Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN SCHOOLCHILDREN

Pustovoytov V.N. 1 Korneykov E.N. 1
1 Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovskiy
The article deals with the key problems of using the potential of information and communication technologies (ICT) in the process of civil and patriotic education of modern schoolchildren. The understanding of the civic-patriotic education of schoolchildren in the context of informatization and digital society as purposeful, reflecting the values and ideology of the state, the educational activity of the school, based on the optimal attraction of ICT means, corresponding to the educational tasks being solved, is determined. In the course of the implementation of educational activities, schoolchildren develop a respectful, valuable attitude towards the Russian people, its culture, to Russia as the largest power in the world, create conditions for the formation of children and adolescents of a conscious readiness to fulfill their civic duty, civil and patriotic behavior in the modern world. A set of principles, directions and forms of civil-patriotic education is defined, taking into account the specifics of the work of a modern school. Among the possible personally significant forms of civil-patriotic education of children and adolescents with the involvement of online resources and the use of ICT, the following forms of educational work are highlighted: related to military topics; affecting various aspects of the history of Russia, its multiculturalism, local history; dedicated to the Russian language as a means of interethnic communication, as well as the languages of the peoples living on the territory of Russia; actions and forums of civil-patriotic orientation with the participation of schoolchildren, teachers, the public, representatives of religious cults.
education of schoolchildren
civil and patriotic education
patriotism
information and communication technologies
informatization of education
digitalization of education

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из ключевых задач, стоящих перед современным общим образованием. Именно в детские и юношеские годы закладываются основы гражданственности и нравственности, чувства любви к Отчизне, большой и малой Родине. В современной школе проблема патриотического воспитания детей и подростков решается с применением технологий воспитания, разработанных А.А. Бозалевым, В.А. Караковским, З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Щурковой и другими исследователями. Перспективными моделями гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России являются модели воспитательной работы, спроектированные на основе информационно-коммуникационных технологий (далее – ИК-технологий). Они современны, интересны детям и подросткам, имеют большой воспитательный потенциал, позволяют удовлетворить познавательную и досуговую потребности школьников, создают условия для развития их интеллектуальных и творческих способностей.

Цель исследования – выявить личностно значимые формы гражданско-патриотического воспитания школьников, основанные на применении информационно-коммуникационных технологий.

Материалы и методы исследования

Исходный материал исследования – состояние теории и практики гражданско-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации, уровень информатизации и цифровизации данного направления воспитательной работы. Методологическую основу исследования составляют концептуальные идеи теории воспитания детей и молодежи (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), концепции информатизации образования (И.В. Роберт, О.А. Козлов, В.П. Поляков и др.). Методы исследования: анализ, классификация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Патриотизм рассматривается в научных исследованиях многопланово. Патриотизм понимается и как социально значимое качество личности: «это конкретное личностное качество. Суть, сущность данного понятия заключается: а) в любви к Отечеству, к своей родине, к своему народу, его истории, культуре, обычаям и традициям; б) в стремлении своими конкретными действиями, поступками служить своей родине, её процветанию и независимости» [1], и как социально значимый феномен, характеризующий уклад жизни общества: «это наиболее значимая ценность, присущая всем сферам жизни общества и государства» [2]. Различия в понимании патриотизма определяют, очевидно, и различия в подходах к пониманию патриотического воспитания [3; 4]. Вместе с тем, как показывает анализ научных источников, сущность патриотического воспитания однозначна, – это процесс целенаправленного, систематического формирования «морально-психологических, личностных качеств, необходимых для решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства» [5, с. 57].

Близка по сущности, но не тождественна патриотическому интенция гражданского воспитания личности. Под гражданским воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования «гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным» [6], быть гражданином общества и носителем общечеловеческих ценностей. Гражданское воспитание предполагает формирование патриотических, духовных, гуманистических, мировоззренческих, моральных, правовых, культурных, трудовых установок и норм поведения личности.

Гражданско-патриотическое воспитание граждан современной поликультурной России составляет основу принципа организации нравственно-политической воспитательной работы с детьми и молодежью [7; 8]. Именно патриотизм и гражданственность выступают фундаментом государственности в условиях многонациональности и мультиконфессиональности России, основой общности систем государственных и социальных институтов Российской Федерации, играют ключевую роль в духовной и социокультурной жизни всех народов и народностей, проживающих на территории современной России. Воспитание гражданско-патриотического сознания у молодежи – одна из ключевых задач в сфере обеспечения национальной безопасности современной России.

Стремительная информатизация общества, цифровизация жизни современного человека, глобализационные процессы, сопровождающиеся ростом поликультурности общества, предъявляют свои требования и вносят коррективы в систему традиционного гражданского и патриотического воспитания. Сегодня уже ясно – только применение информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать эффективным процесс воспитания молодого поколения в условиях цифровизации и информатизации общества, вовлечь в данный процесс самих воспитанников как субъектов образовательного пространства на основе развития у них самостоятельности и творчества, оказывать избирательное влияние как в целом на гражданско-патриотические чувства и поведение воспитанников, так и на составляющие (компоненты) рассматриваемого социально ценного личностного качества современного человека [9, с. 27–28].

Опора в процессе воспитания молодого поколения россиян на потенциальные возможности информационно-коммуникационных технологий установлена рядом документов, определяющих государственную политику России в сфере воспитания. В частности, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», реализация которой базируется на таких общечеловеческих категориях, как «человеколюбие», «честь», «справедливость», «воля», «совесть», «личное достоинство», «стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой и своим Отечеством» [10], предусматривает широкое включение в процесс воспитания молодого поколения России средств ИК-технологий. Данный концептуальный государственный документ предусматривает: «создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей; информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию» [10]. Определенные в Стратегии направления развития воспитания находят свое отражение в документах, задающих вектор гражданского и патриотического воспитания в России. Например, в рамках нацпроекта «Образование» с 2021 г. реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Данный проект предусматривает в том числе на основе реализации потенциала информационно-коммуникационных технологий и онлайн-сред усиление воспитательной компоненты в образовании, более широкое и глубокое отражение патриотической тематики в учебной и учебно-методической литературе, в содержании уроков, во внеучебной деятельности и в системе дополнительного образования детей и подростков [11].

Важнейшим институтом гражданско-патриотического воспитания в современном обществе выступает общеобразовательная школа. Она призвана, как проводник ценностей общества и идеологии государства, решать задачу гражданско-патриотического воспитания молодого поколения россиян в духе сохранения традиционных для нашего общества ценностей [12]. С учетом значимости школы в формировании мировоззрения детей и подростков, гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях информатизации и цифровизации общества можно определить как целенаправленную, отражающую ценности российского общества и идеологию государства, воспитательную деятельность школы, основанную на оптимальном привлечении средств ИК-технологий, соответствующем решаемым воспитательным задачам. В ходе реализации данной деятельности у обучающихся формируется уважительное, ценностное отношение к российскому народу, его культуре, к России как крупнейшей, имеющей многовековую историю, мировой державе, создаются условия для формирования у детей и подростков осознанной готовности к выполнению гражданского долга, гражданско-патриотического поведения в современном мире.

Анализ практики гражданско-патриотического воспитания показывает, что сегодня накоплен определенный положительный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Реализация возможностей информационно-коммуникационных технологий осуществляется как на общероссийском уровне, так и на уровне отдельных школ. В последние годы стало традиционным коллективное создание электронных ресурсов, отражающих доблесть и славу тех, кто своим беззаветным служением Отечеству достоин народной памяти и уважения, повсеместно проходят акции, связанные с подготовкой и размещением в глобальной сети фото- и видеоконтента, граффити, рисунков, интервью, сочинений и других материалов, посвященных Великой Победе, в школах проводятся воспитательные мероприятия с использованием гибридных моделей присутствия на них ветеранов войны, героев труда, проходят онлайн-экскурсии школьников [13; 14]. Вместе с тем отметим, что реализуемые в школьной практике воспитательные мероприятия гражданско-патриотической направленности с широким использованием ИК-технологий носят в основном несистемный характер, часто проводятся по традиционным сценариям, мало интересным по своей форме современным школьникам.

Гражданско-патриотическое воспитание в России с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, несомненно, должно осуществляться системно. Реализация гражданско-патриотического направления воспитательной работы включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: разработку методологической и создание единой нормативно-правовой базы патриотического воспитания; проектирование, создание и актуальную поддержку информационной среды формирования у молодежи сознания и поведения в интересах Родины, страны; разработку современных учебно-методических материалов формирования у детей и молодежи осознания значимости обеспечения безопасности страны; совершенствование системы переподготовки (подготовки) педагогических кадров [2; 7]. Названные компоненты составляют ключевые условия эффективности гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Конкретизируя названные условия на воспитательную работу в школе, на работу классного руководителя, учителя-предметника, целесообразно уточнить методологический и методический компоненты системы, обосновать и предложить воспитателям-практикам совокупность принципов, направлений и форм гражданско-патриотического воспитания, учитывающую специфику и реалии работы современной школы.

Опираясь на требования к организации процесса воспитания патриотизма и гражданственности у студенческой молодежи [7], можно определить следующие принципы гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях информатизации и цифровизации общества:

– целенаправленности и спланированной широкой наступательности патриотического воспитания школьников средствами информационного (реального и цифрового) образовательного пространства;

– интеграции воспитания и самовоспитания в формировании осознания школьником себя россиянином, частью российской общности, частью Человечества; целостности в воспитании чувств патриотизма и чувств гражданственности, гражданско-патриотического поведения;

– постановки задач гражданско-патриотического воспитания школьников на основе оперативной диагностики (в том числе с использованием средств ИК-технологий) уровня сформированности у них патриотизма и российской идентичности;

– единства применения в процессе воспитания школьников традиционных и ориентированных на использование ИК-технологий моделей и технологий воспитания.

Данные принципы позволяют определить ряд ключевых направлений (задач) гражданско-патриотического воспитания школьников с привлечением возможностей цифрового информационного пространства и электронных ресурсов на более качественном уровне, с учетом специфики конкретного образовательного учреждения, конкретной школы, сделать процесс воспитания адресным. Такими направлениями (задачами) являются:

– развитие у подрастающего поколения на основе привлечения возможностей современных средств ИК-технологий уважения к символам Российской Федерации как государства (герб, флаг, гимн), к историческим символам и памятникам Отечества;

– формирование у школьников патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей и подростков (военно-патриотический, краеведческий, интернациональный, общечеловеческий аспекты);

– сочетание краеведческой деятельности, детского познавательного туризма патриотической направленности с виртуальной музейной практикой, поисковой деятельностью в глобальной сети и др.;

– развитие системы онлайн-платформ оперативной комплексной методической помощи и сопровождения деятельности педагогических работников по формированию российской гражданской идентичности у детей и подростков;

– включение во внеучебную воспитательную работу и в изучение школьниками курсов учебных предметов (в первую очередь гуманитарных учебных предметов) мультимедийного контента патриотической направленности, способствующего формированию адекватной ориентации детей и подростков в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также способствующего осознанной выработке школьниками собственной позиции по отношению к данным процессам на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.

Опираясь на идеи, изложенные в научной литературе и практику воспитания в современной школе, можно определить следующие формы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков с привлечением онлайн-ресурсов и ИК-технологий:

– акции, связанные с военной тематикой: онлайн-встречи школьников с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий, военнослужащими Российской армии, посвященные героическому прошлому и настоящему России; сбор и систематизация информации по увековечиванию памяти павших в борьбе за Родину; создание учащимися виртуальных школьных музеев и Аллей Славы; виртуальное посещение оборонно-спортивных мероприятий, показательных выступлений военных, выставок военной техники; проведение виртуальных ознакомительных военно-полевых сборов для будущих призывников; организация онлайн-концертов в стиле военных лет и др.;

– акции, затрагивающие различные аспекты истории России, ее поликультурности, краеведения: проведение Дней Малой Родины, олимпиад по истории России, виртуальных экскурсий, онлайн-выставок и конкурсов, онлайн-эстафет национальных танцев, организация мероприятий в стиле различных эпох (исторические инсталляции, исторические флешмобы и др.), создание школьниками виртуальных музеев и др.;

– акции, посвященные русскому языку как средству межнационального общения, а также языкам народов, проживающих на территории России: различные формы онлайн-конкурсов, языковых олимпиад, проектов, конференций;

– акции гражданско-патриотической направленности с участием школьников, учителей, общественности, представителей религиозных культов.

Выделенные формы гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях информатизации и цифровизации общества предполагают активное участие в них воспитанников, которое должно быть организовано на систематической основе. Тем самым процесс гражданско-патриотического воспитания становится адресно ориентированным, приобретает для обучаемых личностный смысл, личностную значимость.

Заключение

Подводя итог сказанному, отметим: стремительное развитие ИК-технологий затрагивает все сферы жизни общества и не может не влиять на процесс формирования мировоззрения современных детей и молодежи. Как следствие, система воспитания в целом и система гражданско-патриотического воспитания школьников в частности должны модернизироваться. Применение ИК-технологий в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков может и должно проектироваться, исходя из традиционных для российского общества ценностей, ориентироваться на современные формы воспитательной работы, быть системным и систематичным в своей реализации.