Развитие познавательной сферы и нервной системы ребенка взаимосвязаны. Хорошо сбалансированная нервная система является базой для правильного развития высших психических функций ребенка [1]. В работе специалиста важен комплексный, интегративный медико-педагогический взгляд на проблему познавательного развития у детей раннего возраста [2]. Чтобы грамотно выстроить работу с детьми с задержкой развития до трех лет, необходимо отчетливо понимать особенности детей раннего возраста [3]:
1. Детям свойственны игровые манипулятивные действия с предметами (перекладывание с места на место, пересыпание и катание, переливание воды из одной емкости в другую, бросание предметов). Эти игровые действия нужны для изучения свойств и признаков предметов, для сенсорного насыщения ребенка. От года до трех лет эти игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как они способствуют сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления.
2. От года до трех лет у ребенка формируется наглядно-действенное мышление.
3. Внимание у ребенка непроизвольное, неустойчивое, связанное с эмоциональным подкреплением.
4. Нужен руководящий контроль взрослого при проведении занятий с ребенком.
5. Занятия нужно проводить в игровой форме, эмоционально, подбадривая ребенка, заряжая его положительными эмоциями и настраивая на успех.
6. Длительность одного занятия за столом не более 3–5 мин.
7. Важно часто менять деятельность, чередуя занятия за столом, на ковре и подвижные игры (логоритмику).
Материалы и методы исследования
Каковы в данном случае задачи при обучении ребенка раннего возраста? Справедливо выделить следующее:
1. Сформировать навыки различения сенсорных эталонов (цвета, формы, величины).
2. Обучить ребенка навыкам игры, вначале предметно-манипулятивной, затем сюжетной, потом сюжетно-ролевой.
3. Научить взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, то есть сформировать коммуникативные навыки.
4. Обучить правильному взаимодействию с предметами обихода, целевому использованию предметов.
5. Обучение бытовым навыкам и навыкам самообслуживания.
6. Формирование наглядно-действенного мышления.
7. Формирование представлений об окружающем мире.
8. Развитие творческих способностей и нравственных качеств.
С учетом вышесказанного главенствующим становится понятие о дошкольной дидактике [4]. Обучение детей раннего возраста происходит в игровой форме. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка является дидактическая игра. Она имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
В дидактической игре ставится определенная задача, ребенок ее решает в процессе самостоятельного манипулирования предметным материалом, и таким образом игра служит для формирования наглядно-действенного мышления.
Например, возьмем игру на практическую ориентировку на величину «Спрячь шарик». Ребенку даются разные по размеру коробочки и шарик. Суть этой игры в том, что нужно закрыть коробочку подходящей крышечкой. Цель игры: усвоить понятие величины: большой-маленький. Ребенку нужно путем вначале проб и ошибок, примеривания, а затем путем зрительного соотнесения определить, какая крышечка подходит к какой коробочке.
Таким образом, основное назначение дидактической игры в том, чтобы ребенок усвоил необходимые по возрасту понятия цвета, величины, формы, размера, назначение и использование предметов в быту.
Также ребенок в процессе игры получает эмоциональное, сенсорное насыщение и развивает коммуникативные навыки.
Теперь немного поговорим о том, какие приемы можно использовать в обучающих условиях для коррекционной и диагностической работы с детьми [5]:
1. Для развития навыка соотнесения по цвету:
− различные мозаики (например, Машинки, Овощи).
− построение башен из кубиков разного цвета.
− цветные человечки в домиках.
− журналы с наклейками (Школа 7 гномов).
2. Для изучения понятия «величина»:
– пирамидки:
а) с широким основанием и не более 3–4 колец для детей до трех лет. Цель данной пирамидки – освоить навык собирать пирамидку по величине колец;
b) пирамидки-стаканчики. Для детей до 3 лет не более 3–4 стаканчиков. Для развития соотнесения по величине, для развития зрительно-моторной координации. Особенно полезны квадратные стаканчики, так как ребенку нужно произвести вращательные движения кистью, чтобы правильно вставить стаканчики друг в друга (т.е. развивать кистевой праксис);
в) когда ребенок освоит навык собирать пирамидку из 3–5 колец, можно предлагать пирамидки более сложные: однотонные или бесцветные, на тонком стержне, с большим количеством колец или закручивающимися кольцами. Чем полезны пирамидки на тонком стержне? Тем, что там сложнее попасть кольцом в отверстие и нужно ориентироваться именно на величину колец, там нет подсказки в диаметре стержня, он все время одинаковый.
3. Для обучения навыкам и соотнесения по цвету, и конструирования по образцу хорошо использовать пирамидки-конструкторы, например «Геометрическая фантазия».
4. Для развития навыка восприятия формы, для соотнесения по форме:
− вкладыши;
− сортеры.
5. Также для совершенствования навыка узнавания форм рекомендовано использовать однотонные фигуры, чтобы цвет не являлся подсказкой:
– цилиндры Монтессори (лучше использовать однотонные!). Они позволяют развивать следующие навыки: сравнение по величине, объему, глубине и высоте.
Помимо прочего их можно использовать для развития навыка сериации: построения ряда по высоте, по величине (от маленького к большому и наоборот), для навыка прямого и обратного счета, счет через 1, через 2, для построения визуально-ритмических рядов с определенной закономерностью.
Это является важным для стимуляции фразовой речи, для отработки слоговой структуры слова, развития мышления. В данном случае реализуется механизм чередования по Жинкину.
6. Для развития пальцевого и кистевого праксиса хорошо использовать шнуровки, шестигранную мозаику, геоборды с резинками. Эти игры позволяют развивать пинцетный захват, работа двумя руками (растягивать резинку и надевать на колышки) развивает межполушарное взаимодействие и зрительно-моторную координацию.
Можно применять балансиры: камни-балансиры, балансир «Котик». Они развивают чувство равновесия, зрительно-моторную координацию.
7. Для развития навыка восприятия целого и синтеза из частей:
− разрезные картинки.
− пазлы.
Лучше использовать разрезные картинки, поскольку их собирать сложнее, чем пазлы. Пазлы можно подобрать (есть подсказки – замочки). Для того, чтобы собрать картинку, нужно понимать изображение на картинке.
8. Для развития навыка практической ориентировки на величину:
− коробочки разной величины с крышками;
− матрешки.
Можно давать ребенку задачи: спрячь большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку. Либо открыть коробочки и дать ребенку самому подобрать крышки.
Дальнейшая коррекционная программа познавательных процессов может выглядеть следующим образом:
1. Развитие когнитивной операции идентификации: найти такой же предмет (по цвету сначала, потом по форме).
2. Изучение понятия величины: большой, маленький, средний и отработка переключаемости, концентрации внимания, категоризации (сортировка по величине).
3. Развитие механизма чередования (построение последовательностей).
Целесообразно использование методических пособий:
Набор цветных крышечек (можно использовать для сортировки по цветам, выстраивании последовательностей, отработки понятия «такой же», «одинаковый».
Набор больших и маленьких шариков, предметов, две коробки с крышками разной величины. Большие шарики нужно класть в большую коробку, а маленькие – в маленькую.
Программу по речевому развитию возможно смоделировать по алгоритму:
1. Артикуляционная гимнастика (переключаемости артикуляционных поз у- и-, а-у, ба- бу-, би- бо-, с изменением гласного звука в слоге.
2. Местоимения я, мой, моя, мое. Также для отработки соматогнозиса и согласования местоимения с существительными – частями тела. Моя голова, мои ноги, мой нос.
Ответ на вопрос, чья, чье, чьи. Чья голова? – Моя голова. Чьи ноги? – Мои ноги.
Множественное и единственное число:
Покажи, где у тебя нога? Покажи, где у тебя ноги?
В случае, если мы переходим от нормы к патологии и имеем дело с тяжелой нозологической единицей, такой как аутизм, задержка психического развития, алалия, ДЦП (детский церебральный паралич) или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), целесообразным представляется использование в работе методики ДЭНС. ДЭНС-терапия представляет собой эффективный немедикаментозный метод электрорефлексотерапии и предназначена для применения во всех областях медицины и реабилитологии как в составе комплексного лечения, так и в виде монотерапии [6]. ДЭНС-терапия – наиболее безвредный способ электрического воздействия на детский организм среди всех известных методов электролечения. В основе метода ДЭНС лежит лечебное применение коротких биполярных импульсов тока с формой, зависящей от динамики изменения значений поверхностного импеданса подэлектродного участка кожи. В зависимости от состояния ребенка выбирается определенная алгоритмика [7].
Методика ДЭНС при коррекции алалии:
Минимальный энергетический диапазон (ЭД-1), при котором ребенок не испытывает никаких ощущений либо ощущает легкую вибрацию, применяется для детей с тяжелыми речедвигательными расстройствами, осложненными повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.
Средний энергетический диапазон (ЭД-2), при котором ребенок ощущает безболезненное приятное покалывание, применяется к детям с различной речедвигательной патологией.
Целесообразно совмещать ДЭНС-терапию и логопедический массаж. Массаж применяется в работе с разными детьми – дизартриками, алаликами, ринолаликами, при заикании, полиморфной дислалии (с дизартрическими компонентами) и др.
Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка при условии, что они будут обучены логопедом.
Результаты. Уже после первого курса ДЭНС-терапии, зондового массажа и бинауральной терапии у детей 3–4 лет с диагнозом алалия были получены положительные результаты: улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, началась фразовая речь, отмечено улучшение памяти, концентрации внимания, развитие мышления, нормализовался сон, уменьшилась возбудимость. Дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками, охотнее выполнять обучаемые программы. А также на фоне проводимой терапии снизилось число простудных заболеваний.
Методика ДЭНС при аутизме
Тригеминальная зона в режиме «Тест», выявленные ЛТЗ (латентные триггерные зоны) обрабатываются в режиме «Терапия», 77 Гц по 1 мин, через день.
Паравертебральные зоны в режиме «Тест», выявленные ЛТЗ – в режиме «Терапия», 77 Гц по 30 с, через день.
Речевые зоны плюс язык – в режиме «Терапия», 77 Гц по 1 мин, ежедневно.
Правая и левая височная зоны через день – в режиме «Терапия», 10 Гц по 2 мин (если ребенок левша, то начинаем процедуру с левой стороны).
Зона 2 ШП (кожная зона прямой проекции второго шейного позвонка) – в режиме «Терапия», 77 Гц по 1 мин.
По системе СУ-ДЖОК, кончики пальцев на кистях или стопах – в режиме «Терапия», 77 Гц по 2 мин.
Зона печени и кишечника по методике «Запор» – в режиме «Терапия», 77 Гц, 5 мин, 1 раз в 3 дня.
Курс – 14 сеансов по 20 мин, каждые 2 месяца повторять.
Одновременно проводится логомассаж артикуляционных и аурикулярных зон, массаж шариком СУ-ДЖОК ежедневно. 1 раз в месяц – остеопатическая коррекция или массаж по БАТ.
Также важно проводить бинауральную терапию, нейропсихологическую коррекцию и соблюдать БКБГ (безглютен-бесказеиновую) диету.
Методика ДЭНС при ДЦП
Зона заднего срединного меридиана и точек согласия в режиме «Терапия», 77 Гц по 3 мин.
Зона скальпа по краю роста волос в режиме «Терапия», 10 Гц по 3 мин.
Обработка рук и ног (по принципу тетрасимметрии) в режиме «Терапия», 77 Гц (зоны соответствия СУ-ДЖОК).
Один раз в три дня желательно обрабатывать зону печени и кишечника в режиме «Терапия», 60 Гц.
Курс – 14 дней по 15–20 мин, каждые 2 месяца повтор.
Одновременно с этим проводится логомассаж артикуляционных и аурикулярных зон, массаж шариком СУ-ДЖОК ежедневно. Раз в месяц – остеопатическая коррекция и массаж по БАТ (биологически активным точкам), ЛФК (лечебная физкультура). Также можно проводить бинауральную терапию, нейропсихологическую коррекцию и очищение от тяжелых металлов.
Методика ДЭНС при синдроме дефицита внимания (СДВГ)
В ЭЭГ (электроэнцефалограмме) детей с СДВГ обращает на себя внимание ряд особенностей: усиление низкоамплитудных медленноволновых форм активности диффузного характера, преимущественно тета-диапазона; слабая выраженность альфа-активности, которая наблюдается у 70 % детей; по данным эхографии у 25 % детей отмечаются признаки умеренной гипертензии в боковых желудочках мозга. В этой ситуации целесообразны два курса по 10 сеансов с интервалом 1–1,5 месяца.
1. Зона точек согласия и зона заднего срединного меридиана в шейно-грудном отделе позвоночника в режиме «Скрининг» чередовать с обработкой ШВЗ (шейно-воротниковой зоны) в режиме «Терапия», 77 Гц, ЭД-1.
2. Тройничная зона в режиме «Тест», ЭД-1.
3. Зоны соответствия по системе СУ-ДЖОК на руках в режиме «Терапия» 77 Гц,
ЭД-1 (область ногтевых фаланг чередовать с обработкой зоны «Перчатки»).
4. Аурикулярные точки в режиме «Терапия», 77 Гц, ЭД-1, по 2 мин на 1 точку, 2–3 точки за сеанс.
5. Проекция печени, кишечника (от пупка) в режиме «Терапия», 77 Гц, Эд-1, один раз в 2–3 дня.
Совмещать ДЭНС-терапию здесь желательно с медикаментозным лечением, бинауральной терапией, массажем по БАТ, нейропсихологическими и логопедическими занятиями.
Методика ДЭНС при ЗПР
Срединный меридиан по позвоночнику, 60 Гц, мощность 1–2, 5–7 мин.
Речевая зона, 60 Гц, режим «Терапия», мощность 1–2, 2–3 мин.
Язык, в зависимости от тонуса.
Ушные раковины, 77 Гц, мощность 1, 2 мин.
Зоны соответствия по системе СУ-ДЖОК на руках в режиме «Терапия», 77 Гц, ЭД-1 (область ногтевых фаланг чередовать с обработкой зоны «Перчатки»).
Аурикулярные точки в режиме «Терапия», 77 Гц, ЭД -1, по 2 мин на 1 точку, 2–3 точки за сеанс.
Проекция печени, кишечника (от пупка) в режиме «Терапия», 77 Гц, Эд-1, один раз в 2–3 дня.
Совмещать в этом случае ДЭНС-терапию возможно с медикаментозным лечением, бинауральной терапией, массажем по БАТ, нейропсихологическими и логопедическими занятиями.
Заключение
Таким образом, для диагностики и обучения нужно использовать разные технологии и методические наборы. В процессе коррекционно-педагогической работы нужно отслеживать динамику формирования навыков у ребенка. Для диагностики нужно использовать тот материал, который в повседневной работе не используется. Например, ту же пирамидку, но другого цвета. Поскольку нам важно то, как ребенок переносит полученный навык на другие похожие материалы.