В современном мире требования, предъявляемые к молодому поколению, значительно возросли. Перед образованием стоят задачи формирования творческой личности, которая обладает следующими качествами: навыками пользования современными технологиями и конструктивного ведения диалога, умения использовать своё личное время и выстраивать траекторию личностного саморазвития. Также, согласно требованиям ФГОС начальной школы по предмету «Изобразительное искусство», одним из результатов освоения программы должны стать духовно-нравственное развитие ребенка, эстетическое воспитание, овладение навыками и умениями художественной деятельности [1].
Рисование необычными материалами на уроках изобразительного искусства позволяет детям получить массу положительных эмоций. Использование бытовых предметов в качестве художественных материалов раскрывает творческий потенциал ребенка, дает им почувствовать особенности цвета, настроения изображения, а также, что немаловажно, развивают мелкую моторику. Так, происходит процесс мышления, фантазии, обдумывания, а значит, и подключения процесса воображения.
Проблемой творческого воображения младших школьников занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что в программах школ по изобразительному искусству недостаточно используются разнообразные методы рисования. Нетрадиционные техники способны развивать сенсорную сферу ребенка (изучение не только свойств предмета, но и активная работа этими предметами), активизировать познавательный интерес (рисование материалами, которые изначально предназначаются для выполнения других действий), развитие наглядно-образного мышления, самостоятельности и инициативности.
Цель исследования состояла в изучении эффективности нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческого воображения младших школьников.
В большом психологическом словаре воображение характеризуется как универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [2].
Анализ литературы показал, что существуют четыре вида воображения:
- продуктивное;
- репродуктивное;
- активное;
- пассивное.
При активном воображении ребенок самостоятельно вызывает у себя образы, при пассивном, напротив, образы и мысли возникают внезапно без приложения особых усилий.
При репродуктивном воображении перед ребенком ставится задача воспроизвести действительность такой, какая она есть, при продуктивном, наоборот, новые образы создаются ребенком сознательно.
Согласно периодизации психического развития Л.С. Выготского, воображение является центральным психологическим новообразованием в младшем школьном возрасте. В своем труде он пишет: «обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению!» [3].
По мнению С.Л. Рубинштейна, творчество характеризуется как деятельность, которая направлена на создание абсолютно нового и оригинального продукта, который войдет не только в историю самого творца, но и в историю науки и искусства [4].
В основе творчества лежит воображение, которое развивается в процессе художественного воображения – так писал советский педагог и психолог В.В. Давыдов [5].
Таким образом, сопоставив понятия «воображение» и «творчество», можно сделать вывод, что творческое воображение направлено на создание новых и оригинальных образов, идей, которые представляют ценность как для человека-исполнителя, так и для общества, которые выражены в конкретных продуктах творческой деятельности.
Особое место в педагогике занимают вопросы детского творчества, как важнейшего процесса социализации, общего развития и созревания ребенка. Младшим школьным возрастом принято считать 6–10 лет. В данном периоде важно уделять особое внимание физическому, психофизиологическому и эмоциональному развитию.
Основным видом деятельности выступает уже не игра, а обучение, где происходит активное развитие памяти, внимания, мышления и речи, восприятия, воображения. В этом возрасте завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, отсюда образное мышление, которое способствует творческому воображению, все меньше необходимо в учебной деятельности.
Как пишет в своей статье О.В. Морозова, младший школьный возраст наиболее сензитивен для целенаправленного развития творческого воображения, поскольку детям присущи эмоциональность, «буйство» фантазии [6]. Таким образом, перед учителем изобразительного искусства стоит важнейшая задача развития творческого воображения, навыков творческой деятельности, а также умений создавать новые образы и идеи.
Условно процесс развития творческого воображения детей на уроках изобразительного искусства можно разделить на несколько этапов:
– предварительный (постановка задачи, задания);
– начальный (знакомство и подбор материала, выполнение зарисовок);
– основной (активная работа над творческим продуктом);
– демонстрационный (показ работы, возможно, организация мини-выставки и т.д.).
Важно помнить, что при построении любого урока у младших школьников необходимо придерживаться основных педагогических принципов:
– принцип системности (подача материала последовательно и логично);
– принцип взаимосвязи практики с теорией (подкрепление словесного объяснения урока практическими заданиями);
– принцип развивающего обучения (направленность обучения на всестороннее развитие личности);
– принцип интереса и активности учащихся (сознательное отношение обучающихся к необходимости овладения знаниями, а также поддержание интереса к предмету);
– принцип учета индивидуальных особенностей учеников (учет физических, психических и эмоциональных характеристик детей);
– принцип учета ранее сформированных навыков и умений.
Как показал анализ литературы, учебная деятельность особенно эффективна, когда хорошо развито воображение. Примером может служить процесс заучивания стихотворения – школьник мысленно представляет то, о чем пишет автор. Или урок окружающего мира, когда ученики мысленно представляют те явления и процессы, которые они никогда не видели: моря, океаны, извержение вулкана, космос и многое другое. Поэтому развитое творческое воображение способствует успешному освоению учебного материала.
Таким образом, развитие творческого воображения младших школьников является одной из основных педагогических задач. Основными методами на уроках изобразительного искусства выступают известные педагогические методы: словесные, наглядные и практические. Формирование творческого воображения связано с практической деятельностью школьников, поэтому подробнее остановимся на практических методах, а именно применении на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, приемов рисования, которые не являются общепризнанными и традиционными. Под техникой рисования понимают совокупность специальных навыков и умений, посредством которых создается художественной продукт [7].
Нетрадиционные техники рисования – удивительный вид деятельности, который способствует созданию условий экспериментальной и художественной деятельности, при котором развивается внимание, аккуратность, целеустремленность, прививаются навыки работы в группе и позволяют освоить культуру труда и деятельность самостоятельного художника-творца. В настоящее время существует большое количество нетрадиционных техник рисования. Уверены, что на занятиях по изобразительному искусству даже дети могут придумать новые техники рисования.
Самым простым для ребенка является рисование пальчиками. Рисующим элементом может выступать вся ладонь. Инструментами выразительности могут быть пятно, линия, точка, цвет. Это самый простой способ, который наверняка дети опробовали уже в дошкольном возрасте.
Монотипия. Для выполнения работы выбирается гладкая поверхность (пластик, стекло), картон или любая другая плотная бумага, кисти, краски, акварель или гуашь. Средства выражения – это пятно, цвет, симметрия. Ученику нанести рисунок на поверхности, а затем перенести на чистый лист, надавливая рукой или валиком. Так получится оттиск, который может походить на облака, ветви деревьев, море и т.д. При желании полученный оттиск можно дополнить деталями. Главное, пробовать разную густоту красок, фактуру бумаги, и результаты получатся неповторимыми и разнообразными. Монотипия позволяет детям развивать усидчивость, дисциплинированность и получать массу положительных эмоций.
Тычкование. Для этой техники можно использовать ватные палочки, зубочистки. Предварительно на бумаге можно прорисовать эскиз карандашом, а затем, обмакнув ватную палочку в краску, «методом тычка» наносить рисунок. Как делать фон, как расположить пятна – всё это желание и фантазия ребенка.
Печати. Выбирается любой твердый материал, например картофель. Далее вырезаются различные формы: треугольники, квадраты, ромбы, овалы, простые рисунки. Формочки опускаются в краску и можно выполнять рисунок по заданной теме.
Техника «набрызг». Для выполнения техники «набрызг» используются бумага, краски, жёсткая кисть, плоские палочки или другие приспособления о которые можно ударять кисть. Набрызги используются или на готовом рисунке, для формирования фона или же для создания эффекта снега, дождя, капель и т.д. Кисть смачивается в воде, набирается краска и, отвернув от себя щетину, ребенок пальцем водит по щетине кисти или ударяет кисть о любой предмет. Для получения различных эффектов можно менять направления руки, величину капель можно менять, приближая или отдаляя кисть от рисунка. Можно делать плавные переходы цветом для получения неповторимого рисунка.
Граттаж. Для техники «граттаж» необходима плотная бумага, свечи, восковые мелки, клей ПВА, острый стикер или зубочистка, кисть или губка. Основной задачей граттажа является выполнение рисунка путем процарапывания острым предметом. Бумагу покрывают слоем воска или парафина. С помощью кисти или губки наносят на поверхность бумаги слой туши и просушивают. Далее любым острым предметом процарапывают рисунок. Так образуются белые линии, пятна, точки, из которых получается полноценный рисунок. Плюсов данной техники большое количество: активно развивается мелкая моторика пальцев, а также координация движений руки, с помощью использования линий, штриховки развивается воображение. Дети становятся более уверенными и смелыми в выражении своих задумок.
Ниткография. Для исполнения данной техники необходимы шерстяные нитки. Рисунок выполняется путем пропитывания ниток красками и скольжения по бумаге или выкладывания аппликации. Получаемые рисунки больше похожи на абстракцию. Дети подключают свое воображение и рассматривают то, что получилось – жар-птица, морская волна, деревья, а может, солнце. Суть методики очень простая: пропитанная краской ниточка хаотично раскладывается на бумаге, затем придавливается другим листом, оставшийся кончик нити вытягивается. Эту процедуру на том же рисунке можно повторять уже другим цветом. Так получаются замысловатые картинки, которые с помощью творческого воображения необходимо интерпретировать.
Техника рисования мятой бумагой. Для выполнения техники понадобятся краски, бумага для выполнения рисунка, небольшие бумажки, которые необходимо смять. Смятую бумагу опускаем в краску и выполняем оттиск. Технику можем выполнять точками, а можно проводить линии. Если использовать густую краску, то получится фактура и более насыщенные оттенки. Жидкая краска позволяет сделать рисунок легким и воздушным. При необходимости можно дорисовать детали кистью, например, лучи солнца, стволы деревьев. Данная техника позволяет развивать творческие способности, стимулирует любознательность, учит вниманию к деталям, а также позволяет ребенку воплотить на бумаге свои идеи.
Слово «фроттаж» происходит от французского «frotter» – натирать, тереть. Рисунок выполняется путем натирания бумаги. Понадобится плотная бумага, восковые мелки, цветные карандаши или пастель, уголь и фактурные материалы (это могут быть листья или кора деревьев, терка для овощей, подставки, монетки, ракушки и т.д.). Из материалов выстраивается композиция по заданной теме, далее накрывается бумагой. Разными цветами эти фактуры натираются или заштриховываются карандашом. Получившийся рисунок можно дополнить деталями, паспарту и оформить в раму.
Кляксография – техника рисования кляксами, пятнами, каплями, которая позволяет развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление. Обязательный набор материалов включает бумагу, краски и другие вспомогательные предметы (трубочки, нитки, пластилин и т.д.). Существует несколько приемов:
– использование трубочки: на бумаге ставят крупную кляксу, опускают в нее трубочку и выдувают пятно в разные направления. Такой прием позволяет изобразить лучи солнышка, ветки деревьев, стебли цветов;
– использование пластилина: из пластилина лепятся необходимые детали рисунка, например, водоросли, морские звезды, а затем в контексте изображения прилепляются к бумаге, таким образом, изображение получается объемным;
– прием растекания: на бумаге ставят большие кляксы или пятна и затем путем наклона бумаги в разные стороны получаются разнообразные формы. Рисунок можно дополнить деталями с помощью карандашей, фломастеров.
Это далеко не все виды нетрадиционных техник рисования. Каждый урок может стать открытием нового метода рисования. Ведь фантазия детей безгранична, а познавательный интерес развивается, если поддерживать атмосферу творчества, доброжелательности и интереса.
Заключение
Нетрадиционные техники рисования позволяют развивать творческие способности детей, навыки сотрудничества, общения, поскольку разные комбинации использования художественных материалов рождают новые идеи, эксперименты, которые превращаются в настоящий процесс творения. Так данные техники рисования оказывают большое внимание на развитие классического рисования, важных психофизиологических характеристик ребенка – память, мышление, моторика пальцев, речь, а самое главное, развитие творческого воображения. Важно понимать, что важным является на уроке не результат, а сам процесс, поскольку именно тогда происходит развитие личности, формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Очень важно хвалить детей, показывать родителям, возможно, организовать выставку, чтобы дети чувствовали, что их творчество ценно и интересно другим людям. Только при создании таких условий будут сохраняться интерес к деятельности, а значит, снова и снова стимулирование развития творческого воображения.