Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ORGANIZATION OF ACTIVITIES WITH CARTOGRAPHIC MATERIAL IN THE STUDY OF THE HISTORY OF THE MIDDLE AGES IN THE 6TH GRADE (ON THE EXAMPLE OF THE TOPIC “THE CAROLINGIAN EMPIRE”)

Morozov A.A. 1, 2
1 The Herzen State Pedagogical University of Russia
2
The article discusses some of the problems and features of the organization of cartographic activities in the lessons of the history of the Middle Ages in the 6th grade, focusing on the complexity of such work when studying the history of the Middle Ages. The author considers several textbooks on the history of the Middle Ages recommended for use in primary school for grades 6 in order to organize work with the map in them. Not only questions and assignments for maps are considered, but also the nature and quality of the cartographic material, as well as the consistency of its construction in history textbooks. In the second part of the article, the researcher proposes one of the possible options for working with a historical map (on the example of a lesson about the Carolingian Empire in the 6th grade). The author presents an example of the complex use of the author’s historical map “The Frankish state during the reign of Charlemagne (768-814)”, as well as the text of a historical source. According to the author, this example will allow students to learn the basic didactic units of the lesson, as well as to master a wide range of learning skills in conjunction with a creative, non-standard approach to the study of history.
school historical education
cognitive skills
cartographic skills
historical map

Цель исследования – выявить проблемы и особенности организации деятельности с историческими картами при изучении истории Средних веков в 6 классе и на этой основе предложить возможный вариант урока истории с использованием картографических материалов.

В методической науке давно выработан принцип – «ни единого урока истории без исторической карты» [1, с. 175]. Изначально данное требование было продиктовано лишь необходимостью пространственной локализации объектов на карте, но впоследствии все чаще методисты начали приходить к заключению о том, что карта – мощный инструмент организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории. Появляются идеи о необходимости развития картографических умений, организации системной работы по их развитию и пр. Постепенно в программно-методические материалы начинают включаться «умения работы с картой», в учебниках появляются вопросы и задания для работы с картой. На сегодняшний день требование о необходимости формирования картографических умений зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте, обновленном в 2021 г. Теперь на уровне основного общего образования при изучении истории у учащихся среди прочего должно формироваться «умение читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе анализа исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из других источников» [2]. Активно в последние годы издаются научные статьи по проблемам организации деятельности с историческими картами на уроках истории [3, 4]. Все это, несомненно, свидетельствует о высоком интересе к историческим картам в обучении истории и продолжающейся трансформации подходов к организации такой работы.

Относительных успехов удалось добиться методистам при создании учебных пособий и иной методической литературы для курса истории Древнего мира в пятых классах. Это объясняется и легкостью предъявляемых карт (на них должно содержаться малое количество дидактических единиц, что продиктовано и самим изучаемым содержанием), и их большим количеством и разнообразием, и вытекающим из этого бесконечным творческим потенциалом изучения исторических карт на уроках истории Древнего мира. К сожалению, уже в пособиях для 6 класса ситуация существенно меняется – карты становятся сложнее, их становится больше, а учебного времени на их изучение крайне мало (по новым примерным программам, подготовленным ИСРО РАО на изучение истории Средних веков выделено всего лишь 23 часа из 68 [5, с. 73]). Частично эти проблемы рассматриваются в статье сотрудников Герценовского университета [6]. В данной статье мы лишь сделаем краткий обзор организации деятельности учащихся с историческими картами в двух учебниках по истории Средних веков: самого распространенного на сегодняшний день учебника Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского [7] и одного из последних разработанных сегодня учебников под ред. В.Р. Мединского [8]. Приведем краткую сравнительную таблицу этих учебников (таблица).

Из данной таблицы видно, что оба учебника на довольно высоком уровне (количественном) обеспечены картографическим материалом. Более того, почти все карты снабжены вопросами и заданиями к ним. Это свидетельствует о том, что авторы-составители понимают значимость включения исторических карт в учебники по истории Средних веков. Но в рамках анализа необходимо изучить не только количество, но и качество предлагаемых заданий.

Отметим, что авторские коллективы в целом неплохо справились со своими задачами. К картам поставлены не только репродуктивные, но и преобразующие вопросы. Рассмотрим сначала учебник Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского. Среди положительных примеров можно выделить то, что авторы предлагают вопросы для сравнения карт, соотнесения информации карты и текста учебника. Достаточно часто используются вопросы типа «Предположите», «Подумайте», «С чем может быть связано» и пр. Это свидетельствует о возможности организации глубокой познавательной деятельности с помощью карт учебника. К сожалению, иногда авторы некорректно формулируют вопросы, например, «Насколько выросла территория Франкского государства…» [7, с. 18] – совершенно неясно, какой ответ предполагается получить от учеников; часто, на наш взгляд, вопросы слишком сложны для учеников 6 класса, в ряде случаев карта не предоставляет ответа на поставленный вопрос. Все это затрудняет работу с картами на уроках. Кроме этого, сам набор карт представляется не всегда полным и логичным: авторы предлагают целых три карты Франции периода XII–XV вв. [7, с. 154, 177, 181], но при этом отсутствуют карты Англии соответствующего периода, при том что Англия и Франция в указанный период имели массу спорных территориальных вопросов. Еще большей проблемой является полное отсутствие в учебнике карты Священной Римской империи, при этом еще три карты [7, с. 60–66] посвящены славянским государствам (часть из которых затем вошла в состав Св. Римской империи).

Сравнение учебников по истории для 6 класса на предмет обеспечения картографическими материалами

 

Уч. Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского

Уч. под ред. В.Р. Мединского

Всего параграфов

32

26

Параграфов снабжено картами

15 (47 %)

17 (65 %) + к каждой главе

Всего карт в учебнике

24

29

Снабжено заданиями карт

23 (96 %)

29 (100 %)

Несколько карт содержат очень мало информации, например «Распад халифата» содержит названия только двух государств, образовавшихся после распада Арабского халифата, при этом авторы задают вопрос: «Какие государства образовались на месте распавшегося халифата?» [7, с. 76]. Ответ учащихся будет неполным, неточным, потому что карта не дает соответствующих сведений. Но в целом карты адаптированы, воспринимать их несложно.

Иная ситуация с адаптацией карт в учебнике под ред. В.Р. Мединского – зачастую карты учебника излишне перегружены, в них содержится слишком много избыточной информации (например, на карту «Завоевания норманнов и венгров» [8, с. 42] нанесены названия всех европейских государств, все возможные набеги норманнов и венгров, даже области смешанного расселения народов). К сожалению, вопросы и задания к картам довольно однообразны. Самая популярная формулировка – «Как изменилась территория…». Присутствуют вопросы на сравнение, предположение, обдумывание, но их количество ничтожно мало в сравнении с репродуктивными вопросами, для ответа на которые достаточно просто считать информацию с карты. Все так же вызывает сомнение набор карт. В учебник включена карта Священной Римской империи, но только до XIII в., а содержание ее крайне сложно воспринимается [8, с. 118]. Вероятно, ценой этой карты стало полное отсутствие карт Англии и Франции периода феодальной раздробленности. В целом картографическое обеспечение этого учебника получилось очень масштабным, но набор карт не всегда логичен, большинство карт не адаптированы [8, с. 25, 141, 185], вопросы и задания довольно однообразны и не всегда позволяют учащимся размышлять и думать. Одним очевидным преимуществом учебника является наличие блока повторения и обобщения после каждой главы, в котором обязательно содержится карта и вопросы и задания к ней [8, с. 57, 81, 133], но в большинстве случаев с обозначенными выше проблемами.

В общем, в этих учебниках наблюдаются схожие проблемы:

1) вопросы и задания (в одном учебнике они часто слишком сложны, а ответы на них неочевидны, в другом – однообразны и не раскрывают весь потенциал карт);

2) исторические карты (во-первых, нелогичный набор карт, не позволяющий составить полноценную картину исторического пространства Средних веков – в том числе ни один из учебников не предложил общую карту, например, европейских государств или мира и пр.; во-вторых, карты плохо адаптированы: в одном учебнике карты часто излишне упрощены, в другом – сложны для восприятия шестиклассниками).

Возвращаясь к вопросам ФГОС, вынуждены согласиться с мнением известных российских методистов о том, что «необходимо вернуться к серьёзной работе над учебным и научно-методическим обеспечением введения ФГОС» [9, с. 5]. Анализ учебников отчасти подтвердил, что проблема организации плодотворной активной деятельности с историческими картами при изучении истории Средних веков действительно существует и требует решения, которое мы не в силах предложить в рамках данной статьи. Вместо этого мы рассмотрим лишь один пример, как с помощью адаптированной, выверенной карты и интересной, на наш взгляд, системы вопросов и заданий можно качественно работать с картой на уроках истории.

Работа с картой может быть довольно разнообразной и интересной для школьников, потому что может принимать совершенно разные формы, от простого извлечения информации из источника до историко-картографического моделирования [10, 11]. Мы представим лишь одно задание к уроку «Возникновение и распад империи франков», которое могло бы стать частью системы работы с картой на уроках истории в 6 классе средней школы [12].

Опорный урок «Империя Карла Великого».

Класс: 6

Этап урока, на котором используются карта и комплект заданий: изучение нового материала.

Используемые средства обучения:

1. Карта «Франкское государство во время правления Карла Великого (768–814 гг.)» (рисунок).

2. Фрагмент биографии Карла Великого «Жизнь Карла Великого» Эйнхарда.

Формируемые умения:

1. Картографические:

a) читать легенду исторической карты;

b) определять и показывать стороны и части света;

c) извлекать из карт (схем) информацию о местоположении изучаемых государств, населенных пунктов, прочих географических объектов, информацию о ходе событий (явлений, процессов) и пр.

2. Прочие:

a) воспроизводить и объяснять историческую оценку события, явления, деятельности личности;

b) соотносить информацию, представленную на исторической карте (схеме) с информацией, полученной из других видов источников информации (текстовый источник, иллюстрации и т.д.);

c) извлекать информацию из текста исторического источника и анализировать ее;

d) формулировать собственные выводы.

Организация урока:

В начале урока ученики узнают о личности Карла Великого, его правах на престол и вступлении на престол. После этого изучается материал о завоевательных походах Карла Великого на основе работы с письменным источником и картой.

На данном этапе урока используется следующая система вопросов и заданий к ним (средства обучения см. ниже):

1. Ознакомьтесь с картой и текстом.

2. С помощью текста исторического источника стрелочками отметьте направления походов Карла Великого на карте.

3. Называя стороны света, словами опишите, в каких направлениях совершал свои походы Карл Великий?

4. Запишите в тетрадь итоги военных походов Карла Великого, для этого вы можете воспользоваться легендой карты и текстом исторического источника.

5. О каких качествах Карла Великого (как военачальника и как главы государства) говорит внешняя политика короля? Объясните свой ответ.

6. Могла ли империя Карла Великого долгое время существовать после его смерти? Попытайтесь ответить на этот вопрос, используя только карту, текст источника и знания, полученные при изучении истории.

После этого учитель развивает обсуждение последнего вопроса, в том числе с опорой на примеры из истории Древнего мира. После обсуждения данного вопроса учащиеся могут прийти к выводу о том, что столь обширная империя, состоявшая из географически разнородных частей, могла удерживаться в единстве только с помощью военной силы. Затем учитель совместно с учащимися обсуждает причины и итоги заключения Верденского договора в 843 г.

Урок окончен.

Средства обучения:

1. Карта «Франкское государство во время правления Карла Великого (768–814 гг.)».

missing image file

Карта «Франкское государство во время правления Карла Великого (768–814 гг.)»

2. Текст источника: «Жизнь Карла Великого», Эйнхард [13].

«Из всех войн, которые он вел, первой он предпринял аквитанскую.

После того Карл предпринял войну против лангобардов. В итоге он возвратил все отнятое у римлян, подчинил всю Италию своей власти.

После окончания той войны началась саксонская война. Война закончилась при условии: саксы принимают таинства христианской веры и религии и, объединившись с франками, составляют с ними единый народ.

Во время войны с саксами он отправился в Испанию. На обратном пути, на самом Пиренейском хребте, ему все же пришлось на короткое время испытать вероломство басков.

Карл покорил и бриттов, которые жили на Западе, на берегу океана. Внезапно началась Баварская война, но закончилась она быстро. После того начата война с западными славянами.

За войной со славянами последовала самая большая из всех, что вел Карл, а именно война, начатая против аваров или гуннов.

Последняя война была начата против норманнов. Король норманнов Фризию и Саксонию считал своими провинциями. Он уже подчинил себе своих соседей бодричей, сделав их своими данниками. Но убитый собственным телохранителем, он положил конец и своей жизни, и войне».

Заключение

В результате анализа Федерального государственного образовательного стандарта, программно-методической литературы мы пришли к выводу о том, что использование карт в процессе обучения истории в 6 классе имеет ряд характерных особенностей, таких как, например, проблема существенного повышения уровня сложности картографического материала в сравнении с историей Древнего мира. Анализ наиболее распространенных учебников по истории Средних веков для учащихся шестых классов также выявил, что ряд обозначенных в статье проблем еще не решены в учебной литературе, а организация деятельности учащихся с историческими картами при изучении данного периода не является предельно эффективной. В связи с этим в статье был представлен один из возможных вариантов урока по истории Средних веков с использованием исторической карты и текста исторического источника, а также определен набор умений, формируемых при работе с данными материалами.