Влияние профессионального сообщества на профессиональное становление студентов в условиях образовательной среды педагогического университета огромно, приоритетно, архиактуально, и с каждым годом этот вопрос обсуждается учеными с разных точек зрения. Предлагаются различные пути, подходы, технологии профессионального становления студентов, однако вопрос остается открытым и продолжается его обсуждение. Так, например, ученые-профессора Р.М. Асадуллин, О.В. Фролов считают, что «подготовка будущих педагогов для современного, инновационно развивающегося общества требует пересмотра многих традиций в самой системе университетского педагогического образования, прежде всего в части изменения статуса в образовательном пространстве и в общественном сознании». По их мнению, в решении современных задач высшего образования важным является осуществление поддержки научных школ, которые обеспечивают стратегию развития образования; интеграции образовательного процесса с ведущими лабораториями вузов; укрепления созданных центров (кафедр) в общеобразовательных организациях и т.д. Очень важным остается взаимодействие университетов с потенциальными работодателями (ресурсными центрами, образовательными организациями и т.д.) с целью реализации исследовательских проектов, в которых обязательным является привлечение преподавательского состава вуза, научных сотрудников различной предметной направленности [1, c. 61].
Цель исследования – на основе теоретического анализа научных статей отечественных и зарубежных ученых раскрыть роль и влияние профессионального сообщества на профессиональное становление студентов педагогического университета в условиях современной образовательной среды, а также определить и обосновать первоочередную задачу педагогического университета по профессиональному становлению будущего педагога. В соответствии с заявленной целью исследования объектом является процесс профессионального становления студентов педагогического университета в условиях образовательной среды. Методы исследования теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, сравнение.
Безусловно, ведущая роль принадлежит именно профессиональному сообществу в обеспечении ранней профессионализации молодежи, так как, находясь в условиях профессиональной образовательной среды, студенты овладевают целым комплексом необходимых компетенций, направленных на развитие личностных, профессиональных знаний, опыта практической деятельности и т.д., наполняются академическим духом образовательного пространства, возможностью моделировать этапы будущей профессиональной деятельности в рамках прохождения тренингов, педагогической (производственной) практики. То есть специфика педагогического университета, а также особенности организации учебного процесса, производственной практики, профессиональной подготовки – все это оказывает существенное влияние на профессиональное становление студентов в условиях образовательной среды [2].
В.Г. Иванов, И.Р. Искакова определяют профессиональное становление как процесс развития самосознания, который содержит в себе самосовершенствование профессионально важных качеств личности, и самообразование, а также процесс, который направлен на формирование ценностно-мотивационного отношения к будущей профессиональной деятельности. Авторы считают, что именно благодаря первичной профессионализации (обучение в вузе) закладываются основы гуманистического мировоззрения, воспитания в себе активной и творческой личности и возможна дальнейшая подготовительная работа по превращению специалиста в профессионала [3, с. 178]. Поэтому очень важно организовать процесс профессиональной подготовки как одного из этапов профессионального становления студентов в условиях образовательной среды педагогического университета настолько эффективно, чтобы выпускник свободно без опасений смог быстро адаптироваться к профессиональной деятельности в образовательной организации. Преобразование образовательной среды необходимо настолько, чтобы помочь студенту приобрести уверенность и осознанность в выборе профессии, активизации раскрытия потенциальных возможностей, готовности к выполнению профессиональных обязанностей, умении учиться всегда, стремлении к постоянному саморазвитию, непрерывной самоактуализации [4, 5].
Материалы и методы исследования
Опираясь на гуманистический, компетентностный, личностно-ориентированный, синергетический, средовый, ресурсный, полисубъектный, антропологический подходы, важно создать атмосферу сотрудничества, содружества, сотворчества внутри профессионального сообщества, слаженно организуя процесс развития профессиональной подготовки, включающий профессионально-ориентирующую направленность. Считается, что профессиональная направленность является показателем зрелости личности. А, следовательно, развитие профессиональной направленности студентов педагогического университета обусловливается рядом факторов, которые связаны с организацией учебного процесса, организацией практико-ориентирующей деятельности (разного вида педагогические практики), развитием собственных потенций, профессионального саморазвития.
Cогласимся с мнением профессора В.И. Адольфа, который исследует ряд проблем, касающихся адаптации студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, оценки конкурентоспособности выпускника педагогического университета с позиции работодателя, профессиональной социализации личности в процессе субъектно-ориентированного образования и др., отмечает, что профессиональная подготовка – очень сложный многозадачный процесс, сопровождающийся высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, нерациональным использованием учебного времени, часто неблагоприятной социальной и экологической средой и т.д. В связи с этим возникает сложность и неоднозначность интенсификации образовательного процесса, заключающееся в недостаточном осознании студентами ценности будущей профессии педагога, неумении организовать самостоятельную работу с учетом распределения времени, неумении решать возникающие проблемы в реальной профессиональной среде (в ходе прохождения практики) [6].
Становится очевидным поиск новых нестандартных подходов, решений для реализации профессионально-ориентирующей функции образовательной среды, благодаря которой студенту легко будет ориентироваться в формировании необходимых общекультурных, профессиональных компетенций, развитии практических умений и навыков, саморегуляции и саморазвитии, преодолении препятствий и трудностей, неудач и страхов при выполнении заданий на практике, принятии ответственности за собственные слова, действия, поступки и т.д.
В отечественной литературе проблемам формирования, функционирования, экспертизы образовательной среды посвящены работы ученых Т.И. Зайко, Э.Ф. Зеера, Н.В. Лебедевой, Ю.С. Мануйлова, В.В. Рубцова, А.В. Худяковой, А.В. Хуторского, В.А. Ясвина и др. [7–9].
С точки зрения В.И. Слободчикова, среда начинается там, где «происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить — и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения» [10]. Основные характеристики которой – насыщенность (то есть ресурсный потенциал) и структурированность (то есть способ организации).
По мнению А.В. Худяковой, А.В. Хуторского, В.А. Ясвина и др., образовательной средой является совокупность педагогических условий (социокультурных, специально организованных) в образовательных организациях разных уровней; педагогическое явление, которое представляет собой развивающуюся целостную структуру, наполненную содержательными элементами, которые развиваются как за счет внутренних потенциалов (реализация возможностей ее отдельных структурных элементов и изменения характера связей между ними), так и за счет расширения внешних связей (обогащение возможностями других сред); а также образовательная среда представляет собой организованное место с безграничной возможностью самореализации, условиями для саморазвития человека [11–13]. В основе типологии образовательных сред, с точки зрения В.А. Ясвина, лежат следующие критерии: активность – пассивность, свобода – зависимость. В связи с этим автор выделяет карьерную, догматическую, безмятежную, творческую образовательные среды [14]. В трудах отечественных ученых, таких как Е.В. Бондаревская, В.В. Бедрина, А.А. Григорьева, А.В. Личутин, Ю.С. Мануйлов, И.В. Слободчиков и др., акцентируется внимание на исследование роли развивающей среды в целостном педагогическом процессе, на факторы, влияющие на психологическую безопасность образовательной среды, на профессиональную самореализацию педагогов, на творческое развитие обучающихся и т.д. [15–17]. С точки зрения О.В. Леонтьевой, одной из важных психолого-педагогических проблем высшего образования является культурно-образовательная среда университета [18].
В зарубежных исследованиях образовательная среда рассматривается как длительный непрерывный процесс в подготовке специалиста, который готов учиться всю жизнь, а не только в период обучения в вузе. По мнению K. Иллерис, образовательная среда представляется многоуровневой субстанцией, наполненной такими уровнями социального и индивидуального контекста, которые позволяют расширять границы познания, эмоций [19]. С точки зрения Дж. Саломона, который считает, что для создания образовательной среды важно учитывать ряд условий, при которых сохраняется благополучие и здоровье обучающегося, осуществляется развитие необходимых компетенций, развития творческого потенциала человека [20]. Элстром и другие ученые отмечают, что основа образовательной среды является той платформой, на которой происходит подготовка специалиста к профессиональной деятельности, а также на которой успешно реализуются инновационные проекты [21]. По мнению О.А. Эль Сави и других ученых, образовательная среда выступает в качестве места, на котором базируется учебная деятельность в различных формах ее реализации, позволяющей каждому студенту выбирать и проходить собственный маршрут развития и саморазвития. Г. Гинтаре и др. рассматривают образовательную среду как пространство, которое наполнено рядом ресурсов, которые помогают студентам приобретать новые знания, формировать практические навыки и умения, а также ценностно-смысловые представления о мире. К таким ресурсам авторы относят материально-техническое, информационно-аналитическое оборудование, кадровое обеспечение, методическое и программно-методическое обеспечение [22–24]. На основе анализа научных работ отмечаем, что вопросами и проблемами организации, оптимизации образовательной среды в образовательных организациях занимаются отечественные и зарубежные ученые. Все ученые отмечают прямую зависимость эффективных результатов обучения студентов, их подготовки к профессии от того, насколько наполнена и как функционирует образовательная среда. Поскольку для достижения высоких результатов студентами важно раскрытие их творческих способностей, высокой мотивационной готовности, познавательной активности в различных видах деятельности (учебной, научной, общественной, воспитательной, производственной, трудовой, спортивной и т.д.) [25].
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научных публикаций показал, что образовательная среда есть совокупность условий, факторов необходимых для успешного развития студентов, а, следовательно, профессионального их становления. Важно отметить, что создание образовательной среды педагогического университета возможно при активном участии самого студента на пути к профессиональному становлению, при активном участии преподавателей педагогического университета (использование соответствующих методов обучения и воспитания, образовательных практик и др.), при активном взаимодействии субъектов образовательных отношений, при активном использовании ряда ресурсов (информационных, материальных, финансовых и др.), позволяющих активное включение в процесс профессионального становления студента в будущую педагогическую деятельность.
Для успешного профессионального становления студентов в условиях образовательной среды педагогического университета необходимо не только обладать высоким уровнем развития компетентностей, уметь оперативно и эффективно работать с документационным потоком, с различной информацией, но и продуктивно взаимодействовать в профессиональной среде с другими субъектами (однокурсниками, студентами других групп и курсов, преподавателями, администрацией и сотрудниками университета, учителями, обучающимися, их родителями и др.), уметь безболезненно адаптироваться к новым условиям, с учетом тех требований, которые предъявляются со стороны общества, государства, администрации школ и т.д., обладать крепким здоровьем, уметь трудиться в условиях быстро меняющейся социально-профессиональной сферы.
Профессионализация студентов педагогического университета начинается со второго курса обучения в профессионально-ориентирующей образовательной среде, когда студенты выходят на практику в образовательные организации и впервые знакомятся с учителями, родителями, учениками со стороны внешнего наблюдателя в качестве эксперта, будущего учителя. В этот период начинается постепенный процесс вхождения, «включения» в профессию. Так, Е.А. Климов называет период обучения в университете стадией адепта, которая становится важным периодом в формировании целостной, зрелой личности будущего специалиста-профессионала, несмотря на то, что этот период сопровождается различными кризисами, конфликтами, депривациями.
Однако уже с первого года обучения начинается процесс профессионализации с изучения таких дисциплин, как «Основы общей педагогики», «Введение в профессиональную деятельность», и включает формирование научно-профессиональных знаний, развитие коммуникативных навыков и способов взаимодействия в профессиональной среде, формирование социально-нравственных отношений к профессиональному здоровью и безопасности. В этот период необходимым этапом на пути к профессиональной деятельности становится педагогическая (психолого-педагогическая) поддержка со стороны каждого преподавателя педагогического университета в преодолении трудностей самостоятельной жизни студента, установлении доброжелательных отношений внутри группы, курса, между одногруппниками и преподавателями – все это влияет на развитие личности, формирование личностных профессиональных качеств студента, раскрытия потенций личности каждого студента, формирование понимания нового статуса, социума, жизненных, личностных, профессиональных интересов, целей.
Видные ученые Р.М. Асадуллин, О.В. Фролов, обобщая отечественный и зарубежный опыт педагогического образования, а также на основе ретроспективного анализа общественных педагогических практик и проблем исследования в Башкортостане считают, что для сохранения лучших традиций в рамках модернизации педагогического высшего образования оптимальным является создание, расширение и укрепление кластеров (отраслевых образовательных комплексов), которые содержат в своем арсенале образовательные организации разных уровней подготовки педагогов к профессиональной деятельности для выполнения основных функций (образовательной, воспитательной, научной, социальной и т.д.). По мнению авторов, создание такой гибкой системы, направленной на гармоничное сочетание практической деятельности и академической, позволяет сохранить традиционный уникальный опыт и развивать педагогическое образование в соответствии с новыми реалиями [1, c. 58].
Заключение
Таким образом, на основе изученных попавших в поле зрения научных и научно-практических статей, многолетнего опыта работы в педагогическом университете, считаем в условиях образовательной среды педагогического университета необходимой и первоочередной задачей изыскивать возможности для профессионального становления каждого студента из спектра имеющихся возможностей педагогического университета (ресурсы – информационные, кадровые, образовательные, научные и т.д.), целевых установок университета, предпосылок для наращивания и реализации профессионально-ориентирующей функции, поиска новых эксплицитных методов, технологий, форм работы. Важно наладить, укрепить и расширить систему взаимосвязи и взаимодействия между потенциальными социальными партнерами (образовательными организациями – школами, колледжами, детскими лагерями и т.д.), которые составляют базу прохождения практики студентов, являются частью профессионального сообщества, а следовательно, оказывают влияние на профессиональное становление студента – будущего педагога. Перспективными направлениями дальнейшей научно-исследовательской работы являются: выявление проблем профессионального становления студентов, разработка контента профессионального становления студента в условиях образовательной (профессионально-ориентирующей) среды и др.