Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE RECOMMENDATIONS ABOUT PLANNING AND USE OF ESTIMATED MEANS AT IMPLEMENTATION OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF THE HIGHER EDUCATION (OOP IN)

Gorgots O.V. 1 Gorgots К.G. 1
1 Ugra State University
The article presents the author’s scheme of the logical relationship of competencies and documents, which are structural elements of the educational program of higher education (OOP VO). Issues of organization of control over mastering of competences by trainees are considered, that is, mechanism contributing to obtaining of required volume of knowledge and its application in specific subject area, formation of personal qualities of trainee. The article provides a study on establishing logical links between a set of documents that are structural elements of the educational program: the working program of the course, the valuation fund, technological charts (TC), the journals of ballo-rating ratings as constituting the rating system (BRS), the result of which was the given author’s scheme. The Federal State Educational Standards of Higher Education (GEF VO) of the new third generation determine the final result of education, determined by the required competencies. Technologies for the formation of knowledge in accordance with accepted competencies are not dictated by the standard of higher education, therefore, at each university they develop documents that determine the assessment of the quality of training of specialists. The state of the educational process determines control and evaluation activities, which were previously not given due attention. When planning the PLO, it is necessary to form and fix methods and systematize the means for assessing the results of training, while the main criterion should be the assessment of employers of young university specialists.
federal state educational standard of higher education (GEF)
the educational standard established by the educational organization
evaluation fund (WCF)
operating program (RP)
job instruction (JI)
trainee
competence
instrumentation materials
valuation tools
a journal of ballroom ratings

В настоящее время развитие цифровых технологий привело к изменению традиционной системы ценностей в обществе, в том числе и в образовании.

Уникальность четвертой промышленной революции состоит в интеграции большого количества различных научных дисциплин, что предъявляет новые требования к системе образования. Это формирование когнитивных способностей, навыков коллективного решения сложных задач на стыке наук, создания новых знаний, живого общения, управления собственным поведением, формирования личностных качеств обучающихся и так далее.

Целью данной статьи является определение логических связей между тем набором документов, которые являются структурными элементами образовательной программы: фонда оценочных средств, технологических карт (ТК), журналами балльно-рейтинговых оценок, которые являются составляющими балльно-рейтинговой системы (БРС). В настоящее время всеми высшими образовательными учреждениями внедрено большое количество методических разработок этих структурных элементов. Эти разработки имеют часто различную структуру и содержание, хотя все они должны соответствовать требованиям ФГОС / СУОС направлений подготовки и учитывать специфику подготовки обучающихся по избранному направлению (специальности). Так положение по ФОСам Национального исследовательского московского государственного строительного университета по сути представляет собой задачник с тестами и задачами [1].

«Кроме того, балльно-рейтинговая система контроля призвана обеспечить как внешнюю (контроль преподавателя), так и внутреннюю (самоконтроль обучающегося) обратную связь. По мнению экспертов, балльно-рейтинговая система является более точной и объективной оценкой уровня успешности освоения учебного материала обучаемыми за счет использования балльной шкалы оценок, понятности и прозрачности критериев оценки, оценивания каждого учебного модуля, а также за счет стимулирования студентов к активной, а главное, результативной деятельности» [2].

Рассмотрим рисунок. Логическая схема взаимосвязи компетенций в различных документах ФГБОУ ВО, соответственно требованиям стандарта, для их контроля.

gorgoc1.wmf

Логическая схема взаимосвязи компетенций

«Умения и знания, являющиеся основой формирования компетенций, определяются с учетом квалификационных требований, сформулированных в профессиональном стандарте» [3] (рисунок, позиция 1).

Как прописано в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения, они сориентированы на результат образования, выраженный через реальности освоения компетентностей специалистов. «В предлагаемой схеме отображена структура и содержание ООП (позиция 4) и дисциплины (модули), образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, которые должны формировать достижение заявленного результата обучения» [4].

Преподаватель проводит анализ образовательного процесса, на основании которого ведет коррективу учебного процесса. Особое внимание уделяется контрольно-оценочной деятельности, которая прежде фактически не велась. Основное средство контроля качества профессиональной подготовки обучающихся – БРС, именно тут формируются критерии достижения целей и способы, какими будут оцениваться результаты обучения, регистрируются результаты наблюдений, так как наблюдение является основным методом при текущем контроле.

Контролируемые разделы (темы), модули дисциплины. По исследованию В.Г. Зенкина и А.А. Агибалова выделяются два метода оценивания в области высшего образования, это:

- метод прямого оценивания (экзамены, проектные работы, курсовые работы, курсовые проекты, контрольные работы, эссе, рефераты, научно-учебные отчеты по практикам, отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) и т.д.), которые проводятся непосредственно в ходе образовательного процесса;

- метод косвенного оценивания (письменный опрос работодателей, анкетирование выпускников, сравнительный анализ итогов работы других вузов, в том числе анализ учебных программ, трудоустройства обучающихся и т.д.) [5].

По определению многих исследователей, в том числе Л.Ф. Соколова в его работе «Виды и формы текущего контроля и промежуточной аттестации», рабочая программа (РП) дисциплины (модулей, практик) (рисунок, позиция 2) предназначена для обеспечения высокого качества образовательного процесса в вузах и должна соответствовать требованиям ФГОС ВО и международным стандартам [6].

Рабочая программа дисциплины (модуля) – нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения учебной дисциплины (её модулей), способы контроля результатов ее изучения. Программа каждой дисциплины – это базовый методический документ для формирования компетенций по конкретной образовательной программе, которая разрабатывается на основе ФГОС ВО по направлению подготовки, профессиональной образовательной программы и учебного плана (рисунок, позиция 4) с целью планирования образовательного процесса по конкретной учебной дисциплине. Она разрабатывается для каждой дисциплины (модуля) учебного плана.

В рабочей программе дисциплины (модуля) должны быть сформулированы конечные результаты обучения, что является важным для внедрения БРС во взаимосвязи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по образовательной программе с учетом направленности (профиля) подготовки. Обычно итогом обучения по каждой дисциплине (модулю) запланировано формирование профессиональных компетенций и следует указать, для решения каких профессиональных задач (исполнения каких трудовых функций профессионального стандарта) готовится обучающийся в рамках данной дисциплины (модуля).

В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программы (ООП) создаются Положения по фондам оценочных средств (ФОС) (рисунок, позиция 3) для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. По определению многих методических указаний, в том числе и в «Методических рекомендациях по формированию фондов оценочных средств». «Фонд оценочных средств – комплект методических материалов, устанавливающих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. соответствия выполнения учебных заданий запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин)» [4].

Составляющие ФОС (позиция 5):

- перечень объектов оценивания соответственно рабочей программы (контролируемые разделы (темы), модули дисциплины);

- контролируемые компетенции;

- базы учебных заданий (наименование оцениваемого средства).

Положение о формировании фондов оценочных средств (рисунок, позиция 3) является платформой формирования фондов оценочных средств (ФОС).

ФОСы (рисунок, позиция 5) главными условиями контроля образовательной программы содержат:

«– технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций;

- методические материалы, определяющие инструкции и программно- инструментальные средства обработки результатов: статистического анализа данных, графической визуализации и интерпретации;

- программы подготовки экспертов для проведения контрольно-оценочных процедур;

- рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.).

- требования к квалификации организаторов оценивания» [7].

Для успешной реализации взаимосвязанных приобретаемых компетенций с конкретными видами перечисленных форм контроля главным условием контроля является подготовка к решению задач профессиональной деятельности и социальной активности выпускника.

Балльно-рейтинговая система (БРС) даёт возможность контролировать работу обучающихся в течение всего учебного года, что позволяет эффективней освоить требуемые компетенции, то есть к сессии студент подходит системно подготовленным; необходимость сдавать в срок промежуточные работы дисциплинирует (что особенно актуально для обучающихся, не умеющих самостоятельно планировать свою нагрузку).

Кроме того обучающиеся получают возможность выбрать те виды деятельности, в которых они наиболее компетентны и в состоянии зарабатывать большие баллы, имеют мотивацию к учебе в виде соревнования.

Такая система оценивания значительно увеличивает объем работы преподавателя: он должен разработать и утвердить систему оценивания, для чего необходимо создать свой задачник из задач, тестов, деловых игр и т.д. Кроме того, преподаватель должен тратить время на их проверку и проставление баллов. Здесь в значительной степени может помочь система Moodle.

Эффективность БРС зависит от организации, уровня методической работы в вузе. Недопустимо, чтобы учеба по балльно-рейтинговой системе была однообразной и неинтересной для студента.

Необходимо четко учитывать «вес» – трудоемкость и когнитивность каждого задания: так, простое пребывание на лекции должно учитываться ниже, чем активная работа на лекции, или реферат, сданный с его защитой перед аудиторией, должен оцениваться выше, чем реферат, просто сданный на проверку.

Для внедрения БРС необходимо составление технологических карт (ТК), которые выполняются на основе ФОСов.

Итогом освоения каждой учебной дисциплины в течение семестра принимаются за максимально возможные баллы 100 баллов, также отдельно в 100 баллов оцениваются курсовые работы (курсовые проекты) и практика обучающихся. Отдельно создается ТК с критериями оценки качества выполнения курсовой работы (курсовые проекты): своевременность сдачи работы, уровень знаний по её содержанию, уровень плагиата и т.д.

Практика, так же как отдельный курс, оценивается по 100-балльной системе.

Как рекомендуется порталом Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования образовательных программ, итоговая сумма баллов переводится в четырехбалльную оценку (2, 3, 4, 5) в соответствии с утвержденными критериями [8]. В результате этой балльной оценки зачет (экзамен) в традиционной форме не проводится, так как во время промежуточного контроля (зачета/экзамена) проводится полная аттестация обучающихся в соответствии с технологической картой.

Модульно-рейтинговая система позволяет иметь информацию преподавателям, руководству вуза о рейтинге любого обучающегося по всем дисциплинам за семестр, за учебный год, за все время обучения.

Общепринятые формы контроля обучающихся: собеседование; реферат; доклад в устном и письменном виде на семинаре, конференции; отчет по практикам, научно-исследовательской работе студентов; курсовая работа (проект); выпускная квалификационная работа.

«Оперативную информацию об усвоении учебного материала, формировании умений и навыков можно получить в ходе наблюдения, которое является основным методом при текущем контроле, проводится с целью измерения частоты, длительности, топологии действий студентов, обычно в естественных условиях с применением неинтерактивных методов» [4].

«Оптимальный путь при формировании ФОС заключается в сочетании традиционных и инновационных способов, видов и форм контроля. При этом традиционные средства должны быть переосмыслены в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптированы для практического применения» [9].

ТК (рисунок, позиция 6) – это план оценки по ФОС в системе БРС. Обучающийся, ориентируясь на свои способности, выбирает для себя приемлемый способ накопления баллов.

В результате проверки заданий (рефератов, задач и т.д.) предлагаются критерии оценки компетенций способности:

- публичного выступления, ведения дискуссии;

- эффективно работать как в команде, так и самостоятельно;

- постоянно заниматься самообразова- нием.

- анализировать и синтезировать информацию и делать выводы;

- интегрировать знания из новых и междисциплинарных областей для исследований;

- к самостоятельному принятию управленческих решений;

- к научной деятельности (написание статей, участие в конференциях, олимпиадах, работа в научных кружках);

- к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;

- к толерантности, уважению и принятию других взглядов на мир;

- к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знакомство с методами управления;

- организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений;

- к партнерству в группе.

Отдельные оценки компетенций предлагается прописать в журнале балльно-рейтинговых оценок (рисунок, позиция 7) в столбце «дополнительные работы».

Журнал балльно-рейтинговых оценок является фактом выполнения заданий.

Таким образом, прописываются и фиксируются планируемые итоги обучения по дисциплине (модулю) – знания, умения и навыки (или) опыт деятельности, который характеризует этапы формирования компетенций.