В XXI в. стремительно происходят изменения в социально-экономическом укладе мирового сообщества и нашей страны. В настоящее время в Российской Федерации продолжаются процессы модернизации и оптимизации таких отраслей социально-экономического развития общества, как здравоохранение и образование.
Образование в контексте динамики социально-экономического развития общества – это «производство образованности» [1]. Это также вызывает, с одной стороны, необходимость постоянного и непрерывного совершенствования нормативно-правовой базы, педагогических подходов и институтов во всей системе образования, в том числе дополнительного профессионального образования врачей [2]. С другой стороны, это означает, стимулирует и мотивирует к повышению уровня образованности каждого человека любой специальности в течение жизни, что особенно актуально для медицинских работников, так как медицина и здравоохранение в настоящее время относятся к тем из отраслей социально-экономической сферы общества, которые наиболее постоянно и динамично развиваются и в мире, и в нашей стране. И именно компетентностный подход в образовании призван и способен разрешить эти вызовы современности [3–5].
В соответствии со ст. 76 ФЗ № 273 в России дополнительное профессиональное образование (ДПО) направлено «на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [6]. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации направлены на получение знаний, умений и владений в новых компетенциях, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [7].
В Российской Федерации благодаря Постановлению правительства РФ от 22.01.2013 года № 23 в течение ряда лет идет процесс внедрения профессиональных стандартов для практически всех специалистов всех отраслей экономики. И здравоохранение, и врачебные специальности не являются исключением [8]. В здравоохранении для каждой врачебной специальности проекты каждого профессионального стандарта разрабатываются по определенным стандартам, обсуждаются в медицинском сообществе, утверждаются, а далее – требуют соблюдения, внедрения и реализации в практической деятельности в сфере здравоохранения.
Еще одним из новшеств для системы дополнительного профессионального образования медицинских работников в Российской Федерации в этом году является вхождение в процедуру аккредитации специалистов, что также требует корректировки образовательного процесса.
С учетом вышеизложенного представляется актуальным разработка и изучение эффективности применения новых дидактических подходов при дополнительном профессиональном образовании.
Цель исследования: изучение эффективности применения комплекса методических инновационных подходов в образовательном процессе у слушателей дополнительного профессионального образования в контексте реализации компетентностного подхода и формирования трудовых функций профессионального стандарта.
Материалы и методы исследования
В исследовании применялись методы обзора литературы, анализа и обобщения, педагогического опыта, а также методы опроса и оценки, статистические методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научно-педагогической литературы позволяет констатировать, что качество образования зависит от качества методической базы, учебно-методического обеспечения учебного процесса, компетентности педагогического состава, внедрения новых педагогических технологий, степени применения интерактивных методов обучения, в том числе компьютерных технологий [9–12].
С учетом всего вышеизложенного возникла необходимость поиска и реализации таких дидактических подходов к организации учебного процесса, которые, с одной стороны, обеспечили бы компетентностный подход в образовании, с другой стороны, одновременно подготовку врача определенной медицинской специальности с опорой на профессиональный стандарт по конкретной специальности с учетом трудовых функций и трудовых действий врача-специалиста, с третьей стороны, и опять же одновременно, подготовку к процедуре аккредитации и при всем при этом, в-четвертых, гарантировали бы повышение качества и эффективности образования. Рассмотрим процесс модернизации образовательного процесса на примере специальности «врач-гериатр».
Профессиональный стандарт для этих специалистов определяет приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.06.2019 г. № 413н «Об утверждении профессионального стандарта ''Врач-гериатр''» (ПС № 413н) [13]. Он составлен по стандартной форме и содержит стандартные разделы, которые наполнены соответствующим специальности содержанием. Первая часть содержит общие сведения. Во второй части расписаны трудовые функции и уровни квалификации. Третья часть посвящена описанию трудовых функций и действий, каждая из которых описана досконально подробно, а также содержит данные о требованиях к профессиональному опыту, уровню и качеству медицинского образования работника данной специальности.
Нами были сформулированы комплексная дидактическая цель и основные, интегративные и частные задачи обучения при профессиональной переподготовке и повышении квалификации в соответствии с соответствующим профессиональным стандартом врача-специалиста с учетом требований к сформированности компетенций у слушателей-врачей. Дополнительная профессиональная образовательная программа первичной переподготовки по специальности «гериатрия» и программы повышения квалификации, в том числе в системе непрерывного медицинского образования, по специальности «гериатрия» были составлены с учетом вышеизложенного, а также на основании и в соответствии с Приказами Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ.
Содержание рабочих программ строилось с учетом примерной рабочей программы по специальности «гериатрия», утвержденной МЗ РФ, модульного принципа и принципа целостности, включает в себя определенные разделы, некоторые из которых включают модули, в которых выделены темы, а в темах − элементы. Рабочая программа состоит из традиционных определенных разделов – вводная часть, цели, задачи и результаты, которых планируется достичь, и другие. Важнейшим компонентом являются учебные планы очной формы обучения и очной формы с применением дистанционных образовательных технологий, которые определяют состав изучаемых модулей с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливают формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизируют формы контроля знаний и умений обучающихся. Далее – календарный учебный график очной формы обучения и очной формы с применением дистанционных образовательных технологий. И пожалуй, самым важным компонентом являются рабочие программы учебных модулей фундаментальных дисциплин (МФД), специальных дисциплин (МСП), смежных дисциплин (МСМ).
Учебные модули расположены в хронологическом порядке освоения и включают в себя: модули фундаментальных дисциплин, таких как МДФ1 – организация здравоохранения – вопросы, касающиеся организации гериатрической службы, МФД 2 – «Клиническая биохимия». В модулях специальных дисциплин, таких как МСП 3 – «Медико-социальная экспертиза и реабилитация в пожилом возрасте», МСП 4 – «Теоретические основы геронтологии и гериатрии», МСП 6 – «Профилактическая геронтология и гериатрия – профилактика преждевременного старения», МСП 7 – «Герофармакология» и ряде других рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей этиологии, патогенеза, течения, диагностики, лечения, профилактики, реабилитации болезней систем пищеварения, дыхательной и сердечно-сосудистой, костно-мышечной, выделительной систем, систем кроветворения и эндокринной у лиц пожилого и старческого возраста, особенности организации гериатрической помощи при этих заболеваниях в системе здравоохранения Российской Федерации на современном этапе.
В модулях смежных дисциплин, таких как МСМ 16 – «Особенности течения глазных болезней в пожилом и старческом возрасте», МСМ 18 – «Особенности течения хирургических болезней в пожилом и старческом возрасте», МСМ 19 – «Гериатрическая онкология», МСМ 20 – «Гериатрическая соматопсихиатрия» и ряде других, изучаются современные аспекты оказания гериатрической помощи лицам пожилого и старческого возраста с учетом компетентностного подхода, трудовых функций и трудовых действий в практической работе врача-гериатра.
Кроме того, рабочая программа содержит такие разделы, как материалы по итоговой аттестации и сведения о педагогических кадрах и материально-технической базе как условиях реализации программы. Таким образом, содержание программы представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.
В ПС № 413н в рамках трудовых функций определены конкретные трудовые действия. Так, например, функции «Проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с целью установления диагноза и определения функционального статуса» соответствуют следующие трудовые действия: сбор жалоб и анамнеза жизни; проведение общего и специального осмотров пациентов пожилого и старческого возраста; оценка состояния пациентов пожилого и старческого возраста, требующего оказания скорой медицинской помощи; направление на лабораторные и инструментальные обследования в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи; диагностика заболеваний и состояний и факторов риска их развития у пациентов пожилого и старческого возраста; проведение комплексной гериатрической оценки пациента, включающей оценку физического состояния, функционального статуса, психического здоровья и социально-экономических условий пациента; проведение оценки когнитивных функций по определенному алгоритму; выявление гериатрических синдромов и заболеваний и (или) состояний; направление на консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи; направление на лечение в стационарных условиях или в условиях дневного стационара; применение медицинских изделий.
Нами проведена работа по приведению трудовых действий в соответствие с определенными компетенциями. Для выполнения большинства трудовых действий необходимо формирование универсальной компетенции 1, которая заключается, например, в способности уметь анализировать проблемы лиц пожилого возраста, которые имеют социальное значение, уметь применять методики иных медицинских знаний в гериатрической практике и так далее. В рамках УК-1 обучающийся должен обладать определенными знаниями, такими как, например, знание нормативно-правовой базы Российской Федерации, охватывающей все аспекты геронтологии и гериатрии на современном этапе, знания по организации здравоохранения, валеологии и другие. Обязательно знание правил работы с компьютерными технологиями и в интернет-ресурсах. Также необходимы умение организовывать работу на определенной территории по оказанию геронтологической помощи; умение составлять отчетную документацию согласно установленным формам, использовать в практической деятельности знания и умения по социальной психологии, этике и деонтологии, соблюдение врачебной тайны и ряд других. Кроме этого, врач-гериатр должен свободно владеть навыками, умениями и методиками использовать приобретенные знания и умения в практической профессиональной деятельности, в том числе таким образом, как утверждено профессиональным стандартом врача-гериатра согласно описанию каждой трудовой функции и каждого трудового действия именно при организации медицинской помощи для лиц пожилого и старческого возраста.
Общепрофессиональные и профессиональные компетенции формируются при отработке других профессиональных действий. Они во многом носят специфический характер именно для специалистов – врачей-гериатров. Учебно-методический комплекс дисциплины, включая формы контроля, в соответствии с рабочей программой размещен в интернет-ресурсах на образовательной платформе moodle, что позволяет и обеспечивает реальную возможность заочного обучения, а также обучения в режиме онлайн, в том числе в условиях коронавирусной пандемии. Обучающиеся при очно-заочной форме обучения имеют возможность самостоятельно знакомиться с теоретическим материалом, в том числе лекционным, самостоятельно проходить тестовый контроль, решать профессиональные задачи. Преподаватель имеет возможность контролировать процесс обучения в режиме онлайн.
В процессе обучения и освоения учебного материала рабочих учебных программ дополнительного профессионального образования и при профессиональной переподготовке и повышении квалификации, в том числе в системе непрерывного медицинского образования, у слушателей ежедневно продолжается процесс формирования компетенций как универсальных (УК), так и общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК).
В рабочую программу включен модуль по симуляционному обучению, что позволяет проводить подготовку врачей к процедуре аккредитации. Слушателям предоставлена возможность совершенствовать теоретические знания в ходе решения тестовых заданий, ситуационных задач, а также практические навыки и умения. Согласно паспортам пяти станций, которые определены методическим центром аккредитации специалистов для первичной специализированной аккредитации по специальности врач-гериатр, происходит отработка практических навыков по разделам: «Базовая сердечно-легочная реанимация взрослых», «Экстренная медицинская помощь», «Сбор жалоб и анамнеза», «Оценка когнитивного статуса», «Комплексная гериатрическая оценка пациента».
Результаты анкетирования врачей-курсантов продемонстрировали высокий уровень удовлетворенности организацией учебного процесса, а результаты анализа применения форм контроля – высокий уровень усвоения теоретического учебного материала и овладения компетенциями, обозначенных в рабочей программе, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках профессионального стандарта врач-гериатр и практической работы врача-гериатра.
Заключение
Таким образом, потенциальная необходимость оптимизации организации образовательного процесса, применение компетентностного похода с учетом утвержденного профессионального стандарта врача-гериатра в системе дополнительного профессионального образования врачей привела к реальным изменениям дидактической модели учебного процесса, методической концепции организации отдельных видов и компонентов образовательной деятельности, изменению формата взаимодействия между обучающимся и преподавателем, новшествам в подаче и контроле усвоения материала. В то же время все эти изменения привели к повышению качества образования, степени удовлетворенности образовательным процессом и результатами образования как со стороны слушателей, так и педагогов.
При этом в рамках образовательного процесса происходит постоянное и непрерывное самообразование и саморазвитие как обучающихся врачей, так и преподавателей. Все это крайне важно в стремительно изменяющемся мире в условиях динамичного социально-экономического развития общества, в том числе на рынке труда. Востребованность специалистов, подготовленных таким образом, не вызывает сомнений.
Полученные в ходе нашего исследования результаты перекликаются с данными ряда авторов [14, 15] в том, что дидактически современная модель организации образовательного процесса с применением новых педагогических технологий, в том числе с применением интернет-ресурсов, обеспечивает повышение качества образования, реализацию компетентностного подхода, а значит, реализации целей и задач образования, в том числе в системе дополнительного образования врачей. Дальнейшее совершенствование системы образования врачей, в том числе непрерывного медицинского образования, будет способствовать повышению уровня подготовки всех категорий обучающихся и, по нашему мнению, повышению социально-экономического благосостояния общества в целом.