Сущность применения средств наглядности на уроках литературы требует разъяснения. Его можно услышать, его можно пережить, осмыслить, но его образы нельзя с отчетливостью и однозвучностью зрительного восприятия увидеть перед собой. Зрительный образ не может быть непосредственно создан словами – он только подразумевается, он внушается читателю, и, воспринимая внушение, ученик неизбежно опирается на свои собственные ассоциации, на свой запас впечатлений.
Как доказали психологи, наилучшие результаты в обучении дает комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информации, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Исследования показали, что человек запоминает около 15 % информации, получаемой им в устно-речевой форме, и 25 % – в зрительной. При условии, что оба эти способа передачи информации используются одновременно, реципиент может воспринять до 65 % содержания информации [1].
Цель исследования – выявить эффективность применения технических и изобразительных средств обучения на уроке русской литературы в национальной школе.
Методы исследования:
- Теоретический: анализ литературы по методике преподавания русской литературы для нерусских учащихся, педагогике, психологии.
- Эмпирические: наблюдение, сравнение, беседа.
Результаты исследования и их обсуждение
Степень применения технических средств обучения зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения [2].
Современная техника способствует оперативности и легкости включения различных видов наглядности в небольших дозах по ходу урока: учитель использует приборы различного типа для демонстрации диафильмов и слайдов, кодоскоп, проектор, эпидиаскоп для просмотра схем, таблиц, иллюстраций из различных изданий.
Итак, к аудиовизуальным средствам относятся следующие основные виды наглядности: различные виды художественно-изобразительной наглядности, учебные фильмы, фрагменты экранизаций литературных произведений, диафильмы, слайды, фонохрестоматии, различные виды записи звучащей речи, учебные и художественные радио- и телепередачи.
Обращаясь к портрету писателя, учитель решает для себя такие вопросы: Какой портрет (или какие портреты) продемонстрировать на уроке? Как его включить в урок? Как при изучении всей темы использовать материал, который получили ученики?
Следует учитывать и специфику возраста, и характер изучаемого произведения, и время, когда оно было создано.
Главная цель любого занятия – воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, написанное, услышанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир, одним словом, воспитание человека, не боящегося мыслить [3].
Итак, в средних классах при изучении отдельного произведения нужно выбирать портрет, который помог бы ученикам представить себе живого писателя, не затруднил бы обращения к достаточно кратким сведениям о его жизненном и творческом пути, по возможности помог более глубокому и эмоциональному восприятию художественного текста, включенного в программу.
В старших классах лучше обратиться к двум-трем портретам писателя, что поможет формированию представления о его творчестве, о движении времени и ходе жизни данного человека.
Место обращения к портрету на уроке обычно традиционно: учитель как бы представляет классу того, кто создал произведение, к изучению которого предстоит перейти. В национальной школе это вдвойне важно, так как наряду с изображением писателя ученики видят окружающие его предметы, его одежду, манеру держаться, свойственные иной культуре и иной эпохе. При этом учитель может неоднократно обращаться к заданиям, которые способствуют развитию речи, обогащая словарь учеников новыми словесными обозначениями предметов, которые в данном случае имеют аудиовизуальный эквивалент и могут быть показаны ученику при помощи аудиовизуальных средств.
Учитель время от времени возвращается к портрету при объяснении нового материала и даже при завершении работы по всей теме.
Например, при изучении таких больших по объему тем, как «Творчество Л. Толстого», учитель демонстрирует выбранные им портреты на разных уроках. Возможно обращение к такому циклу портретов:
1. Фотография 1855 или 1856 года. Молодой Л. Толстой – офицер, гордый офицерской формой, чуть аристократичный и надменный.
2. Л. Толстой в расцвете своих творческих сил.
3. Одна или несколько из сюжетных картин-портретов, созданных художником И.Е. Репиным: «Пахарь Л.Н. Толстой на пашне», «Л. Толстой в комнате под сводами», –или даже эскизов: «Л. Толстой играет в шахматы» и др.
Логика включения этих портретов в ход урока доступна ученикам и убедительна при любом уровне их подготовленности. Особенно полезно обращение к такому наглядному сопровождению в национальной школе. Комментарии к портретам основываются на зрительном впечатлении, они хорошо вписываются в лекцию и дают возможность показать человека определенной эпохи, среды, возраста.
Возможен и вариант, при котором портрет входит в сюжетную картину. Это особенно целесообразно в национальной школе, поскольку обращение к такой картине дает возможность достаточно детального комментария. Приведем примеры таких картин:
Айвазовский И., Репин И. Пушкин на берегу Черного моря.
Геллер П. Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе.
Дрезнина В. Пушкин читает М. Волконской перед её отъездом послание декабристам в Сибирь.
Ге Н. Пушкин и Пущин в Михайловском.
Мясоедов Г. Пушкин в салоне З. Волкон- ской.
Репин И. Пушкин в мастерской художника К.П. Брюллова.
Дмитриев О., Данилов В. Гоголь читает комедию «Ревизор» писателям и артистам Малого театра.
Дмитриев О., Мамонов Э. Гоголь, читающий «Мертвые души».
Крамской И. Больной Некрасов.
Казанцев А. Первая репетиция пьесы М. Горького «На дне» в Московском Художественном театре.
Фролов Ф. Горький на репетиции пьесы «На дне».
Они уместны в процессе знакомства с жизнью и творчеством писателя, каждая картина может быть использована и для уроков развития речи, которые, таким образом, будут закреплять сведения о писателе, способствовать обогащению словаря, связанного с рассказом о его жизни, с характеристикой его окружения, обстановки, исторических и бытовых реалий.
Классические произведения русской литературы, к которым мы обращаемся на уроках в средней школе, неоднократно находили воплощение в художественных иллюстрациях, произведениях книжной графики: огромные запасы иллюстративных материалов к произведениям А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М. Горького и других писателей.
Назовем некоторые из них. Например, при изучении творчества Н.А. Некрасова можно использовать следующие картины: Перов В.Г. «Проводы покойника», «Тройка»; Савицкий Е.А. «Ремонтные работы на железной дороге»; Репин И.Е. «Бурлаки на Волге» и т.п. Комментарий учителя поможет понять то, что воспроизвел художник в своей картине.
Картина «Бурлаки на Волге» рисует тяжкий труд, который важно показать при изучении произведений Некрасова даже в русской школе. Тем более необходим такой зрительный комментарий национальной школе: облик измученных непосильным трудом бурлаков, различные их характеры – прекрасный материал для беседы, которая способствует актуализации русской безэквивалентной лексики и интересна как определенный ввод в анализ стихотворений Некрасова. Нужно отметить, что ни бурлацкая лямка, ни сама работа бурлаков, ни засаленные и покрытые грязью лохмотья – ничто не имеет эквивалента в быту сегодняшних школьников любой национальности, что в данном случае мы имеем дело по преимуществу со словами, которые входят в состав пассивной лексики.
Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала [2].
Многие драматические и даже прозаические произведения школьной программы имеют сценическое воплощение, на их основе созданы кино и телефильмы. Учитель редко располагает возможностью просмотреть фильм или спектакль, даже обратиться к специальному учебному фрагменту, зато в его распоряжении кинокадры, отдельные сцены, запечатленные на фотографиях или рисунках. К ним можно обратиться как в процессе организации вводных занятий, так и при анализе текста изучаемого произведения. Кадры с изображением актеров, которые прославились исполнением данной роли, дают возможность организовать непринужденную работу над коллективным комментированием.
Если количество учебных фильмов сравнительно ограничено, то диафильмов и слайдов очень много, и методика их использования в школе хорошо разработана. Каким образом целесообразнее пользоваться диафильмами и слайдами в условиях национальной школы? Как и при обращении к любым материалам, связанным с демонстрацией зрительных образов, нужно знать меру. Совершенно нецелесообразно обращаться к ним при изучении каждой темы, хотя каждая тема должна быть обеспечена такими материалами. Учитель решает вопрос о демонстрации диафильма, его отдельных кадров, слайдов в зависимости от конкретных обстоятельств: от того, насколько нуждаются ученики в материалах зрительного ряда, чтобы представить себе обстоятельства жизни, реальное бытовое окружение писателя, героя произведения; от того, насколько они освоили текст художественного произведения, насколько нуждаются в обращении к зрительному эквиваленту, чтобы проверить себя и сможет ли он обогатить текст своими личными воспоминаниями, комментариями; от того, планируются или нет специальные виды работы по развитию речи.
В национальной школе целесообразно использовать отдельные кадры, диапозитивы из серии, воспроизводящей материалы музеев страны. Важно показать, например, как скромно и непритязательно выглядел дом графа Л.Н. Толстого, которого знал весь мир; продемонстрировать его велосипед (научился кататься в старости, до этого велосипедов в русском быту не было); показать шкуру убитого им медведя; при помощи бытовых реалий прояснить облик сильного духом и требовательного к себе (и к своим духовным свершениям, и к своей физической силе) человека.
Диапозитив – это всегда зрительный образ, который дан в статике, своеобразный стоп-кадр наглядного пособия. Ученики национальной школы, используя неподвижность кадра, могут особенно тщательно рассмотреть наиболее важные для них детали, обращаясь при этом и к пояснениям учителя, и к коллективному комментарию.
Применение технических средств обучения не противоречит традиционной методике преподавания. Опыт высшей и средней школы подтверждает высшую эффективность сочетания словесно-логического и наглядного способов передачи учебной информации, подкрепления словесных объяснений преподавателя соответствующими наглядными образами [4].
Различного рода звукозаписи дают возможность показать образцы исполнения поэтических и прозаических текстов. Чаще всего учитель обращается к таким образцам не в начале изучения текста, а в конце работы над ним, чтобы ученики слушали его звучание, имея свое суждение о тексте, свое понимание этого текста. В национальной школе будет полезно обращение к записи чтения текстов самими учениками. Так, сопоставление записей чтения одного и того же стихотворения учеником в начале его изучения и в конце – это один из резервов совершенствования речи.
Литературный текст может прозвучать на уроке и в виде записи романсов на слова поэта, арий из опер. Прослушивание звукозаписей помогает осознать взаимодействие искусств, их взаимовлияние и взаимообогащение.
Графическая наглядность занимает на уроках литературы скромное место. Это прежде всего синхронные таблицы, схемы, диаграммы. В национальной школе используются своеобразные иллюстрированные «толковые словари»: учитель, часто с помощью учеников, создает небольшие плакаты, на каждом из которых изображен предмет и дано его название. Такие материалы более уместны в средних классах.
Методика использования средств наглядности меняется в зависимости от учебных ситуаций.
Средства обучения, которыми располагает школа, чаще всего используются в комплексе. Воссоздание облика эпохи, например, осуществляется совокупностью экономно используемых средств обучения: документальных фотографий и кинокадров, произведений живописи, характерных для определенного периода, фрагментов музыкальных записей. При этом обогащается словарь учащихся. Подобная работа поможет полнее представить и биографию писателя, и бытовые ситуации изучаемого произведения.
Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть настоящие живые явления природы [4].
Однако чрезвычайно важно не злоупотреблять на уроке литературы аудиовизуальными средствами. При любом варианте организации материала на первом месте остается слово. Средства наглядности лишь способствуют его пониманию, эмоциональному восприятию того, что несет ученику это слово.
При этом необходимо подчеркнуть, что комплексы средств обучения являются непрерывно развивающимися и изменяющимися компонентами в соответствии с приемами, методами, формами, новыми пособиями, используемыми в обучении [2].
В заключение нам бы хотелось отметить, что наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. С ее помощью осуществляется закрепление и формирование грамматического материала. С помощью картинок решаются речевые проблемные задачи при свободном говорении. Но самое главное, что при выполнении упражнений с применением наглядности ученики говорят и слушают не потому, что обязаны это делать, а потому, что им интересно решать подобные речевые задачи. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения [5].
Заключение
В национальной школе включение средств наглядности в общий комплекс учебных средств и обогащение в связи с этим методических приемов связано более всего со стремлением как можно оперативнее решать вопросы развития русской речи нерусских учащихся, расширить их кругозор, обогатить память, сформировать верный взгляд на искусство.
От ученика требуется умение рассказать о том, что он увидел на картине, иллюстрации и т.д.
Создание аудиовизуальных средств одновременно способствует повышению не только познавательной, но и трудовой, и социальной активности школьников, которые делают пособия для кабинета и для своего класса, для последующих поколений учеников.