Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Novikova L.R. 1 Baranova O.I. 2
1 Municipal budgetary educational institution basic comprehensive school № 31 named after G.V. Lastovitsky
2 Kuban state University
The development of speech is a priority task of primary education, due to the requirements of the federal state educational standard of primary general education. The development of speech is not a spontaneous process, therefore, the actual task of teaching facing modern education is the development of students’ speech. The success of the entire learning process depends on its decision. Success today is marked by the «Federal State Educational Standard» among the main priorities of Russian education. In accordance with the levels of the language, the levels of work on the development of students’ speech are distinguished: pronunciation, lexical, grammatical, text level. Problems of verbal communication are considered in such linguistic disciplines as cognitive linguistics, theory of verbal communication, psycholinguistics, culture of speech and others. The article discloses the concept of «speech», «speech development», presents the results of diagnosing the level of speech development of primary schoolchildren in accordance with the levels of speech development according to the following parameters: the level of active vocabulary (lexical level), the ability to build clear statements (grammatical level), the ability create texts (text level). Diagnostic methods for determining the level of speech development of primary schoolchildren are indicated: 1) the method of R.S. Nemov «Definition of concepts»; 2) the method of examining the speech of younger students T.A. Fotekova.
speech
level of speech development
speech development of primary schoolchildren
diagnostics

Понятие «речь» можно рассматривать многоаспектно. Прежде всего, это понятие лингвистическое. Проблемы речевого общения рассматриваются в таких дисциплинах из области лингвистики, как когнитивная лингвистика, психолингвистика, теория речевого общения, речевая культура и др. Однако речь – понятие не только лингвистическое, но и философское. Философская составляющая объясняется тем фактом, что речь является одним из видов деятельности человека, а именно коммуникативной деятельностью. Возникновение речи в обществе обусловлено потребностью в координации и регуляции совместной трудовой деятельности и в проявлении коллективного сознания [1]. Обобщая вышесказанное, представим определения понятия «речь» в виде схемы на рис. 1.

novic1.tif

Рис. 1. Трактовки понятия «речь»

Совокупность всей работы учителя по овладению учащимися умениями эффективного использования языка как средства общения называется развитием речи. Данная работа проводится целенаправленно и системно, в связи с изучением системы языка и чтением литературно-художественных произведений [2]. Работа учителя по развитию речи учащихся младших классов направлена прежде всего на увеличение уровня осознанности речевых действий, на превентизацию логических ошибок, на оказание помощи в грамматическом оформлении речевого выражения [3]. Для плодотворной работы по развитию речи учащихся начальных классов необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы учащиеся не только получали информацию, но и творчески осваивали ее, учились анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Работа по речевому развитию учеников начальных классов направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), на реализацию предметных результатов начального общего образования, заключающихся в развитии умений в письменной и устной форме выражать собственные мысли в соответствии с правилами и нормами русского литературного языка, речевой ситуацией и целью высказывания [1]. В соответствии с уровнями языка выделяют уровни работы по развитию речи учащихся [4]:

– произносительный (речеговорение) – правильная артикуляция, речепроизношение, интонирование;

– словарный – правильное и уместное употребление слов в соответствии с речевой ситуацией;

– грамматический – согласование слов в словосочетании и предложении в роде, числе и падеже;

– уровень текста – умения, связанные с составлением текста в устной или письменной форме.

Приоритетной задачей начального образования является развитие речи младших школьников. Данный постулат обусловлен требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [5]. Развитие речи – не стихийный процесс, поэтому на сегодняшний день перед учителями начального образования стоит задача развития речи учащихся. От того, насколько продуктивно она будет решаться, зависит успешность всего образовательного процесса. В свою очередь успешность выступает в качестве одного из приоритетов российского образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Выдающиеся педагоги, речеведы, лингвисты, методисты, такие как К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Е.И. Никитин и ряд других, занимались активной разработкой вопросов, связанных с развитием речи в психолого-педагогической науке.

Цель исследования: определить уровень развития речи младших школьников.

Материалы и методы исследования

Были использованы следующие методы исследования: эмпирические – естественный педагогический эксперимент, тестирование; математическая обработка результатов исследования.

Была проведена диагностика уровня развития речи младших школьников. Экспериментальная деятельность осуществлялась на базе МБОУ ООШ № 31 г. Новороссийска. Всего было задействовано 60 учеников. Учащиеся 2 «А» класса выступили в качестве экспериментального класса (30 чел.), учащиеся 2 «Б» – в качестве контрольного класса (30 чел.).

Для достижения поставленной цели исследования, а именно для диагностики уровня развития речи младших школьников, применялись несколько диагностических методик, представленных в таблице: 1) методика, разработанная Р.С. Немовым «Определение понятий»; 2) методика обследования речи младших школьников, разработанная Т.А. Фотековой.

Диагностические методики

Уровни

развития речи

Направления работы

по развитию речи

Параметр развития речи

Диагностическая методика

1

2

3

4

Лексический уровень (словарная работа)

Активизация словаря

Уровень активного словарного запаса

Методика Р.С. Немова «Определение понятий»

Грамматический уровень

Работа на синтаксическом уровне (построение словосочетаний и предложений)

Умение строить понятные высказывания

Методика обследования речи младших школьников Т.А. Фотековой. Речевая проба «Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме» из серии II по исследованию грамматического строя речи

Уровень текста

Работа над связными письменными речевыми высказываниями

Умение создавать тексты

Методика обследования речи младших школьников Т.А. Фотековой. Речевая проба «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» из серии IV по исследованию развития речи на уровне текста

Результаты исследования и их обсуждение

Для выяснения уровня речевого развития применялись следующие диагностические методики.

1. Методика, разработанная Р.С. Немовым «Определение понятий» [6]. Диагностируемый параметр развития речи: уровень активного словарного запаса.

Каждому подопытному предлагался следующий набор слов: автомобиль, трость, книга, крем, мох, пчела, тянуться, обобщать, есть, жгучий.

Перед началом проведения диагностических мероприятий предлагалась следующая инструкция: «Вам предложен набор слов. Представьте, что вы повстречали человека, незнакомого ни с одним значением этих слов. Постарайтесь объяснить этому человеку, что значит каждое из слов, так, чтобы он понял.

За каждое соответствующее верному значению определение слова ученик получает по 1 баллу. Если определение, составленное и записанное учащимся, оказалось не вполне точным, требующим доработки, то за данное определение подопытный получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно несоответствующем действительности определении – 0 баллов.

Оценка результатов. Для подведения итогов диагностики подсчитывается общая сумма баллов. Максимальный балл, насчитываемый учащемуся за полное выполнение задания, равняется 10, минимальный – 0.

После подсчёта общей суммы баллов делаются выводы о речевом развитии учащегося по параметру активного словарного запаса (лексический уровень развития речи): 9–10баллов – высокий, 4–7 баллов – средний, 0–3 балла – низкий.

Результаты диагностики, демонстрирующие уровень развития речи (уровень активного словарного запаса) учащихся контрольного 2 «Б» и экспериментального 2 «А» класса, представлены на рис. 2.

novic2.tif

Рис. 2. Диагностика уровня развития речи младших школьников (уровень активного словарного запаса) на констатирующем этапе эксперимента

Диаграмма показывает следующие результаты: уровень развития речи (уровень активного словарного запаса) у учащихся 2 «А» класса на низком уровне – 43 % (13 чел.), на среднем – 40 % (12 чел.), на высоком – 17 % (5 чел.), у учащихся 2 «Б» класса на низком уровне – 40 % (12 чел.), на среднем – 50 % (15 чел.), на высоком – 10 % (3 чел.). Таким образом, уровень развития речи младших школьников примерно одинаков.

2. Методика обследования речи младших школьников, предложенная Т.А. Фотековой [7]. Данная методика составлена автором на основе речевых проб, предложенных Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой.

В целях диагностики уровня развития речи младших школьников на грамматическом уровне была использована речевая проба «Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме» из серии II по исследованию грамматического строя речи методики обследования речи младших школьников Т.А. Фотековой. Диагностируемый параметр развития речи – умение строить понятные высказывания.

Инструкция: «Попробуйте составить предложение из слов.

Девочка, закрывать, окно.

Перелетать, воробей, с, куст.

Банан, дедушка, внук, просить.

Иннокентий, собирать, сено, домашний, животные, для.

Арина, получила, в, подарок, букет, ромашки».

Проведение речевой пробы позволяет судить об уровне развития речи следующим образом:

– высокий – предложение составлено грамматически верно;

– средний – нарушена очерёдность слов, наблюдаются незначительные смысловые пропуски и неточности, аграмматизмы, некоторые слова заменены на синонимы;

– низкий – предложение составлено неверно, потерян смысл, задание не выполнено.

Результаты диагностики, отражающие уровень развития речи младших школьников (умение строить понятные высказывания), представлены на рис. 3.

novic3.tif

Рис. 3. Диагностика уровня развития речи младших школьников (речевое умение – умение строить понятные высказывания) на констатирующем этапе эксперимента

novic4.tif

Рис. 4. Диагностика уровня развития речи младших школьников (речевое умение – умение создавать тексты) на констатирующем этапе эксперимента

Данные диаграммы демонстрируют следующие показатели: уровень развития речи на грамматическом уровне (умение строить понятные высказывания) у учащихся 2 «А» класса на недостаточном уровне – 33 % (10 чел.), на среднем – 47 % (14 чел.), на высоком – 20 % (6 чел.), у учащихся 2 «Б» класса на недостаточном уровне – 37 % (11 чел.), на среднем – 50 % (15 чел.), на высоком – 13 % (4 чел.). То есть уровень развития речи младших школьников примерно одинаков.

Для того чтобы диагностировать уровень речевого развития младших школьников на уровне текста, была использована речевая проба «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» из серии IV по исследованию развития речи на уровне текста методики обследования речи младших школьников, разработанной Т.А. Фотековой. Диагностируемый параметр развития речи – умение создавать тексты.

Инструкция: «Изучите представленные изображения. Постарайтесь восстановить последовательность. Составьте рассказ и запишите его».

Заключения об уровне речевого развития учащихся начальных классов на уровне текста делаются по следующим основаниям: высокий – сочинение соответствует ситуации, изображённой на картинках, соблюдена смысловая целостность, все ключевые события освещены, расположены в правильной очерёдности, рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием языковых средств; средний – допущены небольшие искажения изображённой ситуации, неправильно поняты и воспроизведены причинно-следственные связи, отсутствуют связующие звенья, в сочинении отсутствуют аграмматизмы, но наблюдаются некая стереотипность в оформлении, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; низкий – упущена смысловая целостность, пропущены звенья смысловой цепочки, смысл искажён, языковые средства использованы неадекватным образом. Результаты диагностики, отражающие уровень развития речи младших школьников на уровне текста (речевое умение – умение создавать тексты), представлены на рис. 4.

Данные диаграммы показывают следующие показатели уровня развития речи (речевое умение – умение создавать тексты): у учеников 2 «А» класса на низком уровне – 37 % (11 чел.), на среднем – 53 % (16 чел.), на высоком – 10 % (3 чел.), у диагностируемых учащихся 2 «Б» класса на низком уровне – 40 % (11 чел.), на среднем – 47 % (14 чел.), на высоком – 16 % (5 чел.). Таким образом, уровень развития речи учащихся обоих классов имеет примерно одинаковые показатели и находится в основном на среднем и низком уровнях.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует необходимость целенаправленной работы по развитию речи в соответствии с требованиями современного российского образования.