Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

INTRODUCTION TO PHILOSOPHICAL CATEGORIES AS A BASIS FOR UNDERSTANDING THE WHOLE PICTURE OF THE WORLD CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Ponomareva L.I. 1 Gan N.Yu. 1 Obukhova K.A. 1
1 Shadrinsk State Pedagogical University
This article examines the problem of mastering philosophical categories by preschool children. In modern preschool didactics, scientists and practitioners are increasingly turning to the search for new methods and technologies that would contribute to the formation of holistic ideas about nature, society and man in preschool children. The authors of the article substantiated that the main way of building an objective picture of the world in a child’s mind is empirical generalization and structuring of sensory experience accumulated in various types of activity. The educational process of the modern preschool education system actively includes philosophical categories. The authors prove that the acquaintance of preschool children with the world order should begin with the idea of the dependencies existing in nature, as the most understandable to the child. Then the children are immersed in the complex world of interaction between man and nature, and then they get acquainted with the world of human experiences and feelings, with the norms and rules adopted in society. Moreover, the ideas formed in children should be of a systemic nature, that is, comprehensively reveal the essence of the object or phenomenon under consideration, and also demonstrate its connection with the surrounding reality. Only the integration of systemic concepts of nature, man and society contributes to the formation of the foundations for understanding a holistic picture of the world.
сategory
categorical structure of thinking
holistic picture of the world
systemic representations.

В настоящий момент заложенные в Закон «Об образовании в РФ» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования идеи гуманизации и гуманитаризации образования все чаще понимаются как философские идеи о роли системы образования в понимании дошкольниками целостной картины мира; концептуальные положения о взаимосвязи среды и развитии личности ребенка на основе субъектной вовлеченности в специально организованные виды деятельности [1; 2].

Это определяет модернизацию содержания дошкольного образования и поиск альтернативных методов и средств формирования основ категориального видения картины мира.

Цель исследования: теоретическое рассмотрение проблемы влияния ознакомления дошкольников с философскими категориями на понимание ими целостной картины мира. Обоснование роли дошкольного образования в усвоении детьми целостных представлений о природе, обществе, человеке.

Усвоение ребенком накопленного опыта человеческой культуры, т.е. его социализация, приводит к осознанию своей значимости, личного места в социуме и собственной позиции в целостной картине мира [3].

Система образования, в которую включен ребенок, начиная с дошкольного детства, предоставляет ему возможность постепенного и непрерывного вхождения в познание окружающего мира [4].

Именно гуманистическая парадигма образования определяет отражение в нем разных точек зрения человека на мир, совокупности способов изучения принципов построения природного и социального окружения, усвоение представлений которых обеспечивают раскрытие ценности как самой личности, так и богатства окружающего мира. Дошкольному образованию, как закрепленному Законом «Об образовании РФ» первому уровню общего образования, в этом процессе принадлежит приоритетная роль [1]. Именно в дошкольном детстве ребенку раскрываются различные взаимосвязи, ценности культуры и здоровья, многообразные закономерности в области разных знаний. Это способствует более широкому взаимодействию ребенка-дошкольника с окружающим миром, что, в свою очередь, обеспечивает усвоение не разрозненных представлений об объектах и явлениях, а закономерную их интеграцию и взаимопроникновение, а значит, понимание целостности картины мира [5].

Проблемой познания устройства мира интересовались ученые с древнейших времен. К ним следует отнести Гераклита Эфесского, Демокрита, Платона, Теофраста и других философов Древней Греции. В системе образования изучением методических аспектов ознакомления детей с окружающим миром занимались Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и другие. Эти ученые-методисты полагали, что ребенка надо воспитывать согласно принципу природосообразности, при этом материальный мир – это только отражение существующего независимо от человеческого сознания вечного мира идей, а цель обучения состоит в развитии мышления, а не в накоплении знаний.

Главную роль в познании окружающего мира Я.А. Коменский отводил активности личности. Он считал, что обучение должно основываться на развитии самодеятельности ребенка, который исследует окружающие его предметы и явления. Ученому принадлежит утверждение того, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. При этом каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди учат, как ими пользоваться, предметы и явления обогащают опыт [6].

По мнению Н.Н. Поддьякова, категориальная структура мышления углубляет познание реального мира и обусловливает глобальные изменения в психическом и личностном развитии ребенка, где знание выступает интенсивным фактором изменения познавательного опыта ребенка [7].

Проблеме изучения подходов к построению современного образования, в котором человек мыслит категориально, посвящены исследования таких отечественных педагогов и психологов, как Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, М.К. Мамардашвили, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, В.Т. Фоменко, Д.Б. Эльконин и другие. Научные изыскания представленных ученых можно условно рассмотреть в нескольких направлениях: содержание обучения как средство развития личности; развитие учебной деятельности, принципы ее построения и способы овладения обучающимися логическим мышлением; концепции развивающего обучения; деятельностный подход в понимании целостной картины мира и др.

В связи с тем что содержание образования в настоящее время рассматривается не как цель образовательного процесса, а как средство развития личности, педагогическая наука и практика встали перед необходимостью поиска новых педагогических технологий, которые позволят построить путь познания ребенком окружающего мира не только как накопление, приобретение, расширение знаний о нем, но, прежде всего, как возможность развития интересов к учению, интеллектуальной рефлексии, имитационного и ролевого моделирования, дискуссионной культуры, поисковой деятельности обучающихся и др. Как отмечает в своем исследовании Е.Е. Сапогова, изменение взглядов на обучение детей в школе влечет за собой необходимость осуществления преобразований и в организации познавательной деятельности еще в системе дошкольного образования.

Справедливости ради следует отметить, что познавательная деятельность детей дошкольного возраста в целом, и содержание обучения в частности, давно волнуют умы ученых. Так, среди теоретиков психолого-педагогического направления дошкольной дидактики, рассматривающего познавательное развитие ребенка, следует отметить Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксу, Р.И. Говорову, А.В. Запорожеца, С.Н. Николаеву, Н.Н. Поддьякова, А.П. Усову и др.

Среди многообразных точек зрения на содержание дошкольного образования в аспекте развития учебно-познавательной деятельности особый интерес вызывает сегодня точка зрения ученых на познание ребенком картины мира через философские категории (В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков, Р.М. Чумичева и др.).

По С.Л. Рубинштейну, категории – это наиболее общие понятия, отражающие основные свойства, взаимосвязи и закономерности реального мира [8]. Самыми широкими категориями, как отмечает В.В. Давыдов, являются философские категории, служащие методологической основой научного познания во всех областях человеческой деятельности, где знания трактуются как результат мышления (отражение действительности) и процесс его получения (мыслительные действия), когда личность присваивает способы учебной деятельности как особую форму социальной активности, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры [9]. В своих исследованиях В.А. Петровский отмечал, что ребенок с раннего возраста усваивает начальные понятийные формы, то есть категории, в определенной логике, изменяющей структуру мыслительной деятельности, характер взаимодействий с миром и отношение к нему. Начальные формы категориальных знаний несут в себе мировоззренческую функцию, а их аккумуляция обеспечивает развитие интеллектуальных, нравственных, эмоциональных ценностей ребенка [10]. Именно усвоение категорий ставит дошкольника в позицию исследователя, когда диффузное, размытое представление о мире становится четким, приобретает ясность, целостность и системность. Это и помогает детям дошкольного возраста, с одной стороны, дифференцировать имеющиеся представления, а с другой – на основе аналитико-синтетической деятельности самостоятельно устанавливать взаимосвязи в окружающем мире.

Кроме вышесказанного, категориальное видение картины мира, по мнению Н.С. Юлиной, способствует развитию моральной и социальной ответственности за принятие разумных решений в различных социальных ситуациях (в том числе и конфликтных) [11].

По мнению многих ученых, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития детей. Данный возрастной этап способствует эффективному освоению целостной картины мира при опоре на имеющийся у детей сенсорный опыт и активно развивающееся логическое мышление. Именно старший дошкольный возраст – важнейший этап, в котором происходит осознание необходимых существенных свойств, качеств, явлений для функционирования круговорота жизни [12]. У детей старшего дошкольного возраста достаточно интенсивно происходит формирование начальных форм следующих философских категорий: живое и неживое; пространство и время; количество и качество; добро и зло; любовь и дружба и др. Несмотря на то что эти начальные представления дошкольников еще несколько разрозненны, а некоторые свойства и отношения объективного мира еще слабо осознаются, тем не менее даже в таком виде они определяют ведущую роль в понимании и последующем объяснении устройства окружающего мира.

Основным способом построения в сознании ребенка целостной картины мира является эмпирическое обобщение и структурирование чувственного опыта, накопленного в различных видах деятельности.

По мнению Н.Н. Поддьякова, представления детей как о важнейших явлениях природы, так и общества взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому обогащение какого-либо одного из них ведет к заметным положительным сдвигам в развитии другого. Именно эта особенность делает имеющиеся представления основополагающими и, несмотря на их незрелость, осуществляет функцию мировоззренческого характера ребенка-дошкольника [7].

Однако следует помнить, что окружающий мир сможет стать кладезем знаний лишь в случае, когда дошкольник научается обобщать и абстрагировать. Только четкие образы объективной реальности позволяют детям замечать изменения, познавать взаимодействия, выявлять зависимости в окружающем мире (событие и обыденность, причина и следствие, различие и сходство, возможность и невозможность и др.).

Формирование начальных форм категориального строя, как отмечал Н.Н. Поддьяков, недопустимо отождествлять с развитием знаний и умений детей, так как он тесно связан с функционированием когнитивной сферы ребенка как целостной системы. Базовые представления дошкольников выполняют функции не только отражения основных свойств объективного мира, но и общей организации познавательного опыта детей [7].

Исходя из вышеизложенного, первоочередной задачей системы дошкольного образования является организация процесса ознакомления ребенка с целостной картиной мира, она позволит стать активным и сознательным участником последующей взрослой жизни. Понимание целостного образа мира происходит в процессе осуществления разных видов деятельности дошкольников. Способствует выстраиванию общей картины мира присущая ребенку-дошкольнику любознательность. Педагогу следует учитывать это и всячески способствовать развитию природной «пытливости ума» детей [13].

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме ознакомления дошкольников с окружающим миром позволяет заключить, что начинать работу в этом направлении следует с элементарных экологических моделей [5].

Объекты живой и неживой природы наиболее близки и понятны ребенку (в отличие от скрытых эмоций и взаимоотношений людей) [14]. Их дошкольник наблюдает в повседневной жизни: восход солнца, смена дня и ночи, дождь (снег, град), радуга, домашние и дикие животные и др.

Для ознакомления с элементарными экологическими представлениями мы рекомендуем несколько тем, которые помогут дошкольникам сформировать понимание целостности природного мира и взаимозависимостей, существующих в природе. При этом только совокупность разных методов, приемов и средств позволят получить интегрированные знания, что, в свою очередь, и обеспечит целостность понимания картины мира. Например, тема «Осень» включает:

– наблюдение за сезонными изменениями в природе (солнце светит, но не греет; небо затянуто тучами, часто идет дождь; понижается температура воздуха; деревья сбрасывают листья и т.д.);

– беседу о жизнедеятельности людей (осенью люди собирают урожай; дети идут в школу; люди одеваются по погоде и др.);

– беседу о поведении животных (некоторые животные готовятся к зимней спячке; меняют свои шубы; перелетные птицы улетают на юг и т.д.);

– рассматривание картин и иллюстраций с признаками осенних изменений;

– чтение художественной литературы;

– продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепка, аппликация и др.).

Аналогично выстраиваются темы «Солнце и Луна», «Пищевые цепочки в природе», «Времена года», «Пространство и время» и др. Отдельная роль в системе организации образовательного процесса принадлежит детскому экспериментированию, в результате которого дети в доступной форме познают законы природы: «Агрегатные состояния воды», «Сила ветра», «Тонет – не тонет» и др.

Немаловажную роль в познавательном развитии дошкольников играет познание себя как физического и социального существа. Формирование реалистических представлений о собственном организме у ребенка в свою очередь ляжет в основу целостного «образа Я». Так, постепенно дошкольник переходит к более сложным по усвоению категориям – социальным. Они сложны для понимания, так как являются абстрактными. Основной формой ознакомления с такими категориями считаются беседы. При правильной организации занятия старшим дошкольникам доступны такие категории, как Красивое и Безобразное, Добро и Зло, Правда и Ложь и др. Мощным средством, способствующим всестороннему рассмотрению того или иного понятия, является художественная литература. Так, правильно подобранные педагогом (взрослым) произведения помогают познакомить ребенка с такими важными категориями, как Любовь и Дружба. Для этого следует подобрать малые фольклорные формы: пословицы и поговорки о дружбе и любви, в простой и доступной форме помогающие понять отношение людей к данным категориям. Например, «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый», «Друзья познаются в беде» и др. Задача взрослого объяснить скрытый смысл, а иногда метафорический перенос, которые содержит устное народное творчество. Полезными для чтения будут такие детские произведения, как «Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского, «Друг детства» В. Драгунского, «Настоящий друг» О. Уайльда и др., в которых сами герои понятной речью и яркими поступками помогают детям понять суть категории «Дружба». Аналогично происходит знакомство детей с категорией «Любовь». При этом очень важно объяснить детям, что любовь может быть разной: к маме (папе, дедушке и бабушке…), к природе, к спорту (искусству), к родному краю, к Родине и т.д. Ценными при организации образовательного процесса в ознакомлении дошкольников с различными философскими категориями могут стать детские произведения таких авторов, как Н. Носов («Фантазеры», «Огурцы»), В. Осеев («Просто старушка»), С. Михалков («Дядя Степа»), К. Чуковский («Федорино горе») и др.

Заключение

Таким образом, усвоение ребенком системных представлений о природе, человеке, обществе, через конкретные образы, помогает определить взаимосвязь природных явлений с жизнедеятельностью человека, а также понять свою роль и место в социуме (сын, брат, внук, друг, сосед…). Ознакомление с разными явлениями и отношениями через философские категории способствует формированию основ понимания детьми дошкольного возраста целостной картины мира.