Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FOREIGN LANGUAGE AS AN INNOVATION DRIVER IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Abramova N.V. 1
1 Saratov State Law Academy
Abstract. This article is devoted to the advantages and opportunities of the discipline “Foreign language” in the system of higher education. First of all, the communicative and intercultural orientation of this discipline is noted, and the activity and competence foundations of this subject are considered in detail. Special attention is paid to the content of foreign language education, which is based on universal competencies. The author considers in detail and proves the need for such competencies as critical thinking, creativity, communication and cooperation, reader literacy. The tasks, intellectual tools of training used in education that allow to form critical thinking are analyzed and characterized. The characteristic features of the tasks, methods and techniques of teaching are highlighted and described for the development of not only creativity among students, but also for increasing motivation to learn a foreign language. The author considers each of these components in detail. The author concludes that in a foreign language teaching, the communicative component is developed through discussion, conversation, debate, dialogue. Three groups of reading skills are examined and their purpose is determined. It is concluded that t the discipline “Foreign language” in the system of modern higher education has undoubted advantages, because it has multifunctionality, develops universal competencies, critical thinking, creativity, reading literacy among students.
innovation
foreign language
higher education
universal competencies
creativity
critical thinking
communication

Дисциплина «Иностранный язык» в системе современного высшего образования обладает безусловными преимуществами и возможностями, именно это позволяет называть данный предмет драйвером инноваций. В первую очередь необходимо отметить коммуникативную и межкультурную направленности данной дисциплины, а также деятельностную и компетентностную основы в качестве преимуществ данного предмета.

Цель исследования – теоретически обосновать важность дисциплины «Иностранный язык», выступающей в качестве инновационного драйвера в системе высшего образования при помощи анализа каждой составляющей данного предмета.

Материалы и методы исследования

При исследовании использовались методы: теоретические, экспериментальные, методы компонентного и сравнительного анализа. Автором были представлены разнообразные приемы, методики, формы при организации иноязычных учебных занятий.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим подробнее каждую из составляющих данной дисциплины. Иностранный язык, безусловно, характеризуется межкультурностью, то есть данная дисциплина имеет возможность объединять различные культуры и способствует взаимодействию различных культур. Существуют определенные общие черты и понятия в культурах для определения ценностных направлений, на их основании культуры могут сравниваться и сопоставляться. Такие сравнения и сопоставления культур нужны при обучении иностранному языку, поскольку необходим межкультурный подход при освоении любой иноязычной деятельности. Межкультурный подход к изучению иностранного языка означает приобщение к особенностям иноязычного речевого поведения, к знаниям о социуме стран, говорящих на данном языке, понимание различий в поведении представителей разных культур. При выполнении указанных условий выполняется главная цель современной лингвистической политики – налаживание межкультурного взаимопонимания. В качестве главного принципа межкультурного иноязычного обучения выступает формирование навыков сравнения культуры общества и страны изучаемого языка и родного государства, а не лингвистическая система языка и методика обучения. Данный принцип развивает у обучающегося способность к диалогу культур, уважение и толерантность к чужим иноязычным культурам. Всё это ведёт к тому, что коммуниканты чувствуют себя более уверенно в процессе иноязычного общения, предвосхищают реакцию собеседника и адекватно реагируют на неё.

Как считает И.Л. Бим, иностранный язык – это многофункциональный предмет, главной задачей которого является коммуникативная деятельность. Обучение иностранному языку сводится к тому, что обучающиеся учатся говорить на иностранном языке, а не изучают язык как систему и способ функционирования языка. В коммуникативной иноязычной деятельности особое значение приобретает приём имитации аутентичных ситуаций из реальной жизни. Эти ситуации обыгрываются на занятии так, чтобы вызвать у обучающихся мотивацию к говорению [1; 18-22].

На любом этапе иноязычного обучения язык должен использоваться обучающимися для приема и передачи интересной для них информации, которая отражает их интересы. Традиционно обучение иностранному языку было ориентировано на чтение, понимание и перевод специальных текстов, изучение научного стиля по профилю вуза. В современном обществе постоянно растет потребность в развитии языковой составляющей вузовского образования, которая формируется в условиях глобализации с точки зрения устной и письменной коммуникации, лингвокультурных аспектов. Поэтому преподаватели российских вузов должны работать над формированием коммуникативной компетенции у обучающихся [2].

В качестве важного преимущества дисциплины «Иностранный язык» необходимо отметить компетентностный подход при обучении, который направлен на развитие способностей решать профессиональные задачи, учитывая личностные профессиональные качества.

Компетентностный подход в обучении иностранным языкам основан на формировании, общей компетенции (знания о мире и обществе, социокультурные и межкультурные знания, знание системы языка) и иноязычной коммуникативной компетенции (способность к межкультурному иноязычному общению).

В деятельностном подходе к обучению обучающиеся сами являются активными участниками в учебном процессе. Они не просто принимают учебную информацию, а являются активными участниками. Преподаватель в данной ситуации организует педагогическую деятельность совместно с обучающимися и выбирает подходящую стратегию в учебно-познавательном процессе. Результатом такого обучения является повышение эффективности в формировании иноязычных навыков, так как создается коммуникативная направленность обучения, повышается мотивация к изучению иностранного языка в благоприятной эмоциональной обстановке и в атмосфере сотрудничества, преподаватель становится помощником для обучающегося.

Существует много споров о том, что является ядром содержания образования по различным дисциплинам. Многие ученые считают, что таким ядром являются универсальные компетенции. Универсальные компетенции включают в себя разнообразные умения и навыки.

Критическое мышление и креативность относятся к компетенциям в области мышления. Коммуникация и сотрудничество являются необходимыми компетенциями в сфере общения. В рамках универсальной учебной грамотности рассматривают читательскую грамотность.

По мнению Выготского Л.С., «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [3].

Под критическим мышлением понимают рациональное рассмотрение различных подходов к какой-либо проблеме с целью найти оптимальное решение, а не отрицательное отношение или критику. К критическому мышлению неприменимы установки, авторитетные мнения, требования. У обучающегося формируется критическое мышление с учетом новой информации и собственного жизненного опыта, вырабатывается собственное мнение в рамках учебной программы, что способствует развитию творческого мышления.

Сформированное критическое мышление позитивно влияет на учебно-образовательный процесс в целом. Обучающийся приобретает умение работать в сотрудничестве и ответственно относиться к собственному обучению, повышается эффективность усвоения учебного материала и возрастает интерес как к учебной информации, так и ко всему процессу обучения. Развивая критическое мышление, преподаватель получает возможность создать на учебном занятии благоприятный климат, атмосферу сотрудничества, что дает возможность использования инновационных методик, разнообразного материала и интерактивных подходов, способствующих развитию самостоятельности и рефлексии своей деятельности у обучающихся.

Исходя из вышеизложенного, нужно отметить, что дисциплина «Иностранный язык» является неиссякаемым источником для развития критичности мышления, креативности, самостоятельности. Иностранный язык основан на коммуникативности, поэтому его преподавание всегда связано с творчеством, с созданием собственных речевых продуктов.

Для того чтобы сформировать критическое мышление, необходимо выполнять задания, которые мотивируют учащихся критически оценить вопрос. Кроме того, необходимы интеллектуальные инструменты, позволяющие обучающимся адекватно проанализировать поставленную задачу.

К заданиям, которые постоянно используются на занятии по иностранному языку, позволяющим сформировать критическое мышление, можно отнести следующие: ответы на поставленные вопросы, определение верных/неверных утверждений, заполнение таблиц, написание рефератов, аннотаций по изучаемым темам, выступление с докладами на круглых столах по изученным темам, нахождение «лишнего слова» по отличающемуся признаку, подбор антонимов и синонимов к слову, составление текста или рассказа по вопросам или изображениям, метод «мозгового штурма», метод проектов, проведение интервью, прием «ассоциаций», решение ребусов, викторин, кроссвордов и т.д. Кроме того, следует отметить, что перечисленные выше методы и приемы не только развивают креативность обучающихся, но и способствуют развитию интереса и мотивации обучающихся к иностранному языку.

В качестве примера можно привести этап работы над аудированием. Типичное задание на данном этапе работы – это прослушивание иноязычного текста с последующим заполнением пропусков в предложениях, определением верных или неверных утверждений и т.д. Все эти задания способствуют критическому осмыслению информации, умению анализировать, выражать своё мнение.

Рассмотрим более подробно понятие креативности как компонента универсальных компетенций. Обучение иностранному языку в вузе строится на дидактической основе, которая реализуется в системе общепринятых педагогических принципов. Одним из основных является принцип творческой креативности обучающихся. Преподавание иностранного языка из-за коммуникативной природы отличается от других дисциплин большим творческим характером, что требует самостоятельности мышления и креативности. Следует учитывать, что речевая креативность обучающихся формируется при использовании ситуаций и при решении проблемных задач. Обучение иностранному языку должно ориентироваться на личностные характеристики, опыт, уровень интеллектуального развития.

Одним из методов, который способствует развитию креативности, является метод проектов. Стратегия работы над проектом соответствует принципам творческой направленности. Проектная культура является как бы той общей формулой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления, что определяется как проектирование. Овладевая культурой проектирования, обучающийся приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя при этом возможные варианты решения стоящих перед ним задач и реализуя усвоенные им средства и способы работы. Культура проектирования входит сейчас во многие области образовательной практики. Основными принципами проектной технологии являются: принципы сознательности, доступности, активности, коммуникативности, наглядности, систематичности, самостоятельности.

На занятиях по иностранному языку следует формировать и развивать креативность обучающихся, а именно способность творчески мыслить и принимать нестандартные решения. В образовательном процессе одной из главных задач является развитие креативности, формирование и развитие творческих, интеллектуальных способностей. Когнитивный подход в обучении способствует развитию креативности на основе заданий, связанных с поиском задач, понятий, идей. Креативность на иноязычном занятии – это использование лингвистических элементов для решения креативных задач. Например, прослушивание диалога на иностранном языке, анализ лексических и грамматических структур в диалоге, заполнение пропусков, а после этого составление собственного диалога, используя предложенную лексику и грамматические структуры. В данном случае цель задания – это тренировка лексики, развитие умений устной речи, а также делается шаг в сторону развития креативности при помощи составления диалога со своим содержанием.

На иноязычном занятии коммуникативная составляющая развивается через дискуссию, разговор, дебаты, диалог. Рассмотрим каждое из этих понятий в отдельности.

Дискуссия – это обсуждение компетентными лицами неоднозначной проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Дискуссия является «одной из важных методических форм работы преподавателя со студентами, создающей на занятии мотивационно-проблемные ситуации и решающей специальные учебно-познавательные задачи» [4, c. 94].

По мнению И.Ю. Ессиной, общение в этом случае представляет собой не столько обмен предъявляемой информацией, сколько настойчивое стремление изменить позицию оппонентов. Иностранный язык, являясь ценным средством мыслительной деятельности, эмоциональной устойчивости и одновременно экспрессивности обучающихся, вырабатывает у обучающихся такие качества, как любознательность, живость мысли, привычку к умственному усилию, гибкость мышления [5, c. 229].

В процессе разговора происходит обмен знаниями, наблюдениями, мнениями или идеями с точки зрения собеседников; даже при отсутствии основной темы – тема разговора может меняться.

Е.И. Пассов определяет дебаты как прения, обмен мнениями, в основе которого лежит соблюдение трех основных принципов: принцип необходимости уважения к сопернику, принцип честности и принцип отсутствия проигравших [6].

Участники диалога учатся друг у друга, пересматривают и развивают свои первоначальные позиции. Диалог отличается от дискуссии, разговора и дебатов: обмен между участниками происходит так, что их исходные позиции меняются и развиваются на основе предыдущих этапов диалога. Диалог имеет инновационный потенциал и создает общее пространство, ведет к общему опыту и пониманию.

Данные методики и приемы развивают необходимые компетенции, которые также очень полезны при изучении других дисциплин в вузе. В большинстве учебников по иностранному языку для обучающихся разработаны специальные упражнения, содержащие слова и выражения для ведения дискуссии, дебатов, докладов и т.д. Так, например, в юридическом вузе по дисциплине «Теория государства и права» предполагается ведение дискуссии по конкретной проблеме, а обучающиеся уже обладают умениями и навыками ведения иноязычной дискуссии и переносят свои знания на дисциплину «Теория государства и права».

Сотрудничество – это работа в группах на учебных занятиях. Данный вид работы популярен на иноязычных занятиях. Для того чтобы данный вид работы был эффективным на занятии, необходимо провести подготовку к работе в сотрудничестве. В первую очередь необходимо продумать организацию обучающихся в группе, обговорить поведение участников в группе, обсудить прошлый опыт работы в группе. Следующим этапом необходимо разработать задания для выполнения в группе. Для более эффективной работы необходимо определить задачи обучения и разъяснить их обучающимся. Задания должны быть хорошо продуманы, интересны, способствовать взаимозависимости, вовлеченности в коллектив и соответствовать уровню подготовки участников группы. Далее необходимо определить размер групп и распределить участников на группы, учитывая разные формы работы: в парах, в малых или больших группах, индивидуальные и фронтальные работы.

Рассмотрим читательскую грамотность в рамках универсальной учебной грамотности. Читательская грамотность – это часть функциональной грамотности.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [7]. Формированию читательской грамотности обучающихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. На любом иноязычном занятии учат работать с разными типами.

С композиционно-речевыми формами постоянно работают на занятии иностранного языка: описание, повествование, рассуждение, толкование, инструкция, переговоры.

Существует три группы читательских умений: 1) ориентация в содержании текста (умение находить главную тему, цель текста; делать выборки из текста, определять название текста, формулировать тезисы по общему содержанию текста; находить в тексте нужную информацию и т.д.);

2) преобразование и интерпретация текста (трансформировать текст с помощью формул, графиков, диаграмм, таблиц; сравнивать текстовую информацию; приводить доказательства из текста к определенным утверждениям и т.д.);

3) сравнение информации (оценивать содержание текста и утверждения из текста в соответствии со своим мировоззрением; доказывать свою точку зрения, сравнивать ситуацию, описанную в тексте, с реальной ситуацией из жизни; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью и т.п.) [8, c. 38].

Целью чтения на иностранном языке является умение извлекать и понимать прочитанную информацию для её использования в решениях задач.

Несплошной текст – это графики, статистика, смешанный текст состоит из графиков и текста, составной текст состоит из сплошного и несплошного текста.

К сплошным текстам относят следующие виды текстов: описание, повествование, рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

Существует много типов заданий для работы с иноязычным текстом – это предтекстовые, текстовые задания. В качестве примеров заданий к текстам можно привести следующие: задания на анализ структуры текста, на извлечение информации (за и против), сравнение, высказывание своего мнения, обобщение информации.

Заключение

Таким образом, дисциплина «Иностранный язык» в системе современного высшего образования обладает несомненными преимуществами, поскольку обладает многофункциональностью, развивает универсальные компетенции, критическое мышление, креативность, читательскую грамотность у обучающихся.