На сегодняшний день перечень компетенций, которыми должен обладать студент, обучаясь в медицинском университете, определяется вузом самостоятельно на основе национальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов. Наибольший разброс мнений представляют формулировки ключевых компетенций и их систем. В данном контексте компетентность понимается как «способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности». Исследования мнений экспертов, работодателей, обучающихся и преподавателей условно можно отобразить в обобщенной модели необходимых компетенций выпускника [1]. В связи с развивающимся рынком труда целесообразным является деление компетенций на hard skills и soft skills. Ключевыми компетенциями выпускника медицинского университета могут быть: медицинские знания, коммуникация, клинические навыки, профессионализм, личностное развитие, нормативно-правовые знание, и этот список еще далеко не окончен [2].
В процессе обучения студент, приобретая определенный опыт и знание, формирует компетенции, и следующим этапом является процесс оценивания. Оценивание – необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости учащихся на текущих и итоговых стадиях обучения. Цель, задачи, предмет, объект, принципы, методы, формы и инструменты оценивания должны быть понятны всем субъектам образовательного процесса – студентам, преподавателям [3].
Методология оценивания подвергается изменениям, так как каждая система оценивания имеет свои негативные стороны. Многие исследователи в сфере образования и сами преподаватели стремятся исключить негативные моменты в системе оценивания. Исходя из этого, определили два направления. Первым из них является усовершенствование учебно-воспитательного процесса и его оценочной основы в рамках уже имеющийся информационно-просветительской системы обучения. Вторым, более радикальным, методом является обновление процесса обучения и его оценочного компонента на основе инновационных концепций образования.
Одной из важных и ключевых компетенций для выпускника-стоматолога является клиническая компетенция.
Методами контроля освоения клинической компетентности НАО «Медицинский университет Караганды» являются текущий и итоговый контроли. Текущий контроль клинической компетенции осуществляется при самостоятельной работе обучающегося с преподавателем (СРОП) и при проведении СРО в виде дежурств в клинических кабинетах под контролем наставников, где будущие выпускники отрабатывают свои мануальные навыки и коммуникативные компетенции.
Для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности на стоматологическом факультете имеется расширенный чек-лист для оценки коммуникативных навыков студента, согласно которому уровень сформированности коммуникативной компетенции студента (врача-интерна) оценивается по таким позициям, как вербальные и невербальные средства общения, последовательность слов и действий, личностные компетенции (внимательность, заботливость, сочувствие, поддержка) [4].
Итоговый контроль обучающихся 5 курса проводится в виде мини-клинического экзамена, продолжительность которого составляет 15–20 минут, и, как правило, позволяет оценить навыки по диагностическому процессу и коммуникативные навыки.
Итоговый контроль у интернов-стоматологов состоит из нескольких этапов. Первым этапом является прохождение клинического экзамена. Для проведения клинического экзамена необходимы следующие составляющие:
– тематические пациенты;
– ограниченное время;
– стандартизированный оценочный лист.
Тематические пациенты представлены стандартизированными пациентами, задачей которых является воспроизвести реальный прием пациента к стоматологу.
Студенты ограничены по времени, прием длится не более 60 минут, по окончании которого проводится дебрифинг.
Стандартизированный оценочный лист представлен критериями оценивания, такими как:
– навыки сбора анамнеза;
– навыки обследования челюстно-лицевой области, формирование предварительного диагноза;
– интерпретация результатов дополнительных методов обследования;
– обоснование клинического диагноза;
– составление плана лечения;
– проведение этапов лечения;
– коммуникативные навыки.
Баллы присуждаются каждому из критериев оценивания в промежутке от 0 до 100 %. Далее высчитывается средний балл, и выставляется итоговая оценка, выраженная в процентах.
Клинические компетенции можно оценить с помощью стандартизированного метода оценки – объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) [5].
В основе метода лежит комплексная оценка с множеством (обычно от 6 до 12) оценочных станций, моделирующих различные аспекты клинической компетентности. Все студенты проходят одинаковые испытания, последовательно переходя от станции к станции, в соответствии с расписанием, результаты выполнения заданий при этом оценивают с использованием чек-листов. Время, выделенное на прохождение каждой станции, одинаково и ограниченно. Для проведения ОСКЭ привлекаются стандартизированные пациенты, используются различные тренажеры и симуляторы, а также дополнительные диагностические элементы (ЭКГ, диагностические слепки и т.д.).
Методика ОСКЭ заключается в создании для экзаменуемых реальных клинических ситуаций, позволяющих продемонстрировать приобретенные технические, дедуктивные (диагностические, когнитивные) и коммуникативные навыки. ОСКЭ имитирует (симулирует) процесс обследования и лечения пациента, поэтому практические испытания на станциях ОСКЭ обычно представляют собой задания на интерпретацию исследований, оценку коммуникативных навыков (сбор анамнеза, сообщение плохих новостей), а также технических навыков. Таким образом, ОСКЭ – это больше, чем комплексный экзамен. Правильно разработанные станции ОСКЭ позволяют проверить клинические компетенции, связанные с самостоятельным осуществлением медицинской деятельности.
В отличие от традиционных методов оценки стандартизированные методы (мини-клинический, клинический экзамены, ОСКЭ) позволяют оценить и продемонстрировать достижение компетенций для выполнения будущих трудовых функций.
Цель исследования: изучение возможности применения мини-клинического экзамена для оценки клинических навыков обучающихся по специальности «Стоматология».
Материалы и методы исследования
Дизайн исследования – описательный ретроспективный анализ с использованием количественных методов. Материалами для исследования служили результаты мини-клинического экзамена за 2019–2020 гг. студентов НАО «Медицинский университет Караганды».
Результаты исследования и их обсуждение
Итоговый мини-клинический экзамен был принят у студентов V курса специальности «Стоматология» по дисциплине «Детская терапевтическая стоматология» как первый этап итогового экзамена по завершении академического периода обучения. Для проведения мини-клинического экзамена необходимы следующие составляющие:
– тематические пациенты;
– небольшие задания в различное время;
– стандартизированный оценочный лист.
Продолжительность оценки одного студента составляет 15 мин.
Стандартизированный оценочный лист представлен критериями оценивания, такими как:
1. Навыки сбора анамнеза.
2. Навыки обследования челюстно-лицевой области:
– Определение индекса гигиены.
– Определение пародонтальных индексов.
– Выбор дополнительного метода исследования.
3. Коммуникативные навыки.
4. Навыки клинического мышления.
Каждый этап оценивается соответственно шкале оценок от 0 до 100 %. Оценка за экзамен представляет собой средний балл за все этапы и выставляется в процентах.
В ходе мини-клинического экзамена оцениваются следующие компетенции:
– коммуникативные навыки;
– профессиональные знания;
– специальные навыки (клинические компетенции).
За 2018–2019, 2019–2020 учебные годы количество обучающихся, допущенных к промежуточной аттестации по дисциплине «Детская терапевтическая стоматология», составило 58 и 25 человек в 2019 и 2020 гг. соответственно.
На рис. 1 представлены результаты среднего балла выпускников за 2019 и 2020 гг. Среднее значение за мини-клинический экзамен у выпускников в 2019 г. было 72,6 % и в 2020 г. – 71,64 %, что соответствует удовлетворительной подготовке обучающихся V курса специальности «Стоматология». В группах за 2019 и 2020 гг. отсутствовали статистически значимые различия при распределении по результатам среднего значения за мини-клинический экзамен (p > 0,05).
Рис. 1. Среднее значение баллов выпускников в 2019 и 2020 гг.
В ходе исследования была проведена качественная оценка результатов обучающихся, где определялось, что в 2019 г. 15 % студентов получили неудовлетворительную оценку, 77,5 % студентов имели оценку «Хорошо» и 6,8 % – «Отлично». В 2020 г. 20 % студентов имели неудовлетворительную оценку и 80 % – удовлетворительную (рис. 2).
При анализе критериев мини-клинического экзамена за 2019 и 2020 гг. отмечалось, что выпускники стоматологии имели положительные результаты за такой этап, как «Навыки сбора анамнеза».
В 2019 г. 95 % студентов справились с критерием «Навыки сбора анамнеза» на положительный балл (выше 75 %), в 2020 г. этот показатель составил 80 % (рис. 3).
При анализе критериев мини-клинического экзамена за два года отмечалось, что наибольшие трудности студенты стоматологии испытывали при выборе пародонтальных индексов и дополнительных методов обследования.
Рис. 2. Результаты оценивания студентов за 2019 и 2020 гг.
Рис. 3. Среднее значение результатов критерия «Навыки клинического мышления» в 2019 и 2020 гг.
Рис. 4. Среднее значение результатов критерия «Навыки клинического мышления» в 2019 и 2020 гг.
У более половины студентов в 2019 и 2020 гг. были определены низкие баллы (неудовлетворительно) по критерию «Навыки клинического мышления» в 70 % и 60 % случаях соответственно (рис. 4). Возможно, это связано с тем, что студенты имели небольшой клинический опыт, и это повлияло на низкие результаты в данной категории.
При анализе критерия «Выбор дополнительного метода обследования» у 75 % и 56 % студентов в 2019 и 2020 гг. имелся неудовлетворительный и плохой балл (рис. 5). После мини-клинического экзамена проходило обсуждение результатов со студентами, где было определено, что студенты считали этот дополнительный метод исследования необязательным, так как сбор анамнеза и осмотр полости рта, по убеждению студентов, является достаточным для постановки диагноза. Следуя данной тенденции, можно сказать, что у студентов имеются проблемы с дифференциальной диагностикой. Это является поводом для пересмотра учебных программ как самой дисциплины, так и дисциплин-пререквизитов.
С целью получения обратной связи после мини-клинического экзамена студенты участвовали в обсуждении для выявления удовлетворенности видом экзамена. Все обучающиеся отмечали благоприятную среду для проведения экзамена.
Рис. 5. Среднее значение результатов критерия «Назначение R-снимка» в 2019 и 2020 гг.
Таким образом, для оценки клинической компетентности одной из форм стандартизированной оценки может служить мини-клинический экзамен. Проведение экзамена данного формата позволило в 2019 г. 85 % обучающимся и 80 % в 2020 г. получить удовлетворительный результат. В связи с тем что в подготовке специалистов одним из основных трендов является компетентностный подход, применение данного метода позволяет оценить как раз и клинические компетенции. Можно отметить, что удовлетворительные результаты студентов в ходе экзамена и положительные отзывы респондентов после экзамена являются поводом для положительной оценки мини-клинического экзамена. Вышеуказанное позволяет рекомендовать для более широкого применения данный метод оценки достижений обучающихся.