Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из ключевых задач, стоящих перед современным общим образованием. Именно в детские и юношеские годы закладываются основы гражданственности и нравственности, чувства любви к Отчизне, большой и малой Родине. В современной школе проблема патриотического воспитания детей и подростков решается с применением технологий воспитания, разработанных А.А. Бозалевым, В.А. Караковским, З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Щурковой и другими исследователями. Перспективными моделями гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России являются модели воспитательной работы, спроектированные на основе информационно-коммуникационных технологий (далее – ИК-технологий). Они современны, интересны детям и подросткам, имеют большой воспитательный потенциал, позволяют удовлетворить познавательную и досуговую потребности школьников, создают условия для развития их интеллектуальных и творческих способностей.
Цель исследования – выявить личностно значимые формы гражданско-патриотического воспитания школьников, основанные на применении информационно-коммуникационных технологий.
Материалы и методы исследования
Исходный материал исследования – состояние теории и практики гражданско-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации, уровень информатизации и цифровизации данного направления воспитательной работы. Методологическую основу исследования составляют концептуальные идеи теории воспитания детей и молодежи (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), концепции информатизации образования (И.В. Роберт, О.А. Козлов, В.П. Поляков и др.). Методы исследования: анализ, классификация, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Патриотизм рассматривается в научных исследованиях многопланово. Патриотизм понимается и как социально значимое качество личности: «это конкретное личностное качество. Суть, сущность данного понятия заключается: а) в любви к Отечеству, к своей родине, к своему народу, его истории, культуре, обычаям и традициям; б) в стремлении своими конкретными действиями, поступками служить своей родине, её процветанию и независимости» [1], и как социально значимый феномен, характеризующий уклад жизни общества: «это наиболее значимая ценность, присущая всем сферам жизни общества и государства» [2]. Различия в понимании патриотизма определяют, очевидно, и различия в подходах к пониманию патриотического воспитания [3; 4]. Вместе с тем, как показывает анализ научных источников, сущность патриотического воспитания однозначна, – это процесс целенаправленного, систематического формирования «морально-психологических, личностных качеств, необходимых для решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства» [5, с. 57].
Близка по сущности, но не тождественна патриотическому интенция гражданского воспитания личности. Под гражданским воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования «гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным» [6], быть гражданином общества и носителем общечеловеческих ценностей. Гражданское воспитание предполагает формирование патриотических, духовных, гуманистических, мировоззренческих, моральных, правовых, культурных, трудовых установок и норм поведения личности.
Гражданско-патриотическое воспитание граждан современной поликультурной России составляет основу принципа организации нравственно-политической воспитательной работы с детьми и молодежью [7; 8]. Именно патриотизм и гражданственность выступают фундаментом государственности в условиях многонациональности и мультиконфессиональности России, основой общности систем государственных и социальных институтов Российской Федерации, играют ключевую роль в духовной и социокультурной жизни всех народов и народностей, проживающих на территории современной России. Воспитание гражданско-патриотического сознания у молодежи – одна из ключевых задач в сфере обеспечения национальной безопасности современной России.
Стремительная информатизация общества, цифровизация жизни современного человека, глобализационные процессы, сопровождающиеся ростом поликультурности общества, предъявляют свои требования и вносят коррективы в систему традиционного гражданского и патриотического воспитания. Сегодня уже ясно – только применение информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать эффективным процесс воспитания молодого поколения в условиях цифровизации и информатизации общества, вовлечь в данный процесс самих воспитанников как субъектов образовательного пространства на основе развития у них самостоятельности и творчества, оказывать избирательное влияние как в целом на гражданско-патриотические чувства и поведение воспитанников, так и на составляющие (компоненты) рассматриваемого социально ценного личностного качества современного человека [9, с. 27–28].
Опора в процессе воспитания молодого поколения россиян на потенциальные возможности информационно-коммуникационных технологий установлена рядом документов, определяющих государственную политику России в сфере воспитания. В частности, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», реализация которой базируется на таких общечеловеческих категориях, как «человеколюбие», «честь», «справедливость», «воля», «совесть», «личное достоинство», «стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой и своим Отечеством» [10], предусматривает широкое включение в процесс воспитания молодого поколения России средств ИК-технологий. Данный концептуальный государственный документ предусматривает: «создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей; информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию» [10]. Определенные в Стратегии направления развития воспитания находят свое отражение в документах, задающих вектор гражданского и патриотического воспитания в России. Например, в рамках нацпроекта «Образование» с 2021 г. реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Данный проект предусматривает в том числе на основе реализации потенциала информационно-коммуникационных технологий и онлайн-сред усиление воспитательной компоненты в образовании, более широкое и глубокое отражение патриотической тематики в учебной и учебно-методической литературе, в содержании уроков, во внеучебной деятельности и в системе дополнительного образования детей и подростков [11].
Важнейшим институтом гражданско-патриотического воспитания в современном обществе выступает общеобразовательная школа. Она призвана, как проводник ценностей общества и идеологии государства, решать задачу гражданско-патриотического воспитания молодого поколения россиян в духе сохранения традиционных для нашего общества ценностей [12]. С учетом значимости школы в формировании мировоззрения детей и подростков, гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях информатизации и цифровизации общества можно определить как целенаправленную, отражающую ценности российского общества и идеологию государства, воспитательную деятельность школы, основанную на оптимальном привлечении средств ИК-технологий, соответствующем решаемым воспитательным задачам. В ходе реализации данной деятельности у обучающихся формируется уважительное, ценностное отношение к российскому народу, его культуре, к России как крупнейшей, имеющей многовековую историю, мировой державе, создаются условия для формирования у детей и подростков осознанной готовности к выполнению гражданского долга, гражданско-патриотического поведения в современном мире.
Анализ практики гражданско-патриотического воспитания показывает, что сегодня накоплен определенный положительный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Реализация возможностей информационно-коммуникационных технологий осуществляется как на общероссийском уровне, так и на уровне отдельных школ. В последние годы стало традиционным коллективное создание электронных ресурсов, отражающих доблесть и славу тех, кто своим беззаветным служением Отечеству достоин народной памяти и уважения, повсеместно проходят акции, связанные с подготовкой и размещением в глобальной сети фото- и видеоконтента, граффити, рисунков, интервью, сочинений и других материалов, посвященных Великой Победе, в школах проводятся воспитательные мероприятия с использованием гибридных моделей присутствия на них ветеранов войны, героев труда, проходят онлайн-экскурсии школьников [13; 14]. Вместе с тем отметим, что реализуемые в школьной практике воспитательные мероприятия гражданско-патриотической направленности с широким использованием ИК-технологий носят в основном несистемный характер, часто проводятся по традиционным сценариям, мало интересным по своей форме современным школьникам.
Гражданско-патриотическое воспитание в России с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, несомненно, должно осуществляться системно. Реализация гражданско-патриотического направления воспитательной работы включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: разработку методологической и создание единой нормативно-правовой базы патриотического воспитания; проектирование, создание и актуальную поддержку информационной среды формирования у молодежи сознания и поведения в интересах Родины, страны; разработку современных учебно-методических материалов формирования у детей и молодежи осознания значимости обеспечения безопасности страны; совершенствование системы переподготовки (подготовки) педагогических кадров [2; 7]. Названные компоненты составляют ключевые условия эффективности гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
Конкретизируя названные условия на воспитательную работу в школе, на работу классного руководителя, учителя-предметника, целесообразно уточнить методологический и методический компоненты системы, обосновать и предложить воспитателям-практикам совокупность принципов, направлений и форм гражданско-патриотического воспитания, учитывающую специфику и реалии работы современной школы.
Опираясь на требования к организации процесса воспитания патриотизма и гражданственности у студенческой молодежи [7], можно определить следующие принципы гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях информатизации и цифровизации общества:
– целенаправленности и спланированной широкой наступательности патриотического воспитания школьников средствами информационного (реального и цифрового) образовательного пространства;
– интеграции воспитания и самовоспитания в формировании осознания школьником себя россиянином, частью российской общности, частью Человечества; целостности в воспитании чувств патриотизма и чувств гражданственности, гражданско-патриотического поведения;
– постановки задач гражданско-патриотического воспитания школьников на основе оперативной диагностики (в том числе с использованием средств ИК-технологий) уровня сформированности у них патриотизма и российской идентичности;
– единства применения в процессе воспитания школьников традиционных и ориентированных на использование ИК-технологий моделей и технологий воспитания.
Данные принципы позволяют определить ряд ключевых направлений (задач) гражданско-патриотического воспитания школьников с привлечением возможностей цифрового информационного пространства и электронных ресурсов на более качественном уровне, с учетом специфики конкретного образовательного учреждения, конкретной школы, сделать процесс воспитания адресным. Такими направлениями (задачами) являются:
– развитие у подрастающего поколения на основе привлечения возможностей современных средств ИК-технологий уважения к символам Российской Федерации как государства (герб, флаг, гимн), к историческим символам и памятникам Отечества;
– формирование у школьников патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей и подростков (военно-патриотический, краеведческий, интернациональный, общечеловеческий аспекты);
– сочетание краеведческой деятельности, детского познавательного туризма патриотической направленности с виртуальной музейной практикой, поисковой деятельностью в глобальной сети и др.;
– развитие системы онлайн-платформ оперативной комплексной методической помощи и сопровождения деятельности педагогических работников по формированию российской гражданской идентичности у детей и подростков;
– включение во внеучебную воспитательную работу и в изучение школьниками курсов учебных предметов (в первую очередь гуманитарных учебных предметов) мультимедийного контента патриотической направленности, способствующего формированию адекватной ориентации детей и подростков в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также способствующего осознанной выработке школьниками собственной позиции по отношению к данным процессам на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.
Опираясь на идеи, изложенные в научной литературе и практику воспитания в современной школе, можно определить следующие формы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков с привлечением онлайн-ресурсов и ИК-технологий:
– акции, связанные с военной тематикой: онлайн-встречи школьников с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий, военнослужащими Российской армии, посвященные героическому прошлому и настоящему России; сбор и систематизация информации по увековечиванию памяти павших в борьбе за Родину; создание учащимися виртуальных школьных музеев и Аллей Славы; виртуальное посещение оборонно-спортивных мероприятий, показательных выступлений военных, выставок военной техники; проведение виртуальных ознакомительных военно-полевых сборов для будущих призывников; организация онлайн-концертов в стиле военных лет и др.;
– акции, затрагивающие различные аспекты истории России, ее поликультурности, краеведения: проведение Дней Малой Родины, олимпиад по истории России, виртуальных экскурсий, онлайн-выставок и конкурсов, онлайн-эстафет национальных танцев, организация мероприятий в стиле различных эпох (исторические инсталляции, исторические флешмобы и др.), создание школьниками виртуальных музеев и др.;
– акции, посвященные русскому языку как средству межнационального общения, а также языкам народов, проживающих на территории России: различные формы онлайн-конкурсов, языковых олимпиад, проектов, конференций;
– акции гражданско-патриотической направленности с участием школьников, учителей, общественности, представителей религиозных культов.
Выделенные формы гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях информатизации и цифровизации общества предполагают активное участие в них воспитанников, которое должно быть организовано на систематической основе. Тем самым процесс гражданско-патриотического воспитания становится адресно ориентированным, приобретает для обучаемых личностный смысл, личностную значимость.
Заключение
Подводя итог сказанному, отметим: стремительное развитие ИК-технологий затрагивает все сферы жизни общества и не может не влиять на процесс формирования мировоззрения современных детей и молодежи. Как следствие, система воспитания в целом и система гражданско-патриотического воспитания школьников в частности должны модернизироваться. Применение ИК-технологий в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков может и должно проектироваться, исходя из традиционных для российского общества ценностей, ориентироваться на современные формы воспитательной работы, быть системным и систематичным в своей реализации.