Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

TRAINING OF SPECIALISTS OF THE JUDICIAL SYSTEM IN THE CONTEXT OF ENSURING THE NATIONAL SECURITY OF THE COUNTRY

Radygin E.V. 1 Feofilova T.Yu. 2
1 North-Western branch of the Russian University of Justice
2 Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University
The training of specialists for the judicial system requires a timely response of higher educational institutions to changing conditions and new ways of managing, implementing public relations, and ensuring national security. In the modern world, the danger of implementation and damage from threats to information security is increasing, which is taken into account in the national security strategy of the Russian Federation (2021). As an element of the system for ensuring economic security, the judicial system must be ready to counter threats to information security by protecting the interests of the state, companies and citizens in court. Specialists of the judiciary should be prepared to ensure the implementation of the protection of interests in the field of information security. To do this, specialists need to have competencies in the relevant area. The article substantiates the need and vision of the authors to include in the curriculum and content a number of disciplines that will contribute to the formation of these competencies. In particular, the implementation of the discipline “Information Technology”, traditional for higher educational institutions, is proposed with a focus on the future professional activity of the graduate and its implementation in the last year of specialist training. In addition, it is proposed to supplement the curricula with disciplines: “Digital Culture”, “Information Security” and “Cybercrime”.
judicial system
professional education
national security
strategic national priorities
training of specialists

В Российской Федерации в области высшего профессионального образования в последний период произошли существенные изменения, связанные с переосмыслением подходов к подготовке кадров для различных сфер деятельности страны. Озвученная Минобрнауки России позиция предполагает возвращение к подготовке специалистов, но с сохранением возможности получения образования по программам бакалавриата и магистратуры. Представляется оправданной такая позиция для ряда направлений подготовки, например для подготовки квалифицированного бухгалтера с ориентацией на определенный сектор экономики, не претендующего на выполнение функций главного бухгалтера, с обязательными компетенциями, обеспечивающими профессиональное суждение, вполне достаточна подготовка по программам бакалавриата. При необходимости должна существовать возможность повышения квалификационного уровня посредством обучения по программам магистратуры. Аналогичной может быть подготовка юристов, специализирующихся на конкретной области права. Однако программа магистратуры в случае с подготовкой юристов не может обеспечить существенное расширение компетенций в другие области права. Полагаем, что задача программ магистратуры – формирование управленческих, научных и научно-педагогических компетенций, которые позволят выпускнику претендовать на замещение должностей руководителей соответствующих подразделений и, возможно, организаций. Вместе с этим подготовка юристов, которые впоследствии войдут в состав кадров судебной системы страны, недопустима по программам бакалавриата и магистратуры в силу ограниченности их возможности формирования междисциплинарных компетенций, которые необходимы специалистам судебной системы страны. В этой связи при сохранении двухуровневой подготовки юристов будущим абитуриентам следует четко обозначать сферы их профессиональной деятельности для повышения их осведомленности и более осознанного выбора направления подготовки, которая должна исключать возможность замещения должностей в учреждениях судебной системы без получения дополнительного образования.

Учитывая вышесказанное, замещение должностей специалистов судебной системы возможно только при успешном освоении программы специалитета. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность», утвержденный Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 18 августа 2020 г. № 1058, как раз и предусматривает подготовку таких специалистов. В ФГОС ВО (3 ++) по специальности 40.05.04 закреплены универсальные и общепрофессиональные компетенции и закреплена обязанность вузов включить несколько дисциплин в рабочие учебные планы. Разработка профессиональных компетенций находится в зоне ответственности вузов. То есть перед юридическими вузами или факультетами стоят задачи максимального учета требований работодателей и рынка труда к набору компетенций выпускника. Таким образом, научный поиск и обоснование компетенций будущих специалистов судебной системы страны является актуальной научно-практической задачей, решение которой способно повлиять на квалификацию специалистов и качественный уровень судебной системы страны в целом.

Цель исследования состоит в обосновании учета проблем обеспечения информационной безопасности в образовательном процессе подготовки специалистов судебной системы страны.

Материалы и методы исследования

При поведении исследования использовались ряд научных методов: анализ, синтез, наблюдение, моделирование. В частности, нормативный анализ позволил уточнить требования к квалификационному уровню специалистов судебной системы, а также выявить обязательные стратегические национальные приоритеты, требующие отражения в профессиональных компетенциях специалистов. Метод моделирования позволил проанализировать предполагаемые результаты обучения при внедрении курсов информационной безопасности в рабочий учебный план подготовки специалистов.

Результаты исследования и их обсуждение

Необходимость трансформации подготовки специалистов судебной системы обосновывается и обсуждается в научно-педагогическом и профессиональном сообществах. Следует отметить, что особое внимание этим вопросам уделяют исследователи Российского университета правосудия, основное предназначение этого вуза и его филиалов состоит в подготовке и повышении квалификации кадров для судебной системы страны. Н.И. Башмакова и В.Г. Бондарев посвятили свое исследование развитию концепции рационального сочетания фундаментального образования и специализации специалистов судебной системы, соответствующего новому технологическому укладу общественных и экономических отношений [1]. Несколько ранее указанными авторами сформулированы теоретические положения и практические рекомендации для обеспечения подготовки специалистов для судебной системы к профессиональной медиационно-коммуникативной деятельности в условиях перехода на новый технологический уровень развития [2].

С.В. Крыгин, С.Н. Сухов, А.И. Кульпанов [3] обращают внимание профессионального сообщества на развитие специализированных информационных технологий для судебной системы и необходимости их использования в образовательном процессе информационного блока дисциплин. О.Б. Удовенко придерживается аналогичной позиции [4]. И.А. Треушников [5] расширяет применение информационных технологий в образовательном процессе и считает необходимым их включение не только в специализированные дисциплины, но и в дисциплины гуманитарного блока, что обосновывает проникновением цифровизации во все сферы профессиональной деятельности.

Ю.Н. Гордиенко [6] акцентировал внимание на профессиональной пригодности специалиста судебной системы, в область которой входят, по мнению автора, знания в области национальной безопасности. Ю.Н. Гордиенко справедливо отмечает недостаточное количество публикаций, а следовательно, и исследований, посвящённых учету национальной безопасности, при подготовке и непрерывному образованию специалистов судебной системы.

Несмотря на очевидные различия публикаций, представители научных школ Российского университета правосудия по большому счету придерживаются единого принципа, суть которого состоит в развитии судебной системы параллельно с развитием общества и экономики, а следовательно, в трансформации подготовки специалистов судебной системы соответствующим реальным и потенциальным изменениям, влияющим как на общество и его отдельных членов, так и на деятельность граждан нашей страны и страну в целом.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2021) в качестве ключевых направлений по обеспечению национальных интересов закрепила такие виды безопасности, как государственная, общественная, экологическая, экономическая и информационная безопасность. Приоритет именно этих видов безопасности свидетельствует о признании государством чрезвычайной важности защиты страны от угроз, формируемых в соответствующих сферах. Следует подчеркнуть, что речь идет не только об интересах государства, но и об интересах хозяйствующих субъектов и личности, которые следует обеспечить, в том числе посредством реализации права защиты их в суде. В этой связи обеспечение экологической, экономической и информационной безопасности инструментами и силами судебной системы возможно в судах различных видов, что требует соответствующей подготовки кадров.

В рамках настоящего исследования мы ограничились рассмотрением двух из указанных пяти видов – информационной и экономической безопасности.

В рамках формирования компетенций в области информационной безопасности во многих вузах помимо дисциплины «Информатика» реализуется дисциплина «Информационные технологии» или «Информационные технологии в профессиональной деятельности». При этом наполнение дисциплины «Информационные технологии» зависит от видения конкретного разработчика, что обуславливает существенные различия содержания и формируемых в результате ее изучения компетенций. С нашей точки зрения эта дисциплина должна быть ориентирована на формирование устойчивых навыков работы со специализированным программным обеспечением, фактически и перспективно используемых в судах. Ее объем не должен быть значительным, а реализация целесообразна на последнем курсе подготовки. Такой подход обеспечит минимизацию адаптационного периода осуществления профессиональной деятельности выпускником. Следует подчеркнуть, что эта дисциплина имеет прикладной характер, базовые же знания, умения и навыки должны быть сформированы ранее. И здесь мы видим несколько направлений, в которых должна реализоваться подготовка специалистов судебной системы в области обеспечения информационной безопасности.

Первое направление – это формирование так называемой «цифровой культуры», являющейся одним из компонентов деятельности вуза, профессорско-преподавательского состава по воспитанию обучающихся. Уже сейчас в вузах вводится аналогичная дисциплина, например на портале Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Открытый Политех» (https://open.spbstu.ru/k-course/cifrovaya-kultura/#course_tab3) представлено описание и программа такой дисциплины с учетом специфики технического вуза.

Нам представляется, что в рамках изучения дисциплины «Цифровая культура» для специалистов судебной системы важно формирование системы ценностей и неприятия неэтичного поведения в цифровой среде, что по большому счету направлено на минимизацию возникновения репутационных рисков как для отдельного специалиста, так и суда и судебной системы в целом. То есть, по сути, после изучения этой дисциплины обучаемый однозначно должен понимать, какие действия, коммуникации являются приемлемыми, а какие нет, каким образом следует анализировать и оценивать информацию и источники такой информации. Таким образом, формируется устойчивое понимание поведения в корпоративной или иной компьютерной сети. Кроме того, в рамках дисциплины целесообразно сформировать компетенции по разработке и анализу документов, которые определяют нормы цифрового поведения сотрудников любой организации, включая учреждения судебной системы.

Следующее направление предусматривает формирование компетенций в сфере компьютерной информации, что повысит осведомленность выпускников и уровень подготовки для рассмотрения деяний, предусмотренных главой 28 и иных глав особенной части Уголовного кодекса РФ. В рамках этого направления в рабочие учебные планы следует ввести дисциплины «Информационная безопасность» и «Киберпреступления».

При изучении дисциплины «Информационная безопасность», по нашему мнению, акцент следует сделать на формировании знаний о ключевых угрозах безопасности информации, способах их реализации и противодействия им. Полагаем, в тематический план этой дисциплины целесообразно включить следующие темы: нормативно-правовые документы в области информационной безопасности; национальные, корпоративные и личные интересы в области информационной безопасности; основные угрозы информационной безопасности государства; информационные угрозы экономической безопасности компании; информационные угрозы личности; методы и способы реализации угроз информационной безопасности; уязвимости сетей и приложений; методы выявления, анализа и оценки угроз информационной безопасности; традиционные и современные методы и способы защиты от угроз информационной безопасности.

Предлагаемое содержание предусматривает вполне определенные требования к преподавателю этой дисциплины. Очевидно, что таким преподавателем должен быть специалист, имеющий базовое техническое образование или ученую степень по аналогичной научной специальности. Полагаем, что обязательным требованием к кандидату для преподавания дисциплины должно быть наличие опыта работы в соответствующей сфере. Совокупность теоретических знаний и практического опыта, считаем, обеспечивает системное и комплексное представление проблемы обеспечения информационной безопасности и путей ее решения, а также способствует формированию специализированных компетенций у обучаемых с учетом их гуманитарного, а не технического образования. Важно подчеркнуть, что дисциплина должна иметь баланс между наличием технических и технологических характеристик и иных сведений и гуманитарной спецификой юридического образования.

Если содержание дисциплины «Информационная безопасность» в основном имеет технический уклон, вторая предлагаемая дисциплина, «Киберпреступления», должна иметь, по нашему мнению, междисциплинарный характер. Междисциплинарность может достигаться посредством сочетания в ней элементов уголовного права, криминалистики и информационной безопасности. Цель предлагаемой дисциплины состоит в формировании у будущего специалиста судебной системы компетенций, позволяющих ему выявлять и оценивать причинно-следственные связи между событиями, действиями и ущербом, нанесенным в результате совершения противоправного деяния в цифровой среде или при использовании цифровых инструментов или технологий. Формирование тематического плана возможно по двум траекториям. Первая предполагает изучение в рамках отдельной темы отдельной статьи главы 28 УК РФ. То есть в каждой теме должна быть отражена криминалистическая характеристика противоправных деяний; схемы совершения, следы в цифровой среде и материальные следы, характерные для конкретного вида киберпреступлений. Недостатком такого подхода к формированию тематического плана дисциплины является его ограниченность одной главой УК РФ. Указанный недостаток способен нивелировать второй подход, реализация которого требует более высокой квалификации преподавателя предлагаемой дисциплины.

Суть второго подхода заключается в исследовании методов, способов, инструментов, тактик и процедур, используемых преступниками; видов, методов сбора и хранения электронных доказательств. Основное отличие этого подхода состоит в изучении базовых элементов совершения преступного деяния в цифровой среде или при помощи цифровых инструментов или технологий, а также формирование у выпускника способности на основе знаний электронных и иных доказательств уметь моделировать схему и последствия совершения анализируемых деяний. В этом случае в область изучения входят преступления, изложенные в особенной части без ограничения только 28 главой УК РФ.

Заключение

Предоставленное Минобрнауки России высшим учебным заведениям право самостоятельно определять наполнение профессиональной подготовки позволяет более точно отражать потребности работодателей в профессиональных компетенциях будущих специалистов, с одной стороны. С другой стороны, вузы должны оперативно реагировать на изменения, происходящие и, что более предпочтительно, прогнозируемые в общественных, политических, экономических и иных отношениях. Особая роль принадлежит вузам и факультетам, осуществляющим подготовку кадров для судебной системы страны, которая, без сомнения, является элементом системы обеспечения национальной безопасности. Этот факт предусматривает отражение в образовательном процессе формирования компетенций, которые позволили бы будущему специалисту понимать суть национальных интересов, их детализацию на корпоративный уровень и уровень личности, способы их обеспечения и ущемления, а также опасность противоправных деяний с точки зрения нанесения ущерба и снижения уровня национальной безопасности в различных сферах. Полагаем, одним из возможных подходов формирования компетенций при подготовке специалистов для судебной системы должно быть формулирование компетенций и включение в учебный план дисциплин, отражающих составляющие стратегических национальных приоритетов.