Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

INTEGRATION OF TUTORING INTO THE SYSTEM OF ACCOMPANYING ORPHANS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

Kovaleva A.M. 1
1 Southern Federal University
The aim of the research is to analyze the influence of tutoring’s phenomena on the development of native pedagogy in modern conditions and the possibility of tutoring system’s integration into support system of young orphans and children deprived of parental care into higher educational establishment. There is a question arisen in the article about actualization of the tutoring system with further practical application of the tutoring technologies in relation towards young orphans during their entrance into higher educational establishment. Furthermore, the tutoring educational system is supposed to control not only academic performance of young orphans but the realization of students’ creative potential due to constant monitoring or curatorship. Studying young orphan and children deprived of parental care’s psychological condition is an important part in the process of integration of the tutoring system into child’s life. The novelty of the research is in complex analysis of the tutoring educational system which influence the development of social-adaptive skills of young orphans and children deprived of parental care. As the result, it is proved that tutoring educational system is aimed to support the interest not only to the academic side of the educational process but also pays attention to the development of personal traits of young orphans and children deprived of parental care.
tutoring
pedagogical culture
young orphans and children deprived of parental care
federal law
social adaptation

Практика тьюторства как основной системы обучения в последнее время доказывает свою эффективность. Тьюторские технологии, представляющие собой основу тьюторской системы обучения, популяризируются не только как частный педагогический метод, но и распространяются повсеместно, включая систему высших учебных заведений. Более того, одна из задач тьюторской системы обучения – это социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена растущим интересом к успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, плодотворному сотрудничеству детей-сирот с системой образования, а также достижению определенных академических успехов с помощью применения тьюторской системы обучения. Характерной особенностью тьюторской системы обучения является пролонгированность данного образовательного процесса, а также системность, позволяющая принимать участие в жизни студента на протяжении всего обучения. Постинтернатовское сопровождение с помощью куратора или тьютора является одной из форм контроля и помощи детям-сиротам, которым необходима поддержка даже при достижении возраста совершеннолетия.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, дать определение понятию «тьюторство» и «тьютор»; во-вторых, выявить основные характеристики тьюторской системы обучения; в-третьих, прояснить роль детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном обществе, в-четвертых, объяснить правомерность внедрения тьюторства в работе с детьми-сиротами.

Для более глубокого внедрения в данную проблему в статье применяются следующие методы исследования: описание, концептуальный метод, метод прогнозирования.

Теоретической базой исследований послужили публикации зарубежных авторов B. Potier, L.P. Cole, а также отечественные исследования таких авторов, как Е.А. Челнокова, И.Д. Проскуровская, которые рассматривали феномен тьюторства в рамках повсеместного внедрения тьюторской системы образования. Доказательной базой служит Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако анализ современной научной литературы освещает проблему недостаточного исследования пробелов при изучении группы детей-сирот. В основном внимание проблеме сиротства уделяют ученые, специализирующиеся в конкретных областях науки: А. Нестеренко, Л. Беляева, С. Стивенсон, Е. Павлова, А. Арефьев.

Практическая ценность данного исследования заключается в том, что тьюторская система обучения может быть использована для усовершенствования и актуализации образовательного процесса, а также направлена на решение острых социальных вопросов, связанных с успешной интеграцией детей-сирот в общество и их постинтернатовской адаптацией с помощью куратора.

Система тьюторства является незаменимым инструментом в изучении нового предмета. Многие ученые задаются вопросом, что представляет собой и насколько эффективна данная система обучения [4, с. 68–70]. Исследователи Е.В. Новоженина и А.М. Митина рассуждают о природе возникновения данного феномена следующим образом: либо это культурная инновация, позволившая расширить горизонты андрагогической науки, либо, наоборот, верно подмеченная давняя традиция отечественного образования, либо новое поле деятельности для работников педагогической сферы, либо все-таки чуждый элемент для российского менталитета [5, с. 96–98].

Более того, термин «тьютор» имеет разные интерпретации, несмотря на привычный педагогический оттенок. В настоящее время тьютор – это и консультант, и методист, и игротехник. Отсюда и столь неоднозначное отношение к трактовке вышеупомянутого термина [5, с. 96].

Появление термина «тьютор» в педагогической культуре стало возможно благодаря особенной или даже специфичной организации пространства высшего образовательного учреждения, то есть университета. Данный феномен возник в XII в. и представлял собой наставничество двух ведущих английских университетов – Оксфорда и Кембриджа. Структура на тот момент новой тьюторской системы была следующей:

1) кураторство преподавателей универ- ситета;

2) моральное участие в жизни студента даже вне стен университета;

3) само тьюторство, которое предполагало академическое обучение студента в течение всего учебного года. [9, с. 212].

Обращая внимание на употребление данного термина в отечественной культуре [2, с. 282], стоит учесть, что русская адаптация слова «тьютор» подразумевает осуществление функций ментора, репетитора, наставника, то есть человека, оказывающего помощь на протяжении всего процесса образования. Такая интерпретация функций тьютора позволяет говорить о том, что процесс обучения студента проходит не только с ориентировкой на его академические успехи, но и с попыткой интеграции его личных интересов в образовательный процесс.

Вопрос успешной интеграции детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в социальные сферы образовательного процесса обсуждается достаточно широко в нашей стране на сегодняшний день [1, с. 118–120]. Первое, на что хочется обратить внимание, это психологическая составляющая данного вопроса. Будучи в интернате, ребенок уже сталкивается с первыми сложностями своего социального положения. Чувства обособленности, пониженной самооценки могут преследовать таких детей с самого раннего возраста, усугубляясь при общении со своими сверстниками из полноценных семей. Однако детский дом или интернат, несмотря на некоторое несовершенство системы воспитания, предоставляет возможность нивелировать данные негативные эмоции.

С каждым годом проблемы сиротства, безнадзорности, беспризорности становятся все более актуальными, поскольку количество детей-сирот постоянно растет. Однако в условиях постоянной смены политических приоритетов вопрос регулирования и контроля роста социального сиротства стоит достаточно остро. Данной проблемой занимаются не только политики, но и социологи, СМИ, которые разрабатывают теории, нацеленные на помощь детям-сиротам в адаптации к последующим жизненным трудностям [7, 8, 11]. Решение данных проблем входит в список первоочередных задач общефедерального уровня [3, с. 283]. На момент последнего измерения в 2017 г. показатель численности детей, родители которых лишены родительских прав составляет 12,7 (на 10000 в возрасте от 0–17 лет), а темп роста (снижения) численности детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2017 г. составляет 88, 0 (для сравнения, 2012 год – 94,1) [12].

В любом случае жизнь в интернате или детском доме гарантирует таким детям определенную стабильность (в питании, проживании, обучении), развитие, а также необходимую психологическую помощь, если ребенок в ней нуждается, так как в каждой школе в настоящее время есть школьный психолог. К тому же регулярно проводятся психологические тесты и профилактические разговоры с детьми-сиротами, которые раскрывают психологическое состояние ребенка и, в случае каких-то трудностей, помогают решить проблемы наиболее оперативным образом.

Безусловно, на первом этапе своего жизненного пути дети-сироты получают моральную поддержку от внешнего мира. Однако стоит учитывать внутреннее состояние воспитанников детских домов и интернатов, которое может либо мотивировать, либо, наоборот, нивелировать желание детей к развитию и обучению. Как уже упоминалось выше, чувство обособленности может преследовать ребенка на протяжении всего пути становления. По мере взросления ребенок более остро осознает проблему своего положения, и, если вовремя не оказать нужную ему в тот момент психологическую поддержку, то это может привести к весьма плачевному результату: ребенок может «обидеться» и почувствовать себя ущемленным просто потому, что ему не хватило любви и понимания.

В такой ситуации необходим постоянный психологический мониторинг, особенно в подростковом возрасте, когда подросток находится в самом уязвимом психологическом состоянии. Важно не упустить момент «воспитания» и учителям, постоянно контролируя выполнение домашней работы и работу в классе, чтобы развить черты «ответственного студента», просто прививая трудолюбие и дисциплину с самого раннего возраста. То есть, другими словами, на первом этапе жизненного пути, а именно – во время обучения в школе или школе-интернате, необходимым условием является постоянное психологическое сопровождение и мониторинг промежуточных тестов на развитие личности и ее роста.

Однако немаловажным является и следующий этап обучения – студенчество или получение высшего образования для более успешной реализации своих профессиональных навыков в будущем. Данный этап характеризуется, прежде всего, сложностью адаптации к совершенно новым условиям жизни. Главное, на что стоит обратить внимание, – в каком положении окажутся эти дети по достижении 18 лет. Конечно, каждому сироте обещана и выдается квартира, но, к сожалению, временные рамки выдачи данной квартиры могут сильно варьироваться. То есть, по факту, в 18 лет, выходя из интерната или детского дома, ребенок остается один, без жилья, средств и поддержки.

Можно отметить, что важную роль играет недостаточная информированность ребенка о своих социальных правах. Будучи единственно ответственным за свою жизнь, становясь самостоятельным человеком, ребенок все еще не осознает себя как полную социальную единицу, и после постоянной опеки в детском доме или интернате человек оказывается не способен вести свою жизнь сам, финансово, социально и юридически. Несмотря на то, что по достижении 18 лет ребенку все еще предоставляется ряд льгот, он может быть не полностью осведомлен об их существовании, либо не иметь представления о процедуре их предоставления, что, таким образом, лишает его положенного обеспечения.

Некоторые дети-сироты пытаются продолжить обучение и поступить в высшие либо средне-специальные учебные заведения. Поступление – это личный выбор каждого, но этот выбор может определить всю дальнейшую жизнь ребенка. Отсюда возникает необходимость социального менторства студента не только перед поступлением в ООВО, но и в течение всего процесса обучения. К сожалению, не все воспитанники детских домов и интернатов в точности понимают суть направления, на которое они поступают, и вообще специфику выбранной профессии. Таким образом, минимальный «курс» ознакомления с профессией является необходимым условием дальнейшего успешного развития личности.

В современных условиях социальная реализация программ, направленных на поддержку семьи, является актуальным запросом как общества, так и государства. Необходимо признать, что благополучие детей-сирот во многом зависит от эффективности социальной политики и введении некоторых поправок в действующие законы, которые позволят не только улучшить работу системы, но и облегчить переход на новый уровень социального развития.

К примеру, депутатами Государственной Думы вносятся изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части 5 статьи 71 после слов «в пределах установленной квоты имеют» дополнить словами следующего содержания: «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.»; а также в части 14 статьи 108 слова «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исключить [7].

Цель вносимой поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – предоставить право на льготное поступление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставив, таким образом, существенную поддержку ребенку в последующем выборе профессии. Упрощение процедуры вступительных испытаний даст возможность ребенку определить сферу своих интересов, исключит ощущение давления от результатов выпускных экзаменов, а также позволит поддержать и развить интерес к направлениям, которые могут казаться недоступными [11].

Более того, в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также были внесены изменения, касающиеся поддержки образовательной сферы: в пункте 1 статьи 6 дополнить абзацем 2 следующего содержания:

«Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на зачисление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"» [7].

Однако не стоит забывать о важности социального взаимодействия в период становления личности и выбора будущей профессии или ООВО. Поступив в высшее или средне-специальное учебное заведение, ребенок-сирота остается один. То есть, безусловно, такого ребенка поддерживают социальными стипендиями, льготами, возможностью бесплатного обучения, но в моральном плане – это целое испытание. Ребенок-сирота оказывается для себя в новой роли – роли студента, взрослого, ответственного за себя человека. Более того, появляется совершенно новая для него социальная среда, где нужно заново адаптироваться и выстраивать межличностные взаимоотношения с детьми, в большинстве случаев из полных семей, что также может послужить достаточно болезненным фактором в последующей коммуникации. Часто происходят ситуации, что от неумения и изначальной неспособности общаться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, просто закрываются.

Таким образом, поднимается вопрос о социальной адаптации детей-сирот в рамках обучения в высших и средне-специальных учебных заведениях. Попав в новый коллектив, состоящий преимущественно из детей, воспитывавшихся в полноценных семьях, ребенок снова оказывается в психологически некомфортной для него ситуации, а для некоторых даже травмирующей. Но в этот момент, к сожалению, некому о нем позаботиться даже в рамках психологической помощи. То есть поднимается вопрос о необходимости создания органа психологической поддержки на первом этапе освоения новой социальной роли студента, которая поможет ребенку адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и привыкнуть к новому образу жизни. Каждому человеку важно знать, к кому обратиться в сложный для него момент жизни, а для детей-сирот это особенно актуально.

Многообразие функций тьютора предполагает следующие средства реализации его деятельности: консультирование (как групповое, так и индивидуальное), тьюториалы (занятия, которые проводятся раз в неделю), беседы, дискурсы, семинары, электронная коммуникация с подопечными [14, с. 118].

Таким образом, основная задача тьюторства как феномена в целом – это поддержка студента и наставничество в течение всего периода обучения. Данный вид наставничества является наиболее приемлемым в курировании ребенка-сироты в течение всего образовательного процесса, поскольку он сочетает в себе учет академических успехов студента, его творческую направленность, личностные ориентиры. Это позволяет ребенку-сироте органично интегрироваться в новое для него общество, раскрыть свой потенциал и не бояться заявить о себе. К тому же всегда существует риск наличия внутреннего конфликта у ребенка-сироты, отсутствия точек опоры и личностных ориентиров. В совокупности такая психологическая неустойчивость, незнание своего внутреннего «Я», неумение выстраивать будущие цели могут повлиять на органичное выстраивание отношений внутри нового коллектива, а также привести к полному отрицанию своей значимости и последующему отказу от обучения вовсе. Поэтому основная задача тьютора в момент достижения ребенком совершеннолетия – быть рядом и аккуратно направлять студента в соответствии с его личными интересами и стремлениями.

Эффективное внедрение тьюторства в систему образования позволит регулировать проблему постинтернатовского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наличие тьютора или наставника поможет детям быстрее адаптироваться к поменявшимся жизненным условиям, понять, как наиболее продуктивно решать поставленные задачи и справляться с проблемами, а также не потерять себя в быстром потоке взрослой жизни.