Мама, мамочка, мамуля… Самые добрые, теплые, ласковые слова, которые человек одними из первых произносит в своей жизни! Кто, как не мама, убережет нас от бед, проблем и забот… Пожалеет и поймет… «Сердце матери есть образцовое произведение любви», – писал французский историк и писатель XVIII в. Габриэль Анри Гайяр [1, с. 258]. И именно это чувство всепрощающей любви к своему ребенку – один из естественных инстинктов, обеспечивающих человечеству возможность выжить.
Да, так было много веков…
Но общество менялось! Эмансипация женщины и активное её включение в социально-экономическую (а нередко – и в политическую) жизнь общества стали явлениями социально обоснованными и привели к кардинальной перестройке семьи в ответ на изменения в обществе (результаты исследования Е.А. Буриной и А.Е. Кудиновой [2]). Женщины, отстаивая свои права на равноправие с мужчинами, начали забывать о своем природном предназначении – рожать, вскармливать и воспитывать своих детей…
Цель данной публикации – проанализировать подходы ученых к изучению феноменов «родительство» и «материнство» (в том числе – исследований в области копинг-стратегий материнского поведения).
Материалы и методы исследования
Опираясь на реализацию метода теоретического анализа, мы делаем вывод о том, что как родительство, так и материнство в современном обществе характеризуется достаточно сложным, как считают многие исследователи – кризисным, состоянием (результаты исследований С.Ю. Девятых, Н.А. Демчук, Ф.А. Игебаевой, Н.А. Зелевской, Р.А. Лопина и т.д.). Так, по мнению Ф.А. Игебаевой [3], большинство современных женщин получают высшее образование, чтобы реализовать себя в карьере, а не быть «дипломированным специалистом, сидящим в декрете» [3, с. 34].
Не случайно одна из приоритетных задач, которые ставят и решают представители самых разных наук о человеке сегодня, – научить адекватному и эффективному родительству и материнству.
Результаты исследования и их обсуждение
Но что такое адекватное родительство и эффективное материнство?
Осуществленный нами анализ исследований в области феномена «родительство» позволяет нам сделать вывод о том, что, несмотря на большой интерес ученых к данной проблеме, единого определения понятия «родительство» до настоящего времени не существует. Например, в тех немногочисленных словарях, в которых рассматривается понятие «родительство», оно, с нашей точки зрения, трактуется весьма узко и усеченно, поскольку под данным феноменом понимаются лишь родственные отношения матери и отца с детьми:
− в словаре В.И. Даля [4] отмечается, что родители – это отец и мать;
− демографический энциклопедический словарь рассматривает родительство как категорию семейного состояния, где между членами семьи и их детьми существуют родственные отношения (при этом при наличии в семье нескольких поколений родственников родителями, как правило, считаются отец и мать самых младших членов семьи) [5];
− аналогичная позиция формулируется и в словаре Д.Н. Ушакова [6], где под родительством понимается отношение отца и матери к их детям.
Исключение составляет сексологический словарь [7], в котором родительство определяется как биологические и социальные связи между детьми и родителями, включающие рождение и воспитание ребенка согласно принятым нормам каждого конкретного общества.
Многие же словари и энциклопедии вообще не рассматривают данного термина.
Более широко термин «родительство» рассматривается в исследованиях психологов (работы Д. Бернардес, А. Беррингтона, К. Боста, К. Галвина, Д. Гиттинса, Б. Стронга, Д. Твенг, X. Хелмс-Эриксон; Т.В. Андреевой, К.Н. Белогай, Н.Н. Васягиной, А.И. Захарова, О.А. Карабановой, С.Ю. Мещеряковой, Р.В. Овчаровой, В.А. Рамих, Ю.А. Токаревой, Г.Г. Филипповой, Л.Б. Шнейдер и т.д.).
Обращаясь к феномену «родительство», исследователи в первую очередь предпринимают попытки выделить его базовые характеристики:
− как деятельность родительство предлагают рассматривать В.Н. Дружинин, А.Н. Елизаров, А.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.В. Петровский, В.С. Торохтий, Г.Г. Филиппова и некоторые другие исследователи. Так, по мнению Г.Г. Филипповой [8], родительство – это важнейшая деятельность, направленная на рождение и воспитание ребенка. Более того, по мнению исследователя, данная деятельность предполагает тесный контакт, взаимодействие с ребенком и организацию его жизни;
− как системное образование, представляющее собой интеграцию потребностей, ценностей, мотивов, реализуемых в процессе взаимодействия, общения родителей со своими детьми, рассматривают родительство А.Я. Варга, И.А. Комарова, И.С. Кон, Г.Г. Филиппова. Например, как отмечает И.А. Комарова [9], под родительством следует понимать систему знаний, представлений и убеждений в отношении себя как родителя. Это некий устойчивый комплекс установок и ожиданий, родительских чувств, позиций и отношений, касающихся рождения и воспитания детей и проявляющихся в стиле семейного воспитания;
− рассматривают ученые родительство и как важнейший социальный институт (работы Г.С. Абрамовой, Э.М. Лущенко, С.И. Некрасова, А.Г. Харчева и т.д.).
Наиболее же емко, на наш взгляд, определяет родительство Р.В. Овчарова [10], рассматривая его как «интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания» [10, с. 254]. Трактуя родительство с позиций широкого понимания данного феномена, автор рассматривает его «как:
− биологический, социокультурный и психологический феномен,
− социальный институт (включающий материнство и отцовство);
− деятельность родителя по уходу, воспитанию и обучению ребенка;
− этап в жизни человека, его пребывание в положении родителя;
− объективный факт происхождения ребенка от конкретных родителей;
− субъективное ощущение человека себя родителем» [10, с. 75].
Особое место в исследованиях ученых занимает проблема ответственного родительства (исследования Е.А. Абросимовой, Т.В. Архиреевой, Ю.В. Борисенко, Е.П. Ильина, Б.И. Кочубей, Р.В. Овчаровой, Т.А. Пономаревой, А.Г. Портновой, Н.В. Федоровой, Г.Г. Филипповой и т.д.), под которым исследователи склонны понимать не только обладание информацией, необходимой для организации эффективного взаимодействия родителей с ребенком, но и осознание как женщиной (матерью), так и мужчиной (отцом) себя родителем, их стремление в полной мере реализовать себя в роли родителя, гармонизировав всю систему отношений с детьми:
− как вид деятельности, ориентированной на рождение и воспитание детей, родительство представлено в работах В.Н. Дружинина, А.Н. Елизарова, А.И. Захаровой, О.А. Карабановой, А.В. Петровского, В.С. Торохтий, Г.Г. Филипповой и т.д.;
− как одна из важнейших личностных характеристик субъекта родительство трактуется Э. Бадинтером, М. Мид, Т.Б. Беляевой, Л.А. Дубисской, Ю.В. Евсенковой, И.С. Кона, Е.В. Кричевской, Р.В. Овчаровой, Н.Л. Пушкаревой, Т.В. Скрицкой, Г.Г. Филипповой, Е.В. Шамариной и др.;
− как подсистема семьи родительство рассматривается в трудах С.П. Акутиной, А.Я. Варги, В.Н. Дружинина, А.Н. Елизарова, М.О. Ермихиной, С.В. Ковалева, Д.В. Колесова, Р.В. Овчаровой, Г.Г. Филипповой, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллера и др. [11].
Интеграция же всех составляющих и проявлений родительства представлена в работах А.В. Бояринцевой, Р.В. Овчаровой, А.Г. Харчева и других исследователей. Так, по мнению А.Г. Харчева, родительство – это «социальный по своей сути, но имеющий корни в природной, генетической связи между ребенком и родителем феномен» [12, с. 68]. Это особый тип поведения, определяемый «в основном двумя моментами: родительской любовью и социальным долгом» [12, с. 315], что и позволяет охарактеризовать его как синтез биологического и социального в субъекте. Указывая на доминирование у женщины биологической составляющей родительства, объективно обусловленное строением ее тела, а именно ее способностью к реализации репродуктивной функции, исследователь говорит о том, что ребенок и мать еще до рождения малыша образуют тесную, взаимную, биологически обусловленную связь.
Однако, вновь обращаясь к статистическим данным, можно говорить о том, что далеко не у всех женщин это единство со своим ребенком, потребность в заботе о нем и абсолютная любовь к своему малышу имеют место. Подтверждением данному выводу являются показатели по количеству абортов у современных женщин и их отказов от новорожденных детей. Не случайно проблема материнства (в том числе и как проявления родительства) активно поднимается учеными (работы Э. Бадинтера, Л.А. Дубисской, М. Мид, Р.В. Овчаровой, Н.Л. Пушкаревой, Т.В. Рябовой, Т.В. Скрицкой, С.Г. Фатыховой, Г.Г. Филипповой, Е.В. Шамариной и т.д.).
Обобщив определения материнства, приведенные в словарях, мы делаем вывод о том, что материнство рассматривается в первую очередь как основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода – вынашивание, рождение и вскармливание ребенка [13].
Как биологически предопределенную природой функцию, ориентированную на продолжение рода, определяют материнство и многие зарубежные исследователи. Так, М. Мид [14] отмечает, что матерями по своей природе являются все женщины; по мнению Д.В. Винникотта [15], материнство – это биологическое явление, проистекающее из естественной внутренней сущности женщины и являющееся естественной составляющей и условием развития женской идентичности.
Обращаются зарубежные ученые и к изучению материнства с позиций отношения матери к ее ребенку (исследования Дж. Боулби, Д.В. Винникотта, М. Кляйн, М. Малера, З. Фрейда и А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксона). Так, по мнению Д.В. Винникотта [15], все умения и знания, необходимые женщине для ухода за ее ребенком, даны ей от природы. Мысль о генетических основах привязанности матери к своему малышу формулирует и Дж. Боулби [16].
По мнению же Э. Бадинтера [17], характер, направленность и модальность не только чувств матери в отношении ребенка, но и ее родительское поведение обусловливают не только культура, но и амбиции женщины. Как считает исследователь [17], женщина становится любящей или «холодной» матерью только лишь под влиянием того, ценится ли материнская любовь к ребенку или обесценивается в социуме.
Если же обратиться к трудам отечественных психологов (работы А.Я. Варга, Н.Н. Васягиной, С.Ю. Мещеряковой, Р.В. Овчаровой, О.Е. Смирновой, А.С. Спиваковской, Н.А. Устиновой, Г.Г. Филипповой и т.д.), в первую очередь следует отметить, что феномен «материнство» изучается в русле самых разных наук и рассматривается и как феномен культуры (в рамках культурологии), и как биологически закрепленное поведение (в рамках этологии), и как специфический тип поведения (в рамках социологии) и т.д. При этом, определяя сам термин «материнство», ученые говорят о нем как об интегративном, биолого-социо-культурном образовании. Так, В.С. Мухина [18], говоря о «материнстве», характеризует его как состояние женщины в особые периоды ее жизни: беременности, родов, вскармливания и взращивания ребенка. Как считает исследователь, чувство ответственности и любви к своему ребенку, способность реагировать на потребности и проявления малыша, а также способность сопровождению ребенка по жизни – это не что иное, как норма проявления материнства.
По мнению же Г.Г. Филипповой [8], несмотря на биологически обусловленную и «заложенную природой» потребность женщины быть матерью, материнство – это социальная роль женщины, поскольку на проявление материнского отношения объективно оказывают влияние общественные нормы и ценности, и константы «нормы материнского отношения» не существует (и существовать не может), так как материнство – явление социально-историческое и изменяющееся от эпохи к эпохе, в соответствии с теми изменениями, которые со сменой эпох происходят в содержании материнских установок.
Аналогичную мысль формулирует и Р.В. Овчарова [10], утверждая, что традиции, установки и нормы социума оказывают непосредственное влияние на формирование ролевой модели матери и ее позиции в отношении ребенка. В качестве подтверждения автор приводит примеры диаметрально противоположных позиций и стратегий материнского поведения – от полного пренебрежения материнскими обязанностями до самопожертвования матери.
Обобщив точки зрения зарубежных и отечественных исследователей в отношении феномена материнства, мы можем говорить о том, что, как и родительство, материнство – это сложное комплексное образование, включающее в себя не только биологически предопределенную способность женщины к рождению и вскармливанию детей, но и целый спектр социокультурных характеристик, таких как ценностные ориентации, установки и ожидания матери в отношении ребенка, а также ее чувства и позиции по отношению к ребенку, которые в первую очередь находят отражение в том стиле семейного воспитания, который реализует женщина в отношении своего ребенка и который обеспечивает полноценное развитие малыша.
Вместе с тем, как считают Г.Г. Филиппова [8] и М.К. Горшков [19], воспитание современных детей в их семьях не способствует их гармоничному развитию. Не случайно одна из частных проблем, которая в настоящее время начала изучаться, – это копинг-стратегии материнского поведения (работы Р.М. Грановской, Т.В. Гущиной, Ю.А. Ереминой, А.Л. Журавлевой, Г.С. Корытовой, Т.Л. Крюковой, Т.В. Ледовской, А.А. Меньшиковой, Н.Ф. Михайловой, И.М. Никольской, Т.А. Попковой, Е.А. Сергиенко, М.В. Соколовой и т.д.):
− в работах Т.А. Попковой [20] и М.С. Матюшевис [20] исследованы особенности копинг-стратегий материнского поведения у женщин, уже имеющих опыт материнства. Учеными установлено, что копинг-стратегии женщин, имеющих детей, являются более адаптивными и зрелыми (они выбирают копинг-стратегии, направленные на совладание и самоконтроль, поскольку стремятся к сохранению ощущения безопасности и ситуации комфорта для ребенка), нежели копинг-стратегии женщин, детей не имеющих;
− стратегии копинг-поведения в ситуации раннего материнства исследовали Г.С. Корытова [21] и Ю.А. Еремина [21]. В результате было установлено, что молодые матери преимущественно используют не только копинг, направленный на предотвращение негативного влияния, предвосхищение проблем, но и социально-ориентированный активный копинг, направленный на поиск поддержки извне;
− выбор социально-ориентированного копинга, направленного на поиск поддержки извне, типичен и для женщин с отягощенной беременностью. Так, в работе А.А. Меньшиковой [22] изучалась взаимосвязь копинг-стратегий поведения с психологической готовностью к материнству у беременных женщин с онкологическими заболеваниями. По результатам своего исследования ученый делает вывод, что женщины с высоким уровнем психологической готовности к материнству демонстрируют преобладание проблемно-ориентированных копинг-стратегий и поиска социальной поддержки, для которых типичны анализ ситуации и поиск действий, способствующих изменению и разрешению сложившейся ситуации и обращением за помощью и поддержкой других людей.
Заключение
Несмотря на наличие научных работ в области изучения копинг-стратегий материнского поведения, с нашей точки зрения, нельзя говорить о глубокой изученности данной проблематики. Мы считаем, что недостаточно изученными остаются многие вопросы и частные проблемы материнского поведения (страхи беременных женщин и их копинг-стратегии совладания, влияние копинг-поведения матери на формирование копинг-поведения ребенка, мало изучены различия материнского копинг-поведения у женщин, являющихся матерями, и у женщин, только планирующих беременность в перспективе). Более же детальное изучение копинг-стратегий материнского поведения позволит научить женщин эффективному родительству.
Ориентирами нашей дальнейшей исследовательской деятельности мы определяем разработку диагностической программы, направленной на детальное изучение копинг-стратегий материнского поведения и проектирование программы оптимизации материнского поведения.