Актуальность исследования эмоционального интеллекта обусловлена значимостью понимания собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей, важностью развития способности к управлению своими эмоциями и регуляции межличностных контактов для решения актуальных задач деятельности, конструктивного социального взаимодействия, разрешения возможных конфликтных ситуаций и т.д.
Сенситивным периодом к формированию эмоционального интеллекта выступает возраст юности, в этом же возрасте значимо возрастает склонность к саморазвитию. Этот возрастной период является временем рефлексивности личности собственной реальности, своих возможностей и психологических качеств, стремления к самореализации.
Понятие «эмоционального интеллекта» вошло в круг отечественного психологического исследования с конца 1990-х гг. Изучением данного феномена, его моделей и структурных компонентов занимались И.Н. Андреева, Г.Г. Гарскова, Ю.В. Давыдова, Е.П. Ильин, А.В. Карпов, И.Н. Мещерякова, А.С. Петровская и др. Так, Е.П. Ильин эмоциональный интеллект определяет, как эмоционально-интеллектуальную деятельность [1]. Г.Г. Гарскова как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза [2].
И.Н. Андреева как совокупность «ментальных способностей» к идентификации, пониманию и управлению эмоциями [3]. Эмоциональный интеллект обеспечивает функционирование таких психологических феноменов эмоциональной сферы личности, как эмоциональная ориентация, эмоциональная саморегуляция, эмоциональное самочувствие и эмоциональная компетентность [4].
Саморазвитие личности выступает интегративной категорией и рассматривается с позиции фундаментальных способностей, «развития самого себя» или развития «самости» на пути к самореализации (такие взгляды представлены трудами А.Г. Асмолова, О.С. Газмана, Р.М. Грановской, Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской и мн. др.), саморазвитие выступает потребностью в самосовершенствовании, самовоспитании, построении себя как личности [5], способностью превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [6], процесс количественного и качественного изменения всех сторон личности, характеризующийся спонтанностью, имманентностью, нелинейностью, целостностью и деятельностью по самосовершенствованию [7].
По мнению Ю.В. Макеровой, потребность в саморазвитии выражается готовностью самого человека преобразовать свою жизнедеятельность, которая возникает, когда человек «осознает свое текущее состояние развития и устанавливает зону возможного расширения своего потенциала, потребностей и благ» [8]. Среди побудительных причин деятельности исследователи выделяют побуждения социального плана, получение отдельных благ, а также определенное удовлетворение потребностей в самовыражении и самореализации [9–11].
С целью изучения взаимосвязи компонентов эмоционального интеллекта с потребностью в саморазвитии в молодом и юношеском возрасте было проведено исследование.
Материалы и методы исследования
Респондентами исследования стали молодые люди в возрасте от 17 до 20 лет (средний возраст 17,57 ± 0,75), всего было опрошено 58 человек, в том числе 24 юноши и 34 девушки. Методами исследования стали: анализ научной психолого-педагогической литературы; психодиагностическое тестирование с применением опросника «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» и методики «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла [12]; статистическая обработка результатов исследования; интерпретация и обобщение полученных данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты психодиагностики представлены в таблице.
Средние значения компонентов эмоционального интеллекта и потребностей в саморазвитии
Компоненты эмоционального интеллекта и потребностей в саморазвитии |
Средние значения ± стандартное отклонение |
χ2Эмп |
Эмоциональная осведомленность |
9,19 ± 4,60 |
74,46* |
Управление эмоциями |
4,05 ± 4,09 |
|
Самомотивация |
6,73 ± 4,79 |
|
Эмпатия |
8,92 ± 4,53 |
|
Распознавание эмоций других людей |
7,68 ± 4,44 |
|
Интегративный показатель |
30,66 ± 20,90 |
|
Потребности в саморазвитии |
56,85 ± 6,95 |
86,51** |
Примечание. * – расхождения между распределениями статистически достоверны при p < 0,05; ** – расхождения между распределениями статистически достоверны при p < 0,01.
Компоненты эмоционального интеллекта условно дифференцируют на личностные и социальные навыки [13]. К личностным навыкам относят общую эмоциональную осведомленность, самосознание (самомотивация по тесту Н. Холла) и социальную чуткость (эмпатия, соответственно); к социальным навыкам – самоконтроль (управление эмоциями) и управление отношениями (распознавание эмоций других людей).
В процентном соотношении распределения респондентов по уровням выраженности интерпретационных коэффициентов средним уровнем параметров эмоциональной осведомленности (56 %), эмпатии (52 %), распознавания эмоций других людей (54 %) обладает большинство опрошенных юношей и девушек, а интегративный показатель компонентов эмоционального интеллекта на среднем уровне выражен у 60 % молодых людей. Ведущим компонентом эмоционального интеллекта выступает эмоциональная осведомленность (общая информированность об эмоциональных состояниях, проявлениях и реакциях), поскольку без элементарного определения эмоциональных состояний практически невозможно проявлять эмпатию, распознавать эмоции других людей и управлять эмоциями партнеров по общению. Эмпатические способности включают рациональную, эмоциональную и интуитивную составляющие, а также подразумевают наличие умения создавать необходимую атмосферу общения и способность поставить себя на место собеседника, идентификацию. Наиболее значимым получился показатель по параметру «управление своими эмоциями», здесь у 76 % респондентов выявлен низкий уровень (16 % средний, у 8 % высокий), результаты представлены на гистограмме (рис. 1).
Рис. 1. Процентное распределение респондентов по уровням параметров эмоционального интеллекта Условные обозначения: ИП – интегративный показатель эмоционального интеллекта; Эмп – эмпатия; РсЭ – распознавание эмоций других людей; ЭОс – эмоциональная осведомленность; УпЭ – управление эмоциями; СМт – самомотивация (здесь и далее использованы данные условные обозначения)
Такие результаты свидетельствуют о слабой способности сдерживать проявление своих первичных эмоций и низком уровне регуляции эмоциональных состояний. Значения параметра самомотивации (наличие эмоций, которые мотивируют на когнитивную деятельность в контексте эмоциональной сферы, распознавание, выражение и понимание эмоций) на среднем (44 %) и низком (35 %) уровне у подавляющего большинства респондентов исследования характеризуют их слабую способность находить личные стимулы к решению актуальных задач и продвижению к цели, а также при таких показателях возможны сложности у молодых людей в сохранении целенаправленности деятельности.
Реализация потребностей в саморазвитии как устойчивое явление, обуславливающее поведение и деятельность, проявляется неудовлетворенностью актуальным положением дел, а также стремлением реализовать потребности в достижении «склонностью эмоционально погружаться в деятельность, стремлением добиться переживания эмоции удовлетворения от достигнутого, неудовлетворением от выполнения задач низкой степени сложности» [14, с. 56]. По результатам данного исследования, большинство опрошенных молодых людей активно реализуют свои потребности в саморазвитии (67 %), у 33 % из них сложившаяся система саморазвития – отсутствует, результаты представлены на кольцевой диаграмме (рис. 2).
Юноши и девушки достаточно активно используют способы самопознания и саморазвития, не боятся применять методы самовоспитания, наблюдать позитивные изменения в своих реакциях и поведении в целом. Отсутствие сложившейся системы саморазвития характеризует ориентацию молодых людей в большей степени на внешние условия, чем на свои внутренние потребности, от этих внешних условий зависит данный процесс (как правило, девушкам такой подход свойственен в большей степени, нежели юношам). Молодых людей с уровнем «саморазвитие на данный момент остановилось» в данном исследовании выявлено не было (0 %). В качестве субъективных препятствий становления системы саморазвития личности выделяют: постановку ошибочных жизненных целей, отсутствие выработанных индивидуальных приемов саморазвития, недостаточность личной мотивации, неоптимальный уровень самооценки, доминирующие или конформные способы взаимодействия с окружающими.
Рис. 2. Процентное распределение респондентов по уровням реализации потребностей в саморазвитии
Корреляционный анализ, проведенный при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена (критические значения для N = 57, r = 0,27 (при p ≤ 0,05); r = 0,35 (при p ≤ 0,01), показал наличие значимых корреляционных связей между компонентами эмоционального интеллекта и параметрами потребностей в саморазвитии, результаты представлены на рис. 3.
Рис. 3. Корреляционные связи компонентов эмоционального интеллекта и потребностей в саморазвитии Условные обозначения: красные стрелки – корреляция статистически значима; черные стрелки – корреляция не достигает уровня статистической значимости. Примечание. * – корреляция статистически значима при p ≤ 0,05; ** – корреляция статистически значима при p ≤ 0,01
Как видно на представленном рисунке, значимые корреляционные зависимости между показателями потребностей в саморазвитии получены практически со всеми компонентами эмоционального интеллекта. Корреляция не достигает уровня статистической значимости только с компонентом эмпатии (rs = 0,192). Уровень эмпатии не оказывает влияния на реализацию потребностей в саморазвитии, равно как и высокие показатели такой потребности не влияют на способность к сопереживанию, соучастию и сочувствию другим людям.
Положительная корреляция получена между параметрами реализации потребностей в саморазвитии и компонентами самомотивации (при p ≤ 0,01) и общей эмоциональной осведомленности (при p ≤ 0,01). Данные компоненты эмоционального интеллекта отражают личностные навыки индивида, позволяя опираться на потребности в саморазвитии при формировании адекватной самооценки, чувства собственного достоинства, желания соответствовать высоким внутренним установкам, повышая собственную мотивацию.
Между параметрами реализации потребностей в саморазвитии и социальными компонентами эмоционального интеллекта – управление эмоциями и распознавание эмоций других людей – получена положительная значимая корреляционная связь (при p ≤ 0,05). Управление отношениями с другими людьми, владение тактикой убеждения, способность инициировать социальные связи, умение регулировать конфликтные ситуации и межличностные разногласия могут быть опосредованы эффективной реализацией потребностей в саморазвитии. Умение контролировать собственные негативные эмоциональные проявления, упорное продвижение к намеченной цели, готовность к активным действиям и умение позитивно смотреть на многие вещи оказывают положительное влияние на реализацию потребностей в саморазвитии.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что реализация потребностей в саморазвитии в возрасте юности имеет положительную взаимосвязь с компонентами эмоционального интеллекта: распознаванием эмоций, эмоциональной осведомленностью, самомотивацией и умением управлять эмоциями других людей, а также с общим интегративным показателем эмоционального интеллекта.
Активность личности является основополагающей характеристикой саморазвития, определяется самостоятельностью и сознательностью и опосредует самопознание, самовоспитание и самоактуализацию, в свою очередь потребности выступают значимым источником активности личности [15].
Возраст юности является сенситивным периодом в развитии эмоционального интеллекта, происходит динамичное становление системы самосознания личности, устойчивого образа «я», активное формирование эмоциональной культуры личности. На фоне процесса реализации потребностей в саморазвитии молодые люди апробируют индивидуальные приемы и методы самовоспитания, развивают способы и средства самопознания. Эффективный процесс саморазвития требует наличия определенной совокупности личностных психологических качеств от позитивного принятия себя и активной самостоятельности до лабильности психической сферы и высокой личной мотивированности и определяет общий вектор целостного развития личности, немаловажную функцию в этом процессе выполняет сформированный эмоциональный интеллект.