«Эффективное управление качеством невозможно без статистического анализа качества и процесса….Контроль или анализ невозможны без группировки данных по определенным признакам….».
Каору Исикава
Актуальность. Сегодня в России ведется разработка норм в области политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы системы образования и контроля его качества как составной части. Эти нормы являются необходимой основой для создания единого педагогического пространства, обеспечивающего единый уровень общего образования, получаемого выпускниками в разных типах образовательных учреждений. Перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам.
Контроль является одним из основных компонентов управления качеством образования. Его предполагается оценивать, с одной стороны, контролем уровня знаний и умений, а с другой – контролем процесса преподавания дисциплин. Эффективность обучения будущих специалистов-медиков напрямую зависит от умения преподавателя передать теоретические знания, а также свой личный практический опыт, поэтому общение педагога и студента приобретает особенное значение.
Задачи исследования. В процессе организации контроля эффективного педагогического процесса можно выделить ряд задач:
1. организовать объективный контроль качества преподавания дисциплины в медицинском вузе;
2. выстроить оптимальную систему контроля на основе применения современных методов оценки качества преподавания дисциплины;
3. на анализе недостатков качества преподавания дисциплины выделить оптимальные управленческие решения для их устранения.
Опытно-экспериментальная работа. Применение современных методов контроля качества преподавания повысит эффективность подготовки специалистов. Для этого необходимо определить критерии оценки качества и создать условия для полноценной реализации современных методов, форм и способов контроля преподавания дисциплины.
Материалы и методы опытно-экспериментальной работы. В нашей опытно-экспериментальной работе мы воспользовались копьютерно-математической системой контроля качества оказания медицинской помощи, используемой в страховой медицине. Данное исследование являлось частью комплексной учебно-методической работы кафедры «Внутренние болезни», направленной на повышения качества педагогического процесса.
Мы представили педагогический процесс как некий процесс преподавания определенной дисциплины в медицинском ВУЗе. А качество преподавания дисциплины (КПД) решили представить как свойство процесса преподавания дисциплины и объектом нашего опытно-экспериментального исследования (рис. 1) [1].
В ходе проведения аналитико-экспериментальной работы нами были использованы методы статистического контроля качества различных процессов, модифицированные для системного анализа состояния качества преподавания дисциплины «Внутренние болезни».
Рис. 1. Система процесса преподавания дисциплины (на примере клинической дисциплины «Внутренние болезни»)
Это опросники для преподавателей и студентов для выявления недостатков качества преподавания дисциплины (по когнитивной, деятельностной и личностной составляющим); статистический анализ студенческих ошибок и, как следствие, недостатков в преподавании клинической дисциплины; оценка стабильности систем (вариант контрольных карт); стратификация по факторным признакам (вариант аналитической группировки); стратификация по результативным признакам (вариант кластерного анализа); диаграмма Парето (вариант метода главных компонент); диаграмма причин и результатов (диаграмма Исикавы).
Также для расчетов и анализа возможных рисков возникновения недостатков преподавания дисциплин была предложена динамическая модель риска, которая формулируется в виде автономной диссипативной динамической системы [2].
Выделенные нами риски позволили представить основные компоненты КПД (рис. 2).
Данные исследования позволили представить процесс преподавания дисциплины в виде системы и оценить стабильность ее состояния (рис. 3). Было представлено пять типов состояния системы с учетом удовлетворительного и неудовлетворительного уровня показателей КПД и стабильного и нестабильного состояния системы (рис. 4).
Изменение этих состояний возможно под влиянием воздействия окружающих ее факторов (уровень профессионализма, улучшение оснащения педагогического процесса и прочее). Эти факторы определяются результатами описанных выше статистических методов и анализом качества преподавания дисциплины. Наиболее частые возможные направления изменения состояния систем представлены на рис. 4 [3].
Рис. 2. Основные компоненты качества преподавания дисциплины
На динамику прогностического состояния системы последовательно будут влиять 3 типа причин:
1. Класс КПД, количество, структура, значимость, причинно следственные связи недостатков преподавания;
2. Показатели рисков структуры ненадлежащего КПД; типичные недостатки преподавания, их значимость и причинно-следственные связи;
3. Диагностика типа системы, причин ненадлежащего КПД; планирование мер по улучшению КПД, прогноз развития ситуации.
Качество обучения страдает из-за недостаточного владения теоретическим материалом вследствие разрозненности знаний и отсутствия их систематизации, недостаточного контакта студента и преподавателя, неумения взаимодействовать в группе, психологического дискомфорта и прочее.
Рис. 3. Порядок диагностики типа статистического состояния системы КПД
Рис. 4. Прогнозируемые варианты динамики статистического состояния системы
Таким образом, образовательный процесс, являясь многофакторным, весьма сложен. Качественное преподавание дисциплины является системным фактором, одной из функций педагогического процесса.
При реализации процесса обучения, немаловажен контроль качества преподавания дисциплины как составляющей педагогического процесса. Применение набора статистических методов делает возможным провести системный анализ качества преподавания дисциплин. Он позволяет выявить недостатки, определить их систематический или единичный характер, выявит приоритеты интересов преподавателей и студентов при анализе недостатков преподавания дисциплин, определить риски возникновения недостатков и возможные пути их устранения [4].
Углубленный анализ недостатков качества преподавания явился основой предложенных нами методических рекомендации по организации эффективного контроля качества преподавания дисциплин:
1. Качество преподавания дисциплины является одним из важнейших условий повышения уровня преподавания в высшей школе.
2. Оценку качества преподавания дисциплины необходимо проводить с помощью выделения оптимальных критериев. Они приведены в опросниках нашей аналитико-экспериментальной работы и содержат когнитивную, деятельностную и личностную составляющие.
3. Использование автоматизированной методики анализа качества преподавания дисциплины позволяет выделить недостатки, оценить риски возникновения недостатков в качестве преподавания дисциплин, определить стабильность состояния педагогического процесса как системы.
4. Использование диаграммы Парето позволяет выделить факторные составляющие, воздействие на которые позволит изменить стабильность состояния системы.
5. На основании анализа Парето и диаграммы Исикавы становится возможна выработка оптимальных мер по устранению недостатков процесса преподавания дисциплины [5].
Примененная нами оценка качества преподавания дисциплины позволила определить тип системы преподавания дисциплины на кафедре как IV. Его характеристика: нестабильная система, в которой на фоне систематических факторов действуют немногочисленные особые причины отклонений.
После принятия управленческих решений после проведенного контроля КПД система перешла в состояние V типа (рис. 5). Его характеристика: нестабильная система, в которой на фоне случайных факторов действуют немногочисленные особые причины отклонений.
Вывод. В заключении нами сделан вывод о том, что качество подготовки специалиста определяется не только целями образования, но и реализацией всех педагогических приемов, в том числе и контроля качества преподавания дисциплины. Существующие методы контроля качества преподавания тем полнее отражают качество процесса подготовки специалиста, чем полнее реализуется принцип единства и целостности обучения.
Рис. 5. Изменение статистического состояния системы (тип IV системы перешел в III тип системы)
Совершенствование методов обучения будущего врача с учетом комплексного подхода к преподаваемым дисциплинам и психологическим особенностям обучающихся позволит им в дальнейшем стать востребованными, конкурентоспособными специалистами, свести к минимуму количество совершаемых ими врачебных ошибок и облегчить их последствия.