Профессиональное самоопределение рассматривается учеными с разных позиций, в том числе как психологический механизм профессионального развития [1]. Отмечается его протяженность во времени, процессуальный характер. Это приобретение профессии; способ самореализации; процесс нахождения смыслов в профессии; деятельность в ответ на проблемную ситуацию; критерий успешности профессионального становления; этап жизненного пути личности и т.д. Оно является системообразующим центром для всей системы возможных «caмоопределений» подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина [2].
Профессиональная идентичность является одним из критериев профессионального самоопределения и доминантой карьерного роста человека. Ученые считают, что это определенное состояние личности, которое человек устанавливает для себя и к которому стремится, и это всеобъемлющее качество человека [3]. Суть профессиональной идентичности заключается в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего [4]. Критерием профессиональной идентичности являются такие показатели, как работа, собственное «Я», профессия, удовлетворенность выбранной профессией и т.д. [5].
Ученые выделяют этапы становления профессиональной идентичности, знакомство с профессией и формирование ценностного отношения к ней, подтверждение первичного выбора и отождествление с выбранной деятельностью [6].
В зарубежных странах наиболее распространена так называемая модель, основанная на идентичности, согласно этой модели человек в процессе реализации профессиональной идентичности может находиться в различных состояниях: незрелое, диффузное, подвешенное состояние, достигнутая профессиональная идентичность, а также квази(псевдо)идентичность [7].
Цель исследования – выявить взаимосвязь параметров профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа.
Объект исследования: студенты колледжа 1 и 3 курса.
Предмет исследования: взаимосвязь профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа.
Гипотезы исследования
Основная: существует взаимосвязь параметров профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа.
Дополнительные:
− могут существовать различия в уровне и зрелости профессиональной идентичности, показателях карьерного самоопределения у студентов колледжа на разных этапах обучения;
− могут существовать различия в параметрах профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа в зависимости от пола.
Для доказательства выдвинутых гипотез необходимо решение следующих эмпирических задач исследования:
1. Выявить взаимосвязь параметров профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа.
2. Выявить различия в параметрах профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа на разных этапах обучения.
3. Выявить различия в параметрах профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа, обусловленные полом.
Материалы и методы исследования
Анализ научной литературы, тестирование с использованием методик:
− опросник диагностики профессиональной идентичности студентов А.А. Озериной (содержит семь шкал, определяет параметры профессиональной идентичности: учебно-профессиональные планы, отношение к профессии, образ профессии, образ профессионала, профессиональную позицию, профессиональную самооценку, профессиональную мотивацию);
− методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель (определяет четыре статуса идентичности: сформированная, неопределенная, навязанная и мораторий);
− методика измерения карьерного самоопределения (МИКС), адаптирована и модифицирована А.Н. Деминым и А.Б. Седых. За основу ими взята методика комплексной оценки карьеры MVS (My Vocational Situation) [Reardon, 1999], (содержит три шкалы, определяет профессиональную идентичность, барьеры в принятии карьерных решений, потребность в информации о возможностях трудоустройства и обучения).
Результаты исследования и их обсуждение
Выборка и база исследования: в исследовании приняли участие учащиеся колледжа МосГУ, выборку составили 37 чел., из них 19 девушек и 18 юношей. Среди них 14 студентов 1 курса и 23 студента 3 курса.
Значимые корреляционные связи параметров профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа (критерий Спирмена)
Примечание. * Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Задача 1. Выявить взаимосвязь параметров профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа.
Корреляционная таблица выявленных связей представлена ниже (таблица).
1. Обнаружена статистически значимая отрицательная корреляция (-0,49) между шкалами опросника Озериной «профессиональная самооценка» и «образ профессии». Люди, имеющие высокие баллы по шкале «образ профессии», имеют низкие баллы по шкале «профессиональная самооценка».
2. Обнаружена статистически значимая отрицательная корреляционная связь между шкалой опросника Азбель «неопределенная профессиональная идентичность» со шкалой опросника Озериной профессиональная позиция (-0,33), у студентов со сформированной профессиональной позицией статус неопределенной идентичности не выражен.
3. Обнаружена статистически значимая корреляционная отрицательная часть между шкалой опросника Микс «потребность в информации» и шкалой опросника Озериной «образ профессии» (-0,33), люди, у которых образ профессии сформирован, испытывают меньшую потребность в информации.
Задача 2. Выявить различия в параметрах профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа на разных этапах обучения.
В выборке независимо от курса преобладал статус «Сформированная профессиональная идентичность», и у студентов 3 курса частота встречаемости этого статуса достигла 69,6 %, для сравнения, у студентов 1 курса частота встречаемости статуса «Сформированной идентичности» была несколько ниже – 61,5 % (рис. 1).
По методике измерения карьерного самоопределения Микс мы видим следующую картину (рис. 2).
Рис. 1. Представленность статусов профессиональной идентичности в зависимости от курса респондентов (Методика статусов профессиональной идентичности Азбель)
Рис. 2. Методика измерения карьерного самоопределения Микс
Рис. 3. Баллы, набранные участниками по субшкалам опросника профессиональной идентичности А.А. Озериной в зависимости от курса в колледже. *p = 0,082 по сравнению со студентами 1 курса (Two-Way ANOVA)
Рис. 4. Баллы, набранные участниками по субшкалам опросника профессиональной идентичности А.А. Озериной в зависимости от пола. *p = 0,082 по сравнению с женщинами (Two-Way ANOVA)
Исходя из указанных выше данных, можно отметить следующее. Показатель Карьерной идентичности на третьем курсе немного выше, чем на первом. Можно предположить, что это происходит в связи с тем, что студенты третьего курса обладают более полными и обширными знаниями своей будущей профессии в отличие от студентов первого курса. По шкале «Барьеры развития» в зависимости от курса различий не выявлено. Исходя из шкалы «Потребность в информации», мы видим, что студенты третьего курса не до конца владеют информацией о том, где их профессия применима, на чуть более высоком уровне, нежели студенты первого года обучения.
Более высокие баллы по шкале опросника профессиональной идентичности А.А. Озериной свидетельствуют о более четких и сформированных планах студентов 3 курса в отношении своей учебной и профессиональной деятельности (рис. 3).
Задача 3. Выявить различия в параметрах профессиональной идентичности и карьерного самоопределения у студентов колледжа, обусловленные полом.
Более высокие баллы по данной шкале свидетельствуют о более четких и сформированных планах студентов 3 курса в отношении своей учебной и профессиональной деятельности. Статистически значимых различий между мужчинами и женщинами по результатам данного опросника выявлено не было. Но в тенденции баллы, набранные мужчинами по шкале «Профессиональная мотивация», были ниже, чем баллы, набранные женщинами (фактор «Пол»: F = 3,218, p = 0,082) (рис. 4).
Гендерные различия в профессиональной мотивации могут быть связаны с различием социальных ролей мужчин и женщин. Также более высокая профессиональная мотивация женщин может быть связана с тем, что для женщин – студенток колледжей менее характерен статус навязанной профессиональной идентичности (рис. 5).
Далее мы рассмотрим изменение этих показателей в зависимости от пола
Как мы наглядно видим из рис. 5, у женщин показатели карьерной идентичности и потребности в информации выше, чем у мужчин.
Различия в представленности статусов профессиональной идентичности среди женщин и мужчин не были статистически значимыми (p > 0,3 для всех сравнений) (рис. 6).
Рис. 5. Гендерные различия в профессиональной идентичности
Рис. 6. Представленность статусов профессиональной идентичности в зависимости от пола респондентов
Как и в выборке студентов, отвечавших на опросники 1 и 2, в этой выборке у женщин частота встречаемости статуса «Мораторий» была выше, чем у мужчин, хотя различия и не достигли принятого уровня статистической значимости. В выборке независимо от пола и курса преобладал статус «Сформированная профессиональная идентичность», и у студентов 3 курса частота встречаемости этого статуса достигла 69,6 %, для сравнения, у студентов 1 курса частота встречаемости статуса сформированной идентичности была несколько ниже – 61,5 %.
По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
1. Для студентов колледжей не характерен статус навязанной профессиональной идентичности, в особенности для женщин.
2. Профессиональная мотивация женщин-студенток колледжа выше, чем у мужчин.
3. Прохождение кризиса профессиональной идентичности связано с более критической оценкой представлений о средствах достижения цели и переосмыслением отношения к способностям и талантам.
4. Эмоциональное отношение к будущему и планированию жизни у студентов колледжей России не зависит от статуса профессиональной идентичности.
5. Учебно-профессиональные планы студентов 3 курса более сформированы, чем у студентов 1 курса.
6. Если есть сформированный образ профессии, то потребность в информации меньше.
7. Если отсутствует показатель карьерной идентичности, то отсутствует показатель профессиональной мотивации.
8. Студенты с неопределенной профессиональной идентичностью обладают высокой профессиональной самооценкой, но их профессиональная позиция не сформирована, а также они обладают высокой потребностью в информации.
9. Высокий показатель барьера развития связан с показателем низкой карьерной идентичности.