В настоящее время лыжная подготовка в вузах непрофильной направленности занимает одно из основных мест в освоении соответствующих учебных дисциплин. Популярность овладения основами лыжной подготовки как массового вида физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности обусловлена сегодня доступностью и высоким уровнем пропускной способности обучающихся на занятиях физической культурой и спортом. Помимо этого, лыжная подготовка и лыжный спорт, будучи включенными в образовательные программы непрофильных вузов, выступают популярным средством, способствующим реализации здоровьесберегающих технологий в высшей школе [1–3].
Как известно, развитие спорта в непрофильных вузах на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений, влияющих на статус образовательного учреждения в условиях популяризации физкультурно-спортивного движения в масштабах области, региона, страны. В связи с этим проблематика подготовки спортсменов-лыжников в вузах (технических, медицинских, педагогических и пр.) становится широко дискутируемой с позиций возможности достижения того спортивного результата, который мог бы удовлетворить как личные интересы студента, так и интересы вуза в участии регламентных соревнований по лыжным гонкам различного уровня [4–6].
Необходимо отметить, что в условиях современных образовательных реалий реструктуризации и реорганизации системы высшего образования студенты-лыжники испытывают проблему нехватки времени для уделения внимания учебно-тренировочным занятиям лыжным спортом во внеучебное время. Это обусловлено увеличением объема учебного времени, отводимого на самостоятельную подготовку студентов в рамках освоения профильных дисциплин, что предопределяет высокий уровень занятости обучающихся во внеаудиторное время. В связи с этим назревает необходимость реализации части задач спортивной лыжной подготовки обучающихся в рамках организации учебных занятий физической культурой и спортом.
Считаем необходимым отметить, что проблема подготовки студентов-лыжников в вузах нефизкультурной направленности обусловлена следующими ограничивающими факторами:
- существенной зависимостью тренировочного и соревновательного периодов от академической занятости и длительности обучения студента, занимающегося лыжным спортом в вузе;
- ограничением тренировочного времени учебным процессом и высокой нагрузкой, связанной с самостоятельной учебной деятельностью студентов, занимающихся лыжным спортом, что предопределяет необходимость ускоренного темпа спортивной подготовки;
- спецификой организации учебного труда студентов-лыжников, например, частым совпадением сессионного периода, периодов практики и соревновательного периодов и пр.
Данная группа факторов, к сожалению, также дополняется зачастую недостаточным исходным уровнем спортивной подготовленности студента-спортсмена.
Целью настоящего исследования явилось обоснование проблем спортивной подготовки студентов-лыжников в непрофильных вузах, а также выявление путей повышения эффективности спортивной подготовки (на примере лыжного спорта в высшей школе).
Материалы и методы исследования
Анализируя тенденции современной образовательной политики учреждений высшего образования (в нашем случае учреждений высшего медицинского образования) в сфере физической культуры как общей культуры будущего профессионала, можем говорить о возможности частичного регулирования спортивной подготовки студентов-лыжников в вузе в рамках организации образовательного процесса (так, например, в Кемеровском государственном медицинском университете реализуется ряд дисциплин, в рамках которых частичная подготовка студентов-лыжников становится возможной: «Физическая культура и спорт», «Элективная дисциплина: Общая физическая подготовка» и др.). Эта возможность определила дальнейший анализ путей повышения эффективности спортивной подготовки студентов, занимающихся лыжным спортом в непрофильном (в частности, медицинском) вузе, а именно общей технической подготовки.
Под технической подготовкой будем понимать педагогически организованный тренировочный процесс, который направлен на изучение, освоение и дальнейшее совершенствование техники способов передвижения на лыжах [7].
В настоящее время развитие лыжного спорта в непрофильных вузах отличает тот факт, что в сфере студенческого спорта достигнута значительная соревновательная скорость [8]. Соответствие этому уровню и его совершенствование требует от студентов-спортсменов максимально возможного качества общей технической подготовленности, которая складывается из таких аспектов, как:
- увеличение времени на совершенствование техники передвижения со своевременным устранением ошибок;
- тщательный анализ двигательных действий и развитие необходимых базовых двигательных умений и навыков, определяющих повышение уровня общей технической подготовленности;
- совершенствование функциональных возможностей студентов-лыжников;
- совершенствование координационных способностей, а также других физических качеств и т.д.
Это говорит о том, что общая техническая подготовка студента-лыжника в вузе обязательно должна сопровождаться такими элементами, как диагностика функционального состояния, систематические наблюдения за уровнем развития функциональных возможностей, а также физических качеств обучающихся, включая анализ показателей технической подготовленности и определение взаимосвязей.
В процессе использования урочных занятий по физической культуре в вузе в качестве времени для совершенствования техники способов передвижения и функционального состояния студентов, занимающихся лыжным спортом, были предложены следующие методические рекомендации (основанные на анализе техники лыжных ходов для улучшения времени прохождения дистанции классическим и свободным/коньковым стилем):
- шаг Diagonal Stride (DS) – обеспечить снижение потерь кинетической энергии за счет координации работы конечностей верхнего плечевого пояса;
- шаг Double Poling (DP) – целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств обучающихся, развитие мышц верхнего плечевого пояса с целью формирования способности развивать максимальную силу в фазе отталкивания;
- шаг Kick Double Poling (KDP) – совершенствование показателей длины скользящего шага путем обеспечения преактивации мышц, а также совершенствования гибкости задней и внутренней поверхности бедер;
- шаг Offset Skate (G2) – совершенствование силовых и скоростно-силовых качеств за счет развития мышц бедра;
- шаг Double Time (G) – использование упражнений для совершенствования уровня силовой мышечной выносливости пояса нижних конечностей и взрывной силы мышц плечевого пояса для достижения кумулятивного эффекта скорости в процессе отталкивания и скольжения;
- шаги Single Time (G4), Free Skate (G5) – работа над координацией, в первом случае рук и ног для развития способности выполнять толчок в момент увеличения кинетической энергии; во втором случае, использование техники «качели» для обеспечения положительной динамики показателей длины цикла;
- шаги Cornering techniques (G6), Jump skate – совершенствование статической и динамической координации для максимального сохранения кинетической энергии при передвижении на поворотах, участках трассы, имеющих различные углы наклона.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе реализации предложенных методических рекомендаций в рамках учебных занятий, используемых в качестве дополнительных путей совершенствования общей технической и функциональной подготовки студентов, занимающихся лыжным спортом в непрофильном (медицинском) вузе были получены следующие результаты:
- длина скользящего шага увеличилась на 0,34 м и составила в среднем 4,78 ± ± 0,3378 при скорости 4,5–5,0 м/с (М ± σ);
- частота шага увеличилась в среднем на 0,07 цикл/с и на этапе формирующего эксперимента составила 0,93 ± ± 0,0708 цикл/с при увеличившейся длине шага на указанной скорости (p < 0,05) (рис. 1).
Рис. 1. Динамика показателей технической подготовки студентов, занимающихся лыжным спортом в непрофильном вузе, на формирующем этапе эксперимента, м; цикл/с
Рис. 2. Динамика показателей функциональной подготовленности студентов, занимающихся лыжным спортом в непрофильном вузе, на формирующем этапе эксперимента, уд/мин, уд/е.р.
Помимо этого, результаты эксперимента подтвердили улучшение показателей функциональной подготовленности студентов (рис. 2).
Так, например, снижение частоты сердечных сокращений студентов при прохождении заданного участка дистанции на скорости 4,5–5,0 м/с снизилось на 14,37 уд/мин. Динамика уменьшения пульсовой стоимости составила 33,58 уд/е.р., (где е.р. – единица расстояния).
Таким образом, необходимо отметить, что совершенствование спортивной подготовки студентов непрофильных вузов, занимающихся лыжным спортом в течение всего периода обучения, направленное на улучшение техники передвижения на лыжах, ее [техники] использования в различных условиях с целью приобретения положительного соревновательного опыта должно учитывать формирование знаний, умений и навыков общей технической подготовки. Это является одной из основных задач подготовки студента-лыжника в непрофильном вузе, а также вектором стратегии оптимального распределения учебного и внеучебного времени студентов-спортсменов.
Для студентов, определившихся в направлении спортивной подготовки во время обучения в вузе, целесообразно применение как традиционных методов спортивной педагогической науки и практики, так и инновационных современных, учитывающих специфику современного лыжного спорта (например, от показа и объяснения изучаемых приемов передвижения и пр. до анализа кинокольцовок и отработки двигательных умений и навыков с целью формирования собственного индивидуального/уникального стиля передвижения на лыжах, преодоления различных участков трасс. Традиционные и инновационные методы и приемы целесообразно использовать в рамках академических занятий при освоении студентами соответствующих учебных дисциплин, а также в условиях соревновательной деятельности различного уровня (например, студенческие турниры, спартакиады и т.п.).
Выводы
Таким образом, подводя итоги исследования, считаем необходимым еще раз отметить следующее:
1. Проблема подготовки студентов-лыжников в вузах нефизкультурной направленности обусловлена следующими ограничивающими факторами: существенной зависимостью тренировочного и соревновательного периодов от академической занятости и длительности обучения студента, занимающегося лыжным спортом в вузе; ограничением тренировочного времени учебным процессом и высокой нагрузкой, связанной с самостоятельной учебной деятельностью студентов, занимающихся лыжным спортом, что предопределяет необходимость ускоренного темпа спортивной подготовки; спецификой организации учебного труда студентов-лыжников, например частым совпадением сессионного периода, периодов практики и соревновательного периодов и пр.
2. Использование времени, отводимого на освоение дисциплин физкультурно-спортивной направленности, для повышения качества общей технической подготовки студентов-лыжников, характеризуется: увеличением времени на совершенствование техники передвижения со своевременным устранением ошибок; тщательным анализом двигательных действий и развитием необходимых базовых двигательных умений и навыков, определяющих повышение уровня общей технической подготовленности; совершенствованием функциональных возможностей студентов-лыжников; совершенствованием координационных способностей, а также других физических качеств и т.д.
3. Основная специфика спортивной подготовки студентов-лыжников в непрофильном (в нашем случае в медицинском) вузе должна выстраиваться с учетом оптимального использования учебного времени дисциплин, направленных на освоение физической культуры, для совершенствования общей технической подготовки. Это позволяет добиться улучшения навыков грамотного распределения и приложения сил для сохранения и развития скорости передвижения на лыжах; эффективно овладевать техническими нюансами, связанными с использованием индивидуальных особенностей для формирования индивидуального стиля передвижения; совершенствования функциональных возможностей и необходимых физических качеств для улучшения показателей технической подготовленности и др.
4. В процессе реализации предложенных методических рекомендаций в рамках учебных занятий, используемых в качестве дополнительных путей совершенствования общей технической и функциональной подготовки студентов, занимающихся лыжным спортом в непрофильном (медицинском), вузе были получены следующие результаты: длина скользящего шага увеличилась на 0,34 м и составила в среднем 4,78 ± 0,3378 при скорости 4,5–5,0 м/с (М ± σ); частота шага увеличилась в среднем на 0,07 цикл/с и на этапе формирующего эксперимента составила 0,93 ± 0,0708 цикл/с при увеличившейся длине шага на указанной скорости (p < 0,05); снижение частоты сердечных сокращений студентов при прохождении заданного участка дистанции на скорости 4,5–5,0 м/с снизилось на 14,37 уд/мин.; динамика уменьшения пульсовой стоимости составила 33,58 уд/е.р., (где е.р. – единица расстояния).