Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FORMATION OF A CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION IN THE SENIOR PRESCHOOL AGE

Lukyanova O.L. 1 Iskhakova N.A. 1
1 Branch of Stavropol State Pedagogical Institute
In the North Caucasus, one of the most important components of the educational process is the formation of the foundations of ethnic culture from early childhood. The Caucasus is a multinational region, every day we have to enter into relationships with representatives of different cultures, exchange experiences, values, traditions, customs, thoughts, feelings and experiences. Systematic, organized formation of the foundations of interethnic communication must begin as early as possible, a special role in this formation is assigned to preschool educational institutions, which must competently, reasonably determine the content, develop planning, and select effective methods and techniques. The variety of pedagogical means used to form a culture of interethnic communication helps to instill tolerance, tolerance, respect for representatives of other nationalities, interest in the traditions and national culture of other peoples, to avoid manifestations of nationalism, chauvinism in the children’s collective. The theoretical significance of the study is to identify the problems of forming a culture of interethnic communication among preschoolers in a multinational region and to find ways to overcome the identified problems. The practical significance lies in the possibility of using the research results in practical activities, in attracting the attention of scientists to the problem of forming the foundations of interethnic communication from preschool age in a multinational region. The experience of forming a culture of interethnic communication among preschoolers developed by us can be approved and put into practice in preschool educational institutions in the form of recommendations to educators.
preschool age
interethnic communication
senior preschool age
pedagogical means

В настоящее время люди не ограничены в возможности быстрого передвижения на дальние расстояния, необходимого по роду профессиональной деятельности, интересам и прочим целям, такая миграция превратила большинство государств в регионы с многонациональным составом населения, с различными вероисповеданиями и национальными культурами. На этом фоне нередки проявления экстремизма или национализма, особенно в молодежной среде, группы молодежи объединяются для реализации актов агрессии в отношении людей других национальностей. Ухудшение взаимодействия между представителями различных национальностей отмечено после военных действий на Северном Кавказе и терактов в мире, организованных исламскими группировками. Данные проблемы требуют быстрого и качественного решения, в первую очередь признания социального равенства для представителей различных национальностей, социокультурных групп и налаживания возможностей для эффективного межнационального общения с учетом национальных и культурных особенностей других людей. И очевидно, что процесс налаживания взаимоотношений необходимо начинать с детства, чтобы толерантность, взаимоуважение у представителей различных национальностей стали естественной формой жизни.

Формирование навыков межнационального общения у дошкольников происходит благодаря усвоению детьми определенных знаний о труде, быте, языке, народном творчестве, искусстве, особенностях характера различных национальностей, которые живут рядом с нами. Освоение этих знаний происходит в различных видах интересной и доступной для детей деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной и др. Важно в процессе воспитания сформировать положительное отношение к людям различных национальностей, их культуре и традициям.

Цель исследования – определить содержание, эффективные методы, приемы и средства формирования основ межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

В исследовании применены теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ методических разработок по формированию межнационального общения в дошкольном образовательном учреждении.

Результаты исследования и их обсуждение

В дошкольный период в социуме ребенка появляются сверстники. Между детьми начинают налаживаться разнообразные отношения: дети дружат, радуются, ссорятся, обижаются, помогают друг другу и т.д. Дошкольники очень эмоционально воспринимают отношения со сверстниками, это является основой для развития личности ребенка, взаимоотношений с социальной средой. Родители должны внимательно следить за взаимоотношениями детей, стараться помочь наладить позитивные отношения, определить проблемные стороны и преодолеть их вместе с детьми. Основой в этой деятельности является знание возрастных особенностей общения детей [1].

Общение детей и взрослых абсолютно различно. Статистические данные указывают, что в общении дошкольников в 10 раз чаще используются проявления экспрессии, от восторга до негодования, от ласки до драки. В отличие от взрослых, детям свойственны нестандартность действий, эмоциональность, плохая осведомленность о правилах поведения и общения друг с другом. Дети позволяют себе уподобляться животным, дразнят друг друга, обзываются, говорят глупости [2].

У старших дошкольников отношение к ровесникам существенно изменяется, появляется доброжелательность, желание помочь, все реже проявляются элементы животного поведения. Конкуренция и соперничество сохраняются всю жизнь, но в старшем дошкольном возрасте человек уже в состоянии видеть в другом ребенке некоторые психологические аспекты: желания, предпочтения, настроения. Интерес приобретают личностные черты сверстника, которые не связаны с конкретными действиями [3]. В 6 лет у детей все чаще появляется желание помочь сверстнику, подарить что-нибудь, уступить, появляется сопереживание, сочувствие. К примеру, дети радуются, когда хвалят их одногруппника, расстраиваются, когда его ругают, полны желанием помочь, подсказать. Негативные проявления в виде злости, зависти проявляются значительно реже. Другой ребенок становится интересен как уникальная личность, а не из-за конкуренции. Дети способны объединить усилия, чтобы противостоять взрослому. Так, сверстник становится самоценной личностью, вне зависимости от успехов и неудач [4].

В дошкольном возрасте закладываются основы национальной культуры, понимание ценностей, особенностей и традиций других культур. В детском саду должна сложиться доверительная, дружелюбная атмосфера, которая будет содействовать позитивному общению в группе. Следует отметить, что дошкольники редко различают друг друга по национальности. В основной деятельности необходимо объяснять детям, как общаться между собой, как задавать вопросы, просить помощи или извиняться. В целях облегчения взаимодействия можно предложить дошкольникам заменить трудные национальные имена на интернациональные.

Педагог должен изначально изучить национальный состав детской группы, учесть национальные особенности, которые могут проявиться в поведении, общении. Затем происходит постепенное ознакомление дошкольников с многообразием и ценностью национальных культур, понимание сходства и различий различных культур [5]. В старшем дошкольном возрасте интерес у детей вызывают национальные праздники, которые проводятся у различных народов, обряды, обычаи и приметы, народные ремесла. В детском саду возможно проведение национальных праздников, ознакомление с народным творчеством, обрядами, – всё вышеперечисленное будет содействовать обогащению социального опыта дошкольников, установлению положительных взаимоотношений в группе, подготовит к взаимодействию с представителями других национальностей.

В работе педагога по формированию основ межнационального общения важен обоснованный, продуманный подбор дидактического материала, создание психологически комфортной атмосферы и развивающей среды в группе. Занятия, совместные игры детей, знакомство с традициями, праздниками других народов должны быть заранее запланированы и проводиться не спонтанно, а систематически с использованием ведущей деятельности в яркой занимательной форме с использованием разнообразных методов, соответствующих возрастным особенностям. Только таким образом можно добиться полноценного развития личности каждого ребенка и детского коллектива в целом [6].

Межкультурное образование нельзя сводить лишь к региональному компоненту, навязанному свыше, к дополнительному празднику или игре. Это целенаправленная, систематическая работа, которая формирует у детей определенный образ мыслей, осознанная необходимость в воспитании у детей уважения к культуре других народов, которая должна проникнуть в жизнь каждой группы детского сада, каждой семьи.

Рассмотрим основополагающие принципы межнационального общения:

1. Тактичность в общении с представителями различных национальностей.

2. Национальная принадлежность не должна негативно влиять на межличностное общение.

3. Люди должны уважать свои традиции, обычаи и обряды и так же относиться к традициям, обычаям и обрядам других национальностей.

4. Прежде чем вступать в обсуждение национально-этических вопросов, необходимо с научной точки зрения изучить вопрос, не руководствуясь рассказами, некомпетентными источниками.

5. Если человек проживает в другой этнической среде, то необходимо изучить обряды, обычаи, ритуалы этого народа, освоить минимальные требования этикета. Особенно важно знать нормы запретов. Человек должен уважать традиции национального окружения, вести себя в соответствии с их нормами.

6. Необходимо знание языка основного этноса.

Данные принципы следует принимать и понимать. Для этики межнационального общения не обязательно знать все традиции, обычаи и обряды. Достаточно просто уважительно относиться к культуре других народов. Воспитатель должен объяснить в детской группе, что у каждой народности существуют свои специфические традиции, которые могут вызвать недоумение, непонимание. Нельзя выражать это, навязывать негативное отношение к традициям других народов или обсуждать их целесообразность.

Исходя из ведущего вида деятельности, возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, формирование основ межнационального общения в детском саду должно проходить в различных видах занимательной, практической, интересной для детей деятельности: игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной, в процессе социализации, когда ребенок приобретает знания о межэтническом сходстве и различиях. Для воспитания толерантного отношения у старших дошкольников существует ряд эффективных средств: изучение традиций, непосредственное общение, ознакомление с художественной литературой, фольклором, произведениями искусства. Рассмотрим использование каждого средства более подробно.

Традиции каждого народа являются хранителями его истории, культурного и социального наследия, ценного опыта, который передается из поколения в поколение и поддерживается общественным мнением [7]. Традиции представляют собой условие развития человеческой культуры, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, так они превращаются в эффективное средство формирования личности.

Практическое значение национальных традиций невозможно переоценить. Они являются регулятором эмоционального состояния людей, объединяют людей одной национальности, сохраняют национальные ценностные ориентации, образуют нормы поведения. В детском саду знание и использование национальных традиций способствует налаживанию контактов с детьми разных национальностей, чтобы эффективно использовать эту возможность, следует продумать план работы, содержание, цели, организовать встречи с представителями различных национальностей (возможно, в режиме онлайн). При отсутствии условий для непосредственного или онлайн-общения можно организовать совместные праздники, ознакомить детей с художественной литературой, произведениями искусства, народными промыслами.

Для пробуждения социальных чувств, активности важна роль детской художественной литературы [8]. Положительное влияние оказывает на старших дошкольников изучение произведений поэтов и писателей разных народов, так дети приобщаются к многонациональной художественной культуре. Литературные произведения знакомят детей с нравами и обычаями других народов, помогают познать внутренний мир человека, чувства, поступки, вызывают интерес и уважение к людям различных национальностей, закладывают основы духовности. Важно, чтобы в детском саду были иллюстрированные книги с произведениями авторов различных национальностей или сказки народов мира.

Художественная литература, иллюстрации, кинофильмы, танцы, музыка – это далеко не весь перечень средств, которые способствуют формированию этики межнационального общения. Хорошо в этом плане используется национальная игрушка, например кукла. Обычно в старшей и подготовительной группах есть национальные куклы, которые дети рассматривают, изучают с помощью воспитателя. Кукла помогает в доступной форме ознакомить старших дошкольников с национальными особенностями в одежде, бытом, природными условиями, ремеслами. К национальным игрушкам предъявляется ряд требований, например внешний вид куклы должен изображать национальные черты, одежда должна быть только национальная, выражение лица должно вызывать симпатию, интерес у детей, она должна обладать особенными чертами характера, быть героем литературных произведений. Чтобы добиться воспитательного эффекта, воспитатель должен по определенному признаку подбирать национальные куклы и сгруппировывать их. К примеру, национальные куклы, передающие национальные черты характера, носящие имена известных национальных литературных героев, в костюмах отражены черты национальных ремесел, особенности труда.

Формирование этики межнационального общения целесообразно проводить в ходе сюжетных или подвижных игр с использованием национальных атрибутов. В игре дети отражают интерес к окружающему миру, насыщают жизнь социальным содержанием, развивают творческую активность. Содержание игры должно быть средством познания национальных особенностей. Воспитатель может успешно в процессе игры уточнять и обогащать знания дошкольников о национальных особенностях, организовывать продуктивное взаимодействие детей.

Народные произведения искусства оказывают благотворное влияние на формирование этики межнационального общения. Познавательно рассматривать с детьми иллюстрации к сказкам, отражающие национальный колорит, вместе слушать народную музыку и потом делиться впечатлениями от услышанного и представленного. Яркая, выразительная музыка или иллюстрация позволит лучше понять поступки героев, вызовет интерес у детей, стремление познать другие культуры, будет содействовать развитию эстетического вкуса дошкольника.

Малые жанры фольклора также играют важную роль в формировании основ межнационального общения. К примеру, в национальных пословицах и поговорках прослеживаются нормы поведения в данном обществе. Пословицы и поговорки призывают детей к тактичности, толерантности при общении с разными народами: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Обращение к фольклору делает речь богаче, позволяет детям видеть разнообразие мира, устраняет страх быть не таким, как остальные. Фольклор позволяет познать внутренний мир других народов, сблизить детей, испытать дружеский настрой, что сделает собственный мир ребенка богаче, интереснее [9].

Заключение

В ходе проведенного исследования мы установили, что формированию межнационального общения в дошкольном возрасте способствует положительный климат в группе. Межнациональное общение должно осуществляться через освоение элементов культуры других народов. Воспитатель должен чутко регулировать взаимодействие детей, чтобы не допустить унижения и оскорбления чести и достоинства людей других национальностей, заложить прочные основы формирования уважения к иной культуре, взаимопонимание, толерантность, терпимость и дружелюбие.

Существуют разнообразные средства формирования этики межнационального общения. Разнообразие используемых в этих целях средств помогает привить старшим дошкольникам чувство симпатии, уважения, дружелюбия к людям других национальностей, принять и понять национальную самобытность, обычаи и традиции, устранить зачатки национализма, нетерпимости к людям других национальностей.

Наиболее эффективными средствами формирования этики межнационального общения являются изучение народных традиций, обрядов, знакомство с художественной литературой разных народов, малыми фольклорными жанрами, произведениями искусства, использование национальных кукол, непосредственное общение, вовлечение детей в различные национальные игры с использованием специфических атрибутов.