Министерство образования и науки Российской Федерации в 2016 г. объявило конкурс по отбору региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятия 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов» [1].
Наша республика в числе многих иных субъектов федерации приняла участие в данном федеральном проекте и продолжает целенаправленную работу в этом направлении.
О необходимости стратегического управления образовательными организациями сказано в исследованиях В.С. Лазарева, М.М. Поташник и других, а в 2002 г. И.Д. Фрумин предложил в системе образования Российской Федерации определить группы школ с низким качеством обучения [2]. Более детальное изучение проблем школ с разными условиями было проведено С.Г. Косарецким [3], Н.С. Дербишир, М.А. Пинской [4]. Они предлагают, что необходим комплекс мер по работе со школами с разными образовательными результатами.
Поддержка и помощь образовательным организациям с низкими результатами обучения и работающим в сложных социальных условиях является одним из приоритетов образовательной политики. Сегодня существует большой разрыв в учебных результатах между группами школ независимо от места расположения. При этом социальные условия играют значительную роль в дифференциации школ по образовательным результатам.
В системе образования Республики Саха (Якутия) функционируют 648 учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности, предоставляющие государственные и муниципальные услуги в сфере образования. Ключевой задачей системы образования республики является обеспечение качественного обучения и равного доступа к нему всех детей независимо от социального, экономического и культурного уровня их семей. В республике есть образовательные организации, достигающие высоких результатов по комплексу учебных показателей, но есть и неуспешные школы, в течение ряда лет не ликвидирующие свое отставание. Финансовая поддержка по фактическим затратам малокомплектных школ внедряется с 2009 г., предусмотрены меры государственной поддержки общеобразовательных организаций агротехнологического профиля, кочевых школ, которые являются еще одной особенностью республиканской системы образования.
Наряду с этим реализуются меры по созданию и обеспечению деятельности школьных, межшкольных и межулусных профессиональных сообществ, в которых педагоги реализуют совместные проекты по повышению качества образования, обмениваются профессиональным опытом. Для выявления проблемного поля в педагогической деятельности педагогов в республике в формате онлайн-тестирования проводится деловая игра «ПРОФИ-учитель», нацеленная на выявление и развитие научно-теоретической подготовленности по предметным областям и профессиональной компетентности педагогов, внедряется автоматизированная технология сопровождения процессов аттестации учителей. В ИРО и ПК ряд лет реализуется программа адресной научно-методической помощи для педагогов с низкими показателями. С 2018 г. в ИРО и ПК введена автоматизированная система объективной и комплексной аттестационной оценки учителей общеобразовательных организаций по программе С.В. Климина [5].
Разработка региональной модели по поддержке образовательных организаций с низкими результатами обучения и работающих в сложных социальных условиях обусловлена потребностью в совершенствовании региональной многоуровневой системы мер поддержки и в выявлении эффективных механизмов, обеспечивающих достижение прецедентов успешных практик повышения качества образования.
Цель исследования: обеспечение эффективного управления качеством образования и продуктивной помощи школам с низкими результатами и школам, работающим в сложных социальных условиях.
Задачи исследования:
1. Внедрить в практику эффективные методы управления качеством образования в общеобразовательных организациях, в зависимости от образовательных результатов обучающихся.
2. Разработать механизмы взаимодействия органов, осуществляющих управление в сфере образования всех уровней, по повышению качества образовательных результатов обучающихся в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
3. Определить функции методического, экспертно-консультационного сопровождения программ улучшения результатов и перехода в эффективный режим работы школы.
4. Организовать целенаправленную помощь школам, работающим в сложных социальных условиях, на региональном и муниципальном уровнях.
5. Разработать и реализовать адресные программы ПК, направленные на повышение компетентности педагогов по отслеживанию индивидуального прогресса обучающихся по их потребностям и учебным и поведенческим проблемам.
Материалы и методы исследования
Институтом развития образования и повышения квалификации проведена работа по выявлению Индекса социального благополучия (ИСБ) образовательных организаций республики. Исследовано 477 школ из 28 муниципальных районов. Использован инструментарий, разработанный Институтом образования Высшей школы экономики для оценки эффективности школ. Этот инструментарий позволяет выделять школы, которые работают в сложных социальных условиях. В республике таких школ 27 %, высокий уровень социального благополучия выявлен только в 8 % образовательных организаций. Учёт Индекса социального благополучия позволил выделить три группы школ: школы, работающие в сложном социальном контексте; социально благополучные школы; школы, которые обладают средним уровнем социального благополучия. На образовательные результаты и условия осуществления профессиональной деятельности педагогов школ республики в значительной степени влияет социальная дифференциация среди родителей. Сильные социальные группы концентрируются в центральных, городских школах, тогда как в дальних районах и пригородах состав населения более разнообразный, высока доля учащихся из неполных семей, из семей, где родители – безработные или заняты в неформальном секторе экономики.
Был также проведен анализ образовательных результатов ЕГЭ по русскому языку, математике, истории и обществознанию. На основе критериев, утвержденных в республике, для реализации проекта были отобраны школы, которые в течение трех последних лет показывали низкие учебные результаты.
К общеобразовательным организациям, показывающим низкие образовательные результаты, относятся школы (табл. 1).
Таблица 1
Общеобразовательные организации, показывающие низкие образовательные результаты
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
1 |
В течение трех последних лет результаты государственной итоговой аттестации обучающихся ниже среднего показателя по региону |
Показатели ЕГЭ и ОГЭ по школе ниже среднего показателя по РС (Я) Наличие сдавших и получивших результаты экзамена ниже порога |
2 |
Показывающие низкие результаты региональных контрольных работ, всероссийских проверочных работ |
Наличие сдавших и получивших результаты ниже порога по КР и ВПР |
3 |
Наличие обучающихся, не получивших аттестаты об освоении основной образовательной программы среднего общего образования |
Наличие одного и более обучающихся, не получивших аттестаты об освоении основной образовательной программы среднего общего образования |
Таблица 2
Общеобразовательные организации, работающие в неблагоприятных социальных условиях
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
1 |
Расположенные на территориях с ограниченной транспортной доступностью |
Расстояние до ближайшего населенного пункта при вывозе превышает 30 мин на дорогу; отсутствие круглогодичной доступности; отсутствие дороги или наличие грунтовой размываемой дороги |
2 |
Имеющие социально неблагополучный контингент обучающихся |
Наличие неполных семей от 30 % Наличие малообеспеченных семей от 40 % Наличие семей в ТЖС от 25 % |
3 |
С высоким уровнем девиантности обучающихся |
Обучающиеся состоят на учете КДН, ПДН, в «группе риска» от 3 % |
4 |
Со сложным поликультурным контекстом (с высокой долей мигрантов) |
Доля обучающихся из семей, для которых русский язык не является родным, от 25 %; имеющие неполные (по сравнению с установленной в РФ нормой наполняемости) классы или не имеющие некоторых классов |
5 |
Обладающие ограниченными кадровыми ресурсами |
Доля учителей с высшей профессиональной категорией ниже, чем в среднем по РС (Я); отсутствие в штате школы и в наличии необходимых специалистов: психолога, дефектолога, социального педагога, учителей-предметников |
6 |
Имеющие ограниченные ресурсы МТБ, учебно-методического обеспечения |
Находящиеся в аварийных зданиях и с износом 75 %; отсутствие специализированных кабинетов, спортзала, библиотеки; наличие 2-сменного обучения |
К общеобразовательным организациям, работающим в неблагоприятных социальных условиях, относятся школы (табл. 2).
Типовые характеристики таких школ и их ресурсные дефициты определяют то, в какой поддержке они нуждаются и какие меры должны быть реализованы, чтобы повысить качество их учебных результатов. На основе анализа деятельности школ разработаны программы повышения качества в каждой школе.
Нашим институтом были изучены запросы учащихся в школах, включенных в проект по реализации модели помощи школам с низкими образовательными результатами и функционирующим в сложных социальных условиях. Приведем некоторые результаты анкетирования учащихся 8–11 классов.
75 % учащихся считают, что обучение в школе и знания необходимы для получения образования, 56 % – для получения будущей профессии. Интересно бывает на уроках 67 % учащихся. По их мнению, наиболее распространенная форма организации на уроках – самостоятельная и индивидуальная работа по выполнению заданий, очень мало используются такие формы работы, как дебаты, дискуссии, тренинги, деловые игры, проектная работа. Наибольший интерес вызывают такие предметы, как история, математика, биология. А наиболее хорошо преподаются русский язык, математика. Готовы исключить без ущерба для общего образования информатику. Дополнительно готовы изучать иностранный язык. 40 % детей хотят, чтобы школа развивала способности. Для того чтобы в школе хотелось учиться, предлагают изменить отношение учителей к ученикам и форму проведения уроков.
Результаты исследования и их обсуждение
За эти годы разработаны и реализуются различные проекты по поддержке школ с низкими результатами, школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Проект «Сетевое взаимодействие сообществ "БИГЭ" и "JuniorTeacher" как инструмент методической поддержки в работе молодого учителя в условиях реализации ФГОС» эффективно действует в Таттинском улусе. Проект направлен на комплексную организацию работы наставников с молодыми учителями с педагогическим стажем до 7 лет. Цель: создание условий для методической поддержки и адаптации молодых учителей посредством сетевого взаимодействия педагогического сообщества учителей улуса – обладателей Гранта ПНПО «Лучший учитель РФ» и Школы молодого учителя улуса. Опытные учителя работают в качестве тьюторов и наставников в реализации индивидуального маршрута учителя, работающего с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, в поведении. «Школой молодого учителя» проводятся выездные методические десанты, проектные семинары, открытые уроки, внеурочные мероприятия, рефлексия, самоанализ, мастер-классы, ворк-шопы, конкурсы для молодых учителей. Проект «Повышение качества политехнического образования через профессиональное сообщество учителей» реализуется в Мегино-Кангаласском улусе. Он разработан в связи с недостаточным уровнем освоения обучающимися математики, физики, информатики, а также востребованностью технических профессий (введена железная дорога «Нижний Бестях – Беркакит»). Цель: осуществление адресной помощи коллегам, работающим со сложным контингентом обучающихся. Сеть политехнических школ объединяет 11 школ, которые через сетевую образовательную программу работают с разным контингентом детей, используют опыт лучших учителей района.
Работа по проекту «Организация детско-взрослого сопровождения обучающихся, имеющих проблемы в обучении» проводится управлением образования Таттинского улуса. Цель: создание условий для качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ, ОГЭ через детско-взрослые выездные бригады. По проекту «Cезонные школы как условие повышения качества образования» работает филиал Якутской городской национальной гимназии «Айыы Кыhата» г. Якутска. По результатам диагностики набираются учащиеся, имеющие пробелы в обучении. Разрабатывается индивидуальная образовательная программа (ИОП), сопровождаемая тьюторами, подбираются разноуровневые тренировочные учебные задания в зависимости от степени пробелов в знаниях у ребенка. В программу сезонных школ входят также общеразвивающие образовательные события, проектная деятельность, спортивно-оздоровительные мероприятия.
Целенаправленная работа по проекту позволила улучшить результаты некоторых школ. Среди 83 образовательных организаций – участников проекта в ГИА 2017–2018 г. 25 школ повысили результаты по обязательным предметам – русскому языку и математике базового и профильного уровня, что составляет 31,8 %. 31 школа повысила результаты по четырем и более предметам, что составляет 38,3 %. Результаты ГИА улучшены благодаря совместной комплексной и целенаправленной работе ИРО и ПК с муниципальными управлениями образования и образовательными организациями. Результаты работы показывают, что поддержка со стороны муниципалитетов, а также адекватные управленческие решения, методическая поддержка позволяют обеспечить государственные гарантии прав каждого ребенка на качественное образование и существенное положительное влияние на социальное благополучие местного сообщества.
Заключение
Региональная программа помощи школам с низкими результатами и школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях, реализуется как вариант региональной стратегии для распространения наработанного в республике положительного опыта и использования эффективного опыта других регионов.
Модель включает следующие направления работы:
- внедрение механизмов финансовой, кадровой и методической помощи школам, в соответствии с региональными, муниципальными и школьными комплексными программами улучшения результатов обучения;
- проведение идентификации школ с определенными критериями отбора, сопоставительный анализ их деятельности;
- адресное повышение квалификации работников образования, по выявленным профессиональным дефицитам и проблемам;
- организация сетевых событий и обмена опытом между муниципалитетами, школами и учителями, создание объединений педагогов для совершенствования технологий преподавания базовых предметов, а также предметов естественнонаучного цикла;
- мониторинг результативности программ и принятие управленческих мер и решений.
Эффективным механизмом методической помощи школам с низкими результатами обучения и школам, функционирующим в сложных социальных условиях, стало формирование сети школ-локомотивов «Точки роста». Их целевая деятельность по оказанию помощи педагогам и руководителям из менее успешных школ создала условия для обмена опытом, возродила методическую работу в улусах. Институт использует корпоративный подход повышения квалификации, т.е. обучение школьных команд по разработке комплексных программ для перехода в эффективный режим деятельности.
Следует отметить, что для республики реализация данного проекта позволила совершенствовать имеющуюся систему ПК работников образования, механизмы и способы управления качеством образования.