Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

HISTORIOGRAPHY OF THE CONCEPT «CULTURE OF LIFE SAFETY»

Dolinina I.G. 1 Rybakov A.V. 1, 2
1 Perm National Research Polytechnic University
2 Perm Suvorov Military School»
The safety of life of society and the individual does not lose its relevance over the years. The modern world is developing at a rapid pace, the likelihood of threats in one direction or another is increasing more and more. In order to confront the danger, it is initially necessary to conduct a retrospective and historiographic analysis of the concept of «life safety culture». In this article, the authors have summarized and highlighted the main aspects characteristic of the concepts of «culture», «security». The ways of possible achievement of social security in society are considered. Partial interpretation and clarification of the concept of «life safety» is carried out. The main questions are identified, answering which there is a need to substantiate safety as a social phenomenon of a scientific category. An integral part is conducting a thorough analysis of threats and dangers, in the natural tendency to develop the safety of life of the individual and society as a field of knowledge. It is indicated that the problems in the study of life safety once again lead us to the fact that society should be understood as a single social whole, as a single organism. The authors tried to understand the issue of the formation of a culture of life safety, including the understanding of the definition of «culture of life safety».
culture
safety
life safety

С древних времён и по настоящее время укрепление безопасности отдельного государства, любого города, обеспечение устойчивого развития являлись и являются приоритетными и основными направлениями, которые заключаются в обеспечении защищенности граждан, общества и государства в целом как от внутренних, так и от внешних угроз.

Обеспечение интересов государства в сфере безопасности осуществляется посредством реализации стратегических национальных приоритетов, таких как наука, технологии и образование.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является актуальной проблемой как для всего общества, так и для каждого человека. В мире происходит постоянное обострение экологической ситуации, рост социальных и военных противоречий. Взаимодействие человека с природой, индивида с обществом всё чаще и чаще нарушается, что приводит к возникновению новых опасностей и, как результат, к увеличению человеческих жертв аварий, катастроф и стихийных бедствий, эпидемий. Поэтому формирование новых знаний, необходимых умений и навыков по обеспечению своей безопасности становится актуальным для любого человека.

В настоящее время возникла необходимость в исследованиях по обоснованию и педагогическому осмыслению феномена безопасности. Данная потребность обусловлена необходимостью обращения к определённым идеям и содержательным подходам. Философские мысли были ранее разработаны на разных этапах их развития.

Чтобы попытаться разобраться в этом, необходимо в первую очередь понимание простых на первый взгляд, но достаточно глубоких понятий, таких как «культура» и «безопасность»; кроме того, необходимо сделать анализ безопасности как социального явления и определить основные концепции безопасности.

Цель исследования: осуществить ретроспективный и историографический анализ понятия «культура безопасности жизнедеятельности».

Материалы и методы исследования

Проведен теоретический анализ источников по теме исследования; сравнение, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время понятие «культура» используется постоянно и повсеместно, чаще закладываются в него определённые виды творческой деятельности, хотя на самом деле культура относится ко всему образу жизни человеческого общества.

Это понятие включает в себя различные ритуалы и традиции, церемонии, семейную жизнь, трудовую деятельность. В неё входят предметы, созданные человеком, представляющие для него ценность: дома, техника, предприятия и многое другое. Существует тесная связь этого понятия с понятием «общество», так как культура имеет непосредственное отношение к жизни людей в том или ином обществе, к их обычаям, к привычкам, которые для них актуальны и естественны. Общество по сути своей несёт в себе определённую систему, которая связывает между собой отдельно взятого человека или индивида, принадлежащих к одной общей культуре. С одной стороны, ни одна культура не сможет обойтись без общества, с другой – ни одно общество не может обойтись без культуры. Не было бы культуры – мы не были бы «людьми» по своей сути, такими, как закладывается это в данный термин [1].

В Древней Греции идеалом культуры был гармонично развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. На формирование такого человека особое влияние оказывало образование и воспитание. Именно в эту эпоху возникают феномены античной культуры, такие как философия и наука.

Наивысшего подъёма древнегреческая цивилизация и культура достигает в классический период и связана с деятельностью мыслителей Сократа, Платона и Аристотеля, которые считали, что культурный человек в первую очередь должен обладать такими качествами, как мудрость, умение владеть собой и своими эмоциями, мужество, чувство меры. Он должен при любых обстоятельствах избегать крайностей и чрезмерностей.

Значительный вклад в толкование культуры внесли древнеримские философы. Например, Цицерон писал: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший результат». Философ и оратор считал, что нужно разум и душу воспитывать так, чтобы в итоге не дойти до варварства. Цицерон полагал, что культура – это не только образованность, развитие науки и искусства, но и особый уклад жизни, где духовное состояние каждого человека идет параллельно и неразрывно с общими интересами государства [2].

Дальнейшее развитие понятия «культура» происходит в период Возрождения и далее Просвещения. Великий философ И. Кант культуру воспитания противопоставлял культуре в широком смысле. «Внешний, "технический", тип культуры он называет цивилизацией, – отмечает А.В. Гулыга. – Кант видел динамичное развитие цивилизации и с тревогой отмечал её отрыв от культуры, в свою очередь тоже идущей вперед, но более медленно… Это несоответствие является причиной многих бед человечества» [3].

В XVIII в. – в первой четверти XIX в. термин «культура» в русском языке отсутствовал. Это можно увидеть в составленном Н.М. Яновским «Новом словотолкователе, расположенном по алфавиту». В подобных словарях предполагались различные варианты перевода термина на русский. Два немецких слова, которые предложил Гердер в качестве синонимов для обозначения понятия «культура», на русский переводились как одно – просвещение [4]. Соответственно в нашем лексиконе данное слово в это же время несло в себе два значения: земледелие и образованность.

Н.А. Бердяев считал, что культура в основе своей обязательно взаимосвязана с культом, затем она развивается из религиозного культа и становится результатом специализации данного культа, развертывания его содержания в разные стороны.

Со временем понятие «культура» стало всё больше и больше расширяться по своему содержанию до такой стадии, что в период развития человека предполагалось заложить сам факт формирования культурной личности.

Основными аспектами, характеризующими понятие «культура», являются следующие.

- Реализация общечеловеческих, духовных ценностей на практике, являющихся важными и значимыми, приносящими пользу кому-либо. В последующем образующие определенную систему, играющую роль в предметной или социальной действительности человека.

- Исторически сложившийся, устоявшийся уровень развития общества и индивида, выраженный в различных формах и типах организации жизнедеятельности людей, создаваемых материальных ценностей, необходимых для нормального существования.

- Набор определённых знаний, основанных на мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д.

- Иерархическая система (ритуальные и религиозные службы), включающая в себя приспособления и устройства для отслеживания параметров среды.

- Элитарная культура: признанный и значимый уровень в различных областях изящных искусств.

Современный мир не стоит на месте. День за днём социальные процессы ускоряются и, более того, усложняются. Как следствие, повышается степень рисков и опасных тенденций в развитии нашего общества, которые невозможно контролировать. Для того чтобы нам преодолеть возникающие социальные опасности, необходимо обеспечить высокий уровень безопасности человека и общества. Ученые реагируют на вызовы, проводят исследования, выявляя и изучая риски, предлагая варианты решений для предотвращения угроз. В последнее время особое внимание уделяется теоретическому осмыслению феномена безопасности. В свою очередь, оно должно основываться на предшествующих идеях и подходах в этапах развития этой мысли, начиная с античной философии, где природные и социальные явления воспринимались диалектически (в противопоставлении характеристик).

В качестве примера приведем высказывание Гераклита, указывающего на данное свойство явлений: «Должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор и что всё возникает через борьбу и по необходимости» [5].

Эта установка важна для раскрытия понятия «безопасность» и, как следствие, напрямую является противопоставлением опасности. Иными словами, можно сформулировать краткое, но достаточно ёмкое по своему содержанию определение: «безопасность» – это отсутствие опасности.

Для полного понимания понятия «безопасность» необходимо чётко знать и представлять характер, категорию опасности. Несмотря на большой промежуток времени от возникновения данного термина в лексиконе и до сегодняшнего дня, безопасность была, есть и будет трактоваться как защита государства и его населения от многочисленных угроз.

Возвращаясь к древности, целесообразно обратиться к мнению Демокрита. Его суть заключается в связывании возможности приспособления человека к условиям окружающей среды, в том числе и социальной. Причина объединения в обществе проста: люди вынуждены повысить степень своей защиты и трудно это сделать в одиночку, иногда просто невозможно. Подобный подход развивал и Аристотель, относивший безопасность к естественным чувствам.

Платон при рассмотрении теории возникновения государства указывал на то, что подобное происходит в то время, когда каждый из нас не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, возникает нужда в чём-либо и, как следствие, объединение людей в определённые группы, где первостепенно и характерно оказание помощи, обязательно и обеспечение безопасности [6].

Немалый вклад в теоретическое осмысление понятия «безопасность» внес Н.Ф. Федоров, русский философ. Он создал модель, при которой возможно достижение социальной безопасности. Модель основана на преодолении главной опасности для людей – опасности смерти. Федоров определил следующее:

1) выделение главного приоритета в системе опасности;

2) дифференциация опасностей случайных и закономерных;

3) попытка осознания временных параметров опасности [7].

Итак, понятие «безопасность» характеризуется следующими аспектами:

- непротиворечивость системы общественных отношений объективным законам функционирования социума;

- уровень безопасности зависит от усиления взаимосвязи потенциала защищённости всех аспектов жизни определенного общества [7];

- сущность защиты человека, общества, государства – степень защищённости от внутренних и внешних угроз;

- следует учитывать то, что мир постоянно развивается, поэтому степень и факторы опасности изменяются, соответственно, система обеспечения безопасности должна постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Увеличение внешних и внутренних угроз влечёт столкновение между собой отдельных членов общества, которые являются носителями определённой информации и, как следствие, возникают социальные конфликты и последующее отталкивание или отчуждение друг от друга. Данные ситуации приводят к тому, что происходит увеличение вероятности, что социум будет подвержен опасности.

В связи с этим необходима интерпретация понятия «безопасность жизнедеятельности» и потребность поиска ответов на основные вопросы:

1. Какова необходимость обоснования безопасности как социального явления научной категории?

2. Удастся ли провести тщательный анализ угроз и опасностей?

3. Каковы тенденции развития безопасности жизни личности и общества как области знания?

Отсюда следует то, что проблемы в изучении безопасности жизнедеятельности в очередной раз приводят нас к тому, что общество следует понимать как единое социально целое, как один организм. Попытки ответов на данные вопросы испытывают сложность познания данных проблем и констатацию низкого уровня разработки как теоретических, так и практических направлений. Происходит повышение интереса к этому аспекту науки.

Тщательный анализ главных составляющих безопасности жизни – необходимое условие выделения аспектов безопасности жизни. В методологии изучения «безопасности жизнедеятельности» очерчены чёткие границы связи окружающей среды и человека, существующего в ней. Эта взаимосвязь характеризуется актуальными проблемами данного социума и среды вокруг него. Аксиология показывает определённые ценности, параллельно с этим проводит оценку происходящих явлений. Они в свою очередь связаны с безопасностью и их значением для каждого человека. Гносеология рассматривает пути освоения проблем в данной области. Онтология рассматривает проблемы выживания человека в этой среде.

Угрозы и опасности, которые возникают со временем, обязательно претерпевают изменения по качественным и количественным признакам. Следовательно, имеющийся опыт будет актуален в определенный момент далеко не всегда. Не факт, что его будет достаточно для обеспечения требуемого и достаточного уровня безопасности определённого социума.

Понимание и в дальнейшем анализ безопасности жизнедеятельности обязателен потому, что в социокультурном измерении наблюдается и прослеживается кризис духовно-ценностных устоев цивилизации [8]. Поэтому нравственность становится своего рода стратегическим ресурсом в выживании человека. Решение данной проблемы предполагает применение соответствующей системы – системы психического мира человека, который в данное время находится под постоянным давлением масс-медиа. Поэтому особое внимание необходимо уделить в том числе интегральным технологиям обеспечения безопасности личности, информации и всему, что с этим может быть связано.

Необходимость рассмотрения концепций безопасности обусловлена потребностью и способностью человека и общества противостоять различным отклонениям условий существования, пусть даже самым незначительным. Также не стоит забывать и о том, что чем больше опасностей возникает, тем больше людей, пользующихся ситуацией и возможностью обогатиться за их счет. Поэтому очевидно мнение о том, что количество происшествий или не должно убавляться, или не должно, напротив, увеличиваться. Также стоит добавить, что во многих кругах, в том числе, к сожалению, научных, бытует поверхностное видение понятия «безопасность» и не раскрывает ее сущность. И как следствие, не позволяет обосновать теоретические основы безопасности и очертить пути ее реального достижения.

Итак, общество, человек, государство непрерывно развиваются. Понятно, что происходит развитие в преодолении противоречий, следствием которых и являются опасности. Опасность может быть и в определенной деятельности, и в условиях неопределенности, преодоления рисков.

В свою очередь, безопасность – составляющая сложных социальных систем (человек, общество, экономика, политика, духовная сфера).

Необходимость понимания философских основ безопасности заключается и в формировании научного представления о данном явлении, и в раскрытии наиболее общих свойств, отношений, законов её становления, постоянного развития и функционирования.

В энциклопедическом словаре И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданном в России в XIX в., содержится следующее определение безопасности: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение» [9, 10]. Это объяснение указывает на основную цель государства, а именно на обеспечение как личной, так и общественной безопасности, но не затрагивается тот факт, каким путём это должно реализовываться.

Таким образом, можно утверждать, что безопасность отдельного элемента социальной системы связана с безопасностью других элементов и влияет на остальные элементы. То есть безопасность государства, общества и личности связаны между собой в своих отношениях.

Очевидно, что, размышляя над обозначенными проблемами и ища ответы на соответствующие вопросы, необходимо осуществлять не только анализ, но и обосновать безопасность как научную категорию и научно осмыслить ее. Это станет возможным только при обязательном условии теоретического осмысления безопасности [11].

В настоящее время проблемы безопасности касаются всех: специалисты всех возможных отраслей деятельности, политологи, экономисты, обязательно военные и учёные. Все они пытаются исследовать различные системы, куда входят и социальные системы безопасности. Для изучения этих непростых систем безопасности необходимо обязательное обобщение научных знаний, и только тогда междисциплинарный подход к изучению и поиску решения проблемы безопасности может дать максимальный эффект.

В Российской Федерации, прежде всего, необходимо углубить понимание теоретических основ безопасности, именно в этом пока мы совершенства не достигли. Остаются неисследованными, не выясненными до конца некоторые аспекты самого понятия. И на основе глубоких теоретических знаний можно выстроить систему практических задач и вариантов их решений, которые будут максимально эффективными.

К сожалению, надо об этом говорить, потому что сегодня уделяется больше времени и прилагается больше усилий именно для минимизации рисков и опасностей и усиления защиты от нее. Значительно проще и дешевле выстроить систему, которая опирается на точное научное знание, математически верный расчет и практическую значимость.

Преодоление указанных трудностей возможно, но при условии того, что необходимо это реализовывать, опираясь на историографические основания безопасности, которые позволят человеку, обществу и государству сформировать общие представления о характере изучаемой нами реальности, её наиболее общих свойствах, отношениях и законах, и способах её научного познания. Для того чтобы выявить сущность безопасности.

Процесс формирования такого качества личности, как «культура безопасности жизнедеятельности», всегда остаётся актуальным, это связано с тем, что каждый человек, являясь носителем биологической жизни, несёт в себе определённую индивидуальную цель – самосохранение, а являясь носителем духовных и нравственных ценностей – сохранение и обеспечение безопасности жизни других людей и среды обитания [12].

Таким образом, в понятии «культура безопасности жизнедеятельности» мы можем выделить следующие приоритеты:

- это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности;

- соответствующее поведение и общение, которые выступают условием воспроизводства, изменения и безопасности социальной жизни;

- это программы деятельности, представленные многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций [13].

Данное понимание содержит потенциал целенаправленного педагогического воздействия с определенной целью и результатом – формирования культуры безопасности адекватного уровня обеспечения безопасности и преодоления возможных рисков опасности в индивидуальном и социальном значении.

Заключение

Историографический материал в данной статье позволяет сделать вывод о том, что философские трактаты и диалоги Сократа, Платона и Аристотеля в поисках решения данных проблем являются базисными в осознании теоретических и методологических основ безопасности личности. В настоящее время безопасность жизнедеятельности общества требует пристального внимания, с последующим поиском новых направлений исследований, как в теории, так и в практике. Уровень защищённости человека, общества и государства зависит от постоянной взаимосвязи потенциалов защищённости всех аспектов. Существует потребность и необходимость в постоянной защищённости социума от внутренних и внешних угроз, при всём при этом не стоит забывать о постоянной модернизации, развитии соответствующих технологий.