Раннее детство является ключевым этапом жизни с точки зрения физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития ребенка. Рост умственных и физических способностей происходит с поразительной скоростью, и очень большая часть обучения приходится на период от рождения до семилетнего возраста. В дошкольных учреждениях детям предоставляется множество возможностей для проявления своих творческих навыков. Такие виды деятельности побуждают детей мыслить нестандартно, придумывать новые идеи, развивать воображение. Качественная дошкольная программа – площадка для того, чтобы помочь детям стать более независимыми, ответственными и самостоятельными личностями. Преимущества, которые дети получают от качественных программ дошкольного образования, остаются с ними на протяжении всей жизни, поэтому крайне важно инвестировать в образование детей уже сегодня.
Фундамент развития ребенка составляет системная, комплексная, целенаправленная, квалифицированная работа в лице педагогов. В рамках «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» рекомендуется рассмотреть, проанализировать и улучшить качество высшего образования будущих педагогов и создать условия для их непрерывного профессионального развития. В связи с этим в последнее время возросла роль дошкольного образования с позиции сознательности органов власти, выстраивающих стратегию развития государства и механизмы ее реализации [1]. Так, например, по поручению президента РФ Путина В.В. до конца 2023 года необходимо завершить все мероприятия, направленные на обеспечение 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет [2]. Эти обстоятельства подчеркивают актуальность проводимого исследования.
Ввиду специфики возраста воспитанников, при подготовке кадров требуется учитывать ряд факторов. Так, например, особое место в обучении должна занимать не предметная, а психолого-педагогическая составляющая [3]. Это обуславливает необходимость постоянного совершенствования подходов к подготовке профессиональных кадров в сфере дошкольного образования. Отсюда целью данного исследования является анализ зарубежного опыта по обеспечению квалифицированными сотрудниками сферы дошкольного образования. Это позволит выявить практики, которые могут быть рекомендованы к внедрению в российскую систему обучения.
Материалы и методы исследования
Выбор стран базируется на Индексе грамотности населения, он ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Для исследования были выбраны Германия и Норвегия – страны, занявшие первое и второе место в рейтинге соответственно. Индекс ПРООН оценивает в первую очередь уровень образования. Качество образования позволяет оценить PISA (Programme for International Student Assessment), проводимая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Согласной этой программе, школьников тестируют по трем направлениям: читательской грамотности, математике и естественным наукам. Лидером среди стран мира во всех трех видах исследований стали Китай и Сингапур, что представляет интерес для исследования [4].
Результаты исследования и их обсуждение
Российские исследователи выделяют ряд недостатков действующей системы дошкольного образования. Л.М. Волобуева отмечает в своём исследовании проблему нехватки квалифицированных сотрудников среди преподавателей дошкольного образования в 2017 году [3]. Информация о структуре и численности педагогических работников на конец 2020 года представлена в таблице.
Анализ приведенных выше данных показывает, что высшее образование имеют лишь 57,1% всех педагогических работников. При этом сфера образования около 3% среди них не связана с преподавательской деятельностью. Таким образом, проблема, выделенная Волобуевой, сохраняется по сей день [5].
Численность педагогических работников дошкольного образования [4]
Численность педагогических работников, тыс. человек |
из них имеют обpазование, % |
||||
высшее |
из них педагогическое |
сpеднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена |
из них педагогическое |
||
Всего |
683,0 |
57,1 |
54,4 |
42,3 |
40,5 |
из них: |
|||||
воспитатели (включая старших воспитателей) |
543,2 |
52,4 |
49,7 |
47,0 |
45,1 |
музыкальные руководители |
43,8 |
51,0 |
47,8 |
48,5 |
45,3 |
инструкторы по физической культуре |
23,6 |
63,5 |
60,2 |
35,9 |
34,4 |
учителя-логопеды |
35,0 |
98,2 |
97,2 |
1,6 |
1,5 |
учителя-дефектологи |
6,6 |
98,5 |
97,5 |
1,3 |
1,2 |
педагоги-психологи |
18,9 |
97,0 |
94,4 |
2,6 |
2,4 |
Иную проблему выделяет в своем исследовании Глоба Н.В. По ее утверждению, выпускники педагогических университетов не обладают тем уровнем саморазвития, который соответствовал бы профессиональному работнику. Это находит отражение в отсутствии мотивов, подтолкнувших студентов к выбору педагогического образования, в устойчивой субъектной позиции, неспособности к анализу происходящего. На решение выделенных проблем направлен дальнейший анализ мирового опыта подготовки педагогических кадров [6].
Возможность непрерывного профессионального роста в Норвегии обеспечивает «Стратегия повышения компетентности всего персонала, работающего с детьми, на 2018-2022 гг.». Для поддержания сотрудничества на национальном, региональном и местном уровнях в Стратегии определены зоны ответственности заинтересованных сторон. Так, например, университет предлагает высококачественное образование воспитателей детских садов, муниципалитет разрабатывает план компетенций, требуемых от персонала как государственных, так и частных детских садов, профессионально-технические училища разрабатывают предложения по обучению на основе потребностей детского сада в компетентности и руководящих принципов Стратегии.
Гендерное равенство и равноправие составляют основу педагогической деятельности в детском саду. Заинтересованные стороны должны стремиться к тому, чтобы работники детского сада отражали гендерное и этническое разнообразие общества. Кроме того, одной из важных мер в детских садах Норвегии является широкое использование и укрепление саамского языка, исчезающего языка финно-угорской группы. Поэтому большое внимание уделяется развитию языковых способностей будущих педагогов [7].
Одним из методов обучения является обучение воспитателей на рабочем месте (ABLU). ABLU организована как заочное обучение в течение четырех лет. Обязательным условием является постоянная работа студентов в детском саду во время учебы. Таким образом обеспечивается тесная связь между учебным заведением и практической областью [8].
В Германии педагоги дошкольного воспитания проходят подготовку в Fachschule. Fachschulen, или технические академии – это учебные заведения для повышения квалификации, предлагающие курсы с ярко выраженной практической направленностью [9, c. 219]. Цель состоит в том, чтобы привлечь новые целевые группы в профессиональную сферу за счет ослабления требований к поступающим, более прочной практической связи во время обучения, сокращения продолжительности обучения, чтобы удовлетворить острую потребность в квалифицированных работниках.
Для социального педагога или руководящих должностей требуется прохождение трёхлетнего курса обучения в высшем учебном заведении и один год практического обучения, либо четырехлетний курс обучения с двумя интегрированными семестрами опыта работы (Praxissemester). Помощники педагогов, сотрудники проходят двухгодичный курс обучения в Berufsfachschulen – профессионально-технических училищах с полным рабочим днем.
В декабре 2011 года Постоянная конференция министров образования и культуры (Kultusministerkonferenz) разработала квалификационный профиль, основанный на компетенциях, для всех сфер деятельности педагогических кадров в области дошкольного образования. Квалификационный профиль определяет уровень требований к профессии и описывает профессиональные компетенции, которыми должен обладать квалифицированный специалист [10].
Интерес для дальнейшего исследования представляет работа немецких авторов Von Julia Storz, Larissa Van Laack о перспективах дошкольного образования. В качестве рекомендации ими было предложено ввести требование о магистерской степени у преподавателей дошкольного образования. Цель заключается в расширении исследовательской работы в области детской психологии. В результате взаимосвязь науки и практики даст возможность противодействовать и предотвращать развитие проблем у детей с ранних лет [11].
Образование и подготовка педагогов в Китае представляет собой обучение на программных курсах, которые обычно делятся на общие и профессиональные курсы. Общие курсы развивают базовые качества, например: нравственное воспитание и правовые основы, история, физическое воспитание, компьютер, иностранный язык. Специальные курсы развивают у студентов знания в области культурологии, предметные знания и профессиональные навыки. В основном к ним относятся общая психология, теория игр, математическое, языковое, художественное образование, театральное искусство, музыка и т.д.
Последний семестр – это стажировка длительностью обычно 20 недель. После окончания учебного заведения, за 1-2 месяца до поступления на работу (обычно в июле-августе каждого года), Бюро образования каждого округа организует специальное обучение для новых учителей, чтобы помочь им заранее узнать особенности новой работы, как можно быстрее адаптироваться [12].
Мероприятия по повышению качества дошкольного образования в Сингапуре направлены на искоренение проблем, выявленных в отчете Lien Foundation, социально-экологического благотворительного фонда, за 2012 год. По данным отчета, учителя склонны посещать краткосрочные программы или курсы, поскольку более длительные различаются по строгости и содержанию. Кроме того, в Сингапуре насчитывается огромное количество частных учебных заведений. Как следствие – еще больше усугубляется проблема несоответствия качества между различными программами обучения [13].
Решить эти проблемы было призвано реформирование Системы аккредитации дошкольных учреждений Сингапура (SPARK). Разработка Шкалы оценки качества в 2019 году стала важной вехой на пути к обеспечению качества в секторе дошкольного образования в Сингапуре. ECDA провело консультации с зарубежными и местными экспертами и обширные полевые испытания с дошкольными учреждениями, чтобы убедиться в достоверности и надежности этой новой шкалы. Шкала оценки качества состоит из трех основных разделов, охватывающих 8 критериев: лидерство, планирование, управление персоналом, среда обучения, обучение и развитие в раннем возрасте, ресурсы, учебная программа и педагогика. Однако эти баллы не публикуются в открытом доступе [14].
Потребность в квалифицированных педагогах в России обеспечивают федеральные и региональные вузы. В конце прошлого века система подготовки профессиональных кадров ознаменовалась переходом от одного уровня к двум, позволив студентам получить степень магистра. Сейчас же в стране действует трехуровневая система, предполагающие обучение в аспирантуре. В то время подготовка педагогов дошкольного образования велась по двум специальностям: «Дошкольная педагогика и психология» и «Педагогика и методика дошкольного образования».
На данный момент в России подготовка определяется профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) и федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). В 2018 году утвержден ФГОС ВО 3++, в котором определены общие универсальные компетенции и общепрофессиональные – по направлениям подготовки [15]. Будущий педагог должен овладеть ценностно ориентированными, общекультурными, межличностными компетенциями в соответствии со своим профилем подготовки.
Особое значение приобретает практическая подготовка кадров. Объем практик составляет порядка 25% от времени обучения на бакалавриате, т.е. обеспечивается взаимодействие студента с потенциальным работодателем. Практическое обучение предполагает активное участие будущих педагогов в научно-исследовательских работах, прохождение стажировок на базе дошкольных образовательных организаций. Узнать о возможностях командной работы позволяют мероприятия, организуемые различными коллективами дошкольных организаций. Подобные мероприятия заранее требуют планирования, что также поможет студенту получить представление о методической составляющей будущей профессиональной деятельности [3].
Выводы
Анализируя полученную информацию, можно выделить особенность в системе каждой страны. Так, например, в норвежской – упор делается на получение практических навыков, познание воспитательской функции непосредственно в процессе работы. При этом доля времени, затрачиваемого на освоение теоретических навыков, сводится к минимуму. В Германии прослеживается взаимосвязь науки и практики. Такой подход направлен, прежде всего, на долгосрочную перспективу, а не на получение результатов в моменте. Привлечение Бюро образования к подготовке кадров в Китае говорит о тесном взаимодействии учреждений образования с региональной структурой власти. Эту же особенность демонстрирует норвежская система. В Сингапуре, в свою очередь, действует система аккредитации организаций дошкольного образования.
Высокие показатели уровня и качества образования в анализируемых странах говорят о необходимости внедрения подобных практик в России. Поэтому в качестве рекомендованных можно предложить следующие мероприятия:
− повысить требования, предъявляемые к уровню образования работников дошкольного образования, поскольку обучение детей выступает как процесс подготовки ребенка к сознательной жизни, формирования гуманистического отношения к окружающему миру;
− соглашение с высшими учебными заведениями о прохождении студенческой практики в детских садах;
− активное взаимодействие, разграничение зон ответственности заинтересованных сторон в обеспечении высокого уровня дошкольного образования;
− совершенствование системы государственной аккредитации, упор на качество образования у педагогов.