Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

WAYS OF IMPROVING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHER-EDUCATORS

Rudenok Ye.V. 1
1 Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin
When building a higher education system, due attention must be paid to the education of kindergarten teachers, since the quality of preschool education is considered one of the very important factors for sustainable development. The quality of a child’s education largely depends on the professional competencies of the teacher. Specially trained teachers can create a warm and supportive learning environment to develop children’s social and emotional abilities and nurture their love of learning. In order to be able to effectively fulfill their tasks (to educate and develop the child’s personality), educators must, in addition to professional requirements, also meet high requirements for personal character traits. The shortage of qualified teachers is a problem of the modern education system. The aim of the study is to find ways to improve the Russian approach to personnel training. For this, foreign experience was analyzed. The selection of countries is based on the Population Literacy Index, annually calculated by experts from the United Nations Development Program (UNDP). Germany and Norway, China and Singapore were selected for the study. As a result, a list of activities was prepared aimed at developing practical skills among teachers, close interaction between stakeholders, strengthening the connection between science and the activities of teaching staff.
pre-school education
higher education
training; educator
pedagogical education

Раннее детство является ключевым этапом жизни с точки зрения физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития ребенка. Рост умственных и физических способностей происходит с поразительной скоростью, и очень большая часть обучения приходится на период от рождения до семилетнего возраста. В дошкольных учреждениях детям предоставляется множество возможностей для проявления своих творческих навыков. Такие виды деятельности побуждают детей мыслить нестандартно, придумывать новые идеи, развивать воображение. Качественная дошкольная программа – площадка для того, чтобы помочь детям стать более независимыми, ответственными и самостоятельными личностями. Преимущества, которые дети получают от качественных программ дошкольного образования, остаются с ними на протяжении всей жизни, поэтому крайне важно инвестировать в образование детей уже сегодня.

Фундамент развития ребенка составляет системная, комплексная, целенаправленная, квалифицированная работа в лице педагогов. В рамках «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» рекомендуется рассмотреть, проанализировать и улучшить качество высшего образования будущих педагогов и создать условия для их непрерывного профессионального развития. В связи с этим в последнее время возросла роль дошкольного образования с позиции сознательности органов власти, выстраивающих стратегию развития государства и механизмы ее реализации [1]. Так, например, по поручению президента РФ Путина В.В. до конца 2023 года необходимо завершить все мероприятия, направленные на обеспечение 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет [2]. Эти обстоятельства подчеркивают актуальность проводимого исследования.

Ввиду специфики возраста воспитанников, при подготовке кадров требуется учитывать ряд факторов. Так, например, особое место в обучении должна занимать не предметная, а психолого-педагогическая составляющая [3]. Это обуславливает необходимость постоянного совершенствования подходов к подготовке профессиональных кадров в сфере дошкольного образования. Отсюда целью данного исследования является анализ зарубежного опыта по обеспечению квалифицированными сотрудниками сферы дошкольного образования. Это позволит выявить практики, которые могут быть рекомендованы к внедрению в российскую систему обучения.

Материалы и методы исследования

Выбор стран базируется на Индексе грамотности населения, он ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Для исследования были выбраны Германия и Норвегия – страны, занявшие первое и второе место в рейтинге соответственно. Индекс ПРООН оценивает в первую очередь уровень образования. Качество образования позволяет оценить PISA (Programme for International Student Assessment), проводимая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Согласной этой программе, школьников тестируют по трем направлениям: читательской грамотности, математике и естественным наукам. Лидером среди стран мира во всех трех видах исследований стали Китай и Сингапур, что представляет интерес для исследования [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Российские исследователи выделяют ряд недостатков действующей системы дошкольного образования. Л.М. Волобуева отмечает в своём исследовании проблему нехватки квалифицированных сотрудников среди преподавателей дошкольного образования в 2017 году [3]. Информация о структуре и численности педагогических работников на конец 2020 года представлена в таблице.

Анализ приведенных выше данных показывает, что высшее образование имеют лишь 57,1% всех педагогических работников. При этом сфера образования около 3% среди них не связана с преподавательской деятельностью. Таким образом, проблема, выделенная Волобуевой, сохраняется по сей день [5].

Численность педагогических работников дошкольного образования [4]

 

Численность педагогических работников,

тыс. человек

из них имеют обpазование, %

высшее

из них педагогическое

сpеднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

из них педагогическое

Всего

683,0

57,1

54,4

42,3

40,5

из них:

         

воспитатели (включая старших воспитателей)

543,2

52,4

49,7

47,0

45,1

музыкальные руководители

43,8

51,0

47,8

48,5

45,3

инструкторы по физической культуре

23,6

63,5

60,2

35,9

34,4

учителя-логопеды

35,0

98,2

97,2

1,6

1,5

учителя-дефектологи

6,6

98,5

97,5

1,3

1,2

педагоги-психологи

18,9

97,0

94,4

2,6

2,4

Иную проблему выделяет в своем исследовании Глоба Н.В. По ее утверждению, выпускники педагогических университетов не обладают тем уровнем саморазвития, который соответствовал бы профессиональному работнику. Это находит отражение в отсутствии мотивов, подтолкнувших студентов к выбору педагогического образования, в устойчивой субъектной позиции, неспособности к анализу происходящего. На решение выделенных проблем направлен дальнейший анализ мирового опыта подготовки педагогических кадров [6].

Возможность непрерывного профессионального роста в Норвегии обеспечивает «Стратегия повышения компетентности всего персонала, работающего с детьми, на 2018-2022 гг.». Для поддержания сотрудничества на национальном, региональном и местном уровнях в Стратегии определены зоны ответственности заинтересованных сторон. Так, например, университет предлагает высококачественное образование воспитателей детских садов, муниципалитет разрабатывает план компетенций, требуемых от персонала как государственных, так и частных детских садов, профессионально-технические училища разрабатывают предложения по обучению на основе потребностей детского сада в компетентности и руководящих принципов Стратегии.

Гендерное равенство и равноправие составляют основу педагогической деятельности в детском саду. Заинтересованные стороны должны стремиться к тому, чтобы работники детского сада отражали гендерное и этническое разнообразие общества. Кроме того, одной из важных мер в детских садах Норвегии является широкое использование и укрепление саамского языка, исчезающего языка финно-угорской группы. Поэтому большое внимание уделяется развитию языковых способностей будущих педагогов [7].

Одним из методов обучения является обучение воспитателей на рабочем месте (ABLU). ABLU организована как заочное обучение в течение четырех лет. Обязательным условием является постоянная работа студентов в детском саду во время учебы. Таким образом обеспечивается тесная связь между учебным заведением и практической областью [8].

В Германии педагоги дошкольного воспитания проходят подготовку в Fachschule. Fachschulen, или технические академии – это учебные заведения для повышения квалификации, предлагающие курсы с ярко выраженной практической направленностью [9, c. 219]. Цель состоит в том, чтобы привлечь новые целевые группы в профессиональную сферу за счет ослабления требований к поступающим, более прочной практической связи во время обучения, сокращения продолжительности обучения, чтобы удовлетворить острую потребность в квалифицированных работниках.

Для социального педагога или руководящих должностей требуется прохождение трёхлетнего курса обучения в высшем учебном заведении и один год практического обучения, либо четырехлетний курс обучения с двумя интегрированными семестрами опыта работы (Praxissemester). Помощники педагогов, сотрудники проходят двухгодичный курс обучения в Berufsfachschulen – профессионально-технических училищах с полным рабочим днем.

В декабре 2011 года Постоянная конференция министров образования и культуры (Kultusministerkonferenz) разработала квалификационный профиль, основанный на компетенциях, для всех сфер деятельности педагогических кадров в области дошкольного образования. Квалификационный профиль определяет уровень требований к профессии и описывает профессиональные компетенции, которыми должен обладать квалифицированный специалист [10].

Интерес для дальнейшего исследования представляет работа немецких авторов Von Julia Storz, Larissa Van Laack о перспективах дошкольного образования. В качестве рекомендации ими было предложено ввести требование о магистерской степени у преподавателей дошкольного образования. Цель заключается в расширении исследовательской работы в области детской психологии. В результате взаимосвязь науки и практики даст возможность противодействовать и предотвращать развитие проблем у детей с ранних лет [11].

Образование и подготовка педагогов в Китае представляет собой обучение на программных курсах, которые обычно делятся на общие и профессиональные курсы. Общие курсы развивают базовые качества, например: нравственное воспитание и правовые основы, история, физическое воспитание, компьютер, иностранный язык. Специальные курсы развивают у студентов знания в области культурологии, предметные знания и профессиональные навыки. В основном к ним относятся общая психология, теория игр, математическое, языковое, художественное образование, театральное искусство, музыка и т.д.

Последний семестр – это стажировка длительностью обычно 20 недель. После окончания учебного заведения, за 1-2 месяца до поступления на работу (обычно в июле-августе каждого года), Бюро образования каждого округа организует специальное обучение для новых учителей, чтобы помочь им заранее узнать особенности новой работы, как можно быстрее адаптироваться [12].

Мероприятия по повышению качества дошкольного образования в Сингапуре направлены на искоренение проблем, выявленных в отчете Lien Foundation, социально-экологического благотворительного фонда, за 2012 год. По данным отчета, учителя склонны посещать краткосрочные программы или курсы, поскольку более длительные различаются по строгости и содержанию. Кроме того, в Сингапуре насчитывается огромное количество частных учебных заведений. Как следствие – еще больше усугубляется проблема несоответствия качества между различными программами обучения [13].

Решить эти проблемы было призвано реформирование Системы аккредитации дошкольных учреждений Сингапура (SPARK). Разработка Шкалы оценки качества в 2019 году стала важной вехой на пути к обеспечению качества в секторе дошкольного образования в Сингапуре. ECDA провело консультации с зарубежными и местными экспертами и обширные полевые испытания с дошкольными учреждениями, чтобы убедиться в достоверности и надежности этой новой шкалы. Шкала оценки качества состоит из трех основных разделов, охватывающих 8 критериев: лидерство, планирование, управление персоналом, среда обучения, обучение и развитие в раннем возрасте, ресурсы, учебная программа и педагогика. Однако эти баллы не публикуются в открытом доступе [14].

Потребность в квалифицированных педагогах в России обеспечивают федеральные и региональные вузы. В конце прошлого века система подготовки профессиональных кадров ознаменовалась переходом от одного уровня к двум, позволив студентам получить степень магистра. Сейчас же в стране действует трехуровневая система, предполагающие обучение в аспирантуре. В то время подготовка педагогов дошкольного образования велась по двум специальностям: «Дошкольная педагогика и психология» и «Педагогика и методика дошкольного образования».

На данный момент в России подготовка определяется профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) и федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). В 2018 году утвержден ФГОС ВО 3++, в котором определены общие универсальные компетенции и общепрофессиональные – по направлениям подготовки [15]. Будущий педагог должен овладеть ценностно ориентированными, общекультурными, межличностными компетенциями в соответствии со своим профилем подготовки.

Особое значение приобретает практическая подготовка кадров. Объем практик составляет порядка 25% от времени обучения на бакалавриате, т.е. обеспечивается взаимодействие студента с потенциальным работодателем. Практическое обучение предполагает активное участие будущих педагогов в научно-исследовательских работах, прохождение стажировок на базе дошкольных образовательных организаций. Узнать о возможностях командной работы позволяют мероприятия, организуемые различными коллективами дошкольных организаций. Подобные мероприятия заранее требуют планирования, что также поможет студенту получить представление о методической составляющей будущей профессиональной деятельности [3].

Выводы

Анализируя полученную информацию, можно выделить особенность в системе каждой страны. Так, например, в норвежской – упор делается на получение практических навыков, познание воспитательской функции непосредственно в процессе работы. При этом доля времени, затрачиваемого на освоение теоретических навыков, сводится к минимуму. В Германии прослеживается взаимосвязь науки и практики. Такой подход направлен, прежде всего, на долгосрочную перспективу, а не на получение результатов в моменте. Привлечение Бюро образования к подготовке кадров в Китае говорит о тесном взаимодействии учреждений образования с региональной структурой власти. Эту же особенность демонстрирует норвежская система. В Сингапуре, в свою очередь, действует система аккредитации организаций дошкольного образования.

Высокие показатели уровня и качества образования в анализируемых странах говорят о необходимости внедрения подобных практик в России. Поэтому в качестве рекомендованных можно предложить следующие мероприятия:

− повысить требования, предъявляемые к уровню образования работников дошкольного образования, поскольку обучение детей выступает как процесс подготовки ребенка к сознательной жизни, формирования гуманистического отношения к окружающему миру;

− соглашение с высшими учебными заведениями о прохождении студенческой практики в детских садах;

− активное взаимодействие, разграничение зон ответственности заинтересованных сторон в обеспечении высокого уровня дошкольного образования;

− совершенствование системы государственной аккредитации, упор на качество образования у педагогов.