На современном этапе развития художественного образования особую актуальность приобретает поиск путей усовершенствования и развития способов обучения детей приемам стилизации с целью развития воображения, художественного мышления и эстетического вкуса на уроках изобразительного искусства [1].
Ряд представителей отечественной художественной педагогики занимались вопросами методики преподавания различных видов изобразительного искусства: Н.А. Горяева [2], В.С. Кузин [3], Б.М. Неменский [4], С.А. Останина [5], Н.М. Сокольникова [6], Т.Я. Шпикалова [7] и др. Исследователи в своих работах затрагивали только отдельные критерии стилизации в изобразительном искусстве. В практике работы средней общеобразовательной школы это касается в большей степени информации об обучении принципам стилизации животных, растений, фигуры человека, других объектов для разработки художественных образов Гжели, Городца, Жостова, Хохломы и др. [8]. Конкретных алгоритмов обучения школьников приемам стилизации по теме «декоративный натюрморт» авторами не разработано.
Цель исследования – разработать способы обучения школьников приемам стилизации по теме «Декоративный натюрморт».
Материалы и методы исследования
Теоретические: анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ программы и методических пособий по обучению изобразительному искусству.
Эмпирические: опрос студентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Для решения данной проблемы мы изучили понятие «стилизация». С точки зрения изобразительного искусства «стилизация» (франц. stylisation, от style – стиль) – подражание внешним формам какого-либо определенного стиля [9]. Создается стилизованный рисунок путем отбора образующих, характерных черт изображаемого объекта, например его объем, характерные для него отдельные линии, изгибы. Когда основные черты объекта определены, начинается непосредственно стилизация предмета. Минимальным набором графических средств, подчеркивающим простоту произведения, из выделенных на этапе подготовки характерных для объекта черт складывается картина.
Лучшим жанром для обучения приёмам стилизации является декоративный натюрморт. Очень многие знаменитые художники интересовались этим жанром, и множество картин с изображением декоративного натюрморта тому свидетельство.
Жанр «Декоративный натюрморт» начал развиваться с конца XIX в. Этот период характерен тем, что появлялось очень много новых направлений, течений, которые позволяли свободно экспериментировать с цветом, формой, пространством, таких как импрессионизм, авангардизм и др. [10].
Натюрморт считается декоративным, если главным предназначением его является украшение чего-либо, например интерьера. Работая с этим жанром изобразительного искусства, дети учатся работать с натурой, преобразовывать формы, в том числе и природные [11].
Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили существующие приемы стилизации: оверлеппинг; членение плоскости на части; насыщение орнаментом; дробление изображения; введение постоянного модуля и фиксация его цветом [1].
Рассмотрим каждый из них подробнее. Если мы используем оверлеппинг, то изображаемые нами объекты могут накладываться друг на друга, но при этом изображается контур их обоих; убирается плановость и эффект пространственной композиции, объекты в натюрморте становятся прозрачными. Область, где пересекаются предметы выделяется другим цветом. Важно, чтобы этот цвет был и на других фрагментах композиции [1].
Похожего эффекта можно добиться, если поделить на части плоскость листа, на две, четыре, восемь частей, собирая тем самым композицию из различных элементов. Для этого можно использовать линии контура. Они могут быть кривыми и (или) прямыми. Таким образом, используя данный прием, мы делим композицию на кусочки, и тогда все изображаемые нами предметы становятся единой и цельной композицией. Это происходит за счет того, что один цвет проникает в другой [1].
Еще один приём для стилизации рисунка – это членение всей композиции на маленькие кусочки. То есть выделение модулей в композиции. Маленькие элементы образуют определенный узор или орнамент в определенной цветовой гамме, выдерживая ритм. При этом сами предметы становятся менее четкими, сливаясь с окружающих их пространством. Это легко исправить, если усилить темный контур предметов. Этим же можно исправить ошибку, когда цветовая гамма не очень гармонична [1].
Другим приёмом стилизации картины является введение орнамента во все элементы картины. Используя данный прием, важно отслеживать нагруженность композиции, чтобы на итоговую работу не было тяжело смотреть [1].
Приведенные выше приёмы стилизации по теме «Декоративный натюрморт» могут быть освоены детьми на уроках изобразительного искусства. Для этого нужно сделать представленную информацию более доступной и адаптированной для школьников.
Для того чтобы корректно обучать основам декоративной стилизации, стоит придерживаться следующих методов (рисунок).
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТИЛИЗАЦИИ |
|
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстрационный) метод |
Наблюдение, обследование предметов, рассматривание работ учащихся по этой же теме, сопровождающееся словом учителя, показом готовых образцов, способов действия, как правильно рисовать, как интересно стилизовать |
Репродуктивный метод |
Деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений, учитель на доске показывает педагогический рисунок, а учащиеся повторяют |
Исследовательский (эвристический) метод |
Метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности. Например, все дети выполнили компоновку, построение и декоративное цветовое решение натюрморта. Теперь ставится задача: декорировать предметы в постановке. Конечно, у детей получатся разные декоративные натюрморты |
Методы обучения стилизации [1]
С практической точки зрения нами были предложены способы обучения детей приемам стилизации по теме «Декоративный натюрморт», которые были реализованы на двух уроках (алгоритм создания декоративного натюрморта и методы обучения школьников):
УРОК 1
1. Подготовительный этап. Постановка натюрморта в классе. У этого пункта две цели. Первая – это помощь при объяснении теории. Намного проще объяснять детям основы стилизации и декорирования, обращаясь к натюрморту, рассматривая форму каждого предмета в отдельности. Вторая цель – это натура. Заданием второго урока будет выполнить стилизованный декоративный натюрморт по этой постановке.
2. На втором этапе объясняется первая часть теории. Здесь школьники узнают, что такое «стилизация», какие есть приемы стилизации, как стилизовать предмет. Вместе с учителем (в форме диалога) разбирают формы предметов, которые включает в себя натюрморт.
3. На третьем этапе ребята делают упражнения по стилизации: пытаются в виде набросков упростить форму предметов, которые их окружают, учатся расставлять акценты в изображении.
УРОК 2
1. На этом этапе объясняется вторая часть теории: что такое декоративность и декоративный натюрморт, какие черты имеет декоративный натюрморт, чем они отличаются от черт реалистичного натюрморта, как, рисуя натюрморт, сделать его декоративным?
2. На последнем этапе школьники выполняют творческое задание, в котором используют знания, полученные на последних двух уроках. Они должны нарисовать постановочный натюрморт стилизованно и декоративно.
Эти два урока были выведены из следующего разработанного нами алгоритма:
Первый этап алгоритма: постановка натюрморта.
Учитель выставляет академический натюрморт перед классом, готовит оборудование и наглядность.
Второй этап алгоритма: изучение натюрморта с детьми в форме диалога.
Учитель на основе поставленного натюрморта разбирает с детьми его формы, конструкцию, компоновку, детали.
Третий этап алгоритма: теория по стилизации, упражнения по стилизации форм предметов.
Учитель с помощью заранее подготовленной наглядности и примеров демонстрирует и объясняет что такое стилизация, как можно разложить натюрморт на более простые формы, трансформировать форму изменением ее пропорций и характера очертаний; какие бывают приемы стилизации; рассказывает про разные стили; объясняет, как можно подвести рисунок под определенный стиль. В середине занятия детям дается тренировочное задание: выбрать четыре окружающих их предмета и попробовать их стилизовать. (Используются информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) метод обучения стилизации; репродуктивный метод обучения стилизации; исследовательский (эмпирический) метод обучения стилизации.)
Четвертый этап алгоритма: теория по декоративности.
С помощью заранее подготовленной наглядности учитель должен продемонстрировать и объяснить, что такое декоративность, как ввести различные декоративные элементы. (Используется информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) метод обучения стилизации.)
Пятый этап алгоритма: Создание декоративного натюрморта на основе полученных знаний.
Учитель дает детям задание: «Стилизовать поставленный натюрморт и нарисовать его декоративно». (Используется исследовательский (эмпирический) метод обучения стилизации.)
На основе учебной программы Б.М. Неменского [3] и алгоритма по обучению школьников приемам стилизации были разработаны задания для детей по теме «Декоративный натюрморт». И использованы такие методы обучения, как информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) метод, репродуктивный метод, исследовательский (эмпирический) метод.
Обучение приемам стилизации является неотъемлемой частью обучения школьников основам композиции, так как это помогает детям лучше чувствовать пространство, находить гармоничные цветовые решения, развивает фантазию. Часто обучение приемам стилизации происходит посредством рисования декоративного натюрморта. Условием создания декоративной работы является стилизация форм предметов натюрморта. Дети обучаются создавать самостоятельные, стилистически целостные, творческие работы.
Чтобы проверить эффективность данного подхода к обучению, мы провели дистанционный опрос. В качестве респондентов выступили студенты, будущие педагоги-художники, всего в опросе приняли участие 18 чел. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, которые были направлены на выявление наличия знаний о стилизации и декоративном натюрморте.
Первый вопрос звучал так: «Стилизация – это…», также опрашиваемым было предоставлено три варианта ответа. Вопрос направлен на выявление понимания понятия «стилизация». По результатам опроса можно отметить, что термин «стилизация» понимают немного больше половины опрашиваемых.
Второй вопрос: «Характеристика декоративного натюрморта. Убери лишнее». Этот вопрос оказался достаточно трудным для респондентов. Всего 38 % из них ответили правильно, такое же количество опрашиваемых посчитали, что в ответах нет лишнего варианта.
Группа вопросов с третьего по пятый, «Выбери рисунок, где изображен декоративный натюрморт», проверяет, могут ли респонденты зрительно отличить декоративный натюрморт от обычного. Эти вопросы оказались достаточно легкими, почти все респонденты правильно ответили на них.
Шестой вопрос: «Какие характерные особенности у декоративного натюрморта?» Респондентам на выбор предлагались характерные черты реалистичного натюрморта и декоративного. Вопрос направлен на понимание конкретных черт декоративного натюрморта, его отличий от реалистичного. Правильно ответили на вопрос 83 % опрашиваемых.
Последний, седьмой, вопрос включал в себя три изображения натюрморта в разных техниках, задание звучало так – «соотнесите техники с рисунками». Вопрос был направлен на способность респондентов отличить друг от друга абстрактный, реалистичный и декоративный натюрморты. Ответы респондентов варьировались, но большее количество опрашиваемых ответили верно.
Проведя анализ анкетирования студентов-художников, мы делаем вывод, что студенты хорошо разбираются в теме «стилизация», знают выразительные средства, могут отличить декоративный натюрморт от реалистичного, но недостаточно знают теорию, критерии декоративного натюрморта.
Заключение
1. Изучено понятие «стилизация» в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Рассмотрев различные трактовки понятия «стилизация» и особенности преподавания ее школьникам, мы трактуем «стилизацию» как метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.
2. Изучены приемы стилизации в изобразительном искусстве. Изучая и осваивая приёмы стилизации, применяя их в композиции натюрморта, школьники отрабатывают теоретические знания, которые потом демонстрируют в своих творческих работах. Существует перечень приёмов, используя которые, можно стилизовать композицию: оверлеппинг, членение плоскости на части, насыщение орнаментом, дробление изображения, введение постоянного модуля и фиксация его цветом. Эти приемы могут быть освоены школьниками успешно, если выработать грамотный алгоритм обучения стилизации.
3. Рассмотрены способы (методы и алгоритм) преподавания стилизации на уроках изобразительного искусства, изучены образовательные программы Б.М. Неменского и В.С. Кузина по изобразительному искусству. На основе программы Б.М. Неменского были разработаны этапы обучения школьников приемам стилизации. Они распределены на два урока: на первом уроке дети изучают теорию и выполняют задания по декоративности. На втором занятии дети изучают вторую часть теории и выполняют декоративный натюрморт. Эти два урока включали разработанный нами алгоритм, состоящий из пяти этапов: поставить детям натюрморт; в форме диалога изучить с детьми поставленный натюрморт; с помощью наглядности и примеров объяснить теорию по стилизации; с помощью наглядности продемонстрировать и объяснить теорию по декоративности; дать детям задание – «стилизовать поставленный натюрморт и нарисовать его декоративно».
Использование указанного алгоритма поможет достичь наилучших результатов в обучении школьников приемам стилизации по теме «декоративный натюрморт».
4. Проведено диагностическое исследование по проблеме исследования с помощью дистанционного опроса. В исследовании респонденты показали хорошее знание стилизации.