В дошкольных образовательных учреждениях одним из приоритетных направлений образовательных программ является приобщение ребенка к социокультурному наследию общества и государства. Вопросы гражданско-патриотического воспитания рассматриваются в нормативных документах различного уровня, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Без уважения к истории и культуре своей страны, государственности, осознания уникальности, неповторимости культурных традиций невозможно воспитать всесторонне развитую личность.
Роль педагога в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников трудно переоценить: он должен помочь дошкольникам понять, осмыслить государственные символы, их происхождение, значение, функции, раскрыть смысл элементов государственной символики. Несмотря на безусловную значимость изучения государственной символики и сложность ее восприятия и понимания в дошкольном возрасте, принципы, методы и приемы в программах и методической литературе раскрыты недостаточно.
Целью исследования является теоретическое и практическое исследование современных методов и форм учебно-воспитательной работы, обеспечивающих высокий уровень ознакомления с государственной символикой детей старшего дошкольного возраста.
Материалы и методы исследования
Методологическую основу нашего исследования составляют труды отечественных психологов, педагогов, раскрывающие основы развития личности дошкольника: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, К.Д. Ушинского и др. Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников посвящены исследования Н.В. Виноградовой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, проблему знакомства с государственной символикой дошкольников изучали Т.Н. Антонова, Т.И. Оверчук, Н.А. Князева и др.
В ходе теоретического и эмпирического исследования мы использовали следующие методы: теоретический анализ, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение.
Результаты исследования и их обсуждение
Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении – это систематический целенаправленный процесс взаимодействия с воспитанниками. Параллельно с педагогами на детей воздействует ряд других факторов: средства массовой информации, родители, родственники, прохожие, одногруппники, которые представляют собой образцы поведения для подрастающего поколения. Эти факторы в большинстве являются стихийными и не оказывают целостного, систематического воздействия на ребенка. Особая роль в формировании гражданственности отводится именно дошкольному образовательному учреждению, потому что педагог имеет возможность систематически, целенаправленно взаимодействовать с детьми по заранее составленному и продуманному плану, а также может видеть результаты взаимодействия с детьми по формированию гражданственности.
Формирование гражданственности, гражданское воспитание являются важной, значимой задачей современного дошкольного образовательного учреждения. Нормальные взаимоотношения в обществе, со сверстниками невозможны, если человек будет игнорировать основы морали и нравственности, которые установились в определенной социальной среде. Для того чтобы стать достойным гражданином своей страны, необходимо еще и с уважением относиться к государственным символам, соблюдать законы, поступать соответственно своим правам и обязанностям гражданина.
Гражданское воспитание мы начинаем с дошкольного возраста, в содержание мы включаем основные сведения о символах и законах, нормах морали и нравственности, ценностные ориентации, образцы поведения в Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС.
В настоящее время мы наблюдаем рост показателей социальной активности подрастающего поколения, повышение гражданственности и патриотизма у молодежи. Нам важно, чтобы новое поколение также проявляло интерес и активную гражданскую позицию, патриотизм, гражданственность, с легкостью преодолевало различные разрушительные тенденции в мире, с честью и достоинством исполняло свой долг перед Родиной. Любовь к Родине, гордость и желание приумножать богатства нашей страны, служить интересам государства – это основа сильного государства. Все это во многом по-новому ставит вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в дошкольном образовательном учреждении.
В ходе исследования представляется интересным изучение психологических особенностей детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития многих значимых качеств ребенка: интенсивно развиваются психика ребенка, произвольное внимание и память, ощущения, восприятие.
Знакомство с государственной символикой дошкольников представляет собой достаточно сложную задачу для педагога. В силу возрастных особенностей детям тяжело представить герб, флаг и гимн нашей страны и города, края, смысл этих понятий, значимость. Объяснение этим сложностям мы можем найти в возрастной психологии: пространственно-временные связи, образное мышление дошкольников находятся на этапе формирования. Именно поэтому история страны, города, пути возникновения официальных и неофициальных символов даются детям с большим трудом. Но не проводить такую работу с дошкольниками тоже нельзя, так как это является основой патриотического воспитания, формирует гордость своей малой родиной, страной в целом.
В своей практической деятельности мы ведем постоянный поиск наиболее подходящих, эффективных, доступных методов, способов, приемов ознакомления с государственной символикой детей дошкольного возраста. Для начала обратимся за помощью к психологии и педагогике. Для облегчения восприятия детьми знаний о государственной символике используем принцип педагогики «от простого к сложному»: работу необходимо вести последовательно, от близкого и понятного к более далекому [1]. Из психологии мы знаем, что дети старшего дошкольного возраста способны устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют знакомить детей с различными видами гербов, флагов и их основным назначением [2].
Для ознакомления детей с государственной символикой используются различные методы, приемы и средства. Особую актуальность в настоящее время в дошкольной педагогике приобретают словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, чтение литературных произведений; наглядные методы: иллюстрации, показ слайдов или видео, схемы; практические: моделирование, рисование, лепка; объяснительно-иллюстративный [3].
Исходя из опыта своей практической деятельности мы считаем, что одной из эффективных форм ознакомления дошкольников с государственной символикой является практическая деятельность. Так, мы провели виртуальную экскурсию по улицам города и площадям в канун празднования Дня Победы, обратили внимание детей на использование государственной символики, оформление улиц и площадей, затем в практической деятельности совместно оформили группу, площадку к празднику с применением государственных символов. В ходе практической работы мы акцентировали внимание детей на том, что подготовка к государственным или национальным праздникам, соответствующее оформление улиц, домов, грамотное использование государственной символики на зданиях и прочее создают ощущение объединения людей – граждан нашей страны, способствуют появлению чувства сопричастности людей к каждому значимому событию в стране. На таком примере дети уясняют суть объединительной функции при знакомстве с государственной символикой России, которая наиболее доступна для дошкольников.
Дети 3–7 лет понимают отличительную функцию государственной символики. Например, на денежных знаках изображен герб, это позволяет различать монеты и денежные купюры в разных странах. Сначала с использованием объяснительно-иллюстративного метода мы рассказали детям об особенностях в изображении государственных символов на различных денежных знаках Российской Федерации, сравнили с купюрами и монетами в других странах, рассмотрели изображение государственных символов на транспортных средствах. Далее мы провели практическую работу, в ходе которой определили сходство и различие в изображении государственной символики на купюрах и монетах, затем попытались создать свою купюру с использованием готовых символов.
Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственная символика отражает особенности культуры страны, моральные и нравственные ориентиры людей [4]. Мы провели знакомство с гербом России с помощью рассказа с иллюстрациями, показали видеоролик о происхождении герба как символа.
Безусловно, что в усвоении государственной символики главная роль отводится воспитателю, который руководит учебно-воспитательным процессом, является примером для воспитанников. Мы старались так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы имело место эмоциональное восприятие учебного материала, тогда дети лучше запомнят изученное. Воспитатель своим примером показывал трепетное, уважительное отношение к государственной символике, бережно относился к символам.
В подготовке к занятиям по ознакомлению с государственной символикой важно особое внимание уделять подбору, эффективному использованию имеющегося наглядного и дидактического материала и изготовлению или покупке новых пособий, дидактических игр. Педагог сам должен понимать значимость государственной символики, не допускать, чтобы дети без должного уважения относились к символам, хватали картинки грязными руками, мяли, бросали. Ему лично следует придерживаться определенных правил при использовании наглядности, составлении дидактических игр с государственной символикой. Например, нельзя разрезать государственные символы на кусочки, нарушающие целостность изображения. Недопустимо использовать раскраски с государственной символикой, так как может произойти искажение цветовой гаммы изображения. Но возможно самостоятельное изображение герба или флага; стремление рисовать символику следует поощрять, при необходимости исправлять допущенные дошкольниками ошибки [4].
В учебно-воспитательном процессе важно сочетать игровую и продуктивную деятельность. Так, получать знания лучше в процессе игровой деятельности, а закреплять можно и в продуктивной деятельности: в рисунке, в поделках. К тому же изобразительное искусство развивает эстетическое восприятие, любовь к прекрасному, улучшает мелкую моторику. Основу символических значений цвета составляют краски природы, это позволило нам на некоторых занятиях объединить символику с окружающим миром, красотой страны и ее национальными особенностями [5].
Занятие по ознакомлению с флагом и гербом России мы провели на основе народного творчества и фольклора. Тему занятия мы связали с песнями и сказками, знакомыми детям. Таким способом мы создали положительное восприятие государственной символики детьми. При знакомстве с гербом и флагом нельзя упрощать учебный материал, придумывать новые легенды, создавать сказочных животных и сказки про них. Иллюстративно-дидактические средства позволили детям более качественно усвоить учебный материал. Например, на этом занятии мы предоставляли детям видео- и фотоматериалы для самостоятельного ознакомления. В целях закрепления изученного материала в свободное от занятий время (например, в процессе индивидуальных бесед с детьми) мы предлагали рассмотреть рисунок государственного герба нашей страны, репродукцию портрета русской женщины, иконы, вышивки [6].
В своей работе мы использовали устное народное творчество. Пословицы, поговорки выбирали те, которые рассказывают о любви к Родине. Пословицы и поговорки являются составляющим компонентом патриотического и нравственного воспитания. Интересны для детей загадки, которые также помогают усвоить материал, развивают мышление детей.
В ходе ознакомления с государственной символикой целесообразно использовать произведения русских писателей, детские стихотворения о флаге и гербе, пояснять детям непонятные слова – так будет развиваться речь малышей.
Игра является основой для развития дошкольника. Для ознакомления с символикой или для закрепления изученного материала мы использовали различные дидактические игры. Дидактические игры отличаются от других видов определенной структурой, наличием цели и задач, правил игры и необходимостью выполнения нужных действий. Для ребенка игровая деятельность является естественной, он получает необходимые знания без напряжения, без насилия над его личностью, в интересной деятельности.
Изучение методической литературы, опыта работы педагогов позволило выявить наиболее эффективные и часто употребляемые дидактические игры, которые используются педагогами при изучении государственной символики в старших группах детских садов:
– найди государственные символы России;
– выбери гимн России;
– назови атрибуты власти на гербе России;
– собери слова РОДИНА, ОТЧИЗНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО из слогов [7].
Применение различных приемов при изучении государственной символики дает положительные результаты в усвоении учебного материла и в общем развитии ребенка.
Заключение
В ходе изучения научно-методической литературы мы выявили, какие методы и приемы эффективны для восприятия государственной символики, воспитания гражданственности и патриотизма. Нами были изучены разнообразные методические приемы, которые помогают познакомить детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой Российской Федерации, среди которых наиболее применяемыми являются наглядные, словесные и игровые приемы, а также их сочетание:
– пример педагога;
– показ образца;
– вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
– пояснение;
– объяснение;
– педагогическая оценка;
– беседа;
– дидактические игры;
– использование пословиц и загадок;
– введение элементов соревнования;
– создание игровой ситуации.
Гимн, герб и флаг – главные государственные символы нашего государства, они отражают наши национальные особенности, историю становления, культурные традиции – то, что является отличительными особенностями нашего государства. Знание и понимание государственных символов с дошкольного возраста являются основой воспитания гражданско-патриотических чувств подрастающего поколения.
Мы считаем, что дети с раннего возраста должны понимать значимость государственных символов, уважительно, бережно к ним относиться, ценить свою национальную культуру, уважать моральные и нравственные ценности, заложенные историей развития государства. Для этого необходима последовательная, систематическая работа в данном направлении с учетом возрастных особенностей детей, с использованием современных технических возможностей и исследований педагогической науки. Только так мы сможем воспитать всесторонне развитую личность, достойного гражданина нашей страны.