В современных условиях становится актуальной проблематика гендерной теории физического воспитания детей, которая рассматривается в социально-гуманитарных науках с позиций полоролевой идентификации в рамках процесса социализации личности. Историко-описательный аналитический подход ориентирует ученых на изучение основ гуманной педагогики, психологии, возрастной физиологии и т.п., в контексте которых следование природным началам в воспитании и обучении детей (в нашем случае детей старшего дошкольного возраста) рассматривается как основной императив гармоничного развития ребенка.
Говоря о процессе физического воспитания детей на этапе дошкольного образования, необходимо отметить, что основы дифференциации по гендерному признаку лежат не только в плоскости таких смежных наук, как возрастная физиология, гигиена, теория и методика физического воспитания, педагогика, детская психология и т.п., но и усматриваются в глубоком социально-философском подходе к решению вопросов данной области.
Различия подходов к физическому воспитанию с позиций пола обрисовываются социальной психологией не столько в рамках игр и движения как основных видов деятельности в детском возрасте, но в основном позиционируются наукой как ориентиром к эталонности успешно социализирующейся в последующей жизни личности, способной усвоить и идентифицировать свою роль в соответствии с нормами жизнедеятельности.
Необходимо также отметить, что вопросы здоровья и его увеличения как истока развития всех наук рассматривались социальной психологией и философией/социальной философией так же пристально, как и вопросы личностного развития. Здоровье личности, преумноженное с детства на основе учета особенностей ребенка и использования этих особенностей (в том числе и гендерных) для дальнейшего социального самоутверждения, позиционировалось как богатейший личностный потенциал, основу которого составляли двигательный режим, упражнения и гигиенические факторы, которые, в свою очередь, также были отмечены влиянием гендерной теории.
В настоящее время вопросы гендерного подхода в физическом воспитании, особенно детей, привлекают внимание многих ученых. Так, теоретические аспекты гендерного подхода рассматриваются в работах Э.М. Османова, О.В. Чукина, Е.Н. Каменской и др. [1; 2].
Проблематика возрастных особенностей и их учета при реализации гендерного подхода в процессе физического воспитания широко представлена в исследованиях Е.С. Гаврилович, Т.С. Мишиной, Н.Ю. Мингалеевой, С.В. Голубовой, Л.Ф. Емельяновой и др. [3–5].
К специфике гендерного подхода в современных условиях физического развития и воспитания привлечено и внимание зарубежной научной общественности, среди представителей которой наиболее известны Sarah Smiley, John Cairney, Matthew Kwan, Brent E. Faught, Martha Lally and Suzanne Valentine-French и др. [6; 7].
Тем не менее возрастающий интерес к фундаментальным социально-психологическим и социально-философским основам теории гендерного подхода, определяющего успешность идентификации и социализации личности ребенка в процессе жизнедеятельности, показывает необходимость разработки вопроса именно на этапе дошкольного возраста, когда ребенок начинает усваивать социально-бытовые функции и понимать успешность влияния некоторых факторов, относящихся к их полу, которые определяют дальнейшую самореализацию и самоактуализацию личности.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определила выбор темы исследования: «Гендерный подход в истории развития знаний о физическом воспитании и развитии: социально-психологический и социально-философский аспекты».
Целью исследования явилось исследование гендерной специфики в физическом воспитании и развитии личности в исторической научной ретроспективе.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования послужило: историческое научное знание и его зарождение в теории физического воспитания; основные концепты гендерного подхода в истории развития физического воспитания с позиций социальной психологии/социальной философии; основы становление гендерной теории физического воспитания в психологических/социально-психологических учениях.
В исследовании использовались следующие методы: историко-описательный метод, метод теоретического анализа, синтез-вычленение структур, сравнение, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Современные изыскания в области социально-психологических и социально-философских аспектов физической культуры, апеллирующие к значимости учета пола на ранних этапах формирования физической культуры личности, все более демонстрируют интерес исследователей к проблеме становления гендерного подхода, начиная с античных времен.
Вопросы и проблемы гендерного подхода в физическом воспитании подрастающего поколения уже в древние времена рассматривались с позиций важных государственных задач (особенно это проявлялось в рамках физического воспитания мальчиков). Ученые древности считали проблематику физического воспитания, направленного на социализацию личности в зависимости от последующих жизненных задач и ролей, значимой и требующей тщательного подхода к совершенствованию физической культуры личности уже с детского возраста.
Зарождение основных концептов формирования физической культуры ребенка в учениях мыслителей Древней Греции было соотнесено с общими принципами процесса воспитания и образования. В физическом воспитании видели высокую образовательную ценность, которая обусловливала гармоническое развитие и стремление ребенка к совершенству с самых ранних этапов его жизни. Ценность физических упражнений становилась мотивационным ориентиром на пути становления совершенного человека [8].
Ряд ученых считали, что тело человека и его душа существуют в неразрывном единстве, в связи с чем чрезмерное внимание к телесности нарушает тот срединный баланс, который привносит гармонию в личностное развитие объекта воспитания [9; 10].
Рабовладельческий этап в развитии общества характеризовался вниманием к физическому воспитанию с позиций осуществления влияния на народные массы. В качестве приобретения полезных (например, трудовых, социальных) навыков в процессе освоения потенциала физической культуры представителями правящих кругов средства физического воспитания не выступали ориентиром для продуцирования благ; основными задачами рассматривались: развлечения (например, в состязательных играх и пр.), формирование военной мощи, подавление народа) [11; 12].
Подход к пониманию сути физического воспитания как неотъемлемой части здоровья в рамках древней науки являлся одним из основополагающих. Мыслители видели в данном процессе режимный момент, необходимый для сохранения здоровья. Так, например, Гиппократ (460–370 гг. до н.э.) обосновывал ряд императивов лечения заболеваний средствами физической культуры, занятия которой, по его мнению, должны непременно сопровождаться определенными гигиеническими требованиями.
Здоровье, физическое развитие и стремление к достижению намеченных в борьбе результатов побудили интегрировать философию, психологию и медицину. Побуждая врачей лечить не саму болезнь и ее проявления, а непосредственно человека, Гиппократ относил средства физической культуры к важнейшим аспектам профилактики и формирования силы, красоты, эстетики образа жизни.
Придавалось значение и эстетике физического воспитания на основе разработки комплексов физических упражнений, повышающих визуальную зрелищность за счет физических возможностей тела и движений.
Говоря о формировании социально-психологических основ физического воспитания и знаний о формировании физической культуры личности, необходимо отметить, что данные составляющие были всецело соотнесены с образом жизни и типом жизнедеятельности людей: физическая культура и труд, физическая культура и быт, физическая культура и досуг и мн. др. становились основной траекторией формирования поведенческих привычек, проявления физических кондиций, а главное, самореализации человека в тех условиях, в которых проходила его жизнь.
Отсутствие физического воспитания в личностном развитии или его недостаточность часто напрямую соотносились с неполноценным развитием, предрасположенностью к заболеваниям, невозможностью проявить своей потенциал в жизни и усвоить основные социализирующие функции. В свое время К. Маркс (1818–1883 гг.) [13] сопоставил данный концепт с проявлением свободного существования личности, говоря, что «болезнь является жизнью, стесненной в своей свободе».
В отношении сути данного тезиса на протяжении всего периода развития социально-психологической и социально-философской мысли подчеркивалась значимость следующих концептуальных основ. Физическая культура и физическое воспитание как процесс ее [культуры] формирования обеспечивает:
- здоровье и соответствующий образ жизни, в процессе которого средствами физического воспитания достигается профилактика заболеваний (психологический и медицинский аспекты развития теории физического воспитания и физической культуры личности);
- полноценное развитие личности, что, в свою очередь, оказывает влияние на способность [личности] реализовать свои возможности, занимая активную жизненную позицию (социально-психологический аспект развития теории физического воспитания и физической культуры личности);
- формирование основы гармонизации личности, делая ее [личность] развитой и свободной (социально-психологический и социально-философский аспекты формирования теории физического воспитания).
Таким образом, зарождение знаний о процессе физического воспитания обусловило конкретизацию основных позиций в формировании физической культуры в процессе социализации, которые определяли успешность развития личности.
Наблюдая и изучая особенности проявления полоролевых различий детей в процессе игр, выполнения упражнений, склонностей к тем или иным видам двигательной активности, особенности взаимодействия мальчиков и девочек в игре, бытовой деятельности и пр., ученые положили начало развитию гендерной теории в формировании физической культуры личности, основанной не на внешних половых признаках, а на психологических аспектах поведенческих реакций, паттернов, стереотипов, которые усваивали дети в процессе начальной социализации.
Этот социально-психологический опыт позднее достаточно наглядно интерпретировал Э. Эриксон (1902–1994 гг.), осуществив эксперимент с детьми 4–5 лет. В процессе наблюдения за игрой Эриксон отмечал именно психологические различия детей, которые демонстрировали мальчики и девочки в контексте создаваемых ими игровых сюжетов и форм поведения в них.
Девочек отличали более плавные движения, размеренность, сюжеты, отличающиеся спокойствием, мальчиков же – резкость, взрывной характер и проявление силы в сюжетах, которые напоминали захваты, войны и т.д.
Эти особенности подмечали в различное время многие философы, педагоги, психологи, делая выводы о том, что, раз виды деятельности и игры отличают детей по характеру поведения, значит, и развивать их физически следует тоже по-разному, сообразно их особенностям.
Постепенно накапливаемое знание легло в основу формирования гендерной теории, применимой в физическом воспитании с позиций соотношения превосходства в развитии физических качеств одного пола перед другим и применению соответствующих подходов к формированию физической культуры, начиная с детского возраста.
Выявлены основные концепты учета гендерного подхода в физическом воспитании, представленные в следующих различиях:
- различия по продолжительности двигательной активности;
- различия по объему физической на- грузки;
- различия по интенсивности двигательной деятельности.
Данные аспекты обусловлены физическими, психологическими, социально-ролевыми особенностями пола субъекта.
Заключение
Таким образом, подводя итоги исследования, считаем необходимым еще раз отметить следующее:
1. В процессе исследовательской работы установлено, что вопросы и проблемы гендерного подхода в физическом воспитании личности уже в древние времена рассматривались с позиций важных задач (особенно это проявлялось в рамках физического воспитания мальчиков). Ученые древности считали проблематику физического воспитания, направленного на социализацию личности в зависимости от последующих жизненных задач и ролей, значимой и требующей тщательного подхода к совершенствованию физической культуры личности уже с детского возраста.
2. Выявлена концепция физического воспитания молодого поколения (в античный период), рассматривающая своей целью достижение человеком такого состояния, которое позволяло бы ему эффективно существовать в условиях данной жизнедеятельности, прогресса, социальной роли. Зарождение основных концептов формирования физической культуры ребенка в учениях мыслителей Древней Греции было соотнесено с общими принципами процесса воспитания и образования.
3. Основы формирования гендерного подхода к физическому воспитанию девочек и мальчиков в детском возрасте были заложены еще в античный период и приобрели социально-психологические и социально-философские научные основания, которые, в свою очередь, дали толчок развитию психологической, педагогической и другим наукам, изучающим данный вопрос.
4. Обоснованы социально-психологические и социально-философские основы физического воспитания и знаний о формировании физической культуры личности, заключающиеся в том, что данные составляющие были всецело соотнесены с образом жизни и типом жизнедеятельности людей: физическая культура и труд, физическая культура и быт, физическая культура и досуг и мн. др. становились основной траекторией формирования поведенческих привычек, проявления физических кондиций, а главное, самореализации человека в тех условиях, в которых проходила его жизнь.
5. В процессе развития научного психологического знания необходимость учета гендерной специфики личности в ходе ее направленного физического развития становилась все более очевидной, что требовало разработки подходов к учету гендерных особенностей в процессе дифференциации. Это обеспечивало эффективность процесса формирования физической культуры личности, развитие и совершенствование потребностно-мотивационной сферы, формирование ценностно-смысловых установок, обусловливающих как прогрессивное физическое развитие, так и потребность в здоровом стиле жизнедеятельности.
6. Помимо этого, учет гендерных особенностей способствовал прогрессивной социализации личности в соответствии с полоролевой идентификацией.