых ситуаций является практическое освоение детьми игровых действий в воображаемой ситуации (например, упражняются в применении правил поведения в природе, обращения с животными, растениями). В рамках экспериментальной работы нами были разработаны различные ситуации игрового характера по формированию у младших дошкольников представлений о животных, растениях, некоторых явлениях природы. Некоторые варианты представлены ниже.
1. Действия с игрушкой «Кошка»
1) Показать игрушку и назвать, кто это.
Предложить детям обследовать игрушку и показать, где ушки, какие они (маленькие, длинные и т.д.). Где хвостик, какой он (маленький, короткий, длинный, пушистый и т.д.). Покажите спинку, какая она (пушистая, мягкая). Где животик? Какой он? (Пушистый, мягкий.) А какие лапки? Где они? А как двигается? Как кричит?
Это игрушечная кошка. С ней можно поиграть (покатать на машине, уложить спать, покормить и др.).
Чтение потешки «Идет котик по лавочке». Подвижная (или имитационная) игра («Покажи, как двигается кошка»). Можно прочитать стихотворение о животном.
2) У большой кошки есть маленький ребенок (детеныш). Это котенок. Мама-кошка заботится о своем котенке, облизывает его, кормит, играет с ним.
Музыкально-дидактическая игра «Кошка-мама позвала котенка, котенок зовет маму». Скажи «мяу», как взрослая кошка (кошка-мама). А теперь как маленький котенок.
Дидактическая игра на узнавание «Кто как кричит» с использованием аудиозаписи голосов домашних животных.
2. Внесение картинки с изображением животного
Предложить детям определить, как называется это животное, и рассказать, что они о нем знают.
Сравнить, чем отличается животное и человек. У нас с вами руки, а у животных они называются лапы. У нас на руках пальцы, а у кошки (собаки) на лапах когти.
Это корова. Она большая. У нее на голове есть рога (может бодаться). Животных нельзя обижать. Нужно их беречь и заботиться о них.
3. Рассматривание картинки с изображением места обитания животного
Это животное живет рядом с человеком. О нем надо заботиться: кормить, ухаживать. Кошка любит молоко. Игра «Угости кошку».
Где будет спать кошка (собака)? Предложить построить домик для кошки (будку для собаки, др.).
В заключение: дидактическая игра «Чей домик?».
4. Игровая ситуация «Котенок потерялся»
Это котенок, его зовут Мур. Он любит играть с мячиком. Как он играет с мячиком (дети показывают)? Котенок катал-катал мячик, мячик покатился, и котенок побежал его догонять. Далеко убежал от мамы-кошки и потерял маму. Котенок стал звать свою маму «Мяу-мяу». Как котенок зовет свою маму? Кошка-мама услышала его и нашла своего котенка. Котенок Мур обрадовался и стал весело прыгать. Покажите, как обрадовался котенок? Как он стал весело мяукать?
Примеры игровых ситуаций «Помоги вылечить животное»
«Собачка обожгла лапу»
Наша собачка Жучка случайно обожгла себе лапу, и теперь ей больно. Ей трудно ходить, она не может быстро бегать и играть. Как можно помочь Жучке (полечить, помазать лапу специальной мазью, забинтовать лапу, др.). Дети вместе с педагогом выполняют конкретные действия из заранее подготовленных материалов.
«Я – доктор Айболит»
В группе организуется больница для животных с необходимыми атрибутами.
Сначала роль доктора Айболита выполняет воспитатель: «Я доктор и лечу животных. Я уже полечила собачку, перевязала ей лапку.
Посмотри на наших животных. Не заболел ли кто из них? Я полечу».
В дальнейшем дети могут самостоятельно брать на себя роль доктора.
Анализ сформированности представлений о природных объектах и явлениях на констатирующем и контрольном этапах у младших дошкольников представлен на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Динамика изменений сформированности представлений о природных объектах и явлениях у детей экспериментальной группы, %
Рис. 2. Динамика изменений сформированности представлений о природных объектах и явлениях у детей контрольной группы, %
Как видно из рис. 1, количество детей с высоким уровнем в экспериментальной группе увеличилось 3 раза. Количество детей с низким уровнем уменьшилось в 2,8 раз.
У детей контрольной группы (рис. 2) динамика изменений незначительна. Отметим лишь, что количество детей, демонстрирующих высокий уровень, увеличилось в 1,8 раза, а уменьшение низкого уровня произошло в 1,3 раза.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности включения игровых ситуаций в общую систему воспитательно-образовательной работы по формированию у младших дошкольников представлений о природных объектах и явлениях, поскольку у детей экспериментальной группы отмечается большая динамика их сформированности, чем у детей контрольной группы.
Заключение
Следует особо подчеркнуть, что ознакомление младших дошкольников с природой должно основываться на высоком уровне сформированности экологической компетентности и ответственности педагогов и родителей. Поэтому непрерывное самообразование в области экологического воспитания и развития должно стать ключевым условием в процессе данной работы как направления дошкольного экологического образования.
Игровую ситуацию мы рассматриваем в качестве приоритетной формы ознакомления младших дошкольников с явлениями и объектами природного окружения. Ее применение учитывает возрастные особенности и возможности детей данного возраста, обеспечивает эколого-познавательное развитие ребенка в комфортной для него игровой деятельности. Кроме того, содержание игровых ситуаций может охватывать все направления, реализуемые в области экологического воспитания, что позволит успешнее решать его задачи в интерактивном формате.