Проблематика становления российской университетской науки связана с созданием первых университетов и академий. Создание университетской среды в нашей стране, по сравнению с Европой, началось намного позже. Только в Сербии, Норвегии, Болгарии, Румынии университеты открылись позже, чем в России.
Для сравнения, Болонский университет является старейшим европейским непрерывно существующим университетом. Точная дата основания университета неизвестна, но многие источники отсылают нас к XI в. Хотя и до Болонского университета в мире существовал ряд учебных учреждений, позже приравненных к университетам. К ним относятся: Университет Аль-Карауин – Фес, Марокко, 859 г. н.э.; Аль-Азхар – Каир, Египет, 972 г. н.э.; Nizamiyah – Иран, 1065 г. н.э. При названии Болонского университета впервые был использован термин «университет» (Universitas) [1].
В России же Академия наук открылась лишь в 1725 г., а первый университет появился только в 1755 г. Следует упомянуть, что в 1687 г. в Москве по инициативе Симеона Полоцкого была основана Славяно-греко-латинская академия. Академия работала на основании «Привилегии на Академию» и создавалась по образцу западных университетов с доступом к обучению из всех сословий [2]. Ее окончил М.В. Ломоносов – русский ученый, стоявший у истоков становления традиций российской высшей школы. Он внес огромный вклад в становление университетской науки, целью которой на тот момент явился переход от церковного образования к светскому. Для этого составлялись учебные программы, упор в которых делался не только на теоретические знания, но и на развитие практических навыков, таких как участие в практических занятиях, лабораторных работах, различных опытах и экспериментах. Большой вклад в развитие российской высшей школы внесли также русские деятели и мыслители, такие как Белинский, Радищев, Герцен, Ковалевский, Добролюбов, Писарев, Тимирязев, Менделеев, Пирогов и многие-многие другие.
По проблемам становления высшего образования и собственно российской университетской науки написан ряд статей и научных работ. В статье О.Б. Куликовой [3] прослеживается история становления отечественного университета через призму развития науки в России, сравниваются университетские и научные парадигмы российского и западного классических университетов, раскрывается специфика имплементации идеи классического университета на российской почве. А.Д. Гемранова [4] отмечает, что российский университет явился наследником как средневековых, так и классических европейских университетских традиций. По ее словам, феномен университетского образования еще не получил всестороннего изучения, что дает широкое поле деятельности исследователям в области отечественного университетского образования. Проблема мотивации получения студентами университетского образования в период становления высшего образования в России освещена в работе М.В. Новикова, Т.Б. Перфиловой [5]. В монографии Т.Г. Мухиной, Е.В. Копосова, В.В. Бородачева [6] рассматриваются периоды развития дополнительного профессионального образования с конца ХIХ в. до настоящего времени, акцент сделан на региональном аспекте.
Цель исследования заключается в освещении проблематики становления основ российской университетской науки.
Достижение цели исследования обусловило решение следующих задач:
- провести краткий обзор истоков зарождения мировых университетов;
- проанализировать причины зарождения высшего образования в России;
- дать историческую справку о сроках возникновения первых университетов в России;
- проследить этапы становления российской университетской науки на протяжении XIX–XX вв.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на основе применения теоретических методов исследования, что обусловлено самой проблематикой исследования. Методологической основой исследования явился концептуальный подход и обращение к истокам возникновения высшего образования. Дедуктивная логика позволила сделать общий вывод о проблематике становления российской университетской науки.
В процессе исследования применялась также выборочная переработка эмпирического материала (научно-методической литературы, исторических записей и документов), его анализ с позиции полученных сведений, статистические методы обработки полученных результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Возникновение и развитие университетского образования в России было продиктовано тем фактом, что российское общество вышло на новый дипломатический уровень: изучались иностранные языки, происходил обмен опытом с другими странами во всех сферах жизнедеятельности, проводились реформы, развивалась промышленность.
Учитывая эти факты, общество того времени начало испытывать нехватку квалифицированных кадров, причем собственных кадров, обученных у себя в стране по своим учебным программам, ориентированным на нужды высшего образования.
Особенно это стало заметно во времена Петра I. Безусловно, он осознавал неизбежность развития российской науки и предпринял с этой целью ряд существенных мер. Государство стало организовывать светские государственные учебные заведения по техническим и гуманитарным направлениям. В 1701 г. появилась Школа математических и навигацких наук, в 1707 были открыты медицинская и Артиллерийско-инженерная (Пушкарская) школа, Морская академия приняла абитуриентов в 1715, а инженерная школа в 1719 г. Постоянно открывались многочисленные школы для обучения иностранным языкам [7].
Реформатор российской науки Пётр I, создавая науку как социальный институт, ориентировался не на развитие собственно университетской науки, а на развитие академической науки. Таким образом, российская наука в момент ее зарождения оказалась институциональной и функционально разобщённой.
Здесь очень важно остановиться на вопросе разности в терминологии касательно университетской и академической науки. Университетская форма науки сложилась в западных странах. Термин университетская наука на английском языке – это «academic research», мы видим, что доминирующим является слово «academic», а не «university», так как в английском языке «academic – relating to education, especially in a college or university [8]». По сути, английское слово академический является синонимичным слову университетский в русском понятии, только имеет более широкое значение, охватывая все отрасли высшего образования, будь то колледжи и университеты.
Академическая форма науки – это чисто российская традиция, заложенная Петром I. Петербургская академия наук – принятое в литературе название высшего научного учреждения Российской империи в 1724–1917 гг. В разные годы Академия наук в Санкт-Петербурге носила различные официальные названия. С февраля (или мая) 1917 года Академию наук по решению Общего собрания учёных было предложено называть Российской академией наук [9]. Российская академия наук появилась как государственное учреждение, то есть обладала признаками государственно-бюрократической структуры и финансировалась из государственной казны. В дальнейшем ситуация практически не менялась. Академическая наука в советские времена – это наука в специализированных институтах, получающих содержание из Академии наук СССР, получающих финансовую поддержку из бюджета. После распада Союза бюджетное финансирование академических институтов упало почти в 20 раз, во многих статьях констатируется хроническое недофинансирование не только Академии, но и науки в целом в течение последних десятилетий.
Встает закономерный вопрос: получается ли, что РАН стоит особняком и не взаимодействует с наукой университетской? Ответ, по мнению автора, однозначен. Вовсе нет, ведь уровень науки определяется наличием талантливых и высококвалифицированных специалистов, соответствующих самым высоким мировым критериям, и, по сути, неважно, где происходит подготовка таких кадров, в институтах РАН или вузах страны.
Очень хорошо этот постулат подтверждают слова Юрия Гуляева: «Проблем во взаимоотношениях академической и университетской науки практически нет, так как почти все члены РАН преподают в университетах, а университетские профессора делают свою «большую науку» в институтах РАН и в близком взаимодействии со своими коллегами из академических институтов. И не нужно искусственно, как это делают некоторые чиновники из Минобрнауки, противопоставлять академическую и университетскую науку. Со времен Петра I это одна единая российская наука» [10].
Московский государственный университет имени Ломоносова был основан в 1755 г. Мы можем назвать этот университет традиционным примером высшего учебного заведения, которое остается таковым и по сегодняшний день. Здесь можно получить классическое высшее образование в полном его понимании. Система российского образования в начале XIX в. состояла в основном из приходских и уездных училищ, губернских гимназий и университетов преемственных между собой. Происходило деление образовательных учреждений на учебные округа, во главе которых находились попечители. Университеты как более крупные структурные единицы становились центрами учебных округов. После открытия МГУ были основаны другие университеты в различных городах: 1802 г. – Дерпт, 1803 г. – Вильнюс, 1804 г. – Казань, 1805 г. – Харьков.
Повсеместно открывались педагогические институты для подготовки учителей по всем направлениям. Наиболее значимым из них стал самостоятельный педагогический институт в Петербурге, основанный в 1804 г., получивший в 1816 г. статус Главного педагогического института. Именно на базе него в 1819 г. был создан Санкт-Петербургский государственный университет.
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана также имеет интересную историю основания. По указу Николая I на базе основанного в 1763 г. Императорского воспитательного дома создается Ремесленное учебное заведение, в 1830 г. переименованное в Императорское высшее техническое училище, позже – Московское высшее техническое училище. Именно это училище получает в 1989 г. статус технического университета им. Н.Э. Баумана.
Русская система высшего технического системного образования имеет непосредственное отношение к этому университету, она была создана учеными и мыслителями, стоящими у истоков его образования. За рубежом данная система была названа «русскими методами обучения», она удостоена высших наград на международных выставках в Вене, Филадельфии и в Париже в 1873, 1876 и 1900 гг. соответственно. Система опиралась на тесную связь теоретической и практической составляющих учебного процесса. Теоретические знания превращались в практический опыт на базе производственных мастерских и лабораторий.
Итак, обозначим суть знаменитой русской методики обучения инженеров. Появившись в XIX в., она имела три основных компонента. К первому компоненту можно отнести тщательную практическую подготовку, в основе которой лежала работа обучающихся в условиях, максимально приближенных к производственным. Далее внимание акцентировалось на серьёзном изучении теоретических предметов с последующим их усвоением на уровне преподавания тех самых предметов в классических университетах. Стоит упомянуть и о постоянной взаимовыгодной связи высшей технической школы с промышленностью [11].
Нельзя недооценивать роль общества в российской системе высшего образования начиная со второй половины XIX в. По общественной инициативе создавались педагогические сообщества и комитеты грамотности. Можно утверждать, что российское общество влияло на дошкольное, начальное образование и внешкольное образование, а также контролировало сферу высшего и профессионального образования.
Высшая школа находилась в непрерывном поиске актуальных, усовершенствованных методов и приемов подготовки специалистов. Это способствовало неоднократной смене системы обучения внутри теоретических дисциплин. Предметная система обучения, существовавшая до 1820 г., была заменена в середине XIX в. на предметно-курсовую, а позже и на собственно курсовую, что позволило реализовывать принципы системности и наглядности в педагогическом процессе, а также предоставило обучающимся право выбора последовательности при изучении теоретических дисциплин [12].
Основополагающей тенденцией развития системы образования в России XIX – начала XX в. явилось движение от наблюдения и восприятия к действию, ориентированному на индивидуальность. Образование, направленное на развитие личности, еще не стало центром образовательной системы, но движение в этом направлении начало развиваться и вскоре заняло лидирующую позицию.
Необходимо сказать о неравномерном территориальном расположении высших учебных заведений. Большинство вузов располагалось в Петербурге, Москве, Киеве и других городах европейской части страны. В Средней Азии, Белоруссии, на Кавказе высших учебных заведений не было.
Проследим динамику развития численности университетов и обучающихся в них в начале XX в. с временным отрезком в 5 лет на основе анализа работ А.Н. Иванова [13]. Так, на начало 1913 учебного года было представлено 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы с численностью 123532 студента, в 1918 г. количество российских высших учебных заведений значительно не изменилось, но количество обучающихся возросло до 135065 студентов.
О становлении университетов в Москве, Санкт-Петербурге и Казани говорилось выше. Стоит отметить, что до становления Советской власти (1922 г.), были созданы еще только три университета: Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (1916 г.); Самарский государственный университет (1918 г.); Уральский университет (1920 г.). Остальные университеты были основаны намного позже. В Ростове-на-Дону в 1929–1930 гг. основывается сразу ряд университетов: Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростовский государственный медицинский университет, Донской государственный технический университет. Новосибирский государственный университет был создан в 1958 г. В 1973 г. вышло Постановление об организации Омского государственного университета (ОмГУ). Университет в Челябинске, один из ведущих научных центров Южного Урала, был основан в 1976 г.
Заключение
Таким образом, анализируя все вышеизложенные факты, можно констатировать зависимость высшего образования на этапе его становления от политических факторов. Высшее образование было заложено в виде академической формы науки, развивалось довольно-таки стремительно, но с геолокационной точки зрения неравномерно.
С развитием промышленности, экономики и мировой политики к середине XX в. приходит осознание того, что нельзя игнорировать специфическую природу образовательного процесса. Появление рыночных форм деятельности, индустриализация, а также возникновение развития сферы инфокоммуникационных технологий и онлайн-обучения могут привести к утрате накопленного поколениями научно-методического опыта и традиций педагогической деятельности. Решение проблем как содержательного, так и организационно-управленческого характера можно отнести к основным задачам реформирования системы высшего образования. Выработка взвешенной государственной политики, ее ориентация на идеалы и интересы России в сфере высшего и профессионального образования являются приоритетными и заслуживают постоянного внимания и контроля со стороны государства.