Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FEATURES OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL STANDARDS OF DOCTORS IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Romanova M.M. 1 Chernov A.V. 1 Saurina O.S. 1 Smolkin E.B. 1 Borisova E.A. 1 Panina I.L. 1
1 Voronezh State Medical University n.a. N.N. Burdenko Ministry of Health of Russia
In the XI century, changes are rapidly taking place in the socio-economic structure of the world community and our country. Currently, the Russian Federation continues the process of modernization and modernization of such sectors of socio-economic development of society as health and education. Education in the context of the dynamics of socio-economic development of society is the «production of education». This makes it necessary to constantly and continuously improve the legal framework, pedagogical approaches and institutions in the entire education system, including additional professional education of doctors. This article discusses the current aspects of the implementation of the competence approach in the additional education of doctors in the context of the approval of professional standards of doctors of different specialties. A practical example of successful and effective implementation of the revision of educational programs with additional professional education of doctors in accordance with the approved professional standard, modern regulatory documents, and time requirements is given. Further improvement of the education system will help to improve the level of training of all categories of students in the Russian education system, including additional professional training of doctors, which in turn will have a positive impact on the quality and effectiveness of medical care in the health system of our country.
competence approach
additional professional education
professional standard
pedagogical process

В XXI в. стремительно происходят изменения в социально-экономическом укладе мирового сообщества и нашей страны. В настоящее время в Российской Федерации продолжаются процессы модернизации и оптимизации таких отраслей социально-экономического развития общества, как здравоохранение и образование.

Образование в контексте динамики социально-экономического развития общества – это «производство образованности» [1]. Это также вызывает, с одной стороны, необходимость постоянного и непрерывного совершенствования нормативно-правовой базы, педагогических подходов и институтов во всей системе образования, в том числе дополнительного профессионального образования врачей [2]. С другой стороны, это означает, стимулирует и мотивирует к повышению уровня образованности каждого человека любой специальности в течение жизни, что особенно актуально для медицинских работников, так как медицина и здравоохранение в настоящее время относятся к тем из отраслей социально-экономической сферы общества, которые наиболее постоянно и динамично развиваются и в мире, и в нашей стране. И именно компетентностный подход в образовании призван и способен разрешить эти вызовы современности [3–5].

В соответствии со ст. 76 ФЗ № 273 в России дополнительное профессиональное образование (ДПО) направлено «на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [6]. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации направлены на получение знаний, умений и владений в новых компетенциях, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [7].

В Российской Федерации благодаря Постановлению правительства РФ от 22.01.2013 года № 23 в течение ряда лет идет процесс внедрения профессиональных стандартов для практически всех специалистов всех отраслей экономики. И здравоохранение, и врачебные специальности не являются исключением [8]. В здравоохранении для каждой врачебной специальности проекты каждого профессионального стандарта разрабатываются по определенным стандартам, обсуждаются в медицинском сообществе, утверждаются, а далее – требуют соблюдения, внедрения и реализации в практической деятельности в сфере здравоохранения.

Еще одним из новшеств для системы дополнительного профессионального образования медицинских работников в Российской Федерации в этом году является вхождение в процедуру аккредитации специалистов, что также требует корректировки образовательного процесса.

С учетом вышеизложенного представляется актуальным разработка и изучение эффективности применения новых дидактических подходов при дополнительном профессиональном образовании.

Цель исследования: изучение эффективности применения комплекса методических инновационных подходов в образовательном процессе у слушателей дополнительного профессионального образования в контексте реализации компетентностного подхода и формирования трудовых функций профессионального стандарта.

Материалы и методы исследования

В исследовании применялись методы обзора литературы, анализа и обобщения, педагогического опыта, а также методы опроса и оценки, статистические методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научно-педагогической литературы позволяет констатировать, что качество образования зависит от качества методической базы, учебно-методического обеспечения учебного процесса, компетентности педагогического состава, внедрения новых педагогических технологий, степени применения интерактивных методов обучения, в том числе компьютерных технологий [9–12].

С учетом всего вышеизложенного возникла необходимость поиска и реализации таких дидактических подходов к организации учебного процесса, которые, с одной стороны, обеспечили бы компетентностный подход в образовании, с другой стороны, одновременно подготовку врача определенной медицинской специальности с опорой на профессиональный стандарт по конкретной специальности с учетом трудовых функций и трудовых действий врача-специалиста, с третьей стороны, и опять же одновременно, подготовку к процедуре аккредитации и при всем при этом, в-четвертых, гарантировали бы повышение качества и эффективности образования. Рассмотрим процесс модернизации образовательного процесса на примере специальности «врач-гериатр».

Профессиональный стандарт для этих специалистов определяет приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.06.2019 г. № 413н «Об утверждении профессионального стандарта ''Врач-гериатр''» (ПС № 413н) [13]. Он составлен по стандартной форме и содержит стандартные разделы, которые наполнены соответствующим специальности содержанием. Первая часть содержит общие сведения. Во второй части расписаны трудовые функции и уровни квалификации. Третья часть посвящена описанию трудовых функций и действий, каждая из которых описана досконально подробно, а также содержит данные о требованиях к профессиональному опыту, уровню и качеству медицинского образования работника данной специальности.

Нами были сформулированы комплексная дидактическая цель и основные, интегративные и частные задачи обучения при профессиональной переподготовке и повышении квалификации в соответствии с соответствующим профессиональным стандартом врача-специалиста с учетом требований к сформированности компетенций у слушателей-врачей. Дополнительная профессиональная образовательная программа первичной переподготовки по специальности «гериатрия» и программы повышения квалификации, в том числе в системе непрерывного медицинского образования, по специальности «гериатрия» были составлены с учетом вышеизложенного, а также на основании и в соответствии с Приказами Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ.

Содержание рабочих программ строилось с учетом примерной рабочей программы по специальности «гериатрия», утвержденной МЗ РФ, модульного принципа и принципа целостности, включает в себя определенные разделы, некоторые из которых включают модули, в которых выделены темы, а в темах − элементы. Рабочая программа состоит из традиционных определенных разделов – вводная часть, цели, задачи и результаты, которых планируется достичь, и другие. Важнейшим компонентом являются учебные планы очной формы обучения и очной формы с применением дистанционных образовательных технологий, которые определяют состав изучаемых модулей с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливают формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизируют формы контроля знаний и умений обучающихся. Далее – календарный учебный график очной формы обучения и очной формы с применением дистанционных образовательных технологий. И пожалуй, самым важным компонентом являются рабочие программы учебных модулей фундаментальных дисциплин (МФД), специальных дисциплин (МСП), смежных дисциплин (МСМ).

Учебные модули расположены в хронологическом порядке освоения и включают в себя: модули фундаментальных дисциплин, таких как МДФ1 – организация здравоохранения – вопросы, касающиеся организации гериатрической службы, МФД 2 – «Клиническая биохимия». В модулях специальных дисциплин, таких как МСП 3 – «Медико-социальная экспертиза и реабилитация в пожилом возрасте», МСП 4 – «Теоретические основы геронтологии и гериатрии», МСП 6 – «Профилактическая геронтология и гериатрия – профилактика преждевременного старения», МСП 7 – «Герофармакология» и ряде других рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей этиологии, патогенеза, течения, диагностики, лечения, профилактики, реабилитации болезней систем пищеварения, дыхательной и сердечно-сосудистой, костно-мышечной, выделительной систем, систем кроветворения и эндокринной у лиц пожилого и старческого возраста, особенности организации гериатрической помощи при этих заболеваниях в системе здравоохранения Российской Федерации на современном этапе.

В модулях смежных дисциплин, таких как МСМ 16 – «Особенности течения глазных болезней в пожилом и старческом возрасте», МСМ 18 – «Особенности течения хирургических болезней в пожилом и старческом возрасте», МСМ 19 – «Гериатрическая онкология», МСМ 20 – «Гериатрическая соматопсихиатрия» и ряде других, изучаются современные аспекты оказания гериатрической помощи лицам пожилого и старческого возраста с учетом компетентностного подхода, трудовых функций и трудовых действий в практической работе врача-гериатра.

Кроме того, рабочая программа содержит такие разделы, как материалы по итоговой аттестации и сведения о педагогических кадрах и материально-технической базе как условиях реализации программы. Таким образом, содержание программы представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

В ПС № 413н в рамках трудовых функций определены конкретные трудовые действия. Так, например, функции «Проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с целью установления диагноза и определения функционального статуса» соответствуют следующие трудовые действия: сбор жалоб и анамнеза жизни; проведение общего и специального осмотров пациентов пожилого и старческого возраста; оценка состояния пациентов пожилого и старческого возраста, требующего оказания скорой медицинской помощи; направление на лабораторные и инструментальные обследования в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи; диагностика заболеваний и состояний и факторов риска их развития у пациентов пожилого и старческого возраста; проведение комплексной гериатрической оценки пациента, включающей оценку физического состояния, функционального статуса, психического здоровья и социально-экономических условий пациента; проведение оценки когнитивных функций по определенному алгоритму; выявление гериатрических синдромов и заболеваний и (или) состояний; направление на консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи; направление на лечение в стационарных условиях или в условиях дневного стационара; применение медицинских изделий.

Нами проведена работа по приведению трудовых действий в соответствие с определенными компетенциями. Для выполнения большинства трудовых действий необходимо формирование универсальной компетенции 1, которая заключается, например, в способности уметь анализировать проблемы лиц пожилого возраста, которые имеют социальное значение, уметь применять методики иных медицинских знаний в гериатрической практике и так далее. В рамках УК-1 обучающийся должен обладать определенными знаниями, такими как, например, знание нормативно-правовой базы Российской Федерации, охватывающей все аспекты геронтологии и гериатрии на современном этапе, знания по организации здравоохранения, валеологии и другие. Обязательно знание правил работы с компьютерными технологиями и в интернет-ресурсах. Также необходимы умение организовывать работу на определенной территории по оказанию геронтологической помощи; умение составлять отчетную документацию согласно установленным формам, использовать в практической деятельности знания и умения по социальной психологии, этике и деонтологии, соблюдение врачебной тайны и ряд других. Кроме этого, врач-гериатр должен свободно владеть навыками, умениями и методиками использовать приобретенные знания и умения в практической профессиональной деятельности, в том числе таким образом, как утверждено профессиональным стандартом врача-гериатра согласно описанию каждой трудовой функции и каждого трудового действия именно при организации медицинской помощи для лиц пожилого и старческого возраста.

Общепрофессиональные и профессиональные компетенции формируются при отработке других профессиональных действий. Они во многом носят специфический характер именно для специалистов – врачей-гериатров. Учебно-методический комплекс дисциплины, включая формы контроля, в соответствии с рабочей программой размещен в интернет-ресурсах на образовательной платформе moodle, что позволяет и обеспечивает реальную возможность заочного обучения, а также обучения в режиме онлайн, в том числе в условиях коронавирусной пандемии. Обучающиеся при очно-заочной форме обучения имеют возможность самостоятельно знакомиться с теоретическим материалом, в том числе лекционным, самостоятельно проходить тестовый контроль, решать профессиональные задачи. Преподаватель имеет возможность контролировать процесс обучения в режиме онлайн.

В процессе обучения и освоения учебного материала рабочих учебных программ дополнительного профессионального образования и при профессиональной переподготовке и повышении квалификации, в том числе в системе непрерывного медицинского образования, у слушателей ежедневно продолжается процесс формирования компетенций как универсальных (УК), так и общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК).

В рабочую программу включен модуль по симуляционному обучению, что позволяет проводить подготовку врачей к процедуре аккредитации. Слушателям предоставлена возможность совершенствовать теоретические знания в ходе решения тестовых заданий, ситуационных задач, а также практические навыки и умения. Согласно паспортам пяти станций, которые определены методическим центром аккредитации специалистов для первичной специализированной аккредитации по специальности врач-гериатр, происходит отработка практических навыков по разделам: «Базовая сердечно-легочная реанимация взрослых», «Экстренная медицинская помощь», «Сбор жалоб и анамнеза», «Оценка когнитивного статуса», «Комплексная гериатрическая оценка пациента».

Результаты анкетирования врачей-курсантов продемонстрировали высокий уровень удовлетворенности организацией учебного процесса, а результаты анализа применения форм контроля – высокий уровень усвоения теоретического учебного материала и овладения компетенциями, обозначенных в рабочей программе, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках профессионального стандарта врач-гериатр и практической работы врача-гериатра.

Заключение

Таким образом, потенциальная необходимость оптимизации организации образовательного процесса, применение компетентностного похода с учетом утвержденного профессионального стандарта врача-гериатра в системе дополнительного профессионального образования врачей привела к реальным изменениям дидактической модели учебного процесса, методической концепции организации отдельных видов и компонентов образовательной деятельности, изменению формата взаимодействия между обучающимся и преподавателем, новшествам в подаче и контроле усвоения материала. В то же время все эти изменения привели к повышению качества образования, степени удовлетворенности образовательным процессом и результатами образования как со стороны слушателей, так и педагогов.

При этом в рамках образовательного процесса происходит постоянное и непрерывное самообразование и саморазвитие как обучающихся врачей, так и преподавателей. Все это крайне важно в стремительно изменяющемся мире в условиях динамичного социально-экономического развития общества, в том числе на рынке труда. Востребованность специалистов, подготовленных таким образом, не вызывает сомнений.

Полученные в ходе нашего исследования результаты перекликаются с данными ряда авторов [14, 15] в том, что дидактически современная модель организации образовательного процесса с применением новых педагогических технологий, в том числе с применением интернет-ресурсов, обеспечивает повышение качества образования, реализацию компетентностного подхода, а значит, реализации целей и задач образования, в том числе в системе дополнительного образования врачей. Дальнейшее совершенствование системы образования врачей, в том числе непрерывного медицинского образования, будет способствовать повышению уровня подготовки всех категорий обучающихся и, по нашему мнению, повышению социально-экономического благосостояния общества в целом.