Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE PARAMETERS OF PROFESSIONAL IDENTITY AND CAREER SELF-DETERMINATION IN COLLEGE STUDENTS

Barabanov R.E. 1 Masyakin V.Yu. 1
1 Institute of Psychology and Information Justice
At the moment, there is a growing demand for highly qualified specialists who are aware of the importance of their profession. A modern professional should have the most obvious professional qualities and clearly identify himself with his profession and the professional functions performed. In this regard, the issue of professional identity of a person is of particular importance. The issue of professional identity of young people is studied within the framework of the psychology of professional development. The psychology of the development of professional activity considers the choice of a career as a crisis situation, including questions of self-determination of personality and life, including career self-determination: this is an important component. The conducted research is devoted to determining the relationship between the parameters of professional identity and career self-determination among college students. In the course of the study, the following theoretical problems were solved. The correlation of the concepts of professional development and professional self-determination is analyzed. The content of the concept of professional identity, stages of formation, criteria and forms are revealed. The features of the formation of professional identity in the course of vocational training are considered. The factors of formation of professional identity among students of secondary specialized institutions are described. The phenomenon of career self-determination and personal prerequisites for the formation of a future profession among college students are considered. The facts have shown that career development refers to changes in psychological functions and qualities of a person in interaction with the profession, in the process of vocational training and professional activity. This is a complex process that combines ontological development and the trajectory of a person’s life, having the characteristics of stages. In the course of an empirical study, the relationship between the parameters of professional identity and career self-determination among college students was revealed. The differences in the parameters of professional identity and career self-determination among college students at different stages of training are revealed. Differences in the parameters of professional identity and career self-determination among college students due to gender are revealed.
professional identity
career self-determination
students
change in attitude

Профессиональное самоопределение рассматривается учеными с разных позиций, в том числе как психологический механизм профессионального развития [1]. Отмечается его протяженность во времени, процессуальный характер. Это приобретение профессии; способ самореализации; процесс нахождения смыслов в профессии; деятельность в ответ на проблемную ситуацию; критерий успешности профессионального становления; этап жизненного пути личности и т.д. Оно является системообразующим центром для всей системы возможных «caмоопределений» подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина [2].

Профессиональная идентичность является одним из критериев профессионального самоопределения и доминантой карьерного роста человека. Ученые считают, что это определенное состояние личности, которое человек устанавливает для себя и к которому стремится, и это всеобъемлющее качество человека [3]. Суть профессиональной идентичности заключается в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего [4]. Критерием профессиональной идентичности являются такие показатели, как работа, собственное «Я», профессия, удовлетворенность выбранной профессией и т.д. [5].

Ученые выделяют этапы становления профессиональной идентичности, знакомство с профессией и формирование ценностного отношения к ней, подтверждение первичного выбора и отождествление с выбранной деятельностью [6].

В зарубежных странах наиболее распространена так называемая модель, основанная на идентичности, согласно этой модели человек в процессе реализации профессиональной идентичности может находиться в различных состояниях: незрелое, диффузное, подвешенное состояние, достигнутая профессиональная идентичность, а также квази(псевдо)идентичность [7].

Цель исследования – выявить взаимосвязь параметров профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа.

Объект исследования: студенты колледжа 1 и 3 курса.

Предмет исследования: взаимосвязь профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа.

Гипотезы исследования

Основная: существует взаимосвязь параметров профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа.

Дополнительные:

− могут существовать различия в уровне и зрелости профессиональной идентичности, показателях карьерного самоопределения у студентов колледжа на разных этапах обучения;

− могут существовать различия в параметрах профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа в зависимости от пола.

Для доказательства выдвинутых гипотез необходимо решение следующих эмпирических задач исследования:

1. Выявить взаимосвязь параметров профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа.

2. Выявить различия в параметрах профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа на разных этапах обучения.

3. Выявить различия в параметрах профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа, обусловленные полом.

Материалы и методы исследования

Анализ научной литературы, тестирование с использованием методик:

− опросник диагностики профессиональной идентичности студентов А.А. Озериной (содержит семь шкал, определяет параметры профессиональной идентичности: учебно-профессиональные планы, отношение к профессии, образ профессии, образ профессионала, профессиональную позицию, профессиональную самооценку, профессиональную мотивацию);

− методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель (определяет четыре статуса идентичности: сформированная, неопределенная, навязанная и мораторий);

− методика измерения карьерного самоопределения (МИКС), адаптирована и модифицирована А.Н. Деминым и А.Б. Седых. За основу ими взята методика комплексной оценки карьеры MVS (My Vocational Situation) [Reardon, 1999], (содержит три шкалы, определяет профессиональную идентичность, барьеры в принятии карьерных решений, потребность в информации о возможностях трудоустройства и обучения).

Результаты исследования и их обсуждение

Выборка и база исследования: в исследовании приняли участие учащиеся колледжа МосГУ, выборку составили 37 чел., из них 19 девушек и 18 юношей. Среди них 14 студентов 1 курса и 23 студента 3 курса.

Значимые корреляционные связи параметров профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа (критерий Спирмена)

missing image file

Примечание. * Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Задача 1. Выявить взаимосвязь параметров профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа.

Корреляционная таблица выявленных связей представлена ниже (таблица).

1. Обнаружена статистически значимая отрицательная корреляция (-0,49) между шкалами опросника Озериной «профессиональная самооценка» и «образ профессии». Люди, имеющие высокие баллы по шкале «образ профессии», имеют низкие баллы по шкале «профессиональная самооценка».

2. Обнаружена статистически значимая отрицательная корреляционная связь между шкалой опросника Азбель «неопределенная профессиональная идентичность» со шкалой опросника Озериной профессиональная позиция (-0,33), у студентов со сформированной профессиональной позицией статус неопределенной идентичности не выражен.

3. Обнаружена статистически значимая корреляционная отрицательная часть между шкалой опросника Микс «потребность в информации» и шкалой опросника Озериной «образ профессии» (-0,33), люди, у которых образ профессии сформирован, испытывают меньшую потребность в информации.

Задача 2. Выявить различия в параметрах профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа на разных этапах обучения.

В выборке независимо от курса преобладал статус «Сформированная профессиональная идентичность», и у студентов 3 курса частота встречаемости этого статуса достигла 69,6 %, для сравнения, у студентов 1 курса частота встречаемости статуса «Сформированной идентичности» была несколько ниже – 61,5 % (рис. 1).

По методике измерения карьерного самоопределения Микс мы видим следующую картину (рис. 2).

missing image file

Рис. 1. Представленность статусов профессиональной идентичности в зависимости от курса респондентов (Методика статусов профессиональной идентичности Азбель)

missing image file

Рис. 2. Методика измерения карьерного самоопределения Микс

missing image file

Рис. 3. Баллы, набранные участниками по субшкалам опросника профессиональной идентичности А.А. Озериной в зависимости от курса в колледже. *p = 0,082 по сравнению со студентами 1 курса (Two-Way ANOVA)

missing image file

Рис. 4. Баллы, набранные участниками по субшкалам опросника профессиональной идентичности А.А. Озериной в зависимости от пола. *p = 0,082 по сравнению с женщинами (Two-Way ANOVA)

Исходя из указанных выше данных, можно отметить следующее. Показатель Карьерной идентичности на третьем курсе немного выше, чем на первом. Можно предположить, что это происходит в связи с тем, что студенты третьего курса обладают более полными и обширными знаниями своей будущей профессии в отличие от студентов первого курса. По шкале «Барьеры развития» в зависимости от курса различий не выявлено. Исходя из шкалы «Потребность в информации», мы видим, что студенты третьего курса не до конца владеют информацией о том, где их профессия применима, на чуть более высоком уровне, нежели студенты первого года обучения.

Более высокие баллы по шкале опросника профессиональной идентичности А.А. Озериной свидетельствуют о более четких и сформированных планах студентов 3 курса в отношении своей учебной и профессиональной деятельности (рис. 3).

Задача 3. Выявить различия в параметрах профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа, обусловленные полом.

Более высокие баллы по данной шкале свидетельствуют о более четких и сформированных планах студентов 3 курса в отношении своей учебной и профессиональной деятельности. Статистически значимых различий между мужчинами и женщинами по результатам данного опросника выявлено не было. Но в тенденции баллы, набранные мужчинами по шкале «Профессиональная мотивация», были ниже, чем баллы, набранные женщинами (фактор «Пол»: F = 3,218, p = 0,082) (рис. 4).

Гендерные различия в профессиональной мотивации могут быть связаны с различием социальных ролей мужчин и женщин. Также более высокая профессиональная мотивация женщин может быть связана с тем, что для женщин – студенток колледжей менее характерен статус навязанной профессиональной идентичности (рис. 5).

Далее мы рассмотрим изменение этих показателей в зависимости от пола

Как мы наглядно видим из рис. 5, у женщин показатели карьерной идентичности и потребности в информации выше, чем у мужчин.

Различия в представленности статусов профессиональной идентичности среди женщин и мужчин не были статистически значимыми (p > 0,3 для всех сравнений) (рис. 6).

missing image file

Рис. 5. Гендерные различия в профессиональной идентичности

missing image file

Рис. 6. Представленность статусов профессиональной идентичности в зависимости от пола респондентов

Как и в выборке студентов, отвечавших на опросники 1 и 2, в этой выборке у женщин частота встречаемости статуса «Мораторий» была выше, чем у мужчин, хотя различия и не достигли принятого уровня статистической значимости. В выборке независимо от пола и курса преобладал статус «Сформированная профессиональная идентичность», и у студентов 3 курса частота встречаемости этого статуса достигла 69,6 %, для сравнения, у студентов 1 курса частота встречаемости статуса сформированной идентичности была несколько ниже – 61,5 %.

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Для студентов колледжей не характерен статус навязанной профессиональной идентичности, в особенности для женщин.

2. Профессиональная мотивация женщин-студенток колледжа выше, чем у мужчин.

3. Прохождение кризиса профессиональной идентичности связано с более критической оценкой представлений о средствах достижения цели и переосмыслением отношения к способностям и талантам.

4. Эмоциональное отношение к будущему и планированию жизни у студентов колледжей России не зависит от статуса профессиональной идентичности.

5. Учебно-профессиональные планы студентов 3 курса более сформированы, чем у студентов 1 курса.

6. Если есть сформированный образ профессии, то потребность в информации меньше.

7. Если отсутствует показатель карьерной идентичности, то отсутствует показатель профессиональной мотивации.

8. Студенты с неопределенной профессиональной идентичностью обладают высокой профессиональной самооценкой, но их профессиональная позиция не сформирована, а также они обладают высокой потребностью в информации.

9. Высокий показатель барьера развития связан с показателем низкой карьерной идентичности.