Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ABOUT MOTIVATION OF STUDENTS AS A NECESSARY CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

Veremchuk A.S. 1
1 Saint-Petersburg State Institute of Cinema and Television
The article is devoted to the study of the specifics of students motivation to study in higher educational institutions. The concepts of «motive» and «motivation» and their role in the process of studying at the University are considered. Motivation is the main driving force in the professional and personal development of a future professional. The effectiveness of the educational process is directly related to how high the motivation and incentive to master the future profession is. The author tries to characterize two factors that, in his opinion, affect the improvement of the quality of education: the choice of the future profession of a young person and the educational environment of the educational institution itself, in which professional competencies and professional development of young people are formed. The publication pays special attention to the socio-psychological and age characteristics of students, identifies psychological and pedagogical factors that affect the development of motivational attitudes of students to educational activities-interests, aptitudes, abilities of the individual. The article shows the transformation of the motives of students ‘ educational activities during their studies at the University. The pedagogical conditions necessary for more successful motivation of students to study are also prescribed. Recommendations are offered for teachers in order to increase their educational motivation – the use of modern forms, technologies, active methods, etc.
motivation
motives
professional activity
University education
choice of profession
educational environment
teacher

Современная система российского образования претерпела существенные изменения: интеграция в мировое образовательное пространство, внедрение концепции непрерывного образования, смена ведущей образовательной парадигмы, перемены в структуре и содержании образования, развитие новой методологии образования и т.д. Данные процессы как формы проявления новых социально-экономических условий выдвигают новые требования к уровню образованности и развитию личности будущих специалистов, за счет которых формируется интеллектуальный потенциал государства. В связи с этим требуется уделить внимание проблеме мотивации учебной деятельности студента.

Цель исследования: изучить мотивацию личности студента, выявить психолого-педагогические факторы активизации мотивационных установок студентов к учебной деятельности и проследить динамику изменения мотиваций студентов в процессе их учебы.

Материалы и методы исследования

Для реализации поставленной цели были использованы методы: анализ, синтез психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, актуализация, систематизация и обобщение информации, а также метод включенного наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование позволило выявить психолого-педагогические факторы учебной мотивации студентов и обозначить рекомендации для преподавателей, нацеленные на повышение учебной мотивации студентов, такие как использование современных форм, технологий, активных методов и др.

В современных условиях одной из важнейших задач современной педагогики является создание условий, при которых учащиеся за короткие сроки могли бы освоить максимальное количество знаний и уметь их творчески применять в решении практических проблем. Сегодня система образования должна прививать молодым людям, стоящим на пороге новых реалий, стремление к знаниям, непрерывному самообразованию, освоению профессиональных навыков, способствовать формированию устремлений, связанных с желанием достижения жизненного успеха и соответствующего социального положения.

Интерес к учебе – важнейший фактор, стимулирующий активизацию учебного процесса и влияющий на повышение когнитивных способностей обучающихся. В связи с этим создание условий для мотивации студентов к познавательной и учебной деятельности – одна из важнейших проблем современной педагогики высшей школы.

Мотивация включает целый спектр личностных качеств, определяющих не только успешность обучения, но и общую социализацию молодых людей, формирование у них мировоззренческих позиций, нравственно-ценностных ориентиров, реализующихся как в профессии, так и в саморазвитии.

Понятие «мотивация» берет свое происхождение от латинского слова movere – «двигать». А. Шопенгауэр в начале XIX столетия написал статью «Четыре принципа достаточной причины», где ввел данное понятие в научный оборот [1].

В современной педагогике, а также психологии нет единого подхода к сущности, природе, структуре мотивации. Проблему мотивации рассматривали многие ученые: З. Фрейд, Д. Уотсон, Э. Толмен, И.П. Павлов (поведенческая концепция мотивации); К. Голдштейн, А. Маслоу, К.Р. Роджерс, А. Адлер («Теория роста», или «Гуманистическая психология»); М. Босс, А.Н. Леонтьев, Ж. Нюттен, Д.Н. Узнадзе (ситуационно-динамическая мотивация); Х. Хекхаузен, Ю. Куль, Ю. Бекман, Э. Деси и Р. Райан (личностная мотивация). Также интересны работы по мотивации В.Г. Асеева, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Маркова и др.

Сегодня под мотивацией понимают «внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении» [2]. В основе мотивации лежат мотивы – то есть стремление, определенные интересы, желания, цели, потребности, идеалы, в которых молодые люди осуществляют свой выбор в области своего поведения, принятия решения, оценки своей деятельности. Говоря об учебной мотивации, надо иметь в виду конкретные побуждения к познавательной деятельности, усвоение новых профессиональных научных знаний и применение их на практике.

Студенческий период – очень важный период становления и формирования личности, в котором происходит интенсивное интеллектуальное развитие, формируются навыки и умения будущей профессии, складываются ценностные ориентации и установки на дальнейшую жизнь. Студенты – это молодые люди, полные оптимизма, стремящиеся как можно скорее проявить свои способности и таланты.

Задача, цель высших учебных заведений – сформировать мотивацию к обучению, создать такие условия, в которых студент будет учиться с охотой, где он будет получать удовлетворение от самого процесса обучения, будет активен и инициативен.

Что же лежит в основе мотивации? Что заставляет молодого человека изучать что-либо, осваивать новые дисциплины, темы, тратя при этом большое количество личного времени?

Стимулом к учебно-образовательной деятельности является желание утвердить себя как личность, добиться успеха, получить признание со стороны общества, быть самостоятельным, компетентным, востребованным, осознавать практическую значимость знаний. Поступив в вуз, молодой человек рассчитывает приобрести профессиональные знания, высшее образование и диплом квалифицированного специалиста.

В основе учебной активности лежит целый комплекс мотивов, которые могут дополнять друг друга, переплетаться, некоторые могут выступать в качестве ведущих, а остальные – второстепенными. Большую роль в становлении мотивации оказывают социально-психологические особенности молодых людей: их интересы, отношение к жизни, прошлый опыт, межличностные отношения, их окружение и, конечно же, юношеский максимализм.

Самым важным фактором, обуславливающим успешность профессионально-личностного становления будущего специалиста, является выбор будущей профессии. От правильного и продуманного выбора профессии зависит судьба человека, это очень сложный и ответственный момент в жизни молодого человека. Все начинается с цели: кем стать, какого уровня достичь, где получить необходимые знания и умения, выбор места учебы и т.д. Цели всегда должны быть конкретными и реалистическими, например: быть фармацевтом, врачом-хирургом, режиссером телевизионных программ, быть кинооператором. Главными мотивами в выборе будущей профессии являются: мотив самореализации, мотив карьеры, уважения, мотив общения, мотив стабильности и мотив заработка. Мотивация делает человека целенаправленным.

Большое значение для профессиональной мотивации к будущей профессии имеют интересы, склонности и способности личности. Человек добьется успеха в том виде деятельности, которая ему будет интересна. В интересе проявляются мотивы, такие как жажда знаний, расширение кругозора, преодоление трудностей. Склонность – это желание человека заниматься конкретным видом деятельности, стремиться не только к результату, но и получать удовольствие от него. Но одного интереса и склонности к конкретному виду деятельности недостаточно, нужно еще чтобы и получалось. А для этого нужны определённые способности. Способности – это быстрое приобретение личностью профессиональных умений, навыков, ведущих к успешности выполнения какой-либо деятельности

Итак, ведущим мотивом поступления в вуз является интерес к профессии. Насколько будет высока мотивация овладения будущей профессией, настолько эффективнее будет осуществляться учебный процесс. Если учащийся подошел к выбору своей будущей профессии осознанно и считает ее для себя личностно и общественно значимой, то продуктивнее будет проходить процесс обучения и выше будет мотивация и стимул к накоплению знаний и к самостоятельной профессиональной деятельности. Это первый и самый важный этап мотивации учебной деятельности студентов.

Профессиональное становление студентов осуществляется в рамках учебной деятельности вузов. Интересны исследования трансформации мотивов студентов на протяжении их обучения в вузе.

Исходя из опыта преподавательской деятельности, можно отметить, что студенты-первокурсники имеют высокий уровень профессиональных и учебных мотивов, а вот на 2 и 3 курсах снижается интенсивность всех мотивационных компонентов учения студентов, на последних курсах происходит рост степени осознания и объединения различных форм мотивов учения [3]. К концу обучения не все студенты удовлетворены собственным выбором. Отмечается снижение ориентации на познание учебной деятельности в жизни обучающихся. Причин этому может быть несколько: отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы, возрастание объема и сложности материала, дефицит свободного времени, непонимание цели и значения учебы, сомнения в возможности трудоустройства по специальности и др. Например, в монографии В.А. Гордашникова и А.Я. Осина указывается, что «сильные» студенты отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации [4]. Именно внутренняя мотивация позволяет более сильным студентам осваивать профессию на самом высоком уровне, и они стремятся приобрести полноценные знания, умения и навыки. А для слабых студентов важна больше внешняя мотивация (общение с другими людьми, получение одобрения от окружающих, получение стипендии), а не профессиональная. Однако, по мнению Ф.Э. Зеера, несмотря на то что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии становится положительным. Причем снижение удовлетворенности он связывает с уровнем преподавания в конкретном вузе [5].

Итак, первым выводом, ведущим к успешной учебной деятельности, является мотивация к будущей профессии: это познавательные и профессиональные мотивы, которые могут иметь свою трансформацию от курса к курсу.

Второй важный момент, влияющий на успешность учебной деятельности в вузе – непосредственно образовательная среда учебного заведения, в которой формируются профессиональные компетенции и профессиональное становление молодых людей. Являясь системообразующим началом, образовательная среда выполняет в вузе самые разнообразные функции: образовательную, развивающую, деятельностную, гуманистическую и др. Вуз должен стимулировать активность обучающихся в их профессиональном и личностном развитии и саморазвитии. Вуз должен содействовать раскрытию интересов и способностей учащихся, стимулировать взаимодействие между студентами и преподавателями, развивать сотрудничество между студентами, стимулировать активное обучение.

В качестве способов воздействия в образовательном процессе на мотивацию учения играют мотивы: мотив достижения (цели, успеха, самореализации), социальные мотивы (быть полезным обществу, чувство ответственности, моральный долг) и мотив общения (продуктивное сотрудничество, создание полноценного эмоционального фона в общении). На учебную мотивацию напрямую влияют формы организации образовательного процесса, специфика учебного предмета, стиль педагогической деятельности преподавателя и другие факторы психологического и педагогического характера.

Одним из важных приоритетных условий профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе должна быть подготовка студента к самообразовательной деятельности. Для этого образовательный процесс должен ориентироваться на формирование у обучаемых мобильности, способности к самостоятельной работе и умения адаптироваться к новым информационным и образовательным технологиям.

Таким образом, задача высшего учебного заведения – создать максимально благоприятные, комфортные условия для всестороннего профессионального развития личности и построения на этой основе базиса для успешной карьеры и самоидентификации. При создании таких условий всегда отмечается высокий уровень мотивации и проявление активности студентов в учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности. В целях обеспечения эффективности такой образовательной среды необходимо использовать системный подход, в котором будет выражена высокая потребность в получении знаний у студентов и профессиональная готовность преподавателей к инновациям в преподавательской деятельности.

Для повышения мотивации в учебе со стороны педагогов можно указать несколько рекомендаций.

1. Преподаватель обязан убедить своих учеников в востребованности и важности преподаваемого предмета и его практического применения в их будущей профессии. Главное, стимулировать студентов на результат, открыть для них широкие возможности практического использования знания. Как пишет Крылова М.Н., «преподавателю, чтобы мотивировать обучающегося на успешное обучение профессии, необходимо доказывать и показывать на практических примерах, что знания, умения, навыки и компетенции, сформированные на его дисциплине, действительно будут нужны в его будущей профессиональной деятельности, тем самым постоянно стимулируя интерес к изучению дисциплины» [6].

2. Преподавателям необходимо овладеть современными формами и технологиями проведения занятий. Лекции не должны быть монотонными, скучными, с сухим изложением фактов, а должны быть интересными, в виде живой беседы и диалогов. Занятия должны быть наполнены различными по уровню сложности заданиями и кейсами, играми, тестами, креативными техниками и многими другими приемами, потому что они формируют необходимые для профессии умения и навыки. Надо уметь выбрать именно ту технологию обучения, которая в данной ситуации наиболее целесообразна, и, главное, обеспечить высокую действенность ее реализации в работе со студентами [7]. Это позволит студентам оказаться в среде будущей профессии. В таких интегрированных занятиях будут проявляться интерес, инициатива, творческий подход и успех в результатах учебной деятельности.

3. В процессе обучения использовать активные и интерактивные методы, способствующие повышению активности и высокой мотивированности участников образовательного процесса. К таким методам мотивации в вузе можно отнести: проектный метод, кейс-задания, «мозговой штурм», дебаты, круглые столы, ролевые и деловые игры, проблемные лекции и семинары, конференции, тренинги, анализ конкретных ситуаций, моделирование, интервью, дискуссии и др. Данные методы способствуют развитию коммуникативных, организаторских, творческих способностей учащихся, умению находить свой подход к решению задачи, формируют навыки самостоятельной работы и независимость собственных суждений. Студенты учатся думать, оценивать, принимать решение и нести ответственность, а также работать в постоянно меняющихся условиях.

4. Для повышения мотивации к новым знаниям важно сформировать диаду – «преподаватель-студент», создать атмосферу доверительного сотрудничества, ведущую к раскрытию внутреннего потенциала студента. Для студента важно видеть в преподавателе наставника, к которому можно обратиться за помощью, обсудить проблемы, поспорить, получить одобрение, осуществлять совместную творческую работу. Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации – укреплять уверенность в собственных силах студента [8]. Преподаватель должен во время учебной деятельности за хорошо выполненное задание хвалить, одобрять успехи студентов, поощрять, демонстрировать их достижения. Такая установка, как вера в успех, формирует позитивное отношение студента к предмету, у него появится стремление к активной учебной работе.

5. Важную роль в развитии учебной мотивации играют личностные качества преподавателя. Преподаватель должен быть доброжелательным, уравновешенным, уважительно относиться к своим ученикам, быть ответственным, тактичным. Быть требовательным, но справедливым, проявлять настойчивость, твердость, не обманывать, выполнять свои обещания (провести экскурсию, психологический тест и т.п.). Уметь доверять, советовать, быть внимательным, честным, порядочным. Быть оптимистичным. Кстати, оптимизм педагога передается всем, с кем он работает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков, обвинений, наказаний, отчаяния, тем больше хорошего настроения, бодрости, доброжелательности [9]. Демократический стиль педагогического общения преподавателя со студентами должен создать положительный микроклимат в группе, необходимо найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Важная миссия педагога – уметь организовать и проконтролировать процесс обучения. Авторитет педагога является тоже одним из важных факторов, побуждающих учащихся к учебной деятельности. Поэтому каждый педагог должен стремиться завоевать авторитет у своих учеников, но это возможно только честным и упорным трудом. От качества подготовки педагога и его личностных качеств зависит успех в образовательной деятельности.

Заключение

Таким образом, можно отметить, что мотивация – это один из эффективных способов, влияющих на образовательный процесс и результат обучения. Осознанный выбор профессии – залог успешного обучения и мотивации к самостоятельной профессиональной деятельности. Главной задачей повышения мотивации к приобретению профессиональных знаний в высших учебных заведениях – организовать учебный процесс, направленный на раскрытие внутреннего потенциала студента, создать максимально благоприятные условия для его профессионального развития. На учебную мотивацию влияют психологические особенности молодых людей, а также формы организации образовательного процесса, специфика учебного предмета, применяемые методики и технологии, личностные качества преподавателя, стиль педагогической деятельности преподавателя и другие факторы.