Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

EDUCATION OF A CULTURE OF BEHAVIOR IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE BY INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Ivanova M.V. 1 Maksimova L.I. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article is devoted to the study of the problem of education of a culture of behavior in children of preschool age. The theoretical substantiation of the use of information and communication technologies in the education of a culture of behavior of preschool children is given. The possibilities of using information and communication technologies to organize the educational process with the aim of fostering a culture of behavior in children are revealed. The experience of introducing information and communication technologies into the educational process, which contributed to the formation of children’s ideas about the moral side of socio-cultural relationships, is presented. Some organizational and substantive features of the long-term plan of educational activity are given. The technological basis of the educational process, which consists of multimedia presentations, slide materials, video materials, computer programs, educational games on an interactive whiteboard, is disclosed. The main organizational forms using Power Point and Smart Notebook programs are identified: thematic conversations, developmental and psychotherapeutic games, game situations, intellectual games-competitions, contests, etc. The content and sequence of thematic weeks is given: «Communication Culture»; «Behavior rules»; «Culture of hygiene skills»; «The culture of behavior in everyday life.» Scientific and practical recommendations have been developed for the implementation of educational work to foster a culture of behavior in older preschool children through information and communication technologies.
children of preschool age
information and communication technologies
culture of behavior
interactive board
multimedia

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Решается задача формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности [1].

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [1].

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому образовательная детальность должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Как известно дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. В результате чего ребенок овладевает социальными компетенциями, позволяющими ему применять в своей жизнедеятельности, культурные формы, способы и средства поведения [2].

Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этической культуре [3]. Проблему воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста исследовали в своих фундаментальных трудах Р.С. Буре, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина, Э.К. Суслова, Т.В. Черник и др.

В исследованиях В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой раскрывается содержание образовательной работы по воспитанию культуры поведения и необходимость создания соответствующих педагогических условий.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия дошкольников. Поэтому образовательный процесс в ДОО должен предусматривать реализацию нравственных идей и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности [4].

Несмотря на многочисленные исследования проблем воспитания культуры поведения у дошкольников недостаточно рассмотрены возможности использования в данном процессе средства информационно-коммуникационных технологий [5].

Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования Л.Н. Духанина, Т.В. Волосовец, Н.Е. Веракса, Э.М. Дорофеева, Т.С. Комарова, Т.И. Алиева, И.И. Комарова, К.Ю. Белая и др. высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Большинством ученых отмечается, развивающая роль компьютерно – игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

Внедрение ИКТ в образовательную деятельность – это повышение интереса многих детей, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает. В связи с этим возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления детей материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио-восприятие на визуальное. Анимационные герои вызывают положительный интерес к их поступкам и действиям, в результате чего у детей формируются определенные представления о нравственной стороне социально-культурных взаимоотношений. Так, например, использование мультимедийных презентаций, позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке, позволяя детям понять сущность и ценность нравственных поступков, правил и норм поведения. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Отечественный и зарубежный опыт применения развивающих и обучающих программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике общественного дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения. Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитании культуры поведения детей дошкольного возраста заключается в следующем:

Во-первых, делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации.

Во-вторых, оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

В-третьих, способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

В-четвертых, позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса. Повышают качество педагогического труда. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.

Целью нашей работы являлось создание условий по развитию культуры поведения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Образовательная работа была составлена в соответствии воспитательных, развивающих и образовательных задач перспективного плана.

Нами решались следующие задачи: воспитывать у детей бережное отношение к окружающим; воспитывать в детях дружеское взаимоотношение; обогащать нравственные представления детей на положительных примерах их жизни; закреплять с детьми правила безопасности; сформировать у детей культурно-гигиенические навыки в повседневной жизни.

На основе диагностики был определен базовый уровень развития нравственных качеств и культуры поведения у дошкольников. С учетом базового уровня нравственного развития детей в содержание каждой календарно-тематической недели были включены познавательные тематические беседы с использованием слайдовой презентации: «Что такое культура поведения», «Будь вежливым», «Культура поведение в общественных местах», «Безопасность на дорогах», «Правила поведения за столом», «Гигиена», «Всегда помогай людям» и т.д.

Данный перспективный план был рассчитан на четыре недели. Технологическую основу нашего образовательного процесса составили мультимедийные презентации, слайдовые материалы, видеоматериалы, компьютерные программы, развивающие игры на интерактивной доске. Каждая неделя проводилась по тематике. Первая неделя называется «Культура общения»; вторая – «Правила поведения»; третья – «Культура гигиенических навыков»; четвертая – «Культура поведения в повседневной жизни».

Нами были разработаны развивающие игры c использованием программы Power Point: «Правила поведения в природе», «Правила безопасности», «Найди лишнее», «Волшебный мешочек», «Хорошие плохие поступки» и др. Для создания эмоционально-чувственной основы воспитания нравственных качеств детей использовали психотерапевтические игры, разработанные на основе программы Smart Notebook «Эмоции», «Доставляй радость людям добрыми делами», «Что такое хорошо, что такое плохо» и др.

В ходе данной работы вели ежедневный мониторинг самочувствия детей и их эмоционального состояния. С целью обеспечения эмоционального благополучия активно применяли приемы стимулирования: сюрпризный момент, волшебное письмо, загадывание загадок от лица любимых героев, показ собственных рисунков на экране, видеосюжеты из жизни группы.

Положительную мотивацию к деятельности осуществляли с помощью решения игровых ситуаций, интеллектуальных игр-соревнований, конкурсов. Дети выполняли действия по установленным правилам в соответствии с представленными проблемно-поисковыми ситуациями.

На основе проведенной нами работы по воспитанию культуры поведения у детей посредством ИКТ были разработаны следующие научно-практические рекомендации:

1. Компьютерные средства должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса, способствовать эффективному формированию представлений о нравственных нормах и правилах поведения.

2. При планировании деятельности важно учитывать взаимосвязь прохождения материала основной образовательной программы с содержанием используемых интерактивных продуктов, с целью обеспечения для ребенка единого образовательного пространства.

3. Ведущая роль отводится выбору используемого мультимедиа-продукта, так как именно в нем заложены основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы образовательного процесса, их соответствие целям, задачам и программному содержанию.

4. Необходимо использовать традиционную развивающую предметно-пространственную среду: демонстрационный и раздаточный материал, иллюстрации, видео, мультипликацию и др.

5. Комплексное использование ИКТ с учетом социальной ситуации развития ребенка в реальных жизненных ситуациях морального выбора и нравственного поведения.

6. Оптимальный результат достигается путем использования ИКТ с активным внедрением эмоционально значимых приемов (проблемно-поисковые ситуации, игровые ситуации).

Таким образом, вышеуказанные методические рекомендации могут быть полезны педагогам, желающим применять инновационные технологии в воспитании культуры поведения старших дошкольников.